Подписаться на обновления
2 декабряСреда

usd цб 76.3203

eur цб 91.3096

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина 
Мария Сперанская, story.ru   воскресенье, 8 декабря 2019 года, 19:00

Клоунесса
Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему


Источник: story.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

1959 год. Семейные легенды

Однажды, когда меня привезли из роддома, соседский мальчик забежал в гости, наклонился над коляской и сказал: «Динь-динь». Мама рассмеялась и стала звать меня Диной: ей как раз очень нравилась актриса Дина Дурбин. Я даже в титрах первых своих фильмов Дина, хотя по метрике Евдокия — в честь бабушки по отцовской линии. Мой отец очень переживал, что все церковные книги с записями нашей родословной сгорели в революцию в храме на Сенной в Петрограде. Но осталась красивая семейная легенда. В петровские времена в России началось активное заселение немцев. Одним из первых был барон фон Герман. Ему пожаловали поместье, крепостных. А тогда ещё существовало право первой ночи, и вот однажды в спальне барона оказалась крестьянка Коровина, которая потом от него и родила. Отсюда и пошла наша ветвь, то есть мы Германовы дети... Я в эту легенду верю, потому что она объясняет многие мои немецкие черты: обязательность, аккуратность, настойчивость.

Мои родители познакомились в НИИ, где оба служили. Мама — химик, а папа был профессором геологии. Он на дух не переносил интриг, которые в то время захлестнули Академию наук. Как-то в 1955 году за смелую гипотезу его объявили сумасшедшим. Лишь спустя тридцать лет отцу принесли извинения — идеи-то его подтвердились. От травли он спасался в экспедициях. В горы ходил на протезе и костылях — потерял ногу в войну. Дома у нас во всех углах стояли его протезы разных годов — грубые, жёсткие, советского производства. Из всех протезов он сам собрал себе один — удобный.

А мама моя была как эльф — порхала где-то в своём мире, вне социума, вне быта. За капроновые чулочки в мороз, за смешливость и непосредственность, за то, что младше на 21 год, папа называл её Финтифлюшкой. Мы с сестрой Любой родились у них друг за другом. И вдруг, когда мне было три года, родители развелись. Это было первое детское потрясение.

Конец 60-х. Первое фиаско

У меня было две няни, одна не справлялась. Да и мама быстро заметила, что со мной лучше не спорить: я была очень самостоятельной, жила своим умом, всегда чётко знала, чего хочу. Однажды увидела выступление Галины Улановой — решила стать балериной. Мне было восемь лет. Потребовала отвести меня в хореографическое училище. На конкурсе за гибкость, растяжку, подъём мне наставили пятёрок и одну двойку — за предрасположенность к полноте. Но фиаско меня только подстегнуло. Я сама записалась в балетный кружок при районном ДК. В одиннадцать лет по телевизору увидела выступление Ансамбля песни и пляски имени Локтева. Рванула к ним. В танцевальную группу опять не приняли, тогда я записалась в хор. Во время долгих репетиций я выучила все хореографические номера и с наслаждением исполняла их перед хористками. И вот однажды перед очередным концертом за кулисами, когда я кружилась и вертелась в танце, меня окликнули: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» — «Конечно!» — тут же выпалила я. При этом никакого священного трепета перед миром кино у меня и в помине не было!

Меня пригласили сниматься в фильме «В ожидании чуда». Как же меня тогда возмущало на съёмках, что надо часами ждать — то погоды, то чьего-то вдохновения! Думала: «Ну что мы всё сидим? Сто раз уже можно было сыграть!» Поэтому в актрисы я идти не собиралась. Моё воображение будоражили раскопки, сокровища, гробницы, Тутанхамон!

А потом опять вмешался случай. Подружка из хора показала мне газетное объявление. Кто мог знать, что в этом мятом клочке — моя судьба? Речь шла о просмотре старшеклассников на «Мосфильме». Я завелась и поехала. У проходной была толпища — сотни подростков! Я оказалась в последних рядах. Чтобы заметили, стала подпрыгивать, и ассистентка позвала меня: «Ну-ка, вот ты, иди сюда». Вскоре меня утвердили в «Розыгрыш», режиссёром был Владимир Меньшов. Мы все — школьники — его обожали. Он работал с нами как с профессионалами, объяснял, как достраивать роль, как продираться к сути. Именно тогда и на всю жизнь я ощутила гипнотическое пространство «Мосфильма». В то время там снималось столько кумиров! Заглядываешь в буфет, а за столиком запросто сидит Вячеслав Тихонов или Леонид Куравлёв с пирожком. Правда в ступор от этого я не впадала. Локтевский хор часто выступал в сборных концертах, так что я и до этого сталкивалась с известными артистами: Аллой Ларионовой, Николаем Рыбниковым, Татьяной Самойловой... И надо признаться, чувствовалось, что их время уже уходит, что им трудно. Может, ещё и поэтому я не очень-то и стремилась в этот мир, уже тогда отдавая себе отчёт, какой он зыбкий...

Помню, съёмки подходили к концу, и мы — Дима Харатьян, Андрей Гусев, Наташа Вавилова — обсуждали, куда идти учиться после школы. Кто-то сказал: «Я, наверное, в театральный». И вдруг все подхватили: «А точно, давайте!» И меня как током ударило: конечно, только туда, куда же ещё?!

1976 год. Испытание медными трубами

«Розыгрыш» вышел на экраны и стал культовым. И началось!.. Ко мне без конца подходили на улице: «Ой, а это вы снимались в фильме?..» Школа раскололась: часть завидовала, часть боготворила. Даже не помню, как я экзамены сдавала на аттестат, по-моему, мне их автоматом зачли. В общем, голову мне вскружило прилично. Понятно, почему меня не взяли учиться в тот год. Я во все театральные приходила с внутренним посылом: «Я звезда!» Да ещё и первая любовь меня накрыла — тоже на «Розыгрыше». Человек был намного старше меня, несвободный... Мы встречались редко, но на большее я и не претендовала. Просто была бесконечно счастлива и одновременно бесконечно несчастна. В какой-то момент чувство стало настолько безбрежным, что заняло всё моё жизненное пространство. Остальное отошло на второй план.

В результате в театральный я поступала... шесть лет подряд. Дабы не привлекли за тунеядство, мыла полы в НИИ. Прибегала в шесть утра, чтобы никто меня с тряпкой не видел. Потом устроилась секретарём-машинисткой в газету завода «Калибр». А вечерами занималась в студии, которую при журнале «Театр» открыл критик Александр Демидов. И — чудо! В его спектакле «Смерть Тентажиля» по Метерлинку меня заметила Татьяна Доронина. Подошла ко мне. Узнав о моих мытарствах, предложила: «Ну, это несправедливо. Давайте я позанимаюсь». В то время она блистала в театре Маяковского. Помню, как вошла в гримёрную звезды и... со мной впервые случился паралич воли. Начала читать, она прервала: «Ну что же вы, девочка, такая беспомощная...» Это прозвучало как приговор. Больше я к ней не приходила.

А потом в спектакле «Ромео и Джульетта» в малюсенькой роли мальчика меня приметил Юрий Любимов и пригласил к себе на Таганку. Артистку самодеятельности! Год я просто в зале просидела — смотрела его репетиции, училась. И снова — господин случай. Заболела актриса, и за двадцать минут до начала спектакля «Час пик» меня ввели на роль дочки персонажа Вениамина Смехова. С тех пор так и зову его — папа Веня. Безмерно благодарна Юрию Петровичу за тот опыт. Но главное — за то, что успела пересечься с Высоцким. Я увидела человека такой воли, такой собранности, такого счёта к жизни и к себе, и такой отдачи! Концентрация энергии в нём была мощнейшая. Казалось, будто у него есть свой вертикальный коридор общения с небом. Высоцкий в Театре на Таганке был сам по себе, почти ни с кем не общался. Приезжал на спектакль, отыгрывал и сразу уезжал. Мне стало ясно, что вокруг его фигуры гораздо больше лжи, наветов, чем правды. Потом — смерть Высоцкого, развал «Таганки». Всем было уже не до меня.

1981 год. Работа над ошибками

Я снова провалила вступительные экзамены... И пришла к неутешительному выводу: мне 21 год, таких «старух» в театральный уже не берут, в другой вуз идти нереально — забыта вся школьная программа. В последний момент узнала, что Табаков набирает заочный курс. Страшно было! Думала: «К нему? Куда уж мне. Планка слишком высока». И всё-таки пошла. Погибать, так с музыкой! И пока шла от ГИТИСа до какой-то школы на Бронной, где были прослушивания, каких-то 20 минут — у меня произошла полная переоценка ценностей. Будто осенило, что моя безумная шестилетняя любовь — это умопомрачение, безысходность, тупик. Что, растворяясь в ней, я «не видна в пространстве». Это был момент истины. И такая вдруг окрыляющая уверенность во мне появилась! Вот такая, перерождённая, пришла я показываться Табакову. И поступила.

Мы, ученики, стали ходить к Табакову в его театральный подвал на спектакли, подружились со студийцами. На голом энтузиазме мыли полы, проверяли билеты, шили и стирали костюмы. Меня назначили ответственной за туалеты. Я не сопротивлялась и следила, чтобы зрители не умыкнули дефицитную туалетную бумагу, которую по блату доставал сам худрук. Относился к нам Олег Павлович по-отечески: подкармливал, воспитывал, привозил подарочки из-за границы, учил жизни, то есть был абсолютным гуру. Конечно, работать после диплома все мечтали только у него. Помню, как тряслись в коридоре — возьмёт или нет? И вот меня вызвали в зал, где сидела вся труппа. «Дуся, я не могу тебе дать место — его просто нет», — сказал Табаков. Моё нутро опустилось, а он продолжил: «Но я оставляю в репертуаре твой дипломный спектакль, придумай, на что жить». Какое же это было счастье! Целый год я и ещё несколько человек играли бесплатно в ожидании ставок. А зарабатывали ночными санитарами в больнице.

1991 год. Подмена

Я невольно предала театр. Пропустила спектакль. И меня уволили... В Лондоне готовилась постановка с Джоном Малковичем. Роль журналистки из соцлагеря на волне интереса к России решили доверить русской. На кастинг пригласили четырёх актрис, я была в их числе. Мы хорошо подготовились: с трапа самолёта из голодной, нищей тогда России сошла делегация в роскошных мехах, взятых на прокат у подруг. Выбрали в итоге Ингеборгу Дапкунайте, которая потом вышла замуж за режиссёра проекта.

Моё отсутствие совпало с «Ревизором» в «Табакерке». Я всех подвела, и в назидание меня уволили. Какое-то время ещё доигрывала свой репертуар, но в театре чувствовала себя уже посторонней. Это была рана. Но я не сдалась. Благодаря чему? Я в жизни много раз отчаивалась, опускала руки, а потом вдруг появлялись силы — и всё само собой выстраивалось.

В то время многие актёры «вертелись» — пекли пирожки на продажу, возили из-за границы партии сигарет, открывали видеотеки. А я подумала: салон красоты — вот что перспективно. С подругой-косметологом мы объединили усилия. Я была «паровозом» — выдвигала идеи, налаживала связи, вела переговоры, просчитала систему скидок, составила бизнес-план, нашла спонсора и с этим пошла к... Табакову, как к ректору Школы-студии МХАТ. Предложила открыть салон на первом этаже школы — на Тверской, чтобы у актрис было больше возможностей заниматься собой. Олег Павлович меня поддержал, но решения — отдадут ли нам помещение в аренду — долго не было. И вдруг на меня посыпались роли в кино. Роль хозяйки салона красоты мне не далась. Зато вскоре меня вернули в театр, да ещё дали звание заслуженной артистки.

Середина 90-х годов. Потери

Я решила обзавестись дачей. Отец был уже очень пожилым, в Москве ему тяжело дышалось. Друзья подсказали, что рядом с их участком под Рузой продаётся дом — простой, но основательный. Там мы и поселились. Помню, на своей первой машинке — стареньком «Жигулёнке» по прозвищу Семён Семёныч — я перевозила из города вещи, кое-что из мебели. Как-то июльской ночью я неожиданно проснулась от треска и света. Я спала на втором этаже, отец — на первом. Понеслась вниз и увидела стену огня. Спасла меня подушка, которой я инстинктивно прикрылась... Почему случился пожар — до сих пор осталось загадкой. Пробиться к отцу, спасти его я так и не смогла. У нас у всех в той или иной степени есть чувство вины перед родителями. У меня оно чудовищное.

1999 год. Нашла спасательный круг

В Москву приехал Полунин со своим «сНежным шоу». Мне было уже сорок, а семьи нет, в кино и в театре затишье, перспектив никаких, куда двигаться, не знаю. Попасть на шоу было нереально, но я дошла до директора, и меня посадили в третьем ряду. Покорена была с первых секунд. Восторг! Во мне сразу всё отозвалось, я поняла: вот моё спасение! Пошла прямо к Полунину: «Слава, я хочу быть с вами». Повисла пауза. И тут он говорит: «Разве такие глаза могут врать? Давай, приходи. Но есть просьба — забудь всё, что умеешь».

Это был гениальный код обновления! Я начала заново учиться воспринимать мир, открылись какие-то неведомые мне резервы. Как объясняет сам Слава, клоун — маленькое государство в несвободном мире. Клоун — ребёнок, засланный в мир взрослых, шалун, провокатор, который говорит: можно жить в согласии с собой. А ведь это и моё жизненное кредо.

Спустя полгода я получила приглашение в полунинский проект «Корабль дураков». Слава набрал учеников, и мы целый месяц, плавая по Волге, существовали в режиме творческой лаборатории. Слава объявлял: завтра у нас «жёлтый день». И каждый должен был придумать и показать этюд (по-клоунс- ки — бяку) на жёлтую тему. Как мы хулиганили! Я сочинила «Гимн глупости» и спела его на мотив знаменитой песни Эдит Пиаф, выйдя как Пиаф-клоун.

А потом Полунин пригласил меня в числе других актёров во Францию отпраздновать День дурака 1 апреля. И мы в буквальном смысле слова валяли дурака в центре Парижа, правда, под присмотром предупреждённой полиции. Я побывала в доме Славы под Парижем — это бывшая мельница, отреставрированная, четыре гектара земли. Большой дом, который одновременно — репетиционная база с гиперсовременным игровым залом. В доме принципиально нет ни одной пластиковой вещи, зато несметное количество книг, роскошная фильмотека. Ни одной одинаковой комнаты! Все оформлены в разных стилях. Есть индийская, есть комната невесты — вся белая, в оборках, или комната Щелкунчика, где всё гигантское — входишь и оказываешься под столом, на нём чашка размером с кастрюлю, постель устроена в корзине для вязания... Я жила в шатре Шахерезады — полумрак, шёлковые подушки, изысканные ковры, обувь с загнутыми носами. Мельница во дворе огорожена забором из деревянных дощечек. Верхушка каждой — это силуэт кошки: такая, разэтакая. И в саду столько фенечек — под любым кустом! Всё это доводила до ума Славина жена Лена. Нашему сотрудничеству уже много лет, и оно продолжается. Мой любимый образ — наивный клоун с сачком в «Блю-блю-блю канари». Впереди его проект «Бабы-дуры».

2000 год. Усыновление

Коля... (В тот год Евдокия взяла из детдома мальчика Колю. Спустя 7 лет Коля вернулся в детдом. — Прим. ред.) С этим мальчиком связаны фантастическая любовь, глубочайшая боль и сфабрикованная клевета. Мне, клоунессе, остаётся пусть горько, но улыбнуться, сожалея о клевещущих людях с изуродованной душой.

2000-е годы. Смена амплуа

Как-то прислали сценарий, в сопроводительном письме было написано: «Дорогая Евдокия Алексеевна! Мы предлагаем вам на выбор две роли...» Я обрадовалась — на выбор! Читаю: «бабушка с укропом» или «бабушка с мобильным», обеим под 70 лет. Ответила: мои актёрские возможности переоценили, боюсь не справиться... И смех, и слёзы.

А сейчас снова вдруг повалила работа, причём разноплановые роли! И Лиля Брик, и Любовь Орлова. Мечта! Почему вдруг привалило? А я давно заметила, что проходила всё через вдруг и однажды, настойчиво продиралась к своему, всякий раз убеждаясь: случайность — частный случай закономерности.

Осенью мне исполнится 55, а Вере Комиссаржевской, с которой мы родились в один день, — 150. Свои юбилеи мы отметим вместе: я буду играть Комиссаржевскую на сцене.

Источник: story.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Голая на коне

Насыщенная жизнь забытой актрисы

Актрисе Аде Менкен сплетни были нипочем: она коротко стриглась, прославилась «голой» ролью гетмана Мазепы и крутила романы — в том числе с Чарльзом Диккенсом и Александром Дюма, который годился ей в отцы.

02.08.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко






 
Вселенная Пелевина

Новости

Умер Михаил Жванецкий
Сатирик Михаил Жванецкий умер на 87-м году жизни. Об этом пишет телеканал «Дождь».
Вики-семинар по проекту «Выпускники и наставники» в Грозненском государственном нефтяном техническом университете
30 сентября 2020 года в Институте прикладных информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова состоялись семинар и практикум, посвящённые конкурсу «Выпускники и наставники России 2020» — проекту, реализуемому при поддержке Фонда президентских грантов.
Первый шаг на пути к глобальной инфраструктуре — национальные IP-сети
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский принял участие в международной конференции «Глобальный цифровой рынок контента» Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO).
Международную Букеровскую премию дали за роман «Неловкий вечер»
26 августа был объявлен лауреат Международной Букеровской премии — им стала 29-летняя писательница из Нидерландов Марике Лукас Рейневелд. Награда присуждена за роман «Неловкий вечер» (The Discomfort of Evening), сообщается на сайте премии. Марике стала самой молодой победительницей за всю историю международного Букера.
Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.