Подписаться на обновления
17 сентябряВторник

usd цб 63.8272

eur цб 70.6695

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   среда, 21 июля 2010 года, 09:02

Конец героической эпохи
«Воццек» Д. Чернякова в Большом театре: убийство без культурных метафор оказывается непритязательно голым


Георг Нигль в роли Воццека (справа) в сцене из оперы Альбана Берга "Воццек" в постановке Д.Чернякова и Т.Курентзиса в Большом театре // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В культуре царят двойные стандарты: одним убивать дозволено, другим нет. Одним, как Клавдию, убийство вменяется в безусловную вину, другим, как Гамлету или Раскольникову, всё прощается за раскаяние и сомнение. Может ли убийца быть литературным героем?

«Воццек» Дмитрия Чернякова в Большом театре, наверное, самое крупное театральное явление прошедшего сезона.

Как и все работы молодого гения оперной режиссуры, этот «Воццек» находится на стыке музыкального и драматического театра, но ещё и философии культуры.

Главная черта этого спектакля, поставленного Дмитрием Черняковым (постановка и сценография, костюмы), Теодором Курентзисом (музыкальный руководитель и дирижёр), Глебом Фильштинским (художник по свету) и Еленой Зайцевой (костюмы), — адекватность. Адекватность замыслу и смыслу, вымыслу и первоисточнику, его духу и букве, оперной традиции и оперным новациям, городу и миру. Самим себе, наконец.

Черняков здесь задаёт вопросы искусству, его истории, он ни много ни мало, но дерзает изменить его ход, опровергая незыблемые догмы.

«Воццек» — тот пример, когда режиссёр удачно работает на территории неизвестного.

В России не сложилась традиция постановок ни данной оперы, ни атональных опер вообще, ни пьесы Георга Бюхнера, ставшей основой либретто.

«Воццека» у нас мало ставили. Возможно, по причине того, что в тоталитарной России XX века в политическом смысле не слишком актуальной была идея противостояния частного человека машине подавления (счёт на тысячи и миллионы шёл).

А между тем для Европы новейший миф о Воццеке стал одним из самых востребованных, имевшим десятки воплощений. «Государство, желающее убивать, называет себя родиной» — это суждение европейская культура осознала несколько раньше России.

Дмитрий Черняков здесь во многом первооткрыватель, и в этом амплуа — как молодой художник, «тащащий» за собой новое искусство, — он гораздо более эффектен и убедителен, нежели в позиции «ниспровергателя национальной классики», когда любой радикальный жест в сторону «Евгения Онегина» грозит конфликтами и ссорами, скажем так, мало дающими топлива для эволюции режиссёра.

В «Воццеке» и в давнем «Похождении повесы» Стравинского Черняков оказывается неуязвим от критика слева. Просто по незнанию ими материала и отсутствию догматики в этой области.

Черняков и его музыкальные руководители (прежде всего дирижёр Теодор Курентзис) открывают традицию, в отношения с которой волей-неволей придётся вступить последующим интерпретаторам, если такие явятся.

Спектакль изрядно освещён в прессе, поэтому сосредоточимся только на том, что важно для главной темы этой колонки — темы исчезновения героя в «Воццеке».

У автора пьесы, романтика Георга Бюхнера была печальная и торжественная судьба. Писатель, трагически окончивший жизнь в 23 года, оставил после себя небольшой томик неоконченных произведений.

Стихи, эссе, две пьесы — «Войцек» (рукопись сперва была расшифрована как «Воццек», отсюда и разночтения) и «Смерть Дантона».

Тексты были обнаружены и опубликованы спустя несколько десятилетий, когда художественная эпоха сменилась.

Позднеромантический стиль Бюхнера, тяготеющий к реализму и густой мизантропии, оказался крайне нужным и полезным в эпоху экспрессионизма, в эпоху культуры Первой мировой войны, растерзанной, изнасилованной Европы, страдающей от фантомных болей и самых тяжких неврозов.

Бюхнер описывает в «Войцеке» послевоенный синдром, когда агрессия и террор, недорасстраченные в военных действиях, оборачиваются против своего народа в его бытовой жизни.

Пьеса Бюхнера несёт в себе разочарование в человеке, в смысле и назначении человека, в его гуманитарной ценности.

Поздний романтик будто прозрел эпоху будущую, когда частным человеком, «вечным солдатом» будут манипулировать как незначительным, факультативным придатком машины всеобщей войны всех со всеми.

Высшим слоям гарнизонного общества — доктору и офицеру — Воццек представляется подопытным кроликом для их экспериментов по унижению и уничтожению человеческого духа.

Тщеславие и забава становятся мотивациями к разрушению Воццека как надоевшей игрушки.

До какой степени может быть унижен человек, пребывающий в тисках между фальшивым «патриотическим» морализмом и чудовищной нищетой, вынуждающей на отчаянные поступки?

Насколько гибка и подвижна психика униженного, низведённого до уровня инстинктов человеческого существа, у которого остались только самые простейшие желания: спать и есть?

На какой бунт человеческого естества, на какое извержение подогреваемой ненависти способен униженный до крайнего предела человек?

Не опасно ли в человеке подогревать только звериные инстинкты, если мы до конца не знаем, что за зверь нам явится впоследствии?

История интерпретаций «Войцека» богата и обильна за XX век, и, быть может, самый характерный образчик предложил Вернер Херцог в одноимённом фильме.

Режиссёр снял кино в антураже крошечного чешского городка Телч, чьи архитектурные и ландшафтные красоты затушевались атмосферой заштатной казармы — места страстотерпия рядового Войцека.

Дешёвое выцветшее сукно, зелёные погоны, пыль солдатских дорог, пот и кровь казарменной жизни, унылый и нищий быт солдатки Мари — вот типичная «декорация» «Войцека».

Подогреваемый манипуляциями насмешников и экспериментаторов Войцек жестоко убивает Мари, свою жену, от бедности и невостребованности ему изменившую.

В фильме Херцога этот жест обретает мифологическое звучание — обезумевший, одичавший Войцек Клауса Кински вонзает ритуальный нож в трепыхающуюся лебёдку, конвульсирующую в его смертных объятиях.

Удар наносится плавно, в красивой траектории: так опытный жрец Авраам готовился взрезать яремную жилу Исаака. У Херцога, вбирающего в эту сцену множество архетипов мировой культуры, убийство Мари означает нечто слишком большее, чем просто убийство.

Магический ритуал, бунт высвободившегося из-под гнёта сознания, бурное извержение раскованных чувств, революция темперамента, край морального одичания.

История реального Воццека плачевна: он был осуждён, морально проклят и повешен; литературный Воццек стал героем, проклинающим тоталитарное мышление, казарменный строй, безразличие к частному человеку, моральное осуждение кого бы то ни было.

Частный человек становился героем лишь постольку, поскольку мог вынести обвинительный приговор обществу.

Парадокс Дмитрия Чернякова состоит в том, что в эту секунду Мари становится эпизодом в этой истории, её глазами на миф о Войцеке не взглянул никто.

Попав на спектакль Чернякова, мы не видим мира, ставшего привычным для пьесы: казарменной жизни с её серостью, унылостью, партикулярностью солдатского быта, мертвечиной циркуляров и распорядка.

Мало сказать, что перед нами современный, принципиально наш, узнаваемый мир, вполне себе респектабельный и внешне благополучный.

Мир заигрался. Миру пора умирать. Таков основной посыл литовского «Гамлета», показанного в рамках фестиваля «Новый европейский театр» в подобающем для этого спектакля чёрном зале МТЮЗа.

Черняков делит зеркало сцены на всю её высоту на двенадцать сегментов, в каждом из которых, как в рамке для фотографии, будет развиваться тот или иной сюжет оперы.

В момент увертюры в каждом из таких сегментов — трое: отец, мать и ребёнок. Двенадцать семейств. Занавес представляет собой как бы объектив фотокамеры, расширяющийся, подобно цветку, и сужающийся до одной клетки: сегмента, в котором за обеденным столом Войцек, Мари и их сын.

Перед нами не сюжет сентиментального нравоучительного романа, перед нами ординарная частная жизнь, охранять которую предлагает режиссёр Дмитрий Черняков.

Настоящий переворот нас ждёт в сцене убийства Мари. Воццек, доведённый до отчаяния и галлюцинаций манипуляциями своего начальства и изменой жены, оказывается у Чернякова совершенно демифологизированной фигурой.

Никаких жертв, никакого бунта, никаких революций и никакого величия человеческого духа.

Мы видим банального насильника, упивающегося расправой над гулящей женой, стегающего Мари садомазохистской плёткой, вонзающий нож в неё как в масло.

Убийство, без культурных метафор оказавшееся голым. Некрасивая жизнь, некрасивая, тупая смерть. Мученик стал мучителем, изнасилованный предпочёл насиловать сам, сублимируя душевный диссонанс.

Бесконечное страдание выродилось в бесконечное мучительство. Без угрызений совести, но зато с чувством морального превосходства. Торжествует буржуазная моралька: изменила — получи.

Есть известная история о выдающемся русском артисте Олеге Борисове. Репетируя в Театре Российской армии роль Арбенина в постановке Леонида Хейфеца «Маскарад», актёр признавался близким в том, что физически не может работать над образом, не может преодолеть презрения к своему персонажу, задушившему жену.

Вершины смыслов, возведённые молодым романтиком Лермонтовым над фигурой Арбенина, испаряются, разбиваются о железный факт: Арбенин — убийца.

Ничто, никакие эстетические идеи не могут служить оправданием для преступника, положившего чужую жизнь за них или на их фоне.

Примерно в том же ключе мыслит Черняков — сегодня ему буквально нечем оправдать культурного героя XX века Войцека.

Нечасто в мировом искусстве являются артефакты, опрокидывающие всю историю культуры, ломающие её стержневые, опорные идеи.

В этом смысле спектакль Чернякова — глубинный, сущностный спор с традицией.

Он претендует не только на откровение, но и на открытие новой философии культуры. Эта новая художественная идеология может быть выражена как сопротивление героической картине мира (условно её можно назвать ницшеанско-вагнеровской).

История культуры полна вполне утвердившихся, общепризнанных произведений искусства, где герой празднует свой триумф на фоне горы трупов. Арбенин и Отелло, Саломея и Фауст, Онегин и Дон Жуан.

Гамлет — вот, бесспорно, главная трагедия европейской культуры: герой, празднующий тризну на обезлюдевшей сцене, умирающий сам и весь мир забирающий с собой в могилу.

Герои, в истории которых более важны смыслы и идеи, оправдания поступков, нежели сами поступки, какими бы чудовищными они ни были.

В культуре царят двойные стандарты: одним убивать дозволено, другим нет. Одним, как Клавдию, убийство вменяется в безусловную вину, другим, как Гамлету или Раскольникову, всё прощается за раскаяние и сомнение.

Может ли убийца быть литературным героем?

Что такое наша европейская культура, если она возвеличивает и оправдывает мучителей и насильников, духовное величие которых как бы лицемерно затушёвывает их безнравственные поступки?

Чем выше дух, тем больше трупов.

Героизм в культуре — позиция слабых. Герой выбирает индивидуальное мучение, помноженное на мучение всех, кто находится с ним в одной связке.

Герой выбирает небытие — славное, героическое, но построенное на уничтожении и унижении всех прочих. Герой, возможно, выбирает себе красивый финал, красивый уход с изящной прощальной речью, но это позиция шумная и безответственная.

Ответственность и зрелость в данном случае есть компромисс между философией и поступком.

Оправдан ли героизм, если во имя мифической «победы духа» или не менее мифической «любви к родине» нужно положить свою и чужую жизнь?

Нет ли компромисса, некоего промежуточного звена в выборе между бесславием и героической смертью?

Так уж ли обидно проиграть?

Проигрывает ли отступивший?

Вот вопросы, которые ставит Дмитрий Черняков своим «Воццеком» перед мировой культурой.

Современное искусство, которое чаще всего именно в безнравственности и обвиняют (почитайте, к примеру, критику на того же «Онегина» Чернякова), на этот раз смогло задать массу моральных вопросов и подойти к проблеме современной нравственности с нетрадиционного, неожиданного ракурса.

Черняков обескураживает и, не скрою, запутывает своими парадоксами.

Но в череде ироничных и злых, провокационных и ядовитых явлений современной культуры он пытается отстраниться от привычного сарказма и утвердиться в чём-то очень позитивном, очень жизнеутверждающем, очень гуманитарном.

Убийца героем быть не может. (Разумеется, здесь надо разделять героя в реальности и героя литературного произведения.)

В радикальном молодом художнике вдруг пробуждается позитивное мышление. А революционная форма постановки порождает гуманитарную проповедь и отпор спорным явлениям философии искусства, довлевшим над ним многие века.

Для Чернякова в его спектакле, как он сам признаётся, важно, что жена Воццека Мари всё время остаётся одна. И в спектакле это её одиночество, длительность её ожидания показаны крайне наглядно.

Длящееся одиночество, брошенность, неполноценность семьи формируют в Мари потребность в другом мужчине, фактически выдавливают её за пределы дома.

Одиночество Воццека, вынужденного, подобно шакалу, искать средства к пропитанию, также доводит отощавшего солдата до паранойи. Черняков показывает и третье одиночество: одиночество ребёнка.

Сыну Войцека и Мари неинтересны игры взрослых, ему, приученному быть необязательным придатком неполноценной семьи, гораздо интереснее реальность виртуальная.

Мальчик и после убийства Мари будет совершенно безучастно взирать на убитую мать и убийцу-отца и продолжать играть в свой Need For Speed, электронный симулятор автомобильной гонки, чем он занимался всё время спектакля.

Спектакль Дмитрия Чернякова ещё и об этом — о современной паранойе, о современном аутизме. Новые воццеки сублимируют своё одиночество и моральное одичание, своё унижение и свою асоциальность в виртуальной реальности, пребывая во сне разума, теряя внутри компьютерной жизни волю к жизни реальной.

Она становится всё менее интересной, всё более предсказуемой. В реальной жизни всё меньше мотиваций, всё меньше зацепок и приманок.

Когда мы говорим о том, что в «Воццеке» Чернякова позиция героя безответственна, мы говорим о том, что в наше время ничто не должно манипулировать частным человеком.

Подлинный герой — тот, кто сопротивляется многочисленным попыткам давления на себя, попыткам сделать из нас безмолвных участников общества потребления, распродаж, религиозных авантюр, коммерческих интриг и политических игр.

Подлинный герой — тот, кто отстоял своё право на частную жизнь. Это, пожалуй, долг каждого человека, живущего внутри современного информационного пространства, которое пытается захватить и поработить наш разум.

Это и есть новая философия культуры, защищающей права отдельной личности на непубличность, анонимность существования вне пространства информационной агрессии и влияния.

В атональной музыке классика венского модернизма Альбана Берга содержится отторжение вагнерианского тоталитарного искусства, его дидактической гармонии.

В атональности живёт культура разнообразия, неподчинённости большинству, неподчинённости доминанте.

В атональной музыке — бесконечное разнообразие индивидуальностей, культура divercity, пёстрого многообразия мира, которые не желают подчиниться никаким манипуляциям с массовым сознанием.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.