Подписаться на обновления
22 июляПонедельник

usd цб 62.8666

eur цб 70.7941

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Владимир Харитонов   понедельник, 28 июня 2010 года, 12:03

Контент под контролем
Поисковики на тропе развлечений


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Иск гиганта развлекательной индустрии Viacom против Google и YouТube, потребовавшего 1 млрд долларов за «пиратство», провалился. Google, однако, всё равно готова предложить правообладателям реальную модель, позволяющую зарабатывать на цифровом контенте. Причём не одну.

Отношения индустрии развлечений с компьютерным миром вообще и с интернетом в частности всегда были непростыми. В начале цифровой революции звукозаписывающие компании даже пытались бороться с самим существованием цифрового формата, пропагандируя простую, как мычание техасского ковбоя, идею о том, что «mp3 — это коммунизм». Бороться с технологией, правда, ещё никому не удавалось. Глядя на падающие продажи физических носителей, мейджорам звукозаписывающей индустрии, скрепя сердце, теперь приходится думать о переходе на цифровую дистрибуцию.

Вы удивитесь, но многим действительно удобно смотреть видео и слушать музыку на разнообразных «нелегальных» сайтах. Многие просто не имеют другой возможности посмотреть ваш контент. И потому, что пластиковые карты есть не у всех, и потому, что из других стран большая часть контента недоступна. Я вот из Лондона даже за деньги не могу воспользоваться каким-нибудь ivi.ru и тем самым, можно сказать, лишаюсь доступа к шедеврам мирового кинематографа. При этом есть масса других сервисов, которые такую возможность предоставляют.

Найти правильную — технологически и коммерчески — модель, которая позволила бы извлекать прибыль, не отрываясь на бессмысленную борьбу с копированием контента, действительно непросто. Особенно если придерживаться нового слогана правообладателей в борьбе с интернетом: «Копирование — это пиратство». Оцифрованная музыка и вправду не только быстро продаётся, но и легко копируется. И как сделать так, чтобы продажа стала более лёгкой и простой, чем неавторизованное копирование, надо ещё придумать.

Гораздо проще не думать и зарабатывать деньги не на продаже цифрового контента, а на выбивании штрафов и компенсаций из копирующих контент пользователей и тех, кто им может в этом помочь. Странно, что правообладатели до сих пор не додумались подавать иски против производителей компьютеров и сетевых маршрутизаторов. Может быть, всё ещё впереди, а пока, совсем как тот пьяница, который искал кошелёк под фонарём, правообладатели предъявляют претензии поисковикам. Видимо, просто потому, что неавторизованные копии контента проще всего найти в вебе, который индексируется поисковиками, — искать его в темноте цифрового подполья значительно сложнее.

Некоторых правообладателей до сих не покидает идея «запретить ссылки» на неавторизованный контент. Последняя новость c передовой этой бессмысленной войны — требование британской ассоциации фонографической индустрии BPI удалить три десятка ссылок на музыкальные файлы. Можно надеяться, что эта история закончится примерно так же, как та, о которой писал «Часкор» в 2009 году, когда Российская ассоциация DVD-издателей потребовала от трёх основных поисковиков — Яндекса, Google и Rambler — удалить ссылки на неавторизованные копии фильмов.

Основания для такой надежды есть: судебная тяжба одного из гигантов развлекательной индустрии — корпорации Viacom (владелец Nicleodeon, MTV, Paramount и т. д.) против Google и YouTube закончилась отказом суда в удовлетворении иска. Иск был подан ещё в 2007 году, когда Viacom потребовала от интернет-компаний 1 миллиард долларов в качестве компенсации за неавторизованный контент, которые пользователи YouTube самостоятельно выкладывали на видеосервис. Раздражение Viacom вызвало то, что YouTube не занимается предварительной фильтрацией контента, который заливают на сайт пользователи. В своём решении судья Луис Стентон отметил, что принятый ещё в 1998 году в США закон «О защите авторского права в цифровую эпоху» создаёт «безопасную гавань» для интернет-провайдеров и провайдеров контента, возлагая на них ответственность за нарушение копирайта только в том случае, когда они поставлены об этом в известность правообладателями.

Решение федерального суда вызвало гнев не только у Viacom, которая собирается обжаловать решение суда, но и у многих правообладателей. В опубликованной 24 июня 2010 года на сайте Forbes статье с подзаголовком «Как неправильное толкование закона угрожает авторам и правообладателям» Рональд Касс предупреждает, что решение суда позволит контент-провайдерам не заниматься фильтрацией контента и нанесёт чудовищный урон авторам и держателям прав.

Так ли беззащитны контент-авторы и правообладатели перед угрозой интернета? Вовсе нет. Автор статьи в Forbes почему-то не пишет о том, что эффективная система проверки контента, во всяком случае на YouTube, уже давно существует и позволяет следить за легальностью контента в онлайновом режиме, несмотря на гигантский объём контента, заливаемого на YouTube.

Видеосервис YouTube — не просто одно из популярных видеоосообществ в мире. Это третий по посещаемости сайт в мире и второй в мире поисковик после самого Google. Каждый день пользователи YouTube просматривают более 2 миллиардов роликов, заливая каждую минуту 24 часа видео (по продолжительности это примерно равно 134 тысячам полнометражных фильмов в неделю). Вся мировая киноиндустрия в сравнении с сообществом YouTube просто карлик.

Вручную отфильтровать такое количество контента было бы, конечно, невозможно, не отказавшись от принципа свободного размещения пользовательского контента. К тому же, как принято в IT, это было бы нетехнологично — работать руками. Для определения и управления контентом YouTube разработал систему Content ID, которая и занимается фильтрацией всех видеороликов, сливаемых на YouTube.

Каждый раз, когда вы подгружаете видеоролик, прежде чем он станет доступен для просмотра всем пользователям, его берёт в работу специальное программное обеспечение. Оно обрабатывает видео- и аудиодорожку ролика, особым образом получая его хэш-код, своего рода сокращённую запись. Как именно работает программа, Google раскрывать отказывается, а Оливер Хэкман, директор по разработкам YouTube, с которым удалось пообщаться «Часкору», только мило улыбался в ответ на просьбу поделиться техническими секретами. Полученный в результате обработки файл (он на три порядка меньше по размеру, чем исходный ролик) система сверяет с хэш-кодами файлов с контентом, полученных от правообладателей.

Программное обеспечение работает исключительно эффективно. Content ID распознает ролики, снятые с телевизоров на мобильные телефоны, ролики, которые подвергли цифровой обработке, и даже перемонтированные. По словам Оливера Хэкмана, случаи ложной (в обоих смыслах) идентификации исчисляются единицами.

Content ID подвергает обработке весь контент пользователей, но сравнивается он только с тем контентом, которые предоставили правообладатели — партнёры YouTube. YouTube даже не требует от правообладателей предоставлять сам контент — системе достаточно иметь дело с хэш-кодами, вычислить которые правообладатели могут и самостоятельно, используя программное обеспечение YouTube. Для вещательных компаний предусмотрено даже аппаратное решение, вычисляющее хэш-коды телепередач прямо в момент трансляции. С появлением у YouTube нового партнёра (всего их у сервиса уже более тысячи и только один из России — телекомпания Russia Today) система Content ID заново проверяет все ролики, когда бы то ни было загруженные на YouTube.

Что же потом? Предположим, система проверила ролик и определила, что он совпадает с каким-то видео- или аудиофайлом, который есть в базе данных копирайтных материалов. Дальнейшая его судьба определяется самим правообладателем.

Естественно, правообладатель может запретить выкладывание ролика. В этом случае пользователя — нарушителя копирайта предупредят о том, что так делать нехорошо, а при повторном нарушении правил сервиса аккаунт такого пользователя будет удалён.

Правообладатель, впрочем, может не делать ничего. В конце концов, разрешить просмотр ролика на YouTube в не самом лучшем качестве — беда небольшая. От этого может быть даже некоторая польза: система обеспечивает правообладателей массой статистической информации, которую собирает о просмотрах роликов, — откуда смотрели, в какое время, как много и т. д.

Интернет-компания Google официально представила свой новый проект — Google TV. Пользователям он должен существенно облегчить жизнь: легко находить нужные телепередачи, идущие в эфире, и даже смотреть видео на специализированных порталах вроде Netflix, Video On Demand от Amazon и YouTube. Для пользователей Google TV будет бесплатным — взамен зритель будет смотреть рекламу.

Но самая интересная возможность, которой, собственно, и пользуется подавляющее большинство партнёров YouTube, — это заработать на этом денег: сервис делится с правообладателями доходами от демонстрируемой вместе с роликами рекламы. Еженедельно более 1 млрд видеороликов сопровождается рекламой, при этом примерно треть — это видеоролики, права на которые заявлены правообладателями через систему Content ID.

Content ID — система, которая обеспечивает существование вполне прозрачной модели «продажи» контента. Она не столь «прямолинейна», как тот бизнес, к которому привыкли монстры развлекательной индустрии, некоторые из которых, тот же Viacom, до сих пор понимают только то, как напрямую продавать контент пользователям, считая всё остальное «угрозой авторам и пиратством». Может быть, рекламная модель не столь выгодна, но она позволяет удобно «продавать» контент неограниченному числу пользователей любое количество раз, не неся практически никаких издержек по дистрибуции — не надо даже иметь свой интернет-магазин и биллинг.

Наличие хорошей технологической основы делает похожими на реальность и слухи, которые на рынке по поводу будущего вхождения Google в большой развлекательный бизнес. В статье, опубликованной Wall Street Journal накануне обнародования решения суда по делу Viacom против Google, со ссылкой на людей, участвовавших в переговорах IT-гиганта с представителями музыкальной индустрии, речь идёт о том, что Google готовит запуск собственного музыкального магазина уже в 2010 году, а в 2011-м компания собирается перейти к онлайновой подписке.

Google не совсем новичок на музыкальном рынке. В поисковом движке Google уже есть возможность поиска и онлайнового прослушивания музыки, доступная, правда, только пользователям из США. Google же обеспечивает и технологическую базу для проекта Vevo, предлагающего пользователям просмотр качественного музыкального видео от мейджоров вместе с рекламой. Но скачивать музыку до сих пор Google не позволял.

Звукозаписывающие компании могут быть заинтересованы в расширении каналов дистрибуции, а равно и в их конкуренции: Apple iTunes занял доминирующее положение (28%) на рынке легальных продаж музыкального контента в США, значительно обогнав других продавцов. Amazon.com и Wal-Mart занимают только 12% рынка каждый.

Появление нового игрока в лице Google сделает ситуацию на рынке более гибкой. Тем более что магазин Google, по слухам, будет напрямую привязан к поисковой системе. Те пользователи, которые ищут музыку, будут в первую очередь находить треки на продажу. Следующим шагом Google, который, помимо прочего, развивает платформу для мобильных устройств Android и заинтересован в предоставлении пользователям «гуглофонов» такого же сервиса, который уже есть у владельцев смартфонов других марок (прежде всего iPhone), может стать запуск потокового музыкального сервиса, аналогичного Spotify или Pandora.

Примечательно, что по стопам Google пытается идти и Microsoft со своим поисковиком Bing. На днях компания дополнила свой поисковый движок специальной страницей Bing Entertainment, на которой к услугам пользователей уже готов «срез ситуации» по всем отраслям индустрии развлечений — по фильмам текущего репертуара, свежим релизам DVD, популярной музыке и играм. Этакая американская «Афиша». Напрямую купить, правда, пользователю ничего не удастся, но, может быть, Microsoft сообразит сделать этот логичный шаг?

Общества по коллективному управлению правами собирают деньги независимо от того, зарабатывают ли что-то кинопрокатчики или произведения советских композиторов исполняются на бесплатных концертах, детских утренниках, городских праздниках и т. д. Причём собирают сразу за всех авторов — как тех, которые являются членами этих обществ, так и за тех, которые никогда о Российском авторском обществе не слышали. И даже за тех, которые, как, например, авторы музыки к голливудским кинофильмам, этих выплат — по американским законам — никогда не получат.

Сотрудничество между интернетом в лице гигантов отрасли и развлекательной индустрией в общем неизбежно. Если не кричать на каждом углу о засилье «пиратов» и пытаться зарабатывать деньги, штрафуя пользователей, то единственный шанс правообладателей, который есть у них, чтобы продолжить заниматься бизнесом и в будущем, — это пойти навстречу пользователям. Пойти туда, куда сами пользователи ходят в интернете чаще всего, — на поисковые сайты. Тем более что сами поисковики, во всяком случае некоторые, не боятся иметь дело с защищённым авторским правом контентом. Достаточно правильной технологической базы и вменяемого законодательства.

Ситуация с цифровым контентом в России, к сожалению, не столь радужна. IT-компании не слишком стремятся связываться с контентом. В том числе и потому, что текущее законодательство, наследуя не лучшие, но худшие черты западного, не только не создаёт условий для развития бизнеса вокруг цифрового контента, но фактически препятствует ему, поощряя подозрительные схемы «зарабатывания» денег, причём даже не самими авторами, а их «законными представителями». Остаётся только надеяться, что грядущее вступление России в ВТО заставит наших законодателей создать условия для действительно цивилизованного, а не варварского и грабительского бизнеса.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.