Подписаться на обновления
15 октябряПонедельник

usd цб 65.9751

eur цб 76.5047

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
tvkinoradio   воскресенье, 21 января 2018 года, 19:00

Контрастная Англия времен Черчилля
Питер Дойл о работе над цветом в «Темных временах»


Фото: Jack English / Focus Features
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как при помощи цветокоррекции акцентировали контрастность Лондона 40-х годов, можно ли сохранить операторский почерк, работая с цифровыми камерами и можно ли описать стиль фильма одним словом.

Супервайзер-колорист Technicolor Питер Дойл вполне может стать легендой индустрии. Он приложил руку к 12 из 100 самых успешных картин мирового проката, в том числе трилогии Питера Джексона «Властелин колец» и шести фильмам из серии о Гарри Поттере. Он работал над «Фаустом» Александра Сокурова, «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн, а один из его новых проектов — «Темные времена», недавно вышедший в прокат.

Картина о начале деятельности Черчилля в качестве премьер-министра Великобритании во время Второй мировой войны воссоединила Дойла с режиссером Джо Райтом (раньше они сотрудничали на фильме «Пэн: Путешествие в Нетландию») и оператором Брюно Дельбоннелем («Внутри Льюина Дэвиса»).

На «Темных временах», по словам Дойла, в коллективе установилась очень творческая атмосфера, основанная на совместной работе. «Джо — очень визуальный автор с удивительным чувством прекрасного. Просто замечательно, что у нас была возможность делиться идеями и вместе пытаться понять, что сработает для данного фильма. Это касалось и света и общего облика мира».

Дойл утверждает, что во время работы вся команда старалась воплотить видение Райта, как с точки зрения повествования, так и с точки зрения стиля. Визуал картины должен был передавать нужные эмоции, поэтому стоило понять, как можно добиться желаемого эффекта на практике.

Гид по исследованиям и стилю

Началось все с составления визуальной философии ленты, которая вылилась в своеобразный «Гид по стилю», который предписывал, как перенести все задумки на экран. Команда знала, что на экране — 40-е года во время Второй мировой, поэтому было логичным изучить новостную хронику и то, какие камеры и объективы использовались в то время. Одно из решений, которые приняли Райт и Дельбоннель во время подобных обсуждений — снимать с соотношением сторон 1.85:1. «В фильме звездный состав, и широкоэкранный формат 2.35:1 позволил бы всех их расставить в кадре, но 1.85:1 здесь подходил больше».

Дойл также изучил коллекции фотографий в музее Виктории и Альберта, а также свой собственный архив фотографических копий, созданных с помощью альтернативных процессов печати. Черно-белая палитра и сепия отпали сразу. Команда фильма изучила цветную пленку того времени и остановилась на работах Эдварда Стайхена.


Дельбоннель выбрал камеры ARRI ALEXA SXT, а также прайм-объективы Cooke S4 и оптику Angenieux с зумом. Мастер картины собирали в формате ArriRaw 3.2K. У Technicolor есть технология, позволившая Дойлу «широкими мазками» создать модель цвета, имитирующую процессы печати 40-х годов, которую от применил к материалу с ALEXA. «Идея была такая, — объясняет Дойл, — взять изображение, снятое на ALEXA, и сделать его примерно похожим на то, как выглядела цветная пленка в то время. Затем, визуально оказавшись в этом мире, немного изменить получившийся материал, поскольку подобная обработка сильно бросалась в глаза, а она при этом все равно должна была передавать особенности оттенка кожи актеров».

Цветовая палитра и ткани


По утверждению Дойла, этот период кое-что объединяло. Действие фильма разворачивается в Лондоне, где стоит жаркая солнечная погода, тогда как в помещениях цвета приглушались, так что кадры становились очень контрастными. Все цвета были основаны на естественных красках, а среди тканей были различные вариации шерсти и шелка. «Стены, да и вообще все окружение, должны были быть немного потрепанными, на них должен был быть заметный налет и особая текстура, много грязи и пыли. Таковы были мои основные ориентиры, с которыми мне нужно было работать».

Момент озарения

«Я позаимствовал несколько кадров Кристин Скотт Томас (Клементина Черчилль) и Гэри Олдмена (Уинстон Черчилль), а также еще нескольких актеров из материала Брюно», — рассказал Дойл. Эти кадры стали его референтами.


На их основе он разработал несколько LUT’ов, отражавших разные цветовые манипуляции с пленкой из 40-х годов. Поэтому во время съемок команда могла проверить, как именно будут выглядеть оттенки кожи исполнителей. В фильме много крупных и средне-крупных планов, которые хорошо передают игру, но также требуют особенно внимательного отношения к влиянию света на пластический и обычный грим.

Дойл сделал снимки тестовых схем на 120-миллиметровую обратимую пленку Ektachrome, которая лежала у него в холодильнике еще с 70-х, и ALEXA. «Озарение пришло, когда мы прогнали через эти цветовые схемы первые тестовые изображения.


Получившиеся кадры радикально отличались друг от друга. Это дало нам хороший референс, насколько сильно пленочное изображение отличается от цифрового, и, в частности, обратимая пленка от цифры. Так мы лучше поняли, как связаны эти два способа съемки, и смогли создать LUT’ы и эмуляцию работ Стайхена».

Одно слово

Работая над «Льюином Дэвисом», Дельбоннель и братья Коэн определяли его визуальный стиль как «грустный». Для «Темных времен» же действовало другое определение: «контрастный». Оно, однако, многослойно, и относится не только к соотношению ярких и темных участков. «Создавалось такое впечатление, что контрастность присутствует во всех элементах фильма, — говорит Дойл. — „Темные времена“ — это, конечно же, история о противостоянии противоположных мнений. В фильме есть сцены с солдатами в окопах, которые сменяются эпизодами, где политики пьют шампанское — очевидный контраст. Соседство изнурительно жаркого лета снаружи и приглушенной атмосферы в помещениях — тоже».

В качестве показательного примера Дойл приводит речь в здании Парламента: «В кадре — потрясающие колонны света, подсвечивающие окружение».

Операторский почерк

По мнению Дойла, цифровая съемка обычно лишает операторов особого почерка, тогда как задачей колориста становится вернуть его назад. «Раньше операторы в лабораториях использовали множество химических процессов, которые, в свою очередь, влияли на финальное изображение». Классический пример, по его словам, — это «Дни жатвы», которые оператор Нестор Альмендрос снимал преимущественно на восходе и закате. В «Барри Линдоне» Стэнли Кубрика были сцены, которые Джон Олкотт снимал исключительно при свечах. Визуальный стиль в этих фильмах — это сочетание освещения, которое придумал оператор, и работы в лаборатории.

«Цифровая камера — потрясающий инструмент для съемки. Она совершенно точно воспроизводит, что происходит на площадке, — говорит Дойл. — Мы с Брюно на этапе тестов попытались вернуть в изображение множество химических процессов, которые обычно происходили в лаборатории, по крайней мере, на уровне концепции. Мы пытались заметно изменить изображение. Ведь все видят пленочные кадры именно так, как того хочет оператор, через призму цветокоррекции».

Поэтому Дойлу было необходимо принимать активное участие в проекте с первых же дней, когда начали появляться материалы со съемок, и до самого конца. Он хотел убедиться, что авторский почерк оператора сохранится вплоть до финальной версии. На «Темных временах» Дойл и Дельбоннель создали определенный стиль заранее и договорились его придерживаться. С Дельбоннелем каждый день работал колорист Мел Кэнглеон, который следил, чтобы экспозиция была правильно настроена с технической точки зрения и чтобы не терялся заданный стиль.

«Вся работа над цветом, которую мы проделали, была изначально задумана Брюно, и мы постарались перенести на экран именно то, что он хотел, — объясняет Дойл. — Мы хотели, чтобы его почерк дошел до зрителя».

«Темные времена» и HDR

Дойл создал версию фильма в пространстве DCI для проектора Xenon в качестве мастера цветокоррекции. «Затем мы взяли за основу значение серой карты для этой версии. Весьма стандартная 18-типроцентная серая карта была перенесена на версии для 18, 108, 1000 и 4000 нит. Мы просто применяли 18% серый там, где, как нам казалось, была достаточная яркость для этого. Здесь не особо много науки, мы просто чувствовали, когда изображение выглядит хорошо. Цвет также сильно зависел от уровня общей освещенности».


У DCI-проектора, по словам Дойла, не совсем правильные черные оттенки: «Они немного серые». Ему хотелось бы, чтобы модели Xenon были ярче, но он понимает, что таковы реалии кинотеатрального проката на данный момент.

Когда дело дошло до HDR-версии (эту технологию он сам называет «новым языком цветокоррекции»), было решено добавить еще больше контраста и сделать черные оттенки по-настоящему черными. «Мне удалось добиться более детального изображения в участках с тенями и сделать черные оттенки абсолютно черными. То же самое для наиболее ярких участков. Хайлайты стали еще более яркими, а Джо Райт сказал, что буквально влюбился в Dolby Vision».

«Сидя в кинотеатре Dolby Vision вы ощущаете себя в черной коробке, — говорит Дойл. — Так что изображение не обязательно должно быть таким ярким, как Rec 709 или LAD gray, которые обычно показывают в залах, где некоторые лампы остаются включенными».

Зная, насколько в целом ярким должен быть фильм, они перенесли кривую тонов из версии для DCI. Таким образом на уровне восприятия фильм кажется идентичным в нескольких форматах.

После команда Дойла особым образом настраивала каждую версию цветокоррекции для различных дисплеев. «У DCI-проектора достаточно сильные блики, а это значит, что он достаточно органичен и сильно зависит от изображения. Если вы проецируете что-то на лазерном проекторе, бликов будет заметно меньше, и поначалу это может шокировать. Внезапно все хайлайты кажутся невыносимо резкими. Мы добились, чтобы во всех форматах изображение смотрелось одинаково ровно».


Дойл также отмечает, что «Темные времена» многим обязаны его сотрудничеству с Джошем Пайнсом и Крисом Кучкой из Technicolor. Вместе они создали новые инструменты цветового моделирования, чтобы делать «более четкие 3D LUT’ы, которые можно редактировать». «Ими чуть проще управлять», — говорит Дойл.

Советы и награды

Какие вопросы стоит задавать режиссеру в новом мире цветокорреции? «Какую цель преследует фильм в эмоциональном плане? Каким образом это можно подчеркнуть при помощи света? Предполагается ли достаточно прямолинейный подход, или же нужно придумать что-то новое, не настолько очевидное на первый взгляд? Выяснив это, вы получите представление о мире в голове режиссера и поймете, можно ли подойти к задаче с неожиданной стороны», — говорит Дойл.


На вопрос о том, не пора ли комитетам различных кинопремий подумать об особой категории для колористов, Дойл ответил, что это будет не так-то просто, учитывая, насколько сильно эта сфера зависит от совместной работы. «Мой внутренний прагматик считает, что будет достаточно сложно разделить, кто за что отвечает. Все зависит от отношений между колористом, оператором и режиссером. Ситуация меняется вместе с командой. Иногда определить, чьей конкретно была та или иная идея, невозможно».

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Необыкновенные истории

7 фильмов про особенных людей

Очень часто нас в жизни окружают люди, которые отличаются от нас. Порой они нам кажутся непонятными, замкнутыми, необычными... Но стоит узнать их поближе, попытаться понять их, заглянуть немного глубже, и у нас появляется шанс хоть немного сделать существование в этом мире для них комфортнее и полноценнее. А нам это общение дарит потрясающий опыт и открывает для нас огромные внутренние миры, а иногда и внешние... Эта подборка из 7 фильмов именно о таких необыкновенных людях.

13.10.2018 19:00, Мария Сусова, fraufluger.ru


Творческий тандем

Режиссер Альфред Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд

Многие режиссеры предпочитают работать с одними и теми же художниками: с теми, кто их устраивает, кому они доверяют. Как говорит режиссер Джон Лэндис: «Так они могут быть уверены, что не будут разочарованы». Такая привязанность рождает известные творческие тандемы и характерный кинематографический стиль.

06.10.2018 19:00, tvkinoradio.ru


Кинократия

«Осенний марафон» Георгия Данелии

Фильм под изначальным названием «Горестная жизнь плута» был снят на основе сценария Александра Володина – драматурга, прославившегося своей пьесой «Пять вечеров». Картина вышла на экраны в 1979 году на пике так называемого брежневского «застоя». Настроение фильма полностью отражает свою эпоху, а главный герой в исполнении Олега Басилашвили пополнил ряды типично данелиевских протагонистов, как и персонажи «Мимино» или «Афони».

29.09.2018 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Сильный характер

10 фильмов о женщинах, поднимающих действительно важные вопросы

Невеста, вдохновившая Тарантино, немецкие террористки, женская версия Уолтера Уайта и Кэтрин Хепберн против сексизма: кино с женщинами на переднем плане, каким мы хотим его видеть.

22.09.2018 19:00, Елена Кушнир, knife.media


Кинотур

Влюбиться в город с первого взгляда

Благодаря фильмам, действие которых происходит в разных городах мира, у зрителей часто появляется желание посмотреть на места приключений киногероев своими глазами. «Вокруг света» рассказывает о пяти кинокартинах, где интересен не только сюжет, но и «географический фон».

15.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Чтобы костюмчик сидел

Модное кинопутешествие

Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.

08.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Амбивалентность, как и было сказано

Фильмы фестиваля «Окно в Европу»

Завершившийся в приграничном Выборге 26-й фестиваль «Окно в Европу» продемонстрировал, по выражению одного из членов жюри, «кардиограмму российского кино», и, судя по ней, кино очень даже живо, хотя по-прежнему, как и год назад, страдает аритмией. Едва ли не самыми ожидаемыми показами, пускай и не совсем премьерными, на фестивале стали «Кислота» дебютанта в режиссуре Александра Горчилина и «Ван Гоги», с которыми в профессию после перерыва в четверть века вернулся Сергей Ливнев.

04.09.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


Италия без декораций

Как снимались «Римские каникулы»

Нестареющим «Римским каникулам» шестьдесят пять. Рассказываем, как Уильям Уайлер подхватил проект Фрэнка Капры, открыл миру Одри Хепберн, сэкономил на цветной пленке и создал шедевр Голливуда на территории Европы.

02.09.2018 19:00, Маргарита Васильева, tvkinoradio.ru


Рим глазами итальянцев

5 фильмов о Вечном городе

Вечный город не только привлекает туристов из разных уголков мира, но и вдохновляет видных деятелей искусства. «Вокруг света» предлагает обратиться к творчеству мастеров итальянского кинематографа, чтобы взглянуть на Рим их глазами.

25.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Черно-белая Япония

5 фильмов для знакомства с культурой Cтраны восходящего солнца

Кинолюбители по-разному относятся к японским фильмам. Одних завораживает созерцательность картин из Страны восходящего солнца, их необыкновенная атмосфера, другие откровенно скучают. «Вокруг света» предлагает отправиться в кинопутешествие по черно-белым японским фильмам, снятым в 1950–1960-х годах, и открыть для себя новые грани в загадочной культуре азиатской страны.

04.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru






 

Новости

Как развивалась музыкальная индустрия

40 лет продаж в одной инфографике
Музыкальная индустрия видела немало перемен. В свое время виниловые пластинки уступили место кассетам, которые быстро исчезли под напором CD-дисков, а доходы музыкальной индустрии все росли. Росли, пока цифровые технологии не поменяли правила игры. Анализ четырех десятилетий развития музыкальной индустрии – это замечательная возможность проследить не только рост и падение продаж музыкальной индустрии, но и заметить ключевые перемены в технологиях и в поведении потребителей.

В рамках форума «Открытые инновации» IPChain откроет коммуникационную площадку IPQuorum.Innovation
С 15 по 17 октября на площадке будет проходить серия мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в интересах цифровой экономики.
НП «Викимедиа РУ» запустило Ресурсный центр «Открытое наследие»
24 сентября в рамках 6-й международной конференции НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» был впервые представлен профессиональному сообществу проект «Открытое наследие» НП «Викимедиа РУ». На секции «Далёкое близкое. Горизонты открытого доступа» о новой инициативе партнёрства рассказала координатор проекта Наталия Трищенко.
Реальное кино за виртуальный Bablos
«Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина стал первым в мире фильмом, который снимается на криптоинвестиции.
Умер Роман Карцев
Советский и российский артист эстрады, театра и кино Роман Карцев (настоящая фамилия Кац) скончался в возрасте 79 лет. Об этом во вторник, 2 октября, в Facebook сообщила Наталья Жванецкая.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.