Подписаться на обновления
20 октябряПятница

usd цб 57.5706

eur цб 67.9333

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Виктор Топоров   вторник, 9 марта 2010 года, 10:39

Критический реализм. Что и как
Знаем мы, какие вы снайперы. И какие из вас снайперы. Такие же, как и лыжники!


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В спорах вокруг «нового реализма» принимают участие критики, прозаики и редакторы. Мнение издателей особенно важно, ведь именно им, а не «влиятельным подхалимам» суждено определять, «кому быть живым и хвалимым», а «кто должен быть мёртв и хулим».

Группе сравнительно молодых критиков и прозаиков удалось-таки раскочегарить дискуссию о «новом реализме», искусственно противопоставленном литературе как бы изысканной и вместе с тем безнадёжно оторванной от жизни; старый как мир и неразрешимый даже теоретически спор между «что» и «как».

Николай Славянский при всех его замечательных достоинствах, включая такт, сала не нарастил — и его, можно сказать, сожгли и забыли. Но на перекрёстке у реки он ждёт с десятком-двумя непревзойдённых эссе и сохраняющих как актуальный, так и учебный смысл статей. Ждёт и Юрий Милославский с не изданной у нас замечательной прозой, с не собранной в книги подлинно живой поэзией.

Все эти прения и препирательства на пустом месте (в «толстяках», в литературных еженедельниках, на сайтах и в ЖЖ) настраивают независимого наблюдателя на иронический, даже, скорее, на анекдотический лад; поневоле вспоминается, скажем, история, поведанная в одной из горестных публикаций Нины Горлановой.

Приходит она, писательница, к руководителю областной организации с просьбой об улучшении жилищных условий, а он эдак многозначительно смотрит на неё, да и говорит: «Вот вам негде жить, а мне не с кем!»

Да ведь и впрямь одним не о чем писать, а другим — нечем. У первых отсутствует надлежащий жизненный опыт, у вторых — литературный талант. Но такое справедливо лишь в самом первом приближении, да и то чисто теоретически.

Литература — нечто вроде, прошу прощения, биатлона: одни лучше ходят на лыжах, другие лучше проявляют себя на огневом рубеже, но таких, чтобы только на лыжах или только из положения лёжа, в этом виде спорта всё же не держат.

В литературе таких тоже не держат: если совсем не умеешь писать, но пишешь — ты графоман; если совсем не о чем писать, а всё равно пишешь — ты графоман; ну а дальше, по отсечении обеих крайностей, начинаются уже варианты, подварианты, дроби и сугубо индивидуальные формулы.

Начинаются писатели, начинаются наши литературные биатлонисты. В том числе и плохие писатели; но ведь и плохие биатлонисты бывают тоже!

Важно для начала осознать, что умение писать (врождённое или наработанное — вопрос отдельный) и требующий выражения или самовыражения жизненный опыт (плюс идеология, мировоззрение и всё такое прочее; тоже, кстати говоря, нарабатываемые, пополняемые и видоизменяемые) суть необходимые составляющие творческого процесса, предполагающего хоть сколько-нибудь адекватный творческий результат, тогда как их соотношение в каждом отдельном случае неизбежно варьируется в самом широком диапазоне.

Применительно к конкретному писателю (а порой и применительно к конкретному произведению) можно говорить лишь о доминанте «что» или, соответственно, о доминанте «как»: одни пишут прозой, другие — прозу; оба метода правомерны и равноправны, а равноправие это достигается главным образом потому, что одни пишут скорее прозой, а другие — скорее прозу; никаких «писателей для писателей» и «поэтов для поэтов» не существует в природе; а всё остальное — от лукавого.

А всё остальное в рассматриваемом нами случае — это групповое и поколенческое самоутверждение «новых реалистов», с одной стороны, и просто-напросто нежелание потесниться (или, вернее, подвинуться) ― с другой.

Есть, правда, и третья сторона — любители наводить тень на плетень, с тем чтобы в этой густой тени спрятать собственное творческое ничтожество: мы, мол, не лыжники, мы снайперы!

Знаем мы, какие вы снайперы. Знаем, какие из вас снайперы. Точно такие же, как и лыжники!

Весь этот разговор был бы несколько беспредметен, не читай я сейчас как проклятый книги и рукописи, выдвинутые на соискание премии «Национальный бестселлер».

Именно на нацбестовском поле и развернётся битва между «что» и «как» после короткой, но яростной перестрелки на «Повестях Белкина». И результат её, разумеется, непредсказуем: в большом жюри на равных сошлись сторонники и противники «нового реализма», есть и колеблющиеся, есть и не определившиеся, есть и тёмные для меня лошадки.

И, естественно, есть сам корпус текстов: как уже широко известных читающей публике, так и дожидающихся (понапрасну или нет — вопрос отдельный) своих пятнадцати минут славы.

В первую очередь меня интересуют, понятно, произведения не столько «молодые», сколько «незнакомые».

Вот роман Михаила Попова «Ларочка» (номинатор Юрий Козлов).

Леонид Юзефович (2001); Александр Проханов (2002); Гаррос-Евдокимов (2003); Виктор Пелевин (2004); Михаил Шишкин (2005); Дмитрий Быков (2006); Илья Бояшов (2007); Захар Прилепин (2008); Андрей Геласимов (2009).

Простовато, хотя нельзя сказать, чтобы совсем незатейливо рассказанная история «дочери офицера» — от встречи в девятилетнем возрасте с педофилом до участия на ведущих ролях в несостоявшемся мятеже генерала Рохлина.

История её мужей и любовников: непризнанного провинциального поэта, столичного академического отпрыска-фарцовщика, богомольного сына космонавта, одиозно знаменитого престарелого художника, неожиданно прославившегося в смутное время целителя, преуспевающего директора мясокомбината, университетского вольнодумца, бравого тылового генерала, сластолюбивого профессора, становящегося важной шишкой в Центризбиркоме; на периферии — Руцкой, Зюганов и Проханов, полуоскорбительно переименованный в Порханова (но всё же не в Парханова).

Написана «Ларочка», разумеется, процентов на девяносто по методу «что» и читается (особенно во второй половине) с неослабевающим интересом.

А вот девяностопроцентное «как» — «Горизонтальное положение» Дмитрия Данилова (номинатор Борис Кузьминский).

Десять процентов «что» приходятся на подённую роспись трудов и дней некоего стихопишущего сотрудника предположительно «Русской жизни» за период с 15 января 2009 по 15 января 2010 года.

Посередине повествования журнал закрывают. В поисках пропитания герой обращается к тому промыслу, который в советское время назывался написанием истории завода, только теперь речь идёт о нефтяных вышках.

Служба с приработками, духовные практики и практикумы, чуть ли не ежевечернее участие в поэтических вечерах, где все читают «прекрасные стихотворения», игра в футбол на сайте, поиски новой работы, осенняя поездка в Америку с ежевечерними поэтическими посиделками, на которых все читают «прекрасные стихотворения», — всё это входит в пресловутые десять процентов.

А что же остальные девяносто? На остальные девяносто (проходящие, напоминаю, по ведомству «как») герой еженощно принимает титульное горизонтальное положение и стилистически подражает замечательному владимирскому писателю Анатолию Гаврилову. К чести Данилова, имя Гаврилова всплывает буквально на первых страницах — всплывает как бы невзначай, но sapienti sat.

А вот «новый реализм» от далеко не самого известного (а может, и самозваного) представителя: «Границы первого уровня» Евгения Алёхина (номинатор Дмитрий Трунченков).

Толком не долечив доморощенный триппер, юный провинциал становится финалистом литературной премии «Дебют», сходится на семинаре в Липках с победительницей поэтического конкурса всё той же премии (имя и первая буква фамилии счастливой избранницы приводятся с неуместной скрупулёзностью) и в дальнейшем бурно мечется между нею и двумя-тремя незабываемыми подругами провинциальной юности, безуспешно подхалтуривает репортёром на съёмках «Дома-2» и совершает много другого разумного, доброго и вечного…

Чистое «что», да и написано неплохо: не Лимонов, понятно, даже не Шаргунов, но явно в ту же степь.

Отдельно отмечу, что Липки и премия «Дебют» теперь встречаются в каждой третьей рукописи (и почему-то целители), а или целители, или «Дебют» — так и вовсе в каждой второй.

У Ольги Новиковой в романе «Гуру и зомби» (двойная номинация — Павла Басинского и Татьяны Набатниковой) дело вертится опять-таки вокруг целителя, а юных писателей и писательниц заменяют (что, в общем-то, объяснимо) бальзаковских лет художницы с взрослыми сыновьями.

Целитель, как старик Щупалов у стилистического затейника (великого мастера «как») Ремизова, врачует в основном х…ем. Но и словом тоже. И х…й этого гуру (пополам со словом) превращает и мужчин, и женщин в зомби. А та зомби, которой х…я не достаётся, становится серийной убийцей.

Редактировать Новикову не надо, она сама известный редактор, поэтому художник, пишущий исключительно акварели, именуется в романе «акваРЕЛистом», но пишет автор это слово как «акваЛЕРист», видимо по аналогии с «кавалеристом». На вопрос, «что» или «как», отвечу: каково «что», таково и «как»; биатлон у Ольги Новиковой вполне сбалансированный.

Сбалансировано, хотя и на принципиально ином уровне, «Прощание со Стамбулом» Владимира Лорченкова (самовыдвижение).

Это сильно и стильно написанный любовно-криминальный роман в духе «Американской мечты» Нормана Мейлера (руку которого я, переводчик Мейлера, опознаю безошибочно), на которого, в свою очередь, повлиял Фолкнер.

Молодой журналист, искренне полагающий себя тёртым калачом, встречает женщину своей мечты — и в конце концов теряет её…

Сила Лорченкова заключается, помимо чисто стилистического блеска, в том, что он, подобно Мейлеру, скользит по опасной грани психологического (и не только) эксгибиционизма, и вместе с тем у него, как у Фолкнера, есть своя Йокнапатофа.

Стамбул Стамбулом, но дело-то происходит в Молдавии, неподалёку от родового гнездовья Дракулы, чем несколько искупается всё же чересчур перекрученная криминальная история, а главное, недостаточно подготовленная расставленными в основном тексте вешками парадоксальная развязка.

Поскольку на Лорченкова (как и на автора «Радостной мужской стали» Ирину Дудину) уже обрушились обвинения в связи с самовыдвижением на премию — самовыдвижением, которое регламент премии допускает, хотя, понятно, и не приветствует, — возьму на себя смелость отметить: побольше бы таких самовыдвижений, и, глядишь, надобность в сторонних номинаторах отпадёт сама собой!

В спорах вокруг «нового реализма» принимают участие критики, прозаики и редакторы (издательские и журнальные). Мнение издателей особенно важно, ведь именно им, а не «влиятельным подхалимам» суждено, хотя бы на первом этапе, определять, «кому быть живым и хвалимым», а «кто должен быть мёртв и хулим».

Кстати, и «Горизонтальное положение», и «Границы первого уровня», и «Радостная мужская сталь» — свободные рукописи, тогда как «Ларочка» напечатана с продолжением (аж в 2006 году) далеко не в самом заметном журнале «Наше поколение».

То есть и у конкретного «что», и у конкретного «как» пока получается как-то никак — вот вам и вся высосанная из пальца дискуссия.

Величайшие литературные открытия были сделаны в первой трети ХХ века (пресловутая триада Кафка ― Джойс ― Пруст), после чего под литературной луной, строго говоря, не произошло ничего нового: каждое прозаическое произведение представляет собой комбинацию «что» (иначе говоря, беллетризма) с «как» (иначе говоря, модернизма) в той или иной пропорции.

И внимание в каждом конкретном случае нужно обращать не на то или иное соотношение, а на талант, отсутствие которого — прав Остап Бендер — не отменишь никакой шахматной теорией.

Да и литературными псевдодискуссиями, кстати говоря, тоже.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Из цикла: Забытые имена русской словесности

«Кровь казачья по колено лошадям»

К 40-летию со дня смерти исторического романиста, великолепного эпического беллетриста Дмитрия Ильича Петрова-Бирюка.

02.02.2017 16:00, Игорь Фунт


Вот мы и встретились

В издательстве «ЭКСМО» в серии «Мастера современной российской прозы» вышла новая книга рассказов нашего постоянного автора Андрея Бычкова. «Сборник «Вот мы и встретились», как считает сам автор, это «художественно-антропологический спектр мужских архетипов нового русского времени»» (из аннотации к изданию). Ниже мы публикуем небольшой рассказ, давший название всей книге.

01.02.2017 17:00, Андрей Бычков


Распутин придуманный и настоящий

Интервью с автором книги «Распутин» Дугласом Смитом

К столетию со дня убийства одного из самых известных персонажей российской истории в Великобритании вышла книга "Распутин". Ее автор, историк Дуглас Смит, пересматривает многие мифы и устоявшиеся представления о жизни и смерти "сибирского старца", оказавшего влияние на судьбы российской монархии и российской империи.

31.01.2017 19:00, Наталья Голицына, svoboda.org


Русская культура в анекдотах Сергея Довлатова. Часть II

Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах. - М.: РИК «Культура», 1992

Книга Марианны Волковой и Сергея Довлатова «Не только Бродский» представляет собой своеобразный жанр, где изобразительное начало органично сплавлено с литературным: замечательные фотографии известных деятелей современной отечественной культуры (метрополии и русского зарубежья), сделанные М. Волковой, даны в сопровождении специально написанных к ним текстов С. Довлатова. Среди героев книги — В. Аксенов, А. Битов, А. Вознесенский, Н. Коржавин, М. Ростропович и другие.

23.01.2017 19:00, Николай Подосокорский


Мир Беляева

К 75-летию со дня смерти Александра Беляева

«Мир Беляева трудно передать словами. Мир Беляева надо смотреть, слушать, чувствовать, испытывать, примерять – как примеряют к себе непознанные доселе вещи и события дети. Театр, музыка, кино, литература – всё было проникнуто беляевскими темами, темпами. Особенно в советское время, когда мечтать и летать разрешено было лишь во сне. Когда фантастические пертурбации применяли в основном к заграничным героям. Потому что "суперзлодей" Штирнер мог придумывать страшные телепатические козни только в Германии. А победивший его "супергерой" Качинский мог быть исключительно советским прогрессивным учёным».

06.01.2017 16:00, Игорь Фунт


Самая печальная история

Кем на самом деле были Ромео и Джульетта

Шекспир ошибался: повесть печальнее, чем о Ромео и Джульетте, существует. Главная ее печаль в том, что она реальна. Задолго до появления пьесы на глазах у невымышленных героев разворачивалась неподдельная драма. Кто же все-таки был прототипом самой популярной в литературном мире пары?

20.12.2016 19:00, Анна Баклага


«А мои песни — это литература?»

Нобелевская речь Боба Дилана

В Стокгольме вручили Нобелевскую премию по литературе за 2016 год — ее получил Боб Дилан, один из важнейших людей в истории рок-музыки. Сам Дилан на церемонию вручения премии приехать не смог (его песню «A Hard Rainʼs A-Gonna Fall» спела Патти Смит), но прислал письмо со своей нобелевской речью.

14.12.2016 13:00, meduza.io


«Не забывай, что я тебя осчастливил!»

Руководство для желающих жениться от А. П. Чехова

Так как предмет этой статьи составляет мужскую тайну и требует серьёзного умственного напряжения, на которое весьма многие дамы не способны, то прошу отцов, мужей, околоточных надзирателей и проч. наблюдать, чтобы дамы и девицы этой статьи не читали. Это руководство не есть плод единичного ума, но составляет квинтэссенцию из всех существующих оракулов, физиономик, кабалистик и долголетних бесед с опытными мужьями и компетентнейшими содержательницами модных мастерских.

11.12.2016 10:00, izbrannoe.com


«Мне горько уезжать из России»

Письмо Бродского Брежневу

«Единственная правота — доброта. От зла, от гнева, от ненависти — пусть именуемых праведными — никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело».

10.12.2016 14:00, Иосиф Бродский


«Блины поджаристые, пухлые, как плечо купеческой дочки»

Еда как образ русской литературы

Еда в литературе, в частности, в русской литературе, — это больше, чем просто еда. Она — часть антуража, наравне с меблировкой гостиных героев, их внешностью, костюмом и природой. Что и как ели герои знаменитых литературных произведений русских авторов да чем запивали?

21.11.2016 16:00, diletant.media






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.