Новость о том, что талантливый молодой ученый из деревни Беляниново Мытищинского района вошел в десятку самых влиятельных преподавателей мира по версии американского профессионального сообщества Connect Learning Today некоторое время назад взбудоражила все преподавательское и научное сообщество. Мы встретились с Андреем Сиденко в школе, где он преподает информатику и поговорил про образование, науку и престижные звания.
— Простите за некорректный вопрос – сколько вам лет?
— Мне 30 лет и мои ученики уже закончили вуз, и кто-то даже работает со мной в одной школе.
— А когда вы начали работать в школе, сколько вам было?
— Я стал вести полноценные уроки с журналом, расписанием звонков и прочими атрибутами на последних курсах института, мне тогда было, наверное, 21-22 года. А в этой школе я начал работать уже после того, как закончил образование и получил диплом. Я здесь родился, вырос и здесь работаю.
— Учитель – это ваша основная специальность?
— Да, согласно диплому – я учитель физики и информатики. Но, сколько себя помню, я постоянно учусь. Те же онлайн-курсы, которых очень много.
— Среди ваших учеников много успешных именно в вашем направлении? Вы никогда не пытались собрать какую-то статистику?
— Это трудно подсчитать. Компьютер сейчас везде, сложно сказать где он в наше время не нужен. Нужно отформатировать текст, отправить электронную почту, сделать презентацию. Мой ученик, условно говоря, может работать в какой-нибудь компании менеджером и заниматься созданием базы данных. Это мое направление, но по специальности он менеджер.
Есть и программисты, которые занимаются разработкой программного кода, у них все хорошо в жизни, и они успешны. С кем-то связь вообще потеряна, кто-то занимается всякими хорошими вещами за рубежом, но есть и те, с кем до сих пор общаемся и поддерживаем отношения.
Вот, к примеру, недавно приходили мои ученики: у них свой стартап, и они пытаются выйти с ним на рынок. Хороший проект, про образование. Я их консультирую, стараюсь как-то направить в нужное русло.
— А как получилось, что вы вошли в десятку самых влиятельных преподавателей мира по версии американского профессионального сообщества Connect Learning Today?
— Честно говоря, я не очень углублялся в тему, не подавал заявку, не участвовал в конкурсе и прочее. Думаю, прежде всего, индекс цитируемости и фактор репутации в сообществе. Есть коллеги в Америке, Европе, с которыми я общаюсь. Мы делимся какими-то впечатлениями. Есть мои работы, которые я публиковал. Кто-то сослался на мое имя, кто-то прочитал мои статьи, кто-то познакомился со мной на мероприятиях – я был на различных международных конференциях. Не знаю, как это произошло, наверное, есть некие принципы, по которым они выбирают.
— Вы знакомитесь с вашими коллегами во время участия в конференциях или какими-то другими способами? Как сейчас налаживают общение ученые из разных стран?
— Есть социальные сети – тот же Фейсбук, Твиттер. Есть и закрытые профессиональные сообщества. К примеру, мне интересно использовать игры на уроках или что-то связанное с робототехникой. Я смотрю похожие темы и оставляю свои комментарии. Или наоборот – я пишу и мне кто-то оставляет комментарии. Завязывается диалог. Мне интересно как это делает он, а ему, по всей видимости, интересно как это делаю я.
А вообще пул людей довольно большой и можно сходится только по общим интересам. Типология, методика... Ты видишь, что ты этим занимаешься не один и это уже хорошо. А, может быть, кто-то делает это лучше и тогда еще интересней.
— Вы используете какую-то свою уникальную методику на уроках?
— Методика, в принципе, одна и я пишу абсолютно стандартные тематические планы, как и каждый учитель в нашей стране.
— Да, но только каждый учитель не входит в топ-10 влиятельных преподавателей мира.
— Думаю, что стоит присмотреться и можно найти много очень хороших учителей. И секрета нет никакого, просто что-то я делаю немного по-своему. К примеру, возьмём те же презентации. Самая стандартная тема, где можно рассказать про PowerPoint и никуда в сторону от этого не отходить. А можно рассказать, что презентации можно делать еще несколькими способами. А бывают ситуации, когда вы приходите в какую-нибудь школу на конференцию, а в их компьютере просто нет PowerPoint. В таких ситуациях можно сохранить все в PDF и пользоваться слайдами. Но тема одна – презентации.
А еще существуют облачные технологии, когда можно начать писать документ, на телефоне, продолжить на компьютере, подключить к этому документу друзей, чтобы они дописывали или учителя, чтобы он помогал. И это все можно сделать из любого места – независимо от того, есть там компьютер или нет. Если есть возможность рассказать по-другому почему бы и нет. Или вот еще один пример: как пользоваться электронной почтой объясняют детям в восьмом классе. Тема не сложная, всем все понятно, но это забывается буквально через 45 минут после урока. У меня это происходит по-другому.
Я с восьмого класса задаю им домашнее задание и иногда даже классное задание только по электронной почте и получаю готовые работы тоже по электронной почте. Задание, сразу проверяю и в электронный дневник ставлю им оценки. Эту тему можно достаточно эффективно использовать на протяжении всей учебы. Сказать, что это какая-то уникальная методика? Нет – все то же самое.
— Сейчас программист – это звучит модно. Почему многие хотят идти в эту профессиональную сферу и какими качествами на ваш взгляд нужно обладать для того, чтобы добиться успеха?
— IT – это очень хорошее направление, где можно заработать деньги. Но мало кто понимает, что для этого нужно иметь в голове достаточно неплохой математический аппарат, чтобы хоть что-то разрабатывать. Если человек понимает математику, он будет понимать информатику. Если человек понимает информатику, но у него проблемы с математикой, то нужно смотреть и разбираться где возникают эти проблемы.
Я всегда своим ученикам даю задачу: часовая стрелка повернулась на игрек градусов – сколько часов и сколько минут прошло с начала суток. К примеру, 90 градусов – это три часа и понятно, что 91 градус – это уже не три часа. Вопрос – сколько точно, в зависимости от угла поворота нужно найти соотношение с часовой стрелкой. Эту задачу всегда решают 2-3 человека из класса, и они понятия не имеют о том, как это делать, но решают ее сами. Это как индикатор того, что у этих детей в IT все точно сложится. Само по себе это или какое-то другое подобное задание может выявить неординарную форму мышлению.
— Традиционно наши команды очень достойно выступают на соревнованиях по спортивному программированию. На последнем чемпионате мира именно наши ребята заняли первое и второе места. В чем наше стратегическое преимущество?
— У нас очень хорошее математическое и физическое образование и образование, связанное с IT-технологиями. Есть сильные школы в Москве, в Санкт-Петербурге, в Казани, в Новосибирске, в Томске. У нас в Мытищах, кстати, есть одна из лучших и самых известных по всей стране школа программистов. Наши методики уникальны. На сегодняшний день российская школа самая сильная и надо поддерживать это. Надо больше внимания уделять ни тому как все это произошло, а тому, чтобы все это развивать и не терять свое первенство.
— А потом происходит утечка всех этих «золотых голов»... Наверно, в Америке и в Европе эти люди для себя видят больше возможностей? Как вы считаете?
— В принципе у нас есть и Нобелевские лауреаты, которые делают открытия за рубежом. Они изначально работают там и делают открытия. И надо понимать, что это не имеет никакого отношения к политике или быту. Просто есть уникальные технологии и оборудование в определенных местах, где и концентрируются представители научного сообщества. К примеру, Франция, Швейцария – где большой адронный коллайдер. Это не значит, что происходит отток наших ученых туда. Это означает, что там есть возможности для того, чтобы они могли там работать.
— Мы сейчас говорим о некой академической мобильности?
— Для науки вообще нет границ и, если человек специалист – он будет говорить на языке математики или на языке электронного кода и его поймут абсолютно везде, в любой стране. Кстати, в России тоже есть уникальное оборудование в мировом контексте. К примеру, суперкомпьютеры в МГУ и в МИФИ – они входят в топ-10. Почему бы не предположить, что к нам тоже едут?
Метеорология, нанотехнологии: у нас есть области науки, которые тоже притягивают специалистов мирового уровня из других стран. Это не так выражено, но, тем не менее. Наше государство предоставляет возможность работать здесь, я это могу с уверенностью сказать. Просто кому-то, может быть, недостаточно этого.
— Какое место в вашей жизни и профессии занимает научная деятельность?
— Педагогическая деятельность и наука, они неразделимы, на мой взгляд. Мне интересна область применения систем виртуализации в плане создания виртуальных машин на компьютере, когда в одном реальном может работать пять шесть виртуальных компьютеров и между ними можно создать взаимодействие. И это одна из методик, которую можно успешно использовать в процессе обучения. Можно научить учеников устанавливать операционную систему. Но, к сожалению, мы не можем использовать для этого обычные компьютеры физически, чтобы десять раз за год установить операционную систему и так из года в год. А вот виртуальный компьютер мы можем использовать как угодно и сколько угодно раз. Не получилось чего-то, взяли снесли – поставили заново.
Или, к примеру, перед учениками стоит задача создать свою компьютерную сеть. Мы не можем использовать реальную школьную сеть для того, чтобы они учились какие-нибудь пакеты передавать друг другу. И здесь также используется виртуальная сеть и виртуальные компьютеры, которые позволяют без вреда для структуры школы создать свою собственную сеть. Для ребенка это, как лабораторная работа. На таких вещах я их учу.
Если говорить о науке, то при помощи таких технологий в одном обычном компьютере может работать сеть и обрабатывать большое количества данных. Это, как бы, имитация работы большого сервера, который занимает много места и требует много энергии. А здесь нужна лишь процессорная мощность и подача файлов на вход и на выход.
Сама педагогика – это тоже наука. К примеру, тема 3d моделирования: обычно формируем какой-то пример, развиваем умение видеть предмет с разных сторон это все хорошо. Но я предлагаю несколько иной подход, который позволяет понять ребенку, с 3d моделированием объект уже находится вне плоскости монитора. Можно его напечатать и руками потрогать, и даже решить повседневные бытовые нужды. Допустим, сломался звонок у велосипеда. Можно создать прототип, напечатать его и заменить сломанную деталь. Этот переход от виртуального к материальному очень важен для обучения. Ребенок понимает, что он сам может изобретать, менять, конструировать. Это тоже научная деятельность, сложно не назвать ее научной.
— Что думаете о дальнейшей траектории?
— Человек меняет все если ему что-то не нравится. А когда все нравится – зачем что-то менять? Какой-то умный человек сказал, что не обязательно двигаться по вертикали, можно двигаться по горизонтали. Обучать детей, это и есть нормальная жизнь педагога. Книжки я не пишу, мемуары еще рано. Может быть, напишу учебник, но это пока что планы.
Источник: Перпетум
Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Гульназ Хусаинова: «Если предприниматель не думает об экологии сегодня, то он не думает о долгосрочных перспективах своего бизнеса».
Как работать с учетом трендов . - Меньше — лучше.
Как игрушки стали угрожать нашему будущему. - Airbus пообещала авиалайнеры на водороде к 2035 году — но вряд ли выполнит намеченное.
Какие самолеты на самом деле будут бороздить небеса будущего? - Как вернуть науку в университеты.
- «Хороший антропоцен».
Что нас ждёт в будущем? - «Сейчас на земле нет места, где дети могли бы смотреть в безопасное будущее».
Как остановить отрицательные климатические изменения? - Forbes (США): нам следует подумать о том, чтобы начать вакцинацию от Covid-19 уже сейчас.
И как это поможет в будущем . - «Многие годы школа была «черным ящиком».
Можно ли изменить систему образования. - Как образование для девочек и женская контрацепция могут спасти экологию планеты.
- «Я не хочу говорить, что онлайн-обучение — это новая норма».
Как пандемия повлияла на учёбу и поступление в вузы.