23 октябряВторник

ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения

Аптекарский огород
Роман Мамчиц   пятница, 16 июля 2010 года, 15:15

Компульсивность
И ее генетические корни

// Getty Images, Fotobank

Ожирение может быть вызвано генетическими причинами — это известно. Но для того, чтобы гены реализовали себя по полной программе, питание должно быть достаточным. Оказывается, с точки зрения генетики непоборимое желание есть, курить и употреблять наркотики – это одно и то же.

Расстройства приема пищи – булимия (компульсивный прием больших количеств пищи) и анорексия, а также хроническое стабильное переедание, в силу своей распространенности давно уже служат почвой для крупных исследований, в том числе, и исследований наследственности этих отклонений от нормы. В период с 2003—2004 годов по настоящее время публикуется по 2—3 статьи с результатами исследований наследственной предрасположенности к перееданию только в англоязычных ведущих медицинских изданиях.

О том, что по наследству передаются не только особенности конституции и обмена веществ, но и характер приема пищи, говорят результаты исследований особенностей питания детей родителей с повышенным весом и детей родителей с нормальным весом. Дети полных родителей обычно предпочитают жирную пищу, не любят овощи, и чаще склонны к перееданию.

В качестве доказательств причастности генетики, а не воспитания, приводится много фактов. В частности, исследования близнецов показывают, что у однояйцевых близнецов, воспитывающихся в одной семье, в одних условиях, больше сходства в гастрономических предпочтениях, чем у разнояйцевых близнецов, также воспитывающихся в одной семье, посещающих одно и то же учебное заведение.

За указанный период ученые обнаружили шесть новых генов, которые связаны с ожирением. По оценкам британских медиков, носители всех шести генов, в среднем, весят на пять фунтов, т.е., около 2 кг, больше нормы. То есть, не обязательно гены должны привести к ожирению. Однако связь с этими генами и ожирением все равно выраженная, т.е. вероятность ожирения при наличии данных генотипов повышается в разы по сравнению с тем, как если бы этих генов не было. Наука оценивает количество людей с комбинацией шести генов в 40—70 процентов от всего населения земного шара, страдающих излишним весом.

Далеко не все из этих шести генов действительно влияют на обмен веществ. Можно выделить как минимум три гена, которые обуславливают ожирение в результате склонности к перееданию, вызванной именно этими генами. Это гены GAD2, TaqIA A1, FTO.

Сегодня в Америке, чтобы оставаться в форме, нужны особые качества: сила воли, желание сделать карьеру (толстым трудно расти в профессии), умение готовить (в полуфабрикатах очень много калорий), а также принадлежность к обеспеченным слоям общества (в бедных районах нет магазинов с овощами и фруктами, зато с избытком продают чипсы, шоколадные батончики и прочую дрянь).

В 2003 году было обнаружено, что роль стимуляции аппетита играет ген, известный как GAD2. Он ускоряет выработку в мозгу ГАМК (Гамма-аминомасляная кислота), химическая реакция которой с нейропептидом Y стимулирует аппетит. У людей с более активной из двух форм гена GAD2 ГАМК выделяется в больших количествах, соответственно, и склонность к перееданию у них больше. При этом вторая форма наоборот защищает от ожирения.

Также установлено, что по наследству передается низкий уровень допамина, гормона, который вызывает чувство удовольствия и насыщения. При низком уровне этого гормона наблюдается замедленное принятие решений, нарушения двигательной активности и сердечнососудистой системы, при этом эти отклонения дополняются перееданием. Также переедание может быть связано с малым количеством рецепторов допамина D2, что вызвано аллелем Taq1A1, при этом данное генетическое отклонение, по оценкам ученых, имеет половина населения развитых стран, таких, как США. Также с этими рецепторами связана наркотическая зависимость. Исследования мозга показывают, что испытуемые, молодые женщины, склонные к полноте, после того, как выпьют чашку шоколадного молочного коктейля, испытывают меньшую реакцию на удовольствие в мозгу, чем те, у кого нет излишнего веса. Эта реакция как раз обусловлена допамином. Год спустя те же участницы исследования, которые показали сниженную реакцию мозга на прием пищи, показали и значительно больший набранный вес.

Жировая ткань, находящаяся в различных частях организма, весьма гетерогенна: отложения белой жировой ткани в зависимости от расположения демонстрируют каждое свой, присущий только ему временной график развития и проявляют различные физиологические эффекты. Самым поразительным фактом в этом плане является связь между висцеральной, то есть относящейся к внутренним органам, тучностью и диабетом и другими заболеваниями обмена веществ, тогда как между подкожным ожирением и вышеописанными патологиями такой связи не наблюдается.

Американцы испытывали свою теорию на людях, как Павлов на собаках. Чтобы заработать вознаграждение в виде пищи, каждый испытуемый должен был нажать на кнопку мыши на компьютере 20 раз, чтобы получить больше пищи – 40 раз, либо выбрать вместо пищи отдых с чтением газеты. Люди с геном Taq1A1 нажимали на кнопку гораздо активнее остальных. В сочетании с мотивацией получить пищу, генотип вынуждает людей есть все больше и больше. Но при этом сама по себе высокая мотивация к еде не обязательно связана с данным генотипом, хотя носители генотипа в ходе эксперимента ели все равно больше, чем люди с высокой мотивацией к еде, но без гена Taq1A1. Таким образом, допамин может быть объектом для медикаментозной терапии снижения веса.

При этом, переедание имеет и обратную связь с генами: оно, даже не будучи генетически обусловленным, может нарушить генетическую структуру человека, добавляя в картину наследственности потомков, кроме ожирения, еще и диабет и сердечнососудистые патологии. При этом речь идет об изменении именно групп генов, а не единичных генов. Количества этих генов, по оценкам ученых, составляют сотни, и эти гены у подопытных мышей изменялись в результате высокожирной диеты. Результаты исследований на мышах подтвердились и при анализе историй болезни пациентов, подверженных перееданию. В свою очередь, предрасположенность к перееданию вызывается также наличием в родословной диабетиков. Пациенты с излишним весом и предками, имевшими диабет 2-го типа, набирают вес значительно быстрее, чем люди, не имеющие такого генотипа.

Установлено, что переедание и ожирение поражают гены, ответственные за макрофаги. В нормальном состоянии выработка макрофагов защищает организм от инфекций и других негативных для него факторов. В случае генетических нарушений, вызванных перееданием, их выработка ослабляется. Возникает также генетическая предрасположенность к так называемому метаболическому синдрому, который включает в себя высокий уровень сахара в крови, высокое давление и закупорку артерий.

Также склонность к перееданию связана с геном, получившим название FTO. Ранее исследования показывали связь этого гена с повышенной массой тела. Однако более поздние исследования показали, что у детей этот ген в не меньшей степени связан с перееданием: дети, относящиеся к группе риска, будучи сытыми, не отказывались от тарелки с печеньем. Генетическая связь между геном FTO и интересу детей к физическим упражнениям, впрочем, не обнаружена, поэтому можно считать, что генетическая склонность к перееданию еще не означает приговор на всю жизнь.

Польза от таких исследований в том, что, учитывая широкую распространенность ожирения и вред, наносимый им человечеству, целесообразно выявлять потенциальных кандидатов на ожирение и булимию еще на внутриутробной стадии. То, что многое зависит от условий жизни человека, подтверждается тем, что количество людей, действительно страдающих излишним весом, среди людей с генами обжорства, составляет далеко не 100%. Соответственно, все больше и больше вырисовывается генетическая связь между склонностью к перееданию и склонностью к алкоголизму и наркомании, поскольку данные зависимости также вызваны недостаточностью насыщения за счет допаминового механизма. Так что, вполне возможно, что ученые придут к выводу, что еда также является наркотиком, и что у родителей с излишним весом дети могут стать наркоманами, либо наоборот. По крайней мере, предположить такую связь на логическом уровне возможно.

Гены, магниты, «крысиный парк»

Наука в поисках лекарства от зависимости

Героин и кокаин, алкоголь и сигареты, кофе и шоколад, порно и азартные игры. Всё это может вызывать патологическое неконтролируемое пристрастие. Никто до конца не понимает, что такое зависимость, но одно известно наверняка: избавиться от нее гораздо сложнее, чем приобрести. Некоторые считают, что главная причина зависимости — это психоактивные вещества. Другие обвиняют во всем недостаток силы воли наркопотребителей, а подходящим методом лечения считают тюремные сроки и моральное перевоспитание с помощью батареи и наручников. Третьи, к которым относится большинство ученых, настаивают на том, что зависимость — это комплексная проблема здравоохранения, с которой можно бороться медицинскими методами.

29.07.2018 09:00, Олег Матфатов, knife.media

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Какие перспективы предлагает медицина настоящего и будущего людям с синдромом Дауна

Ученые не зря проявляют повышенный интерес к изучению синдрома Дауна — это заболевание, обусловленное появлением у эмбриона лишней копии 21 хромосомы (как правило, случайным), встречается довольно часто. Редакция N+1 разобралась, далеко ли продвинулась медицина в понимании механизма развития симптомов синдрома Дауна, и можно ли будет в будущем добиться его полного излечения.

29.03.2018 13:00, Дарья Спасская, nplus1.ru

Качество смерти

О провинциальном хосписе и его героях

В хосписе хорошо. Кровати с регулировкой, отзывчивый персонал. Ухаживают, помогают. Если что-то заболело, кнопку нажал – медсестра пришла. А с очередью бывают проблемы, потому что мест мало. К тому же, некоторых не забирают по истечении 30 дней. Больной может пролежать так две-три недели. В итоге кто-то не дожидается и умирает, кого-то всё-таки забирают домой родственники.

05.03.2018 16:00, Закамский быт

Спокойствие, только спокойствие

Обзор успокоительных средств и методов их применения

Стресс, психологические нагрузки все чаще появляются в информационном поле. Бороться с ними можно разными способами, включая медитацию, тайцзи и просто рациональный образ жизни. Однако часто нужна неотложная помощь и медикаментозная поддержка.

19.02.2018 09:00, zozhnik.ru

Митька и девять кругов ада

Или почему вакцинация жизненно важна

Украинские врачи бьют тревогу: в стране нарастает эпидемия кори, возникла угроза дифтерии. При этом многие родители по-прежнему отказываются прививать своих детей из-за распространяющихся в интернете слухов о вреде вакцин. Андрей Сницарь, врач-инфекционист г. Сумы, рассказывает о том, как выглядит ситуация глазами медиков и почему вакцинация жизненно необходима и детям, и взрослым.

12.02.2018 13:00, Андрей Сцинарь для matrony.ru

Печальная статистика

Эпидемия ВИЧ в России в 2017 году

В России за 2017 год официально выявлено 93 тысяч новых ВИЧ-инфицированных. Заболеваемость (соотношение числа случаев на население) ВИЧ составила 63,3 случаев на 100 тысяч населения РФ.

21.01.2018 13:00

Химия наслаждения

Уровень дофамина: как вернуть себе настоящее удовольствие

Давайте представим двух людей одинакового веса и роста. У обоих в мозге 40.000 дофаминовых рецепторов (условных), но чувствительность их разная. У одного человека в чувствительность рецепторов снижена в 10 раз, а у другого – нормальная. Оба человека видят одно и тоже приятное зрелище, скажем, милого котика. Это событие вызывает выработку, скажем, одной 10.000 молекул дофамина, т.е. уровень дофамина у обоих одинаковый. Но какое восприятие этого события? В этом случае у первого человека удовлетворение на 25%, а у другого - на 2,5%.

09.10.2015 14:00, Андрей Беловешкин

Непростая комбинация

Профессор медицины о ребенке от троих родителей

Уже не за горами эпоха дизайнерских детей — родители смогут выбирать интеллект, характер и телосложение будущего малыша. А в 2016 году на свет появится первый ребенок от троих родителей — эта технология позволяет женщинам с генетическими мутациями митохондрий иметь здоровых детей. Профессор Дмитрий Балалыкин, заведующий кафедрой истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, рассказывает, как работает эта технология, когда появился первый ребенок из пробирки и каких последствий стоит ждать от вмешательства в естественный ход вещей.

31.08.2015 09:30, Дарья Варламова

Ребенок на заказ

Когда ждать эпоху дизайнерских детей

За полвека исследований ДНК человечество успело продвинуться от открытия двойной спирали к полной расшифровке генома. Кажется, еще немного, и человек начнет управлять эволюцией, а генетический отбор будет похож на перелистывание страниц в каталоге — только вместо мебели можно выбирать цвет глаз, рост, способность к музыке или точным наукам будущего ребенка.

28.08.2015 13:00, Дарья Обухова

Вечная жизнь

О современных способах продлить молодость

Мир не стоит на месте, однако, как и тысячи лет назад, человек озабочен проблемой старения. Стволовые клетки, теломераза, нанотехнологии, имплантанты и антиоксиданты — все это наконец должно привести нас к столь желанному бессмертию.

25.07.2015 13:00, Ренат Атаев

Эмоции или вещи?
Исследование показало, кто больше радуется материальным подаркам.
Ученые выяснили, что объединяет психопатов, нарциссов и садистов
Исследователи из университета Копенгагена нашли связь между нарциссами, эгоистами, психопатами и садистами — их объединяет психическое «темное ядро». Результаты исследования публикует Science Daily.
Созданы противозачаточные таблетки для мужчин
В США разработали гормональные контрацептивы для мужчин, сообщает Science Daily. Как и противозачаточные таблетки для женщин, экспериментальный препарат «диметандролон» сочетает тестостерон и прогестин и принимается раз в день во время еды.
Детям снятся звери, мужчинам — другие мужчины: что психологи и нейроученые пишут о снах
Мужчины и женщины видят сны по-разному, а еще сюжеты сновидений меняются с возрастом. Портал Aeon обобщил выводы исследователей — психологов и нейроученых.
Психологи: женщины в компании подруг кажутся симпатичнее
Для привлечения внимания к себе иногда лучше не выделяться из толпы, а слиться с ней.