Подписаться на обновления
13 ноябряСреда

usd цб 63.8530

eur цб 70.4235

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru   пятница, 2 августа 2019 года, 19:00

Когда преподаватель — персонаж из хаоса
Как и чему учили студентов Толстой, Кэрролл и Набоков


Набоков как преподаватель. Источник: Cornell University / rmc.library.cornell.edu
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Каждый хороший писатель немного педагог, но многие авторы действительно работали в школах и университетах. Один проводил на учениках психологические эксперименты, другой получил теплое местечко в университете как приглашенная знаменитость, а некоторые имели равную склонность и к литературе, и к преподаванию. T&P узнали, как читали лекции Набоков, Бродский и Борхес, почему Родари совершил революцию в педагогике и зачем Воннегут представлял себя садовником, заходя в университетскую аудиторию.

Образовательные реформы Льва Толстого

Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе.

Из письма Льва Толстого Александре Андреевне Толстой от 15 (30) декабря 1874 года

Классик литературы не только писал поучительные романы воспитания, но и отдавал большую часть своих умственных и душевных сил преподаванию. Будучи учителем начальных классов в школе Ясной Поляны, он понял, насколько далека от совершенства феодально-бюрократическая система образования с ее зубрежкой и наказаниями.

Поездки по школам Европы не дали Толстому ничего нового, поэтому он начал разрабатывать собственное педагогическое учение и открыл 26 народных школ с самобытном укладом. Отталкиваясь от взглядов Жан-Жака Руссо о совершенной природе ребенка, Толстой пропагандировал «духовный ненасильственный переворот» и организовывал обучение без всякого принуждения, следуя естественным порывам детей. В его классах каждый сидел там, где хотел, учил то, что желал, и уходил домой когда вздумается.

Толстой резко критиковал схоластическую методику повторения и проверок материала с помощью контрольных работ: заученные наизусть главы из учебников он не считал знаниями. Писатель твердил, что ребенку необходимо начать творить в раннем возрасте, чтобы избежать беспрерывного подражания и копирования в будущем и уметь выражать свои мысли. Большую часть времени его ученики писали сочинения, рассказы и даже повести, которые Толстой публиковал в альманахах как примеры подлинной литературы.

Искусство нравственности Джона Рескина

Учить и направлять — одно и то же слово. Образование не подразумевает научить людей тому, чего они не знают. Это значит научить их вести себя так, как они себя не ведут. Это не имеет ничего общего с обучением английской молодежи формам букв и приемам чисел… с которыми они затем превращают арифметику в мошенничество, а литературу в похоть. Это болезненная, постоянная и трудная работа, которую можно выполнить лишь добротой наблюдением, предупреждением, наставлением и похвалой, но прежде всего — примером.

Джон Рескин. «Оливковый венок»

Один из влиятельнейших искусствоведов XIX века стал основателем кафедры изящных искусств в Оксфордском университете и первым же ее профессором. Хотя Рескин был и художником, свою главную роль в искусстве он видел в роли критика. Он считал, что его особый талант — выявлять и раскрывать величие других.

Рескин активно выступал за преобразование учебной системы и верил в образование, способное обогатить не только разум, но и душу, «движущую силу» человека. Такой подход предполагал, что студенты должны достигнуть «правильного морального состояния», чтобы заниматься творчеством и понимать искусство. Для этого они читали Платона и Аристофана, Шекспира и Чосера, критику социальной и политической экономии, изучали английскую и греческую историю, мифологию и геральдику и, конечно, полотна Боттичелли, Джотто и Гольбейна.

А еще рисовали. По мнению Рескина, лишь так студенты могли «говорить и видеть то, чего не сумели бы сказать или узреть иным образом, и усваивать определенные уроки, которые иначе не могли бы выучить». Одним из его учеников и главных поклонников был Оскар Уайльд, который однажды написал профессору: «В вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги наделили вас таким красноречием, каким не наделили никого другого, и ваши слова, исполненные пламенной страсти и чудесной музыки, заставляли глухих среди нас услышать и слепых — прозреть».

Логические ухищрения Льюиса Кэрролла

—…А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Но, конечно, это не каждому дано!… — Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это. Так я и остался при высшем образовании…

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»

Чарльз Лютвидж Доджсон после окончания Оксфордского университета получил пост профессора математики и логики в колледже Крайст-черч при условии, что примет духовный сан и обет безбрачия. Преподаванию он уделял мало внимания, лекции читал ровным механическим голосом.

Наука увлекала Доджсона гораздо больше. Вне аудитории он писал меморандумы, брошюры и книги («Евклид и его современные соперники», «Элементарное руководство по теории детерминантов»), проводил часы в напряженной работе с алгебраическими и логическими задачами. Некоторые из его решений значительно опережали науку своего времени.

Рабочий день Доджсона начинался с рассветом и продолжался после полуночи из-за мучительной бессонницы. Он совершенно не умел соблюдать режим труда и отдыха, из-за чего появились проблемы со здоровьем — мигрени и галлюцинации, а среди студентов сформировался образ чудаковатого профессора-педанта. Ученики скучали на его лекциях и подумать не могли, что свободное время Доджсон проводил в обществе дочери декана, рассказывая ей полную логических парадоксов историю Алисы в Стране чудес.

Доджсон не хотел славы писателя, боялся, что кто-нибудь упомянет опубликованную под псевдонимом «Алису» в приличном обществе. Однако литературоведы нашли множество пересечений между его художественными и научными текстами: и там, и там появляются мнимые числа, задачи по теории вероятностей, математические игры и головоломки. Все особенности его профессорской работы — сложные открытия, университетские связи, перенапряжение, приводящее к галлюцинациям — сплелись воедино в безумные и прекрасные сказки, напоминающие задачники по арифметике.

Эпатажные лекции Владимира Набокова

Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого «желудка» души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту, — тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат и раздробленные, размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови.

Владимир Набоков. «Лекции по русской литературе»

Набоков преподавал 18 лет — с начала эмиграции до публикации «Лолиты». Давал частные уроки английского, французского и стихосложения в Берлине, затем читал лекции по истории литературы, русскому языку и писательскому мастерству в США.

Материалы лекций для колледжа Уэллсли и Корнелльского университета он готовил в течение года — эти две тысячи страниц прослужили ему еще 20 лет. На каждом занятии перед ним лежала стопка бумаг, от которых он все же постоянно отвлекался: чертил схему дуэли Онегина и Ленского, маршруты странствий персонажей «Улисса» по Дублину, план квартиры Грегора Замзы или вагона из «Анны Карениной».

Однажды он погасил весь свет в аудитории, опустил шторы на окнах и в темноте начал рассказ: «На небосводе русской литературы…» Затем включил дальнюю лампу со словами: «Это Пушкин». После зажег следующий светильник в центре зала: «Это Гоголь». За еще одной лампой последовал Чехов, а свет, резко заливший зал от поднятия штор, возвещал Толстого.

Набоков не боялся громких выражений, чертил таблицы симптомов персонажей Достоевского, словно выдернутых из медицинского справочника, называл Рильке и Манна карликами или гипсовыми святыми по сравнению с Кафкой. Главного героя «Превращения» Грегора Замзу Набоков разбирал особенно подробно — рисовал его с разных ракурсов и отмечал, что только в обличье жука Замза понял, что «под жестким покровом на спине у него есть крылья».

За такие замечания его любили не только студенты, но и профессора, которые регулярно приходили послушать рассказы русского романиста. И это несмотря на крайне жесткую дисциплину: Набоков запрещал «разговаривать, курить, вязать, читать газеты, спать», менять места в аудитории, садиться рядом с друзьями и очень строго принимал экзамены.

Лингвистическая эстетика Хорхе Луиса Борхеса

Я всегда говорил своим студентам, чтобы их библиографии были небольшими, чтобы они читали не критику, а сами книги. Возможно, они не все поймут, но всегда будут радоваться и слушать чей-то подлинный голос. Я сказал бы, что важнее всего в писателе — его интонация, важнее всего в книге — голос автора, доходящий до нас. Я посвятил часть своей жизни литературе и думаю, что чтение приносит нам счастье. Меньшее счастье дарует нам поэтическое творчество, или то, что мы называем творчеством; на самом деле оно представляет собой смесь забвения и воспоминаний о том, что мы прочитали.

Хорхе Луис Борхес. «Думая вслух»

Признанный аргентинский писатель преподавал английский, древнеанглийский и историю литературы в Университете Буэнос-Айреса целых 20 лет, строго следуя одному правилу: «Каждое слово должно быть прочитано и интерпретировано». О чем бы ни шла речь, Борхес приходил к теории языковой эстетики. На занятиях он рассматривал слова как бы через увеличительное стекло: вынимал из общего контекста, оценивал их красоту или тяжеловесность, представлял писателя в миг, когда тот придумывал произведение. Борхес пользовался одновременно латинским, французским, немецким и скандинавскими языками, приглашая слушателей в увлекательное путешествие по следам слов, появившихся в книгах от «Божественной комедии» до «Беовульфа».

Борхес не давал никаких списков книг, считая, что «идея обязательного чтения абсурдна, с таким же успехом можно говорить о принудительном счастье», а также не терпел изучения литературы в соответствии с хронологией. Ему импонировал восточный метод преподавания философии, где тексты читают так, словно Аристотель спорил с Бергсоном, а Платон — с Юмом.

Психологические эксперименты Уильяма Голдинга

Какова величина группы людей, к которой мы стремимся принадлежать? Не думаю, что боги создали нас способными к логическим суждениям, — именно тут ошибаются ваши философы. Человек инстинктивно стремится принадлежать к какой-то группе. Свобода вовсе не простая вещь, потому что люди строят о ней теории. Вещь в себе, говоря афористично, определяется не мыслью, а чувством. Если вы свободно подчиняетесь местным правилам, то свободнее быть не может никто. Но если ваши чувства не охватывают большей реальности, которая создает эти правила, тогда вы не чувствуете себя свободными. На мой взгляд, образование, я имею в виду обучение, умение разбирать, что есть что, держать нос по ветру, если хотите — а что бы ни твердили ваши философы, все сводится именно к этому, — и есть способность охватить большую реальность.

Уильям Голдинг. «Двойной язык»

Будущий нобелевский лауреат начал преподавать английский и философию в школе Уордсворта в Солсбери практически сразу после окончания университета. В работе его больше всего занимала психология подростков. Уже в то время он начал писать первые романы, в которых герои вступали в борьбу с природной стихией, однако издательства возвращали рукописи одну за другой.

Переломный момент в его жизни настал во время Второй мировой войны, когда молодой Голдинг отправился служить в военно-морской флот. Он на собственном опыте прочувствовал тщетность схватки с непреодолимой силой войны и увидел, на что способны люди в экстремальных обстоятельствах.

К преподаванию он вернулся, захваченный мыслями о природе человека, и стал устраивать дебаты, чтобы посмотреть, как далеко могут зайти школьники в условиях свободного противостояния. Когда дело дошло до грубой драки, ему пришлось вмешаться. Эта история подтолкнула Голдинга к созданию «Повелителя мух» — книги, в которой школьники в результате авиакатастрофы попадают на необитаемый остров и, утратив все социальные запреты, фактически превращаются в диких животных со стадным инстинктом.

Примерно в то же время турецкий социолог Музафер Шериф провел исследование под названием «Пещера разбойников». Он отправил 22 пятиклассников в летний лагерь в составе двух групп. Поначалу мальчики не догадывались о существовании «других», и в каждом из союзов образовалась собственная иерархия. Обнаружив друг друга, школьники начали настоящую войну, и психологу пришлось изменить условия эксперимента.

Постепенно «Повелителя мух» стали включать в обязательный список чтения во всех учебных заведениях мира. Голдинг же оставил преподавание и целиком посвятил себя писательству.

Фантазийная грамматика Джанни Родари

Учителем я был, скорее всего, никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным, но интересовался я буквально всем — от индоевропейской лингвистики до марксизма. Достопочтенный кавальере Ремусси, директор публичной библиотеки города Варезе, хоть и повесил на самом видном месте, над своим рабочим столом, портрет дуче, не моргнув глазом выдавал мне любую книгу. Я думал о чем угодно, только не о школе. Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе — и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу.

Джанни Родари. «Грамматика фантазии»

Сказочник, столь полюбившийся детям за «Приключения Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», начинал свою карьеру как учитель младших классов. К преподаванию он относился без лишней серьезности и любому поучению предпочитал развлечение, рассказывая ученикам об окружающем мире и его законах через спонтанно сочиненные истории. Эту технику он развил из идеи автоматического письма основоположника сюрреализма Андре Бретона: «Если бы мы располагали фантастикой, как располагаем логикой, было бы открыто искусство придумывания».

Навыки самостоятельного суждения он прививал играми — например, вызывал к доске двух школьников, каждый из которых писал по одному слову, а класс искал между ними связь, чтобы позже составить из этих рассуждений целый рассказ.

Свою педагогическую методику Родари изложил в пособии для учителей «Грамматика фантазии», которое стало учебником по развитию воображения. Он не судил детей за неправильные ответы и презирал учителей, которые это делали, называя их лицемерами и морализаторами, на коих лежит «огромная ответственность исправлять… самые маленькие и невинные ошибки, какие только случаются на нашей планете». Соображения по этому поводу он изложил в книге «Какие бывают ошибки» и заявил, что именно такие оплошности ведут к прогрессу, а мир был бы непередаваемо прекрасен, если бы в нем ошибались только дети.

Родари пытался перевернуть некоторые столпы системы образования, отчасти ему это удалось. Сегодня его советам следуют учителя по всему миру.

Курт Воннегут и его цветник

В 1996 году, когда фильмы и телевидение полностью завладели вниманием как грамотных, так и неграмотных, мне приходится задавать себе вопрос — а чего стоит моя очень странная, если хорошенько задуматься, метода преподавания. Вот что получается. Умение соблазнять одними лишь словами на бумаге сэкономит кучу денег для будущих «Дон Жуанов» и «Клеопатр». Не надо будет платить деньги актеру или актрисе, чтобы воплотить свою идею, не нужно будет платить деньги режиссеру и так далее, не надо будет платить кучу денег всяким маниакально-депрессивным экспертам на тему того, чего же хочет большинство людей. Но все же — зачем я учу? Вот нам мой ответ. Очень многим людям смертельно нужно услышать от кого-нибудь такие слова: «Я чувствую и думаю так же, как и ты, тревожусь о том же, что и ты, хотя большинству народа на это плевать. Ты не один».

Курт Воннегут. «Времетрясение»

До того как прославиться в качестве писателя, Воннегут перепробовал множество профессий, в том числе учил детей английскому языку в частной школе. Но заслуженную славу его педагогический талант получил уже в Университете Айовы, где после публикации «Колыбели для кошки» и «Сирен Титана» Воннегут вел писательскую мастерскую.

К образованию писатель относился неоднозначно. С одной стороны, Воннегут видел в нем толчок к познанию и творчеству, с другой — остерегался догм, которые могут сковать ум ученика. Кроме того, он часто повторял, что научить человека писать невозможно: этот дар проявляется лишь по воле Бога. И все же к каждому из студентов он старался найти свой подход, сравнивая учеников с цветами, а себя — с садоводом.

«Помните, что вы пишете для незнакомцев» — с этой фразы он начинал свои занятия. «Мы не любим жизнь, — говорил он, — мы не любим друг друга, мы мало знаем друг друга, никого не жалеем, мы даже не умеем найти слова, понятные „чужому“». В сущности, Воннегут учил студентов разговаривать с помощью чернил и бумаги.

Его ученик Джон Ирвинг вспоминал, что именно Воннегут помог ему отыскать собственный путь в жизни и в литературе, сэкономив много времени, которое так важно для молодого писателя. Сам же Воннегут нашел в университетской работе лекарство от депрессии и творческого кризиса, вспомнил, каким легким может быть сочинительство, и к окончанию одного из семестров завершил рукопись «Бойни номер пять».

Метафизические экскурсии Иосифа Бродского

Достоинство местной академической системы в том, что она достаточно гибка, чтобы включить в себя также и внеакадемическую перспективу. Когда преподавателем становится не академик, а человек вроде Одена, Лоуэлла или Фроста. Даже, простите, вроде вашего покорного слуги. То есть человек, который поэзий занимается, а не варит из нее суп. Когда преподаватель — персонаж из хаоса…

Из интервью Иосифа Бродского Соломону Волкову, 1978 год

Эмигрировав из СССР, «воинствующий тунеядец» оставшиеся 25 лет своей жизни читал лекции по славистике и истории литературы в Мичиганском, Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Хотя Бродский не составлял подробного плана занятий заранее и начинал уроки с пространных бесед о поэзии, он долго и вдумчиво разбирал со студентами стихотворения, приглашая на экскурсию в мир звуков, образов и ассоциаций, сдобренных теориями по этике или метафизике. Он препарировал произведения в научных терминах, выявляя их «естественные биологические ритмы», и показывал ученикам, перед каким выбором ставила поэта каждая из строк.

Бродский задавал учить поэмы наизусть, что было совсем не характерно для американских профессоров, и подходил к оценке знаний предельно строго. За пропущенные запятые ставил двойки, считая это оскорблением автора, и выходил из себя, если ученики не могли показать на карте место рождения Гамлета.

Один из его учеников, теперь известный литературный критик Свен Биркертс, вспоминал об этих занятиях: «…Это была битва, в которую бросаешься, полный страха и трепета, встреча лицом к лицу с самой материей языка. Такая встреча могла заколебать почву под нашими основными представлениями о бытии. Временами казалось, что нас окончательно разоблачили — не только наше невежество и банальность представлений о поэзии, но и то, как мы представляем себе мир вообще. Я уходил с этих встреч за семинарским столом с ощущением, что существуют невидимые силы, клубящиеся вокруг меня, вокруг всех нас, и что жизнь, которую я веду, была отрицанием их власти над моей жизнью».

Главная максима, которой поэт хотел научить студентов, — «человек есть продукт его чтения», и, чтобы вырастить из них людей, с которыми есть о чем побеседовать, выдавал свой знаменитый «список Бродского».

ЛИТЕРАТУРА

Вейкшан В. А. Л.Н. Толстой — народный учитель. — М.: Учпедгиз, 1959.

Кудрявая Н.В. Лев Толстой — педагог: от народного учителя к учителю жизни // Историко-педагогический журнал, 2013. №3.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1989.

Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 18. Избранные письма. 1842–1881.

Рескин Джон. Лекции об искусстве. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006.

John Ruskin. The Crown of Wild Olive. London, George Allen & Unwin, 1919.

Еремин В. Жизнеописания славных писателей-сказочников. Aegitas, 2016.

Борисенко А., Демурова Н. Льюис Кэрролл: мифы и метаморфозы // Иностранная литература. 2003, №7.

Кэрролл Льюис. Алиса в Стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса. София, 1967.

Шевченко А. Мистер Набоков // Педагогическая газета. 2015, №36.

Набоков В. Лекции по русской литературе. М: Независимая газета, 1999.

Борхес Х.Л. Семь вечеров. — СПб.: Амфора, 2000.

Борхес Х.Л. Думая вслух. 1979.

Дубин Б. Хорхе Луис Борхес: Страницы биографии // Х.Л. Борхес. Собр. соч. в 4-х томах. Том 4. — СПб.: Амфора, 2001.

Чистяков Г. Человек из библиотеки // Русская мысль, 1999. № 4288.

Борхес Х.Л. Эссе о литературе. — М.: Литературная газета, 1992.

Jorge Luis Borges. Professor Borges: A Course on English Literature. New York: New Directions. 2013.

Carey John. William Golding: The Man and His Books: A Tribute on His 75th Birthday. Farrar, Straus & Giroux, 1987.

Чамеев А.А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Избранное: Романы, притча. — М.: Терра, 1996.

Голдинг У. Двойной язык. — М.: АСТ, 2001.

Sherif M. Experiments in Group Conflict // Scientific American, Vol. 195, No 5, 1956.

Джанни Родари. Грамматика фантазии. — М.: Прогресс, 1978.

Fardoun, H. M., Kateb, I. A., Ciprés, A. P., & Ramírez Castillo, J. (2014). Applying Gianni Rodari Techniques to Develop Creative Educational Environments. Lecture Notes in Computer Science, 388–397.

Райт-Ковалева Р. Канарейка в шахте, или Мой друг Курт Воннегут // Курт Воннегут. Колыбель для кошки. — Кишинев: Литература артистикэ, 1981.

Ирвинг Джон. Чужие сны и другие истории. — М.: Эксмо, 2014.

Курт Воннегут. Вербное воскресенье. — М.: АСТ, 2014.

Воннегут, К. Времетрясение. — М.: АСТ, 2003.

Генис А. Бродский в Нью-Йорке // Иностранная литература, 1997. №5.

Лосев Л. Бродский на кафедре // Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. — М.: Молодая гвардия, 2006.

Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. — М.: Эксмо, 1998.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru


От образования до развлечений

15 лучших подкастов об образовании и науке

Издание The Mission составило подборку из 15 подкастов о технологиях в образовании, методах обучения, а также интересных взглядах на историю и другие науки.

22.08.2018 16:00, Вероника Елкина, rusbase.com






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.