Подписаться на обновления
18 декабряПонедельник

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Константин Рылёв   понедельник, 2 марта 2009 года, 10:58

Когда на небе перегорают пробки
«Матрицу» и «Звездные войны» придумали русские футуристы: что общего между «Победой над солнцем» и концом света?


Лисицкий Л.М. Будетлянский силач. Фигура оперы Крученых Победа над Солнцем
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



…И плюс «роботизация всей страны». Анализ тенденции, начатой футуристами в опере «Победа над солнцем»: «Солярис» и «Сталкер», «Терминатор» и «Матрица», Виктор Цой и Энди Уорхол. Все они вышли из шинели Малевича и его будетлян.

Интернет, ТВ, виртуальное бытие, настойчивые разговоры о вживляемых чипах, современное искусство, доведенное до автоматизма в восприятии реальности: а может, и вправду машины правят миром? Сбылось пророчество из оперы русских футуристов «Победа над солнцем»?

Весь XX век прошел под лозунгом «Роботизация!». Машины внедрены во все сферы человеческой жизни. Современный обыватель не мыслит себя вне компьютера. Даже в кафе пару пирожков проглотить — и то с ноутбуком.

Как жаловался один хороший знакомый: «Сижу тут на даче у друзей без компа! Тоска!» Неужели закаты у реки лучше смотрятся на мониторе?

Мы играемся в тамагочи или они нами? В какой мере машины-роботы-компьютеры для человека остались средством? А может, люди незаметно для себя становятся инструментом для машин?

Давно в обиход вошли словосочетания «политическая машина», «финансовая…», «военная…». Может, человек стал утрачивать черты как биологического вида или как духовного существа?

Что-то говорит нам внутри, что у нас есть единственное, но немалое преимущество перед машинами: интуиция. Ведь именно с ее помощью и было провозглашено в 1913 году русскими футуристами в опере «Победа над солнцем» торжество техники над природой. Таков парадокс!

Путешествие Пестрого глаза

Для судьбоносного спектакля декорации и костюмы разработал Казимир Малевич (текст «заумника» Крученых, музыка Матюшина). Тогда основатель супрематизма впервые ввел черный квадрат как элемент декорации, который заслонял солнце: апокалипсический символ победы человеческого ума над природой. Заодно пнули символистов с бальмонтовским лозунгом «Будем как Солнце».

Интервью с Виктором Мизиано о положении в современном актуальном искусстве в России и на Западе: «В 90-е годы в западной творческой среде интерес к русскому искусству был несравненно выше. Западная ситуация определяется сегодня когнитивной индустрией — производством смыслов, а не вещей…»

Герои оперы — мифические персонажи: Будетлянские силачи, Пестрый глаз, Путешественник по всем векам, Забияка, Похоронщики, Спортсмены, Авиатор.

Общий хор поет: «Мы вольные… Разбитое солнце. Здравствует тьма!» Будетлянские силачи вырывают солнце «со свежими корнями», заявляя: «Солнце, ты страсти рожало, жгло воспаленным лучом. Задернем покрывалом, заколотим в бетонный дом!»

Светило «задергивают» черным квадратом, символизирующим силу человеческого рассудка, логики, анализа. К такому образному решению Малевич пришел, конечно, по наитию, уловив что-то в атмосфере своего времени.

На обвинение критиков в том, что он отрицает всё доброе и светлое своим квадратом, художник ворчал, что «искусство движется и развивается само по себе, нравится нам это или не нравится».

Сейчас в Третьяковке на Крымском Валу проходит выставка «Театр в творчестве художников 1910—1930-х годов».

Наибольший интерес вызвали эскизы костюмов Эль Лисицкого для «Победы над солнцем», но уже 1923 года. Эль Лисицкий (арт-псевдоним Лазаря Марковича Лисицкого) разработал костюмы уже не для актеров, а для электромеханического представления.

«ПНС» мыслилась ему как автоматизированный спектакль с марионетками, по сути, имитирующими роботов. А ведь только в 1921 году Чапек придумал само слово «робот» в пьесе «RUR». Роботоподобный Будетлянский силач Лисицкого просто чуден: кубическое туловище, голова в виде круглой черно-белой антенны, словно знак инь-ян.

Ввел машинерию в канву театра авангардный режиссер Всеволод Мейерхольд, разработав теорию «биомеханики», где «организм человека как автомотор». Режиссер «программирует» актера. В переломные исторические моменты персонажи становятся знаками.

Русские религиозные философы регулярно проклинали технику. Большевики их выслали на «философском пароходе», дабы не портить праздник электрификации всей страны.

Оставшийся Алексей Лосев успел заклеймить свет электроламп: «Свет электрических лампочек есть мертвый, механический свет. Он не гипнотизирует, а только притупляет, огрубляет чувства. В нем есть ограниченность и пустота американизма, машинное и матерое производство жизни и тепла. Это — таблица умножения, ставшая светом».

Темой «таблицы умножения», ставшей основой технократического общества, пронизана антиутопия Евгения Замятина «Мы» (1920) про машиноподобных людей, живущих в Едином Государстве под «стерильным небом». А тут индустриализация СССР полным ходом: романчик завернули. Само общество превращается в машину, где человек уже даже не робот, а винтик.

Американские фантасты поначалу наслаждались миром будущего, где роботы — безропотные слуги-рабы, назначение которых делать человеческую жизнь комфортнее. Айзек Азимов ввел три правила робототехники, общий смысл которых — не навреди хозяину-человеку.

Однако скоро писатели забили тревогу: люди сами стали превращаться в машины! Роман «Симулякры» Филиппа Дика (о президентах-роботах, электромеханических симулякрах) появился задолго до знаменитой работы французского постмодерниста Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Бодрийяр будет пугать метафизикой машинно-рыночного царства. Делёз — человеком как «социальной машиной желания».

Энди же Уорхол невозмутимо признался: «Я — машина». Правда, после покушения он стал менее спокоен и даже стал посещать церковь.

Девица, чуть не отправившая на тот свет короля поп-арта, выйдя на улицу с его «Фабрики», купила мороженое и, доев, гордо сообщила регулировщику: «Я стреляла в Энди Уорхола!»

«Я убил Джона Леннона!» — самодовольно скажет другой «рациональный» сукин сын.

Технический прогресс шагнул в космос. Любопытно, что масштабные космические станции «Звездных войн» Лукаса — почти копии гипсовых архитектонов Малевича, футуристических архитектурных моделей, у которых не было жесткой привязки к условиям земного притяжения.

Через 55 лет после романа Евгения Замятина «Мы» английская рок-группа Pink Floyd исполнила композицию «Добро пожаловать в машину» — о машине шоу-бизнеса.

В альбоме «Стена» тотальная машина разрослась до размеров всего мира, подавляющего личность. Замятин, кстати, списал образ Единого Государства с английских верфей, где работал инженером. Но идейно роман, конечно, был пародией на пролеткультовскую установку, стремящуюся «железной механикой нового коллектива превратить пролетариат в невиданный социальный автомат».

Русские обычно все демоническо-машинные функции отдают на откуп родному государству, чтобы самим всласть разгильдяйствовать, то бишь «жить по-человечески».

Огромное количество советских картин 60—80-х («Июльский дождь», «Москва слезам не верит», «Полеты во сне и наяву») наполнено пикниками.

После диких индустриальных рывков, победы в Великой Отечественной и прыжка в космос СССР пребывал в туристических походах и на шашлыках, пока не налетел пронзительный ветер перемен 80-х.

И снова стало востребовано супрематическое искусство. Обложка альбома «Группа крови» (1988) группы «Кино» — копия афиши Малевича к кинофильму «Доктор Мамбузо» (1922). Там опять черный круг — символ затмения. Это вполне супрематический взгляд: «И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал, между землей и небом — война…»

В Союзе «агрессивная машинерия» стала проявляться в культуре в виде брейк-данса. В финале ленты «Курьер» (1988) пугающе дергаются молодые люди в черных очках.

Однако роботы в советской фантастике не прижились. Русским, с их душевно-эмоциональной доминантой, всегда было трудно серьезно рассуждать на тему человека-машины. Человека-амфибии — еще туда-сюда. Стругацкие, Ефремов создавали в основном футуристические социальные модели. Электроник слабо отличим от своего двойника Сережи Сыроежкина. Здесь идея Буратино-Пиноккио: кукла хочет очеловечиться. Из «самодостаточных» роботов был один яркий персонаж — Вертер, и того укокошили космические пираты. Он единственная жертва «Гостьи из будущего».

Два мира — два типа роботов

У технократических американцев — другое дело. Из их будущего злобный Терминатор падает чуть ли не на голову бедным людям. Если помните, в первой серии голый Шварц «нисходит» прямо с небес на асфальт.

В США уже давно разрабатывалась тема бунта рабов-машин против господ-людей. В рамках системы «жертва — палач», где они часто меняются местами. Как у Кубрика в «Одиссее-2001»: то компьютер HAL 9000 (почти HELL) с искусственным интеллектом мочит экипаж, то чудом оставшийся в живых астронавт мочит зарвавшийся комп. Причем, отключаясь, тот невыносимо щемяще поет детскую песенку, подвергая сомнению тезис, что у машин нет души.

Репортаж с вернисажа. «Евангельский проект» Д. Врубеля и В. Тимофеевой из Пермского музея современного искусства показывает, как общими усилиями можно бороться не только с кризисом, но и с общей атмосферой в одном отдельно взятом городе.

У виртуальной реальности в «Матрице» мифологический размах и библейские аналогии: есть и пророк, и спаситель. Однако этот компьютерный апокалипсис не слишком выделяется на фоне других штатовских картин: Голливуд конец света поставил на поток.

Немцы более серьезные граждане по части метафизики. Именно они сделали вторую постановку «Победы над солнцем», спустя 70 лет после премьеры.

Осуществила проект в 1983 году Западно-Берлинская академия искусств, хоть и не без помощи Калифорнийского института. Самим американцам гораздо больше подошла бы аттракционная версия Лисицкого: тут водораздел в американском и русском восприятии.

Американцы, в силу технократичности цивилизации, насытили свою виртуальную реальность теми же мифическими архетипами. Но подлинности ей придает американская вера… в электричество. Как написал поэт Кормильцев, «эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Американцы верят «Терминатору» и «Матрице» именно потому, что убеждены во всесилии электричества. Там свой Бог и Дьявол, свое добро и зло. Но для русских реальность этого мира сомнительна, поскольку достаточно выдернуть штепсель из розетки — и всё! Очередной конец света!

Вот, примерно, как в Москве сегодня. Сидишь пишешь статейку, и вдруг бац — комп у-у-у. На два-четыре часа свободен — авария на электростанции, что-то сгорело в доме, плановый ремонт — десятки причин. Вы думали, это конец света, а это короткое замыкание.

То ли дело икона, она «работает» на метафизическом токе. Ты можешь ощутить ее действие, используя только собственную душу и воображение. Для Малевича черный квадрат, круг, крест были не просто символами идеи, это — живые мистические знаки. Не случайно «Черный квадрат» на выставке «0,10» он повесил в красном углу.

Заканчивается поэзия, начинается политика

В пятитомнике Казимира Малевича, который выпустило издательство «Гилея», у него на каждой странице рассуждения о Боге и сакральности своих знаков.

Вот его соображения в письме Лисицкому о своей знаменитой картине «Голова крестьянина»: «Я написал обыкновенную голову крестьянина, оказалось, что необыкновенная она. И действительно это так, если посмотреть с точки зрения Востока. Что для западников обыкновенно, то для людей Востока становится необыкновенным, всё обыкновенное обращается в Икону, ибо Восток иконный и есть, а Запад машина, предмет, сортир, утилитаризм, техника».

Цифровая реальность питается электричеством, духовная-мистическая — какой-то более тонкой энергией.

Кирилл Серебренников использовал весь арсенал «Победы над солнцем» в своей постановке «Мистериона» Карла Орфа: Глаз, Черный Квадрат и Черный Круг, картонные кубы и Спортсменов.

Однако у наших лучших режиссеров даже обычные спектакли получаются мистериями. У того же Дмитрия Крымова что тени, что куклы, что актеры — все мифологические персонажи. Сплошная поэзия, вертикаль. Будь то Донкий Хот или Шостакович.

Мы на другом токе, фантастика у нас зачастую оборачивается мистикой. Наглядные примеры: Тарковский превратил в притчи и «Солярис» Лема, и «Сталкер» Стругацких.

Спросите, а почему же их «Обитаемый остров» стал чуть ли не сатирическим памфлетом в постановке Бондарчука? (Об этом уже тонны иронических комментариев в интернете.)

Скажу: как только у нас заканчивается поэзия, начинается политика. Именно поэтому «Победу над солнцем» в России не ставили 69 лет: с 1920-го по 1989-й. Супрематизм пережидал коммунизм. Витебские ученики Малевича думали, что после коммунизма настанет супрематизм. Так и случилось.

Короче, человечество никогда не проиграет машинам, пока не разучится любить. Хотя бы так, как робот ВАЛЛ-И. Тьфу…




ОТПРАВИТЬ:       



 






Дося: история одного портрета

Купец Иван Абрамович Морозов — директор-распорядитель Тверской мануфактуры, председатель Московского купеческого собрания, известный коллекционер картин русских пейзажистов — был одним из самых завидных московских женихов. Однако с женитьбой не торопился и, возможно, долго бы оставался холостяком, если бы в 1901 году, 30-летним, не познакомился с 16-летней хористкой из богемного ресторана «Яр» Евдокией Кладовщиковой (сценический псевдоним — Лозина). Сначала это был флирт, потом роман, а в 1903 году родилась и дочь, названная в честь матери Евдокией. Но мыслимо ли было одному из богатейших людей России жениться на певичке? Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками своего сословия.

14.12.2017 19:00, izbrannoe.com


Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планете

Изображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

19.11.2017 19:00, izbrannoe.com


«Я писал весь вечер и написал семь крепких холодных волн»

Письмо Сальвадора Дали

Художник Сальвадор Дали и поэт Федерико Гарсиа Лорка были близкими друзьями. Благодаря переписке испанских гениев мы можем многое узнать об их переживаниях, чувствах и творческих порывах. Посланий, отправленных Лоркой, осталось не слишком много: Дали относился к своему архиву весьма халатно. Лорка же сохранил гораздо больше писем. В них Дали рассказывал другу о жизни в Каталонии, о новых работах и планах на будущее.

26.10.2017 18:00, diletant.media


История одного шедевра

«Сватовство майора» Федотова

К 37 годам у Павла Федотова, первого из русских критических реалистов, не было ничего: ни денег, ни почитателей, ни состояния. Едкая сатира, с которой он писал, поначалу заставляла публику покатываться от хохота, а затем насторожила цензуру. Оставшись практически в одночасье без заказов и покровителей, с большой семьей на попечении, Федотов не выдержал — нервы сдали, художник скончался в психиатрической клинике. Неизвестно, как сложилась бы судьба Федотова, если бы не феерический успех картины «Сватовство майора».

16.05.2017 19:00, Снежана Петрова


Настоящая Неизвестная

Трагическая судьба дочери Ивана Крамского

На вопрос «знаком ли вам художник Крамской?» большинство из нас ответит утвердительно. Его картины, выставленные в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях более чем известны и многократно растиражированы. Кто не видел знаменитую «Неизвестную», которая постоянно возникает там, где ее вовсе не ждешь? Но если имя самого Крамского известно всем, то о его любимой дочери Софье слышали очень немногие. Удивительно, но эту художницу, в своё время по-настоящему знаменитую, сделали никому не известным человеком! Вот настоящая незнакомка — Софья Юнкер-Крамская, дочь Ивана Крамского.

04.03.2017 19:00, izbrannoe.com


Обратная сторона Муми-дола

Неизвестные картины Туве Янссон и новые истины Муми-троллей

Ее картины — настоящее открытие, и Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Творчеству культовой финской писательницы и художницы в 2017 году посвящены сразу две выставки, что неудивительно: роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили ее милые персонажи. Представляем невероятно разнообразные работы создательницы Муми-троллей, находим новые изречения ее героев, и открываем жизненные секреты. «Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми…».

24.02.2017 19:00, artchive.ru


«Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь...»

Архивные документы и письма из жизни Марины Цветаевой

За два года, которые Марина Цветаева прожила в СССР после возвращения из эмиграции в 1939 году, она формально не подвергалась преследованиям за литературную деятельность. Ее просто не стали печатать. Единственная попытка Цветаевой издать сборник стихов была пресечена внутренней рецензией Гослитиздата. Ей не позволили быть даже литературным поденщиком: предоставленная вначале возможность делать переводы была быстро отнята. Безработица и изоляция довели ее до отчаяния, нищеты, а в конечном итоге — до самоубийства.

22.02.2017 19:00, izbrannoe.com


Допинг-контроль #11

О методе перекомпозиции: интернет-лекция Дмитрия Мишенина и Дениса Егельского

Художники испокон веков повторяли друг за другом разные сюжеты, перенимали техники, объединялись в арт-группы по идеологическим и формалистическим признакам. Подсматривали, цитировали, подражали, а иногда напрямую заимствовали удачные образы и находки друг у друга. Для всего этого они придумали ряд терминов — от оммажа до арт-ремейка — и в итоге объяснили, что в эпоху постмодернизма иначе творить нельзя.

19.02.2017 16:00, Дмитрий Мишенин


Возвращение блудного сына

410 лет назад, 15 июля 1606 года родился Рембрандт

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

15.07.2016 20:00, Игорь Фунт


Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»

И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

11.06.2016 18:00, Светлана Храмова






 

Новости

«Нет данных»: о состоянии российских электронных библиотек
В рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» проведено исследование «Электронные библиотеки в России: текущий статус и перспективы развития». В ходе исследования были проанализированы 140 российских библиотек и интернет-проектов.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.