Ярослав Романчук: «Кризис у нас более глубокий, чем в Западной Европе»
Скоро будет два года, как начался финансовый кризис, что, безусловно, породит новый вал статей, воспоминаний, книг, альтернативных сценариев и т.п. Некоторые весьма уважаемые комментаторы вообще заявляют, что симптомы сегодняшнего дня до боли похожи на события двухлетней давности. Попробуем сделать более широкий обзор. Итак…
Финансовый кризис, как все помнят, начался с проблем сектора розничных долгов с плохой или некачественной кредитной историей (так называемый subprime). Вспоминается текст папы Бена, что «это проблема локальная и в большую не перерастёт». Жизнь распределилась иначе. Более того выяснилось, что проблема куда шире.
Долг и офф-шоринг. Всем в той или иной степени понятно, что рост экономики, выраженный в том числе в несовершенном, но относительно единообразном ВВП, базируется на росте производительности труда. После краха доткомов, обещавших бесконечный рост производительности, в первые ряды выступила простенькая схема: выталкиваем рабочие места в Китай (образно понимая набор стран), а потребление, следовательно и уровень жизни, увеличиваем за счёт постоянного увеличения массы дешёвых кредитных денег.
А это уже не subprime. Целое поколение американцев научилось пользоваться своими домами как персональными банкоматами. Да и производительность механически росла — рабочие места уплыли в Китай, а маржа остаётся учитываться в счетах ВВП (на сей счёт у меня был пост, ставящий под сомнение, действительно ли американский ВВП составляет 14 заявленных триллионов).
Также отметим, что коллективное мнение СМИ, что офф-шоринг исключительно вызван арбитражем стоимости рабочей силы — наивно. Стоит поразмыслить над аутсорсингом корпоративной ответственности в целом — экологической, производственной, общественной и т.п. Иначе не объяснить «уплывание» в Китай производств, где доля труда в себестоимости незначительна (пост на сей счёт).
Всё бы хорошо, но у всей конструкции был и существует один изъян — кто будет платить по долгам. Принцип компундированного процента не является пирамидой только в одном случае — рост доходов опережает счётчик по процентам. Тут две системы — оффшоринга и долга и пришли в конфликт, который как мы отметим ниже, никто так и не разрулил. Долга до хрена, а источника роста доходов не видно. Ка-бум!
Для полноты описания предыстории кризиса, отметим, что можно начать исчисление от событий, значительно предшествующих краху доткомов. Для интересующихся современной экономической историей наиболее знаковыми сюжетами являются рейгономика, отказ от золотого стандарта при Никсоне, а также основополагающий сюжет — появление «фиатных» денег — создание ФРС в 1913 году. Заодно выяснилось, что мы плохо понимаем роль золота, и почему власти так заинтересованы в манипуляции цен на драгметаллы. Выбирайте свой яд сами.
Я же отмечу, что по сути правы те, кто говорит, что сегодняшний момент представляет собой узел, где сходятся концы сразу нескольких длинных и коротких циклов. Иными словами, все звёзды говорят о том, что перед нами не простой циклический спад.
Тушение пожара керосином
Как провели власти последние два года борьбы с кризисом? Победила кейнсианская точка зрения, что государство должно активно включиться в экономический процесс, чтобы не дать экономике упасть ниже некоего разумного уровня (это какой?), пока частный сектор находится в состоянии паники.
Власти всех стран бросились разрабатывать программы стимулирования. В США называется цифра в 1 триллион. Что не есть правда. Во-первых, дефицит бюджета, по определению являющийся стимулированием, составил три триллиона. Во-вторых, многие виды стимулирования, как-то косвенные гарантии квази государственным ипотечным гигантам на сумму порядка шести триллионов, остались как бы за кадром.
Европа, если и отставала от США по времени, то явно не по деньгам. Там тоже придумали, как потратить триллион. Аналогичную цифру впрыснул в экономику Китай (если не больше через довольно сомнительные кредитные операции на уровне местных властей).
Особую роль во всей истории сыграли центральные банки. И это важно. Папе Бернанке удалось монетизировать плохих долгов аж на два с лишних триллиона (поверх официального дефицита бюджета США). Но вот ведь странная вещь, законно ожидаемой инфляции-то не возникло. С одной стороны, механически — это правильный расчёт ФРС — созданные деньги не двинулись в реальную экономику с корсчетов банков. С другой стороны, медаль у Бернанке можно отнять, трезво рассудив, что коллапс долговой пирамиды попросту сжирает больше денежной массы, чем ФРС в состоянии создать. Поди разберись, но результат на лицо.
Не менее забавно (если слово «забава» вообще уместно), как кидало в проруби нынешнюю администрацию. Например, от заявлений раннего периода, что стимулирование создаст не менее трёх миллионов рабочих мест (где они?), до вялого трендения, что, мол, спасли страну от ещё большей беды. Сами понимаете, что последнее утверждение в отличие от проваленного изначального просто не проверяемо.
Что мы имеем помимо бульона?
Немного. Банки безусловно были спасены. До сих пор удивляет, как ловко они умудрились кинуть Администрацию. Ведь немного времени прошло от встречи банкиров с Обамой, где он, как утверждают свидетели, сказал, что Администрация есть единственное, что стоит между банкирами и толпой с вилами, до выплаты рекордных бонусов.
Можно смело сказать, что было два реальных реципиента скоординированных усилий казначейств (дефицит бюджета) и центральных банков (нулевая ставка). Никогда в истории банковского дела не было так сладко — бери под ноль, давай в долг под два знака. А плохие долги выкупит ЦБ. А кто второй реципиент? Об этом чуть ниже…
Кто проиграл? Ну не элита же. Как всегда крестьяне и ремесленники. Безработица так и замерла на уровне 10% в США (и то спасибо статистикам), в странах южной Европы показатель составляет порядка 20%. Бережливым предлагается нести деньги в банк под ноль годовых, а налоги продолжают расти. Не забывайте и про реформу здравоохранения, которая является скрытым налогом на средние и малые предприятия.
Удивляет? Меня нет. Структурных реформ, которые могли бы толкать в сторону решения проблемы долга и офф-шоринга никто не проводил. В их отсутствии второй значимый реципиент стимулирования был… Китай. Очухавшись после случая близкой смерти, корпорации продолжали старое занятие по кост-каттингу и офф-шорингу. Обамовские триллионы утекли в чужие страны… Это не заговор, это логичное поведение корпоративной олигархии: если государство кладёт деньги в карман потребителю, то зачем волноваться источником доходов и занятостью вообще. Ох, как изменилась страна с времён Форда.
Была ли или есть альтернатива?
Разумеется. Пора признать, что долговая конструкция есть пирамида, так как невозможно обеспечивать постоянный прогнозируемый рост для покрытия процента. Также надо признать, что идея постиндустриального общества есть мираж. Не мене важно признать, что не смотря на все гуманитарные установки трудно в лоб конкурировать с бизнес-моделью, практикующей рабство. Нам, видите ли, с детства внушили, что рабство неэффективно, поэтому «накроется» само. Неправда.
Интересно, что все выше приведённые, на мой взгляд, простые и очевидные мысли, ещё пару лет назад были исключительно уделом шизофренических сайтов ультра правого толка. Сегодня ростки разума начали пробиваться на большие трибуны. Ещё один признак того, что официальная догма пришла в тупик. Почему же никто из политиков не готов от этой самой догмы отказаться? Как бы не хотелось критикам власти, совсем дураков там точно нет.
Ответ прост. Для начала реальных реформ надо совершить два простых шага равных политическому самоубийству (по крайней мере, в системе координат существующей политической машины). Во-первых, надо развестись с клептократическим олигархическим спрутом и вернуться к принципам рыночной экономики (привет всем, кто считает, что кризис вызван изъянами рынка — последние сколько-то лет у нас не было никакого рынка!). Во-вторых, надо заявить населению, что халява закончилась. Все будут жить беднее, а также должны перестать мечтать, что завтра они непременно будут жить богаче, чем вчера. Ключевой постулат долговой машины, который является насквозь фальшивым от «а» до «я», включая все знаки препинания.
К сожалению, на сегодняшний день, никто из политиков, стоящих у руля западных экономик, этого сделать не готов. Отсюда и весь бессмысленный набор действий, хаотически направленный на невозможное — вернуть всё в 2006 год, когда каждому водителю грузовика полагалось по пятикомнатному дому. Нео, проснись!
Что же будет?
Офисы, наверное. Если серьёзно, то структурный сдвиг, о котором мы говорили выше, неизбежен. Только для этого потребуется смена политических и экономических элит.
Возможен подвариант под кодовым названием «Япония», где существующий статус-кво может просуществовать в некоем криогене ещё десять лет. Непринципиально. Исход один и тот же.
За исключением совсем страшненького варианта медленного сползания к фашисткой диктатуре современного образца. Зелёного и вооружённого до зубов СМИ. Надеюсь, этого не произойдёт. Всё-таки основы гражданского общества достаточно сильны. Да и экономически моделька получается слабенькая. То есть где-то такой рецидив может произойти, но слабо верится в долгосрочные перспективы такой альтернативы. От нас зависит в том числе.
Хорошо, это всё относительно (потенциально) далёкие и поэтому абстрактные вещи. А что ожидать в непосредственном календарном завтра?
Не боясь быть обвинённым в повторах, скажу ещё раз. В отсутствии воли у власть имущих, на столе у папы Бена продолжает крутиться всё та же монетка. На одной стороне написано «гиперинфляции», на другой «дефляция» (важно подчеркнуть, что гиперинфляция не есть старшая сестра инфляции, в силу избытка мощностей в мировой экономики банальной инфляции как не было, так и не будет).
Монетка крутится всё медленнее (3-ий квартал ВВП может выйти в ноль, а про зелёные побеги уж никто и не говорит кроме Турбо Тима). Куда она сейчас упадёт? Долговой рынок верит, что на сторону дефляции. Рынок акции в противоположное. На лицо тяжёлый случай шизофрении. Однако, тут есть нюансы.
Мне лично кажется, что возможен дефляционный шок с последующим разгоном инфляционной волны. И тут у меня много единомышленников. Можно ли на этом сценарии заработать? Ещё как. Парадоксально, но идея заключается в выходе в фиатный кэш с последующим подхватом всего, что упало в цене на дне дефляционного шока.
Как метко отметил один блогер, это эквивалентно планам карманников по подхвату бумажников, когда толпа рванёт из горящего театра. Не вникая в мораль, опасное мероприятие, так как могут и затоптать. Тут и чужой бумажник не спасёт. Если есть запас нервов, то можете присоединиться к новой элите, как это было в кризисы первой половины 20 века. А нет, лучше не надо.
Я же выступаю сторонником малых действий и размазывания по тарелке. Главное — это не заработать, а сохранить! Дефляцию со стола никто не снимал, значит, значимая доля «кэша» пока имеет смысл. Другой фатальный исход страхуем позицией в драгметаллах. Серединку портфеля медленно «закручиваем» в стародобрые дивиденды несущие стоки — сырьё, агро, базовые потребтовары и немного понятных технологий. И главное подальше от регулиру емых отраслей, где государство точно порезвится при любом раскладе.
А недвижимость? Немного поразмыслив над темой кирпичей и бетона, полагаю, что недвижка (относительно) проиграет в любом раскладе. Либо упадёт в дефляции, либо будет замордована налогами в условиях инфляции, да и доходность не защитить, если речь идёт о коммерческой недвижимости. Поэтому покупайте исключительно для себя. Так хоть есть персональная нефинансовая рента. А дальше, как монета ляжет…
Текст публикуется с сохранением авторской стилистики и орфографии. С другими материалами автора и с их обсуждением вы можете ознакомиться в его блоге.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Проблема жъжъь.
Что такое «кризис опыления» и как с ним быть. - Доказательная база: как человек вредит природе .
Откуда мы знаем, что изменения климата вызваны человеком? - Грядёт глобальный кризис водных ресурсов.
Исследования и перспективы. - Пандемия оставит кадры за бортом.
- Краудворкинг: как пандемия породила толпы онлайн-чернорабочих.
И как подрабатывать после коронавируса . - Как геополитика задаёт правила гонки за вакциной против коронавируса.
Рассматриваем мировые отношения в эпоху эпидемии. - Рубен Ениколопов. О последствии коронакризиса в бедных и богатых странах.
- Project Syndicate (США): анатомия коронавирусного кризиса.
Как эпидемия изменит экономику всех стран. - Экономические кризисы.
История возрождения. - Сергей Хестанов: «Коронавирус — это спусковой крючок мирового кризиса».
Интервью с экономистом о том, какие финансовые риски нас ждут в ближайшее время.