Подписаться на обновления
10 декабряВторник

usd цб 63.7244

eur цб 70.5047

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Алина Терехова   четверг, 5 декабря 2013 года, 13:32

Клоун, который гуляет сам по себе
О документальном фильме «Смешная жизнь Олега Попова» рассказывает ее режиссер Андрей Анненский


Олег Попов. Фото: студия "Пассажир"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Наверное, у каждого взрослого есть в голове параллельная реальность, в которой собрались и живут герои его счастливого детства. Но клоун Олег Попов, известный каждому советскому ребенку, не зря начинал как эквилибрист. Кому еще удастся такой трюк – существовать себе спокойно где-то в добрых воспоминаниях, а потом – ап! – и вынырнуть в каком-то другом настоящем, оставшись при этом собой. Сейчас его чаще называют Счастливый Ганс. Больше 20 лет он живет в Германии. В свои 83 года он продолжает придумывать номера и выступать. Студия «Пассажир» снимает о нем документальный фильм с рабочим названием «Смешная жизнь Олега Попова».

— Андрей, с чего началось Ваше знакомство с Олегом Поповым? Видели ли Вы его выступления в детстве? Кем для Вас был Олег Попов, какой образ складывался в голове?
— Я вырос на Ленинском проспекте, и мама часто водила меня в цирк – не только в тот, который рядом, на станции Университет, но и на Цветном бульваре, где Олег Константинович был как дома больше десятка лет. То, что он нес зрителям – эта улыбка, этот свет, этот лучик, - очень хорошо мне тогда, в детстве, запомнилось. А второе мое знакомство произошло в Германии, совершенно случайно. Я ехал по маленькому городу и увидел плакат, на котором было написано «Олег Попов». Я был поражен, потому что не знал, что он находится где-то поблизости и до сих пор выступает. Я сразу же побежал за билетом и пошел на представление. Действительно, на сцену вышел Олег Константинович. Он показывал «Луч». Конечно, номер был не так подробен, немного изменен, но я был поражен, что человек в этом возрасте работает, работает в свое удовольствие и с такой отдачей. И я в ту секунду принял решение снимать о нем документальный фильм. Было это давно и прошло много лет, прежде чем мы начали воплощать этот проект в жизнь.

— Насколько изменился после этой второй встречи образ из детства?
— Олег Попов существовал в моей голове как некая метафора, а сегодня я его знаю как человека. Человека с очень сильным характером, с хваткой, с хорошей, доброй, мощной энергетикой.

Желтый клоун, стоит на сцене с чемоданом. Он достает оттуда пальто, вешает его на вешалку и начинает чистить щеткой. Он засовывает руку со щеткой в рукав и вдруг пальто оживает! Рука Желтого становится рукой пальто, которое заботливо начинает смахивать пыль уже с Желтого, затем обнимает его и дает ему записку, которую тот, не читая, кладет в карман. Затем они нежно прощаются, он подхватывает чемодан и убегает под звуки уходящего поезда.

Возраст его совершенно не сказался на этом, наоборот – он абсолютно бодр, полон сил. Когда мы с ним встречаемся, то идем в ближайший ресторан пить кофе и говорим обо всем на свете, он о многом расспрашивает, сам рассказывает, и можно сказать, что метафора в моем сознании превратилась в человека, который делает свое дело, и делает его хорошо.

— Как удалось его разыскать, легко ли он согласился участвовать в съемках?
— Разыскать было не сложно - в мире кино все друг друга знают и самое позднее через второго знакомого можно найти нужный контакт. Я в этом случае связался с его женой, с немкой Габи, которая является также его менеджером. Я рассказал ей о своих идеях, приехал, взял у Олега Константиновича первые интервью и работа началась.

— Расскажите о концепции фильма: все-таки он будет больше о чем? О жизни Олега Попова теперешнего? Или последовательный рассказ с предысторией, кинохроникой?
— Это будет спокойный, качественный, широкий портрет. Не знаю пока, как много мы будем использовать хронику. Совсем без нее обойтись не получится, но это точно не будет фильм, где говорящие головы в формате репортажа повествуют о герое. Это попытка панорамировать какую-то жизнь вокруг Олега Попова, его сегодняшний мир, - другую страну с другим менталитетом и людей, которые его сегодня окружают. Попытка понять, что такое наш солнечный клоун в Германии.



Портрет человека, который когда-то принял такое очень непростое и радикальное решение покинуть страну, где он вырос и состоялся, и смог заново зажечь лучик там, где его мало кто знал. Это был непростой путь, и один этот поступок заслуживает большого уважения. Исследовать человека, который готов на такие поступки – очень интересно.

— Можно ли сказать, что тема эмиграции в фильме будет центральной?
— Я бы сам факт эмиграции не называл центральной темой, а вот внутренняя эмиграция вполне может стать значительной частью картины.

— Насколько тяжело он переживает разлуку с родиной? Выходит ли эта история трагичной?
— Она выходит искренней. Это будет честный рассказ человека с непростой судьбой. Никакого эмоционального оттенка мы картине специально придать не стараемся. У каждого есть в жизни поступки, которые заставляют его грустить и жалеть, или наоборот – не жалеть. Этот выбор Попова, его теперешнюю жизнь и мироощущение каждый зритель оценит и определит для себя сам.

— Как часто Олег Константинович гастролирует и куда?
— Он гастролирует постоянно и шутит, что даже если смерть постучится в двери, его все равно не будет дома. Раньше, как раз тогда, когда я случайно увидел его афишу, он работал с голландским передвижным цирком. Сейчас он работает сам, выступает в формате отдельных мероприятий и принимает приглашения со всей Европы. Скоро состоится Всемирный фестиваль клоунады в Лейпциге, где Олег Попов будет центральной фигурой. Нам бы очень хотелось побывать там, понаблюдать за ним не только на сцене, но и в гримерной, показать рабочие моменты. У него, кроме «Луча», все номера новые.

Кстати, дома у Олега Константиновича совершенно прекрасная мастерская, в которой висят плакаты всех времен и хранятся рабочие материалы, инструменты, станки – весь реквизит он придумывает и мастерит сам. Никаких помощников.

— А Габи?
— С Габи они знакомы еще с советских времен, она, похоже, абсолютный его фанат. Она во всем ему помогает, но больше это касается организационных вопросов. Габи тоже из цирковой среды и некоторое время назад даже выступала в его программе. Она милейшей души человек, они с Олегом Константиновичем - прекрасный дуэт.

— Как появился псевдоним «Счастливый Ганс»?
— Это не он придумал, кажется, его так стали называть в прессе.

— А он производит впечатление счастливого человека?
— Да. Вы знаете, он производит впечатление работающего и любящего свою работу профессиональнейшего циркового артиста.

— Появились ли у него за границей друзья?
— Не могло не появиться! Он слабо владеет немецким языком, но ему это для общения абсолютно не требуется. Потому что человек с такой энергетикой и такой мимикой не нуждается вообще ни в каком языке, когда он заходит в какое-то место, будь то булочная или ресторан, все начинает цвести и играть, так он умеет взаимодействовать с окружающим пространством и людьми.

— В одном из интервью Вы говорили, что оставляете в сценарии много свободного места для самого Олега Попова. Как это выглядит?
— Олег Константинович очень веселый человек, и в материале будут кадры, где он что-то изображает или что-то смешное рассказывает, но вообще мы хотим дать ему возможность высказаться и передать то, что он сам считает важным, что он хочет сделать достоянием своей публики.



— А чего ему больше хочется - рассказывать или показывать?
— Безусловно, показывать! Он постоянно что-то придумывает, у него масса идей и очень живое воображение. Вообще он предлагал нам снять игровой, немой фильм, но пока, к сожалению, такой возможности нет.

— Сколько, предположительно, будет длиться кино?
— Ориентировочно около полутора часов.

«Смешная жизнь» снимается на студийные деньги. Но часть средств команда планирует собрать через краудфандиновую платформу «Планета.ру». Они пойдут на оплату перелетов съемочной группы, сопровождение клоуна на гастролях в Германии и гонорар за съемки самому Олегу Попову. До окончания проекта на «Планете» остается около недели, из необходимых четырехсот тысяч рублей пока собрана сто одна.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте сбора «народных» пожертвований.
— Я в плане таких историй относительно консервативный и идею собирать средства через сайт подкинул мой отец (сценарист Александр Анненский – прим.), который в этом смысле гораздо более продвинут. Я подумал – почему бы не попробовать, и наша команда записала несколько видеообращений в поддержку картины. Но к цели мы пока не пришли.

— Сбор средств для фильма на этой платформе должен был закончиться в октябре, но он продолжается. Как удалось продлить проект?
— Сами ребята с сайта «Планета.ру» поддержали нас, сказали, что проект замечательный, и предложили продлиться – возможно, что-то еще удастся собрать.

— Как Вы считаете, меняется ли с годами цирк и, в этом контексте, творчество Олега Попова?
— Олег Попов не меняется. Он не требует адаптации, потому что он уже есть – такой, какой он есть, и именно таким его любят. Но это, похоже, единственное в цирке, что остается неизменным.

Три пути ведут в цирк. Первый. Люди рождались в цирке, в опилках вырастали, и ничего другого не оставалось. Сегодня это тоже есть, но в меньшей степени. Молодежь хочет учиться. Сейчас больше возможностей и интересов. Второй — это учебные заведения. Цирковое училище, народные цирки, кружки. В этом году мы будем восьмой раз проводить фестиваль, как раз для таких артистов, которые приезжают в Москву из мест, которые на карте найти невозможно. Среди них есть очень сильные артисты. И третий путь — спорт. Он более жесток, чем цирк. Если в 16 лет результата не показываешь — не нужен.

Счастье, смех, сегодня понимают не так, как раньше. Если я сегодняшнему ребенку покажу запись выступления Попова, он улыбнется и забудет. Во времена нашего детства это вызывало восторг, а сегодня детям интереснее в цирке увидеть, например, каких-то новых для них животных. Сам формат пантомимы и клоунады детишкам, особенно помладше, уже даже по темпу не подходит, они не считывают посыл. Этот вопрос мы в картине тоже поднимем. Поговорим и о детях, и с детьми тоже поговорим…

— …русскими или немецкими?
— С русскими детьми. Как они видят выступления Олега Попова, что ощущают, интересно им или нет.

— Для кого этот фильм - неужели только для тех, кто помнит выступления Олега Попова? Чем ваша картина молодых зрителей может зацепить?
— Во-первых, всегда интересно посмотреть на эпоху, которую не застал. А во-вторых хочется верить, что этот фильм поможет сблизить молодых людей с их собственными родителями и бабушками-дедушками. Ведь вы понимаете своих родных больше, когда видите, что их формировало, что для них было ценно.

— Но ведь фильм сосредотачивается на Олеге Константиновиче современном…
— В том-то и дело, что Попов не изменился в контексте времени. Он остался тем же носителем лучика, и как раз через такого героя нескольких поколений, человека, сохранившего свою цельность, зритель сможет понять и тех, кто в эту эпоху вырос.

— Когда Вы планируете завершить картину?
— Надеемся, что фильм выйдет к концу 2014 года.

— А как собираетесь показывать?
— Это будут решать продюсеры, но мы, конечно, постараемся сделать все, чтобы картину увидело как можно больше людей – возможно, покажем по телевидению, будем возить на фестивали. Не думаю, что фильм выйдет в прокат, но надеюсь, что в одном или даже нескольких кинотеатрах его все-таки можно будет посмотреть.

Беседовала Алина Терехова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Краткая история отечественного кино: от 1953 до 1991

От праздничной комедии до темы афганской войны

Продолжаем наш гид по истории отечественного кино. В этот раз разбираем вторую половину советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма.

07.12.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как вымышленные персонажи стали символами реальных протестов

С экранов в современную реальность

Джокер и Гай Фокс могут встретиться не только на косплей-вечеринке, но и на протесте! Рассказываем, как герои киноиндустрии превращались в главные знаки протестных акций.

30.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Свобода и смысл жизни: наследие Сартра

15 величайших фильмов

В начале 20-го века в Западной Европе, особенно во Франции, обрёл популярность новый жанр литературы. Такие писатели, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю начали писать о человеческом существовании и его кризисе, назвав это экзистенциализмом, философской теорией, в которой подчеркивается существование человека, определяющего своё собственное развитие и судьбу.

23.11.2019 19:00, cameralabs.org



Знаменитые советские актеры, которые умерли в нищете

Как спуститься с небес на землю

Даже самые яркие звезды гаснут. И здесь можно провести параллели со знаменитыми советскими актерами, которые блистали на экране, сыграли множество ярких ролей в кино, были любимы зрителями, но провели свои последние дни в нищете и умерли в забвении. Как же так получилось?

17.11.2019 19:00, Гузель Гайнитдинова, moiarussia.ru


Как это снято: «Девчата»

История легендарного советского фильма

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее.

16.11.2019 19:00, Роман Сорокин, tvkinoradio.ru


Со страниц произведений в визуальный мир

6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики

Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты и бережное отношение к источнику: вспоминаем шесть зарубежных фильмов по русской литературе, которые прошли проверку временем.

10.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Убийство и психоделика

11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна

«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», — говорит Рефн. Николас Виндинг Рефн — один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.

09.11.2019 19:00, cameralabs.org


«Джокер»: без любви человек впадает в безумие

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур Флек и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма

Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

07.11.2019 19:00, Марта Бжезиньска-Валещик (Marta Brzezińska-Waleszczyk)


Обратная сторона славы Вероники Лейк

Что скрывалось за фасадом благополучия ярчайшей звезды Голливуда

Вероника Лейк была одной из легенд Голливуда 1940-х гг. — она не только стала звездой экрана, но и ввела в моду стиль «пикабу» (длинные волнистые волосы, прикрывающие один глаз), которому позже подражали многие голливудские знаменитости. Однако вторая половина жизни актрисы стала расплатой за успех первой, а последние годы были по-настоящему страшными. Почему правительство США просило Веронику Лейк изменить прическу, из-за чего режиссеры отказывались с ней работать, и как она оказалась на краю пропасти, в полном одиночестве и нищете — далее в обзоре.

03.11.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.