Подписаться на обновления
22 апреляПонедельник

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Мария Ахметова   среда, 5 января 2011 года, 13:00

Конец света в одной отдельно взятой стране
Война и нашествие иноземцев


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог









Издательство «ОГИ» любезно предоставило нам для публикации фрагмент книги Марии Ахметовой «Конец света в одной отдельно взятой стране» (М.: ОГИ; РГГУ, 2010). В книге рассматриваются представления о конце света, распространённые в России на рубеже ХХ и ХХI веков среди православных верующих и последователей трёх новых религиозных движений («Богородичный центр», «Белое братство» и Церковь Последнего Завета).

На примере религиозных сообществ автор показывает, как с помощью обращения к эсхатологическому мифу происходит переживание ситуации идеологического и политического кризиса, сопутствующего распаду советской системы и становлению нового общественно-политического строя, и адаптация к новой ситуации. Одним из таких ключевых мифов автор считает вероятность захвата китайцами российских территорий и возможность войны с Китаем.

Война и нашествие иноземцев

Мотив апокалиптической войны и (или) нашествия иноземцев, вплоть до настоящего времени распространённый в «крестьянской» и старообрядческой эсхатологии, из рассматриваемых в книге сообществ свойствен главным образом представлениям православных. Череда кровопролитных войн или третья мировая (часто ядерная) приводит к всемирному голоду, и в мире остаётся всего треть населения. Война оказывается неизбежным звеном в цепи апокалиптических событий, в результате которых в мире выбирается единый правитель — Антихрист.

Нередко перед войной происходит нашествие иноземцев. Этот мотив свойствен, с одной стороны, общехристианской традиции в целом. Отрывок из Апокалипсиса, в котором перед Вторым пришествием сатана собирает на битву с праведными «народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога» (Откр. 20:7), традиционно интерпретировался в отношении враждебных племён. Так, в Византии в качестве подобного «эсхатологического народа» рассматривали славян, в средневековой Руси — половцев и татаро-монголов, позднее — поляков, литовцев, кавказских горцев и т. д., а также политических противников (см. подробнее [Карпов 2002; Громов 2004]). Вплоть до настоящего времени на Севере России бытуют устные рассказы об опустошительном нашествии «литвы», которое в одних вариантах описывается как уже произошедшее, а в других включается в круг эсхатологических образов [Маслинский 2000а]. Мотив завоевания знаком и другим культурным традициям; так, в поздней Авесте среди бедствий, предшествующих воцарению мессии, предрекается нашествие «нечестивых арабов» [Рак 1998: 305—306].

Первые контакты между Россией и Китаем, сразу переросшие в военные столкновения, произошли в конце XVII века. Казаки-землепроходцы в 1632 году основали Якутск, через семь лет достигли Тихого океана. И стали спускаться на юг, к Амуру.

В современной православной мифологии «эсхатологическим народом» становятся китайцы. Мотив китайского нашествия является прежде всего наследием рубежа XIX и ХХ вв. В эпоху «дальневосточной политики» призрак «жёлтой опасности» — грядущее восстание Азии, «способной духовно, а затем и военным путём покорить христианский мир», — становится «наиболее обсуждаемой проблемой отечественной публицистики» [Межуев 1999]. В данный период нашествие с Востока — мотив скорее международный, чем собственно русский — находит также широкое отражение в художественной литературе [Кошелев 2000], приобретая поистине апокалиптическую окраску в «Краткой повести об Антихристе» В. Соловьёва, где завоевание азиатами Европы происходит непосредственно перед воцарением Антихриста [Соловьёв 2007: 154—159].

В этот период слухи о близящейся войне с китайцами распространяются и в крестьянской среде. В «Этнографическом обозрении» за 1901 г. приводится интерпретация видения: «приедут китайцы, жителей повырежут, города и селения пожгут» [Иванов 1901: 134]. Появляются собственно эсхатологические мотивы, связанные с Китаем: согласно широко распространённому поверью, Антихрист явится, когда «весь мир заворует и Китай забунтует» [Новичкова 1995: 24]; таким образом, Китай встраивается в сценарий апокалиптической катастрофы. Наконец, в народных представлениях начала ХХ в. Китай становится убежищем и местом исхода Антихриста вместо Западной Европы, откуда его ожидали ранее [Новичкова 1995: 24].

Идея китайского нашествия сохранялась и в ХХ в. В 1929—1930 гг. среди крестьян Поволжья (Ульяновский округ, Мордовская обл.) и Чернозёмья (Борисоглебский округ) распространялись слухи, что вскоре девушек будут отправлять в Китай; отмечались случаи выхода крестьян из колхозов, поскольку крестьяне ожидали нашествия китайцев на Россию, истребления ими коммунистов и колхозников и возвращения обобществлённого имущества [Трагедия 2000: 207, 247].

Актуализация ожидания войны с Китаем происходит в 1960-е гг., когда резко ухудшаются отношения СССР и КНР, в особенности после военного столкновения на советско-китайской границе в 1969 г. По свидетельству современников война с китайцами, или «жёлтой расой», была предметом городских слухов в конце 1960-х гг. не только на приграничных с Китаем территориях, но и во всей стране.

Наконец, миграции китайцев в Сибирь и на Дальний Восток в конце XX — начале XXI в. воспринимаются массовым сознанием как реальная угроза китайской экспансии и даже позволяют делать соответствующие выводы отдельным публицистам и политологам.

Нельзя также отрицать влияние на эсхатологический образ китайцев общеизвестного со школьной скамьи представления об их численности («каждый пятый человек в мире — китаец»). Численность китайцев постоянно обыгрывается в анекдотах, в том числе в которых китайцы вызывают конец света (например, когда они одновременно спрыгивают с табуреток и устраивают землетрясение, выдыхают перегар после всеобщего праздника, придумывают клонирование, получают каждый по таблетке «виагры» и т. д.).

В православной литературе и рассказах «церковных людей» китайское нашествие может описываться как частное проявление третьей мировой войны. Согласно наиболее распространённой версии, китайцы захватывают территорию России до Урала. Называются разные локусы, дальше которых китайцы не идут, по крайней мере, с целью завоевания — Екатеринбург [ПДЗП], Челябинск [Наставления 2003], р. Тобол [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево]. В отдельных случаях одновременно с китайцами действуют другие «эсхатологические народы» — Кубань забирают турки, японцы — Дальний Восток, на Западе хозяйничают немцы. По другому пророчеству Китай, США и Европа развязывают атомную войну, пытаясь поделить между собой территорию России [Наставления 2003].

Провозгласив себя «крупнейшей развивающейся страной», Китай ведёт в третьем мире политику, которую есть основания называть «новым империализмом».

У носителей «китайской легенды» существует две версии того, как китайцы завоюют Россию до Урала. Согласно одной, отражённой преимущественно в устных текстах, из Китая двинется вооружённая армия. Согласно другой, завоевание будет бескровным. Старцам приписываются следующие предсказания:

Китайцы <...> станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала [Старец 1996: 56].

Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Произойдёт это не военным путём: китайцы, вследствие ослабления власти и открытых границ, станут массами переселяться в Сибирь, скупать недвижимость, предприятия, квартиры <...> Всё произойдёт так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся в Китайском государстве [Пророчества 2003].

В контексте предсказанного завоевания воспринимаются как миграции китайцев в Сибирь и на Дальний Восток, так и неблагоприятная демографическая ситуация в России. Истинность пророчества о китайском завоевании может подтверждаться рассказами, рисующими картину реальной ситуации на Дальнем Востоке.

...Один из Хабаровска вчера приехал, один брат <...> И я: «Как китайцы?» — «Ну, там их в Хабаровске, ну, почти миллионный город, половина китайцы, уже половина» <...> Ну, короче, говорят, их в Москве уже, говорят, двести пятьдесят тысяч <...> Как Серафим Вырицкий пишет, и проснётся русский мужик утром, а он уже не хозяин. Есть предсказание, я там был, я сам всё видел, [я] из Владивостока [муж., 45 л., православ., из Владивостока; 2003, Дивеево].

Здесь пересказывается цитировавшееся выше пророчество, которое, впрочем, традиция приписывает другому старцу — Серафиму (Тяпочкину).

Китайцы-завоеватели описываются как безличная масса; о них всегда говорится во множественном числе. Православные информанты называют огромные цифры, означающие численность китайского войска: «двестимиллионная армия пойдёт» [муж., 45 л., из Владивостока; 2003, Дивеево], «щас миллиард пойдёт сюда» [муж., ок. 50 л., из Москвы; 2003, Дивеево], «по три миллиона они воевать ходят» [жён., ок. 70 л., род. в Мордовской АССР, живёт в Дивеево; 2002, Дивеево]. Последняя информантка утверждала, что о китайском нашествии сказано в Откровении Иоанна Богослова, где китайцы иносказательно изображаются в виде саранчи.

Другой чертой китайцев является их жестокость. Обсуждая ужасы китайского нашествия, информанты говорят о страшных пытках, применении китайцами бактериологического и психотропного оружия. Китайцы, по предсказаниям, уничтожают русское население поголовно, например вырезают весь Красноярский край, а в Иркутске устраивают такую резню, что даже Богородица не выдерживает и топит город [муж., 45 л., православ., из Владивостока; 2003, Дивеево]. Эта жестокость, как правило, ничем не мотивирована, лишь в одном тексте китайцы выступают непосредственно как гонители христиан (старец предсказывает своей духовной дочери «мученическую кончину от руки китайцев на стадионе <...> куда они сгонят жителей-христиан и несогласных с их правлением» [Наставления 2003]).

Между тем, мы не можем полностью согласиться с точкой зрения А. В. Тарабукиной, что китайцам в эсхатологических представлениях отдаётся роль врагов, «сатанинского воинства» [Тарабукина 2000]. Эта ниша для «церковных людей» прочно занята евреями. Будучи язычниками, китайцы, конечно, служат сатане, но это служение носит характер скорее бессознательный, в отличие от вполне сознательного «демонопоклонничества» евреев. Если китайцев и сравнивают с евреями, последние всегда изображаются в более чёрных красках. Автор брошюры о «предантихристовой эпохе» пишет: «У врага много служителей <...> но чада у него только одни, и это не китайцы и не папуасы», и далее об исламе, на место которого, следуя логике текста, можно поставить любую восточную религию: «Чисто жидовское изобретение, способ объединения и организации тёмных азиатов с целью натравить их на Христианское Царство» [Православие 1993: 4, 13].

Изучение Народно-освободительной армии Китая (НОАК, официальное название вооружённых сил КНР) затруднено тем, что эта структура закрыта для внешних исследований в гораздо большей степени, чем экономика или социальная сфера этой и без того не очень открытой страны. Открытыми являются лишь сведения о высших руководящих органах и об общей структуре НОАК (видовой и территориальной). Поэтому источником более подробных сведений о НОАК становятся, как правило, западные разведывательные источники.

В ряде текстов китайцев на Россию натравливает Америка, являющаяся, по представлениям прихрамовой среды, центром масонства, «жидовским государством», где заседает тайное мировое правительство. Именно этими планами, например, В. П. Кузнецов объясняет следующую экономическую ситуацию (вопрос о том, насколько она соответствует действительности, остаётся за скобками):

Сейчас вся Америка завалена китайскими товарами на 80 процентов. Но деньгами расчёт не производится. Америка рассчитывается с китайцами только оружием. Это все знают. Сейчас у китайцев оружия столько, сколько ни одно государство не имеет [ПДЗП].

По мнению последователя В. П. Кузнецова, Америка «хочет разбить Россию руками китайских солдат, жиды же своими руками никогда...» [муж., ок. 35 л., из Москвы; 2002, Дивеево].

Поскольку «тёмные азиаты» оказываются лишь жертвой евреев из-за своего невежества и непросвещённости, существует перспектива их обращения. (Показательно, что мотив обращения перед концом света части иудеев, отражённый в патристике, не находит в представлениях «церковных людей» широкого распространения.) Популяризация идеи обращения китайцев в последние годы — прежде всего заслуга Братства во имя Царя-Искупителя Николая II. В идеологии Братства поворотным моментом в развитии апокалиптических событий является следующее: китайцы-завоеватели доходят до Урала, где им является архангел Михаил и приказывает принять православие, что они и делают. Китайцы обращаются в православие поголовно:

Весь Китай будет читать псалтирь и молиться Богу [Микита 1998: 29].

Быстро все в реки, покрестятся и вперёд <...> Полтора миллиарда [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

В некоторых текстах китайцы принимают крещение в России без вмешательства небесных сил. В этом случае Россия выполняет своё миссионерское предназначение. По мнению В. П. Кузнецова:

Господь избрал Россию, чтобы проповедовать Евангелие всем народам <...> И последний такой народ на земле, который никогда не имел никакой религии — это китайцы. Потому что буддизм — это философское учение [ПДЗП].

В этой цитате содержится также идея некоей эсхатологической завершённости, свойственной народной традиции в целом (в славянских легендах перед концом света происходит исчисление всего и вся: измерение земли, восполнение числа падших ангелов и т. д.)

Даже идея Китая, просвещённого светом Евангелия, как своего рода «четвёртого Рима» — преемника гибнущей России — не нова для православной мысли (не говоря уже о мечте о христианском Китае). В конце XIX в. митрополит Иннокентий Московский писал, что, возможно, недостойная Россия передаст светоч православия китайцам; в 1920-е гг. митрополит Вениамин (Федченков) предполагал: «Может быть, ещё китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов <...> Ну, может быть, кончается Россия <...> а, умирая, родит восток христианский?» [Вениамин 1998: 42]. В конце 1990-х гг. ряд деятелей Русской православной церкви высказывает мысль, что следует вести миссионерскую работу среди китайцев, на случай, если Сибирь всё-таки отойдёт Китаю [Изучайте 2003], а диакон А. Кураев прямо говорит о возможности для Китая стать четвёртым Римом [Кураев 1999: 334—335].

В пророчествах и устных рассказах о китайском завоевании и китайцы не становятся избранным народом вместо русского. Однако информанты могут проводить аналогию между обращением китайцев и обращением императора Константина и крещением Руси [муж., ок. 50 л., из Москвы; 2003, Дивеево], что опосредованно отсылает ко второму и третьему Риму. А священник, несомненно, знакомый с пророчеством об обращении китайцев и их дальнейшей миссии, заявляет:

Китайцы — это мы. На Китай-городе стоим* [муж., ок. 45 л., православ., из Владимирской обл.; 2002, Москва].

У крестившихся китайцев появляется особая миссия — очищение России от враждебных сил. С тем же рвением, как они раньше убивали всех подряд (и даже христиан), они идут бить врагов православия — «коммуняк и демократов», «избавлять от жидов». Согласно нарративам последователей В. П. Кузнецова, китайцы, убивая «жидовствующих» русских, предотвращают участие истинных православных в «братоубийственной войне», избавляют их от необходимости «убивать своих братьев» [муж., ок. 35 л., из Москвы; 2002, Дивеево], а также помогают в установлении власти русского царя [муж., ок. 50 л., из Москвы; 2003, Дивеево]. Принятие китайцами православия имеет решающее значение в апокалиптической борьбе тёмных и светлых сил: благодаря численности китайцев, православный мир мгновенно получает перевес, чем приводит в ужас противоположную сторону — Америку [ПДЗП].

Бесконечно большие призывные ресурсы делают китайскую армию поистине страшным противником, а благодаря освоению новых видов техники она становится практически непобедимой. Китай способен задавить массой любого противника, с которым встретится в традиционной наземной войне. А кого в Китае считают противником, можно судить по дислокации его армейских группировок.

Приняв крещение, китайцы приобретают свойства едва ли не ангельские. Даже их прежнее язычество оказывается фактором, с одной стороны, противопоставляющим их евреям, с другой — благоприятствующим их обращению:

А они-то люди очень, такие, богострастные такие, боятся Бога <...> Они же язычники [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

По рассказам, на китайцев «сходит благодать Святого Духа» [муж., ок. 35 л., из Москвы; 2002, Дивеево]; информанты говорят о некоей «харизме», видимо, цитируя текст, нам, к сожалению, неизвестный. Эта харизма заключается в особом типе ясновидения — только китайцы смогут отличить праведных от грешных: они будут видеть кресты, незримо начерченные ангелами на лбу истинно верующих, и истреблять тех, у кого этого креста не найдут.

В Библии об этом сказано. В книге Даниила. Сойдёт ангел с неба, и будет летать, и искать всех своих, чтобы помазать их крестом <...> Дак это там сказано про ангела какого? Ангел то — Серафим. Вот он щас ходит по земле и всем своим кресты ставит. На лбу. Не на шее, чтобы обвешались все крестами. А это всё никого волновать не будет. Все посрывают [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

Другие православные информанты утверждают, что китайцы не тронут людей, имеющих крест даже на шее [муж, 45 л., из Владивостока; 2003, Дивеево]. Таким образом, китайцы не только действуют заодно с ангелами и святыми, но и в каком-то смысле сами выступают в функции грозных ангелов, восстанавливающих порядок и осуществляющих суд (в Апокалипсисе ангелы карают принявших начертание зверя (Откр 16:1—11); стоит вспомнить схожий мотив из ветхозаветной книги Исход).

Но даже обращённые китайцы остаются силой, потенциально враждебной и требующей предельной осторожности; наоборот, завоевателям следует оказывать доброжелательный приём:

А кто выступит, хоть раз стрельнёт с пистолета, все будут убиты. Или с рогатки, там, кому в лоб попадут, всех сразу уничтожат <...> Когда китайцы придут, ты услышишь об этом, то сразу открываешь двери: «Заходите. Можно даже покушать, накопить сил и вперёд» [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

Неконкретность образа, чудовищная разрушительность, сходство со стихией так или иначе присущи «эсхатологическим народам» в народных представлениях, в частности, «литва» ассоциируется с водным хаосом («литва всё зальёт») [Маслинский 2000а: 5]. Однако эти народы, в отличие от китайцев, вредоносны всегда. Обращение китайцев является привнесением героического мотива в круг эсхатологических образов и выполняет функцию своего рода приручения хаоса, освоения мира.

В текстах других рассматриваемых движений тема войны и (или) нашествия иноземцев выражена либо слабо, либо крайне опосредованно. В виссарионовских текстах предсказаний войны найти не удалось. Юсмалианские тексты, где конфликты в «горячих точках» рассматриваются как предзнаменования близкой кончины мира, предсказывают войну довольно редко. В текстах Богородичного Центра неоднократно обещается, порой навязчиво, что войны не будет (например: [Огненный: 72]). Мотив эсхатологического нашествия с Востока находит отражение в проповедях Иоанна (Береславского) в виде идеи распространения «оккультных и восточных учений» в России. В то же время Иоанн не исключает возможности обращения азиатов, ныне пребывающих во тьме:

Индусы примут Христа <...> под действием чудесных знамений Святого Духа, а их адепты в России — ни с чем останутся [Иоанн 1993: 102].

Нередко топос эсхатологической войны понимается иносказательно. По мнению составителей сборника «Антихрист в Москве», «Третья мировая война без границ», за которой должен настать «конец истории» [Антихрист 1996: 3], ведётся не с помощью оружия, но духовными средствами: это «развращение», исходящее от западной культуры; однако это связано совершенно с другим мотивом (см. раздел «Антихрист и эсхатологические враги: ожившая антиутопия»).

_____

* Около станции метро «Китай-город» в Москве собираются представители православных братств и движений монархического и националистического направления.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Еда как атмосфера дома

И поход на рынок как способ познакомиться со страной

Для кого-то еда — это просто инструмент восполнения энергии. А для меня приём пищи — это особая атмосфера, энергетика, философия, тепло, счастье, смех. Еда — это любовь к хорошей жизни и близким, еда — нечто настоящее, что делаешь ты сам.

05.11.2018 16:00, Данара Курманова, facebook.com/kurmanovadanara


Энергетики против защитников природы

Береговая охрана Швеции защитила активистов Гринпис от Росатома

Международная организация «Гринпис» утверждает, что вчера во время протеста шведская береговая охрана фактически защитила корабль «Белуга II» и предотвратила инцидент со спасательным судном «Спасатель Карев», которое сопровождает плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов».

07.05.2018 16:00, Newsroom, m.activatica.org


«Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому многим людям они так остро необходимы»

Марк Твен о поездках по миру и свободе

Один самых знаменитых писателей, утверждавших, что путешествия благодатно влияют на умы людей, был Марк Твен. Его «Простаки за границей, или путь новых паломников» стала самой продаваемой книгой при жизни автора. В ней Твен смело и иронично развенчивал мифы и стереотипы, присущие среднестатистическому американцу: от благоговенья перед Святой Землёй до убеждённости, что всё американское – самое лучшее, а во всём мире – сплошь враги и идиоты. Как вы понимаете, слова «Америка» и «американцы» можно заменить любыми другими. Публицист Колин Маршалл в своём эссе полностью поддерживает мнение знаменитого писателя.

24.03.2018 19:00, cameralabs.org


Записки вятского лоха. Февраль, 2018

Настя Рыбка, Саша Травка и… Моника Белуччи

Боже мой, какой же всё-таки 1-й канал, ныне юбиляр, — эталон надёжности, как сказал президент. Какой же он великодушный, щедрый, принципиальный. Он помог ещё одной крайне нуждающейся семье. С несчастной, больной и убогой бабушкой-пенсионеркой на попечении. Сделав евроремонт в почти обрушившейся ветхой квартире… Кристины Орбакайте.

13.02.2018 16:00, Игорь Фунт


«Дорогой Майк...»

Письмо Рональда Рейгана своему сыну

Летом 1971 года 26-летний Майкл Рейган сочетался браком со своей избранницей на Гавайях, однако на торжественной церемонии не смог присутствовать его отец, будущий президент США Рональд Рейган. Вместо этого он передал сыну письмо, которое содержало в себе напутствие молодому мужу. Рейган дал сыну бесценные советы, как сохранить брак и чувства в нем. «Ты знаешь лучше, чем многие, что такое несчастливый дом», – писал он сыну, вспоминая свой первый неудачный брак. Однако спустя время союз Рейгана со второй женой Нэнси стал примером счастливого брака для многих американцев.

23.12.2017 09:00, «Дилетант»


Портал «Село родное»

Предтеча сельской Википедии России

Если Россия лишится своих деревень, мы перестанем быть собой. Исчезнет национальный дух. Хотим ли мы мириться с такой перспективой? Нет!

10.12.2017 16:00


Важная случайность

Четыре случайности, изменившие ход истории

Иногда ошибка в составлении карты местности, любопытство обычной американской домохозяйки или скудный выбор чтения в библиотеке средневекового замка могут привести к историческим событиям, последствия которых длятся целые десятилетия.

06.11.2016 09:00, Павел Сидоркин


Любовь к классике безнадежна?

Профессор Университета Ниигата Сигэки Хакамада: нужны не профильные университеты, а возрождение японской культуры

Во время лекции в университете я дал сборник стихов Пушкина студентке из Москвы и попросил ее прочитать японским студентам любое стихотворение на ее вкус. Я хотел, чтобы студенты, не знающие русского, почувствовали атмосферу живого языка. Используя жесты, девушка выразительно продекламировала стихотворение. Ее тело помнит русские классические стихи. Японские студенты были поражены.

29.06.2016 16:00, Сигэки Хакамада (Shigeki Hakamada)


Страна восходящего солнца

Русские в Японии

Что означает Томакомай, почему шоколад в Саппоро — самый вкусный в мире и отчего горячие источники — здоровая альтернатива отелю.

16.09.2015 19:00, Оксана Красильникова


А мы уйдем на север

Как викинги завоевали половину Европы, но едва не погибли в суровой Исландии

Недавно археологи опубликовали результаты подробных исследований останков первых поселенцев в Исландии. Судя по их анализу, жизнь на острове в те времена была исключительно трудной: люди страдали серьезными заболеваниями костей и суставов, которые были вызваны отчасти тяжелой работой, отчасти плохим питанием. Мы решили изучить подробнее, кем были первые поселенцы, откуда и зачем они приплыли на остров.

27.08.2015 16:00, Ксения Хохлова






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.