Подписаться на обновления
8 апреляСреда

usd цб 75.4550

eur цб 82.0120

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Орлов, tvkinoradio.ru   суббота, 7 декабря 2019 года, 19:00

Краткая история отечественного кино: от 1953 до 1991
От праздничной комедии до темы афганской войны


Источник: tvkinoradio.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Продолжаем наш гид по истории отечественного кино. В этот раз разбираем вторую половину советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма.

В прошлый раз мы разобрали зарождение отечественного кинематографа, как на нем сказались революция, война и политика, вспомнили основные эстетические открытия и технические новации того времени. В этой статье мы переходим к периоду хрущевской оттепели и непростым 1990-м.

1950-1960-е

Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года стала поворотным пунктом в истории и жизни всего СССР и конечно же отразилась на кинематографе. В рамках смены политического курса почти сразу же была произведена реорганизация системы управления культурой. В том числе было ликвидировано Министерство кинематографии, а кино передали управлениям при Министерстве культуры. Важным следствием этого стало относительное ослабление государственного контроля.

Следующим событием, закрепившим курс на либерализацию, смягчение цензуры и расширение рамок творческой свободы стал XX съезд КПСС февраля 1956 года, где был подвергнут критике культ личности Сталина. Особым способом взаимодействия государства и кино в этот период стали встречи чиновников с кинематографистами.

Наиболее крупными и значительными были встречи в Доме приемов на Ленинских горах в Москве в 1962 году и в Свердловском зале Кремля в 1963 году. На последнем мероприятии творческим деятелям удалось отстоять необходимость создания Союза кинематографистов (был учрежден спустя два года). Тогда же было принято решение о передаче киноискусства в ведение Госкино, что по сути, обозначало возвращение более тщательного контроля кинематографа. Госкино будет курировать развитие кино в стране до конца существования СССР.

Отечественный кинематограф середины 1950-х — конца 1960-х — это кинематограф оттепели. Советское киноискусство в эти годы активно обновляется, открывая новые темы и технические возможности. Во многом этот процесс строится на полемике с художественными установками сталинского кино.

Авторы уходят от «бесконфликтности», «ландрина» и «лакировки действительности» к кинематографу более реалистичному или более поэтическому. При этом советские режиссеры испытывают большое влияние как зарубежного кино, — итальянского неореализма, польской школы, французской «новой волны», — так и отечественного, — революционного авангарда 1920-х годов.

Кинематограф становится более гуманистичным. Главный экранный герой эпохи — «простой человек», который к тому же сильно молодеет по сравнению с героями предшествующей эпохи. Авторы обращаются к его индивидуальности, делают психологически ярче, интереснее и многообразнее. Следом меняется экранная модель общества. Если раньше центральными отношениями были «вождь — народ», то теперь — это семья.

Ведущий жанр — современная драма, показывающая повседневный быт рядовых людей. Жанр позволяет раскрыть актуальные конфликты и выйти к утверждению общечеловеческих ценностей, показать реалии жизни и опоэтизировать ее. Характерные ленты: «Весна на Заречной улице», «Высота», «Когда деревья были большими», «Девять дней одного года», «Живет такой парень».

Заметно влияние документального подхода в таких фильмах как «Чужие дети», «Короткие встречи», «Крылья», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». В некоторых картинах авторы создают своего рода портрет эпохи и портрет поколения. Например, в «Я шагаю по Москве», «Любить», «Нежности», «Трех днях Виктора Чернышова». Картинами-символами оттепели (ее расцвета и заката соответственно) становятся работы Марлена Хуциева: «Мне 20 лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь».

Преимущественно на современной теме быта строится и обновленная советская комедия. Леонид Гайдай работает в эксцентричном направлении жанра: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука». Эльдар Рязанов создает жизнеутверждающие комедии: «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи». Комедия Георгия Данелии — грустная: «Сережа», «Тридцать три». Стоит отметить сатирическую комедию Элема Климова («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Похождения зубного врача») и музыкальную комедию Ролана Быкова («Айболит-66»), а также «Максима Перепелицу», «Неподдающихся», «Девчат».

Другой значительный жанр эпохи — военная драма. От эпики, условности и схематизма сталинских военных лент авторы переходят к драматизму отдельных судеб. Новый, трагический, образ войны и антивоенный посыл создаются в таких фильмах как «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Мир входящему», «Иваново детство», «Живые и мертвые», «Отец солдата».

Война и феномен нацизма осмысляются в масштабной документальной картине «Обыкновенный фашизм». В русле гуманизации происходит переосмысление важной для советского кино историко-революционной темы: «Павел Корчагин», «Сорок первый», «Коммунист», «Первый учитель», «В огне брода нет», «Служили два товарища».

Мощным источником вдохновения для кинематографистов вновь становится классическая литература. На экран переносится ряд эпических произведений русских и зарубежных авторов: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Война и мир»; «Отелло», «Дон Кихот», «Гамлет».

Происходит смена поколений — приходит генерация молодых кинематографистов, фронтовиков и «детей войны»: Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Александр Алов и Владимир Наумов, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Марлен Хуциев, Глеб Панфилов, Андрей Кончаловский, Лариса Шепитько, Элем Климов, Александр Митта, Андрей Смирнов, Геннадий Шпаликов, Сергей Параджанов, Тенгиз Абуладзе и многие другие.

Впрочем, свои лучшие и значимые для эпохи фильмы снимают и ветераны советского кино: Михаил Ромм, Михаил Калатозов, Юлий Райзман, Иосиф Хейфиц, Александр Захри, Григорий Козинцев, Сергей Герасимво, Иван Пырьев и другие.

Меняются и лица советского кино. Приходит новое актерское поколение: Николай Рыбников, Надежда Румянцева, Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Самойлова, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Евгений Урбанский, Александр Демьяненко, Татьяна Лаврова, Жанна Прохоренко, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Евгений Леонов, Станислав Любшин, Василий Шукшин, Юрий Никулин, Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Инна Чурикова, Никита Михалков и многие другие.

Если позднесталинский кинематограф был крайне академичным, исключающим проявление индивидуального авторского стиля, то теперь авторы становятся свободнее в средствах выразительности. Киноязык картин обогащается за счет распространения таких приемов, как ручная и субъективная камеры, ракурсная съемка, внутренний монолог, двойная экспозиция, рваный монтаж и так далее.

Особых высот в области визуальной выразительности достигает оператор Сергей Урусевский («Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба»). Также стоит отметить, что раннее оттепельное кино преимущественно было цветным, но со второй половины 1950-х цвет стремительно уходит, а кинематограф 1960-х становится вновь в основном черно-белым. Это было обусловлено экономическими соображениями, неважным качеством отечественной цветной пленки, а также тяготением к документальности, которая ассоциировалась с ч/б.

Создается ряд картин, примечательных с точки зрения спецэффектов. Интересная фигура в этом плане — Павел Клушанцев, совместивший научно-популярное кино с космической научной фантастикой: «Дорога к звездам», «Планета бурь». Также в плане спецэффектов стоит отметить такие картины, как «Человек-амфибия» и «Вий».

Своеобразное направление советского кино — живописно-поэтическое, склоняющееся к символизации реальности. Любопытно, что зачастую такие картины опираются на легенды и обрядово-ритуальное действо: «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Каменный крест», «Мольба».

Многократно увеличивается объем кинопроизводства. Так, если в 1951 году (год периода «малокартинья») было снято девять картин, то уже к 1960-м среднее количество выпускаемых в год отечественных лент было в пределах 120-150-ти. Расширяется кинофикация.

Несмотря на либерализацию, кинематографисты продолжают сталкиваться с цензурными ограничениям, а с 1965 года вновь начинает пополняться «полка» запрещенных картин. Значительным цензурным правкам подверглись уже готовые картины «Тугой узел», «Жених с того света», «Застава Ильича». Среди первых запрещенных картин — «Родник для жаждущих», «Скверный анекдот», «Долгие проводы», «Комиссар», «Первороссияне», «Начало неведомого века», «Андрей Рублев».

Обновленный советский кинематограф получает мировое признание. «Летят журавли» в 1958 году удостаиваются «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (единственная победа отечественного кино в Каннах), а «Иваново детство» в 1962 году — «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

1970-е-первая половина 1980-х

Период с конца 1960-х до середины 1980-х для советского кино довольно неоднозначный. С одной стороны, именно в это время была снята значительная доля картин, считающихся «золотым фондом» отечественного кино. С другой — в этот период постепенно нарастали кризисные явления. Посещаемость кинотеатров падала, давление цензурной системы часто оказывалось чрезмерным, а художественное качество постепенно ухудшалось, из-за чего в начале 1980-х ведущими кинематографистами даже была обозначена проблема — доминирование так называемых «серых фильмов». Вероятно, наиболее удачная характеристика периода — «расцвет застоя».

Система жанров остается примерно такой же, что и в 1960-е. Но становятся очевиднее индивидуальные авторские почерки и стили режиссеров. Наиболее значительным и самобытным в этом контексте автором стоит назвать Андрея Тарковского, снявшего в этот период «Солярис», «Зеркало», «Сталкера» и «Ностальгию». Его картины выделяются особым подходом к работе со временем, многосложностью структуры, метафорической образностью и философской глубиной.

Алексей Герман исследует сложные моменты истории, прибегая к дотошной реконструкции и максимальному погружению внутрь экранизируемых событий: «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин». Из-за обостренного внимания к жизненным реалиям и своеобразия киноязыка, Герман становится одним из самых запрещаемых советских режиссеров.

Элем Климов создает ряд разноплановых картин, объединенных экспрессивным изобразительным рядом, черным юмором, темой нравственного поиска, исторического перелома и приближающегося апокалипсиса: «Агония», «Прощание», «Иди и смотри».

В области ретро (с налетом гротеска и постмодернизма) работает Никита Михалков, предпочитая опираться на историю или крепкую литературную основу: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

В направлении современной драмы творят Василий Шукшин («Печки-лавочки», «Калина красная»), Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Осень»), Андрей Кончаловский («Романс о влюбленных», «Сибириада»), Глеб Панфилов («Начало», «Прошу слова», «Тема»), Вадим Абдрашитов («Охота на лис», «Остановился поезд»), Роман Балаян («Полеты во сне и наяву»), Сергей Микаэлян («Премия», «Влюблен по собственному желанию»), Владимир Меньшов («Москва слезам не верит»), Сергей Соловьев («Сто дней после детства»), Ролан Быков («Чучело»), Динара Асанова («Не болит голова у дятла»).

«Праздничная комедия» окончательно вытесняется сатирой и трагикомедийной притчей. На пик формы выходят комедиографы Леонид Гайдай («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82»), Эльдар Рязанов («Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж»), Георгий Данелия («Афоня», «Осенний марафон», «Слезы капали»).

В числе новых комедиографов: Владимир Меньшов («Любовь и голуби»), Марк Захаров («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»), Виктор Титов («Здравствуйте, я ваша тетя!»). С именами последних связан подъем формата телефильма.

Военная тема оказывается чрезвычайно плодотворной для картин трагедийного толка. Алексей Герман снимает «Проверку на дорогах» и «Двадцать дней без войны», Леонид Быков — «В бой идут одни «старики»» и «Аты-баты, шли солдаты...», Сергей Бондарчук — «Они сражались за Родину», Лариса Шепитько — «Восхождение».

«Иди и смотри» Элема Климова ставит своего рода точку в раскрытии трагедийного потенциала темы. Вместе с тем государством активно поддерживаются схематичные военные эпопеи, вроде масштабной многочастевки Юрия Озерова «Освобождение».

Основой для эксперимента остается литературная классика. Необычные экранизации великих писателей делают Андрей Кончаловский («Дворянское гнездо», «Дядя Ваня»), Сергей Соловьев («Егор Булычев и другие», «Станционный смотритель»), Лев Кулиджанов («Преступление и наказание»).

Некоторые режиссеры специализируются на жанровом кинематографе: Александр Митта, Борис Яшин, Татьяна Лиознова, Сергей Микаэлян. Создаются главные советские блокбастеры — зрелищные фильмы особой постановочной сложности, которые пользуются большой популярностью у зрителей. В их числе «Пираты XX века» и «Экипаж».

Делаются попытки создания альтернативных моделей кинопроизводства. Например, на «Мосфильме» было организовано Экспериментальное творческое объединение во главе с Григорием Чухраем. Оно было основано на принципе самоокупаемости. Результатом десятилетия (1965-1976) работы объединения стали картины-хиты «Белое солнце пустыни», «Раба любви», «Табор уходит в небо», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Земля Санникова» и другие.

Среди новых звезд советского экрана в эти годы можно назвать Олега Янковского, Александра Абдулова, Олега Даля, Ирину Муравьеву, Леонида Куравлева, Донатаса Баниониса, Анатолия Кузнецова, Маргариту Терехову, Ирину Купченко, Марину Неелову, Юрия Богатырева, Олега Басилашвили, Наталью Гундареву, Александра Кайдановского, Леонида Филатова и других.

Период отмечен рядом крупных побед советского кино на мировом уровне. В 1977 году на Берлинском кинофестивале получает «Золотого медведя» Лариса Шепитько с «Восхождением». С 1969 по 1985 годы советское кино девять раз оказывается в числе номинантов на «Оскар» и трижды выигрывает: «Война и мир», «Дерзу Узала» и «Москва слезам не верит».

В отношении судеб кино и ряда кинематографистов государство сохраняет политику мелочной опеки и произвола. Конфликты приобретают порой весьма экстремальные формы. Например, Сергей Параджанов попадает в тюрьму, а Кира Муратова получает запрет на профессию. Михаил Калик, Борис Фрумин, Слава Цукерман, Михаил Богин, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский оказываются вынуждены эмигрировать.

В начале периода довольно активно пополнялась «полка» (пик пришелся на 1968 год, когда запретили сразу десять фильмов). Среди запрещенных картин можно отметить «Интервенцию», «Безумие», «Цвет граната», «Проверку на дорогах», «Иванов катер», «Ошибки юности», «Одинокий голос человека», «Тему», «Лес», «Мой друг Иван Лапшин», «Скорбное бесчувствие», «Покаяние».

Постепенно запрещаемых картин становилось меньше, поскольку все эффективнее работала предварительная цензура на уровне сценариев.

Вторая половина 1980-х

В очередной раз новая страница в истории отечественного кинематографа была запущена политическими процессами. Через год после объявления Михаилом Горбачевым перестройки в мае 1986 года состоялся V съезд Союза кинематографистов, на котором резкой критике подверглась бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за творчеством и другие характерные советские перегибы. После этого запускается процесс разгосударствления кинематографа, в том числе в 1989 году разрешается частное кинопроизводство и кинопрокат.

Начинается короткий период «многокартинья» (1990 год становится пиковым по числу снятых картин — 300), который был богатым и кризисным одновременно. Параллельно со сломом цензурных ограничений и творческой свободой, кинематограф отрывается от зрителя, излишне сосредотачивается на внутренних задачах, резко политизируется и концентрируется на отражении депрессивных сторон прошлого и настоящего. Кроме того, происходит приток низкоквалифицированных кадров (например, в кооперативном кино), из-за чего падает художественное и техническое качество.

Картины современной тематики рисуют образ «смутного» времени, раскрывая тему потерянности, личных драм и явно создаются с пессимистичным мироощущением. В крайних формах такой кинематограф называют «чернухой». Главными героями становятся «униженные и оскорбленные»: аутсайдеры, бомжи, наркоманы, проститутки и так далее. Знаковые ленты подобного рода: «Маленькая Вера», «Трагедия в стиле рок», «Куколка», «Стеклянный лабиринт», «Игла», «Астенический синдром», «Сатана».

Отдельное место занимает тема афганской войны: «Нога», «Афганский излом». Параллельно происходит «взрыв» остросоциальной документалистики, выражающей кризисные тенденции общественного состояния: «Высший суд», «Легко ли быть молодым?», «Рок», «А прошлое кажется сном», «Власть Соловецкая», «Так жить нельзя».

В трагикомедийном ключе современная тема решается в картинах «Курьер», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Интердевочка», «Такси-блюз». Вообще в комедийном жанре очевидно возрастает доля эксцентрики, что чувствуется в работах Георгия Данелии («Кин-дза-дза»), Леонида Гайдая («Частный детектив, или Операция «Кооперация»»), Юрия Мамина («Фонтан», «Бакенбарды»), Леонида Филатова («Сукины дети»), Аллы Суриковой («Человек с бульвара капуцинов»).

Преимущественно именно на комедии специализируется кооперативное кино. Подобным фильмам свойственен невысокий бюджет, низскосортный юмор и сексуальные мотивы. Лидером области становится режиссер Анатолий Эйрамджан («Бабник», «Моя морячка»).

Ключевой место занимает историческая тема — авторы стремятся разобраться с проблемами, о которых раньше говорить было невозможно. Затрагиваются темы репрессий, культа личности, государственной преступности и террора, социальной и бытовой неустроенности. К таким картинам можно отнести «Собачье сердце», «Завтра была война», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Ночевала тучка золотая...», «Цареубийца», «Ближний круг», «Затерянный в Сибири», «Замри-умри-воскресни».

Для ряда режиссеров новая эпоха открывает возможности смелого эксперимента с кинематографической формой. Сергей Соловьев снимает «мразматическую трилогию»: «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Сергей Овчаров создает абсурдно-сатирические сказки: «Левша», «Оно». К притчевой форме склоняются Константин Лопушанский («Письма мертвого человека»), Александр Кайдановский («Жена керосинщика»). К наследию дореволюционного кинематографа обращается Олег Тепцов («Господин оформитель»).

Особняком стоит творчество Александра Сокурова («Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Круг второй»), построенный не деконструкции общепринятых традиций кинематографа.

Из подполья выходят представители параллельного кино и неореализма, режиссеры, которые с 1970-х годов нелегально, партизанским, полулюбительским образом снимали короткометражки радикального содержания (обычно о насилии, смерти и перверсиях). Из андеграунда при поддержке Алексея Германа и Александра Сокурова авторы попали на главные киностудии страны: на «Мосфильме» сняли «Здесь кто-то был» братьев Алейниковых, а на «Ленфильме» — «Рыцарей поднебесья» Евгения Юфита и «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» Максима Пежемского.

Из подпольного кино также вышел Сергей Сельянов. С начала 1980-х годов он снимал своими силами картину «День ангела», которая в конце десятилетия получила поддержку «Ленфильма». По сути, ее можно считать первым советским независимым фильмом.

И напоследок отметим появление кинофестиваля, ставшего главным смотром национального кино и впоследствии сыгравшего значительную роль в развитии уже российского кинематографа. В 1990 году Марком Рудинштейном и Олегом Янковским был организован «Кинотавр».

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Фильмы 2020, которые стоит посмотреть

Подборка кинокартин для карантина

Интересные новинки кинематографа, которые не только развлекают, но и дают пищу для размышлений зрителям, предпочитающим вдумчивые произведения с глубокими и волнующими смыслами.

05.04.2020 19:00, cameralabs.org


Главные сериалы апреля

«Новый Папа», «Рэй Донован», «Миллиарды», «Хорошая борьба», «Испанская Принцесса», «Рами», «Шучу», «Страшные сказки» и другие хиты

У нас есть уникальная возможность посмотреть то, что вы хотели видеть, но так и не получилось. Теперь у вас есть легальная отмазка, почему вы не ходите на работу: да потому что сериалы интереснее, чем кашлять, хлюпать носом и объяснять, почему вы не больны и не в офисе.

04.04.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


История в фильмах

Исторические картины для выходных

Мы часто ожидаем от исторических картин достоверности и точности фактов. Но не всегда эти ожидания оправдываются. А нужно ли? Необыкновенная интерпретация событий вызывает эмоции и не оставляет зрителей равнодушными.

03.04.2020 19:00, cameralabs.org


Выдающиеся персонажи и черный юмор

15 комедий для вечера под карантином

Большинство комедий созданы, чтобы задавать лёгкое настроение, но не все. Есть фильмы, относящиеся к категории чёрных комедий. Среди них попадаются картины, вошедшие в списки культовой классики, например, «Смертельное влечение», «Доктор Стрейнджлав», «Фарго». В них показаны ужасные преступления и страшные люди, но нет подлости. Есть сатира, хоть и мрачная.

02.04.2020 19:00, cameralabs.org


Волшебное кино для самоизоляционного вечера

20 фильмов с магическим реализмом

Реальность зачаровывает зрителей, если в неё привнести немного волшебства. Для того и придумали магический реализм. По канонам этого художественного метода, история, близкая к реальности, должна содержать мифические, фантастические или прочие элементы, не вписывающиеся в привычные представления о действительности.

31.03.2020 19:00, cameralabs.org


Фильмы Эмира Кустурицы

Подборка для наших длинных выходных

Кинематограф Кустурицы – это восхитительный мир, герои которого мыслят неординарно, обладают собственным мировосприятием и, как правило, невероятной волей к жизни.

27.03.2020 19:00, cameralabs.org


Как разукрасить свои выходные

Коронавирус не помеха: яркие визуальные решения в любимом кино

Цветовая палитра фильма во многом определяет его настроение, может усилить эмоции и подчеркнуть тему сюжета. Это не означает, что все выдающиеся фильмы должны быть залиты яркими касками, но иногда визуальное впечатление, которое производит кино, имеет не меньшее значение, чем персонажи, история или диалоги. Чем краше фильм, тем легче ему завладеть вниманием зрителя и надолго остаться в памяти. В этом списке пятнадцать фильмов с необычайно яркими и красивыми цветовыми палитрами, которые могут вызвать визуальный восторг.

21.03.2020 19:00, cameralabs.org


Ингрид Бергман: сто пудов любви

Кому нужны фильмы, если в них нет любви

... Какую бы роль ни исполняла великая Ингрид Бергман, она, так или иначе, рассказывала о любви. Продюсеры по опыту знали, что Бергман отказывается сниматься в фильмах, если в них нет любви. И в конце концов, Ингрид Бергман была совершенно права: кому вообще нужны истории без любви, целых «ста пудов любви».

16.03.2020 17:00, Елена Пегова, story.ru


«Дух огня»: сделали как надо

Рецензия на главные новинки фестиваля

18-й кинофестиваль дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске дал неугомонной общественности, прежде всего на местном уровне, повод для возмущений из-за фильма «Аутло» с его «нетрадиционной» тематикой. Скандала в результате не вышло, «Аутло» собрал львиную долю призов на конкурсе российских дебютов, и фестиваль завершился хорошо. Однако для дебютантов и их произведений это только начало истории.

14.03.2020 16:00, Вячеслав Шадронов


Звезда одного кадра

Как моментально получить «Оскар», но сыграть всего ничего

Она попала в Голливуд только ближе к 30 — и тут же получила «Оскар». Необычайный успех обернулся подозрениями ФБР в связях с коммунистами. «Засветившись» в «Чёрном списке» Голливуда, Джуди Холлидей больше почти не снималась — и скоро умерла.

10.03.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru






 

Новости

Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.
Из галереи в Стокгольме украли более десяти работ Сальвадора Дали
Преступники похитили от 10 до 12 бронзовых скульптур и гравюр испанского художника Сальвадора Дали с выставки, проходившей в галерее Couleur в Стокгольме. Об этом сообщает издание Aftonbladet, ссылаясь на владельца галереи Педера Энстрёма.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.