Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
  пятница, 28 октября 2011 года, 10:30

Кино о нас
Павел Печёнкин: «Важно сохранить уровень чистоты главной составляющей: мотивации автора. Большинство победителей фестивалей - люди, которые просто захотели рассказать историю»


Павел Печёнкин //flahertiana.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Побывав на международном фестивале документального кино «Флаэртиана», прошедшем в этом году уже в одиннадцатый раз, обозреватель «Частного корреспондента» обнаружила не только много сложных историй из жизни неизвестных людей, рассказанных документалистами, но и достаточное количество зрителей, желающих узнать чуть больше о мире и о себе.

Разобраться с тем, что же есть документальное кино без подготовки не получится. Неопытный зритель бросит автору: «Что это у вас тут за хоумвидео?! И почему такая скука?» — и будет прав, но лишь отчасти. Выросшему на игровом, пусть и разного качества кино, зрителю не с первого раза придётся по вкусу снятая порой впопыхах картинка, недоработанные переходы повествования, сбивающиеся диалоги, а то и не выглаженные костюмы героев. Но главная штука современной документалистики в том, что автор пытается разобраться в реальной жизни, а не в вымышленной: это мы там, на экране, нас и наши истории никто не придумал, и мы именно так выглядим.

Зрителям открываются подчас довольно сложные истины. Причём каждому свои: о себе, чужих людях, их проблемах; о чуждых прежде культурах, о тщете гуманизма, беспомощности рефлексии и жизни, цель которой — выживание, где победа даётся единицам, и смысл её размывается завтра же, где намерение навязывается бытием, а не волей. Впрочем, равно как и наоборот.

«Частный корреспондент» снова пообщался с президентом пермского международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» Павлом Печёнкиным, и выяснил, чем же документальное кино отличается от игрового, в чём его главный гуманитарный месседж, и какие проблемы есть у современных российских документалистов.

— Чем принципиально документальное кино отличается от художественного?
— Игровое кино это ведь рефлексия авторов – сценариста и режиссера — так? Вы можете соглашаться с ней или спорить, они всё равно будут настаивать на своём видении. В этом смысле документальное кино — это рефлексия по поводу окружающего тебя мира, групповая рефлексия. И это принципиальное отличие. В отличие от игрового кино в документалистике очень важен этический код, в игровом — нет. Смерть в игровом кино часто ничего не стоит, в документальном кино смерть нечто беспредельно трагичное. Настолько, что крайне редко документалисты обращаются к этой теме. А любовь в документальном кино – напротив — далеко не самый распространенный сюжет.

— Мы с коллегой пытались нащупать ещё отличия после одного из просмотров, и вот что получилось: участие в документальном кино это процесс самоосознания для героя, это эксперимент и невозможность спрогнозировать финал для автора, и, конечно же это реальность событий происходящих с реальными людьми. Мы ничего не упустили, не отвлеклись?
— Документальное кино создаёт некую диалоговую структуру между автором, героем и зрителем. Это рефлексия по поводу вещей происходящих здесь и сейчас. Это аналитика жизни. Понятно, что думать о жизни других людей непросто. Мы бежим в какие-то пещеры, иллюзии, упрощающие наше понимание мира, будь то игровое кино, телевидение, алкоголь с наркотиками, прочая мишура.

Документальное кино это повод для нормального человека подумать о жизни, о себе, о государстве, о людях других культур... Непонимание и невнимание к тому, что обычный человек нуждается в искренней и правдивой информации меня лично очень беспокоит.

Показательно, что спонсором фестиваля стало правительство Пермского края. В конкурсной программе — 18 фильмов из 16 стран мира. Победителям, которые будут выбраны в четырёх номинациях, предстоит разделить призовой фонд в 500 тыс. рублей. Президент фестиваля Павел Печёнкин рассказал «Часкору» о том, что сейчас происходит с кинематографом в Перми.

С другой стороны, это ещё и живой мост с миром. Ведь когда ты говоришь с людьми в Европе, видишь, что они не знают о России. Мы и сами не очень-то её понимаем, Россию. От европейцев, американцев побывавших в России часто слышишь, что тут началась жизнь: зрителя интересует окружающая действительность. В том, что появляются авторы, готовые этот интерес удовлетворять, видна попытка ответить на общественный запрос. Устами единиц они говорят за многих — одни и те же истории происходят одновременно с разными людьми в разных частях света.

У честного документального кино ведь очень благородные цели. А благородство — это сложное волеизъявление, да?

— И воспринимается оно как правило многояко...
— Документальное кино пытается стать неким прибежищем независимого взгляда, не бизнесом. Потому, что игровое — это всегда бизнес: деньги, реклама, канские лестницы, оскары... Документалистика — это реальная, очень человеческая, сдержанная такая история. Редкий пример аналитики, напитанной любовью.

Ведь смотрите: главное условие для съёмки современного документального кино — умение автора полюбить героя, уважать его, быть равным ему, быть с ним честным. Признак хорошего фильма — это прежде всего открытый герой, доверяющий режиссёру. В результате этого диалога появляется третий человек, который верит в происходящее — зритель — он верит историю. Когда три стороны друг другу верят, это и есть документ.

— Стало быть, документалистика резко отличается и от телепублицистики. Там в любом случае прописывается сценарий, и всегда хорошо, если автор не стремится симпатизировать своему персонажу, да и не всем персонажам получится симпатизировать.
— Естественно. Корреспондент должен знать заранее ту историю, которую он собирается снимать, и он её пишет, и рассмотреть он её должен с разных точек. Да и оператор часто снимает её без участия автора. Тут же, наоборот, ты разбираешься в истории с чистого листа, не зная, чем всё это в итоге кончится, и смотришь либо глазами камеры, либо глазами героя.

Если говорить о глубинных смыслах, то современное документальное кино — литература двадцать первого века. Во всяком случае, для себя я это так называю. Рефлексия острая, тонкая, наполненная человеческим смыслом, соболезнующая, сострадающая.

— И вот тут портрет публики напрашивается, вы могли бы обрисовать, кому в России интересны такие мощные переживания?
— Это люди в возрасте, примерно, от 25 до 55 лет — самый продуктивный для социума возраст. Люди, которые задумываются над смыслами и ищут ответы. Есть подозрение, что они мало ходят на массовое кино из-за его утомительной схожести друг с другом и агрессивного навязывания его рекламой. Им документалистика — своего рода убежище.

— Пути развития документального кино нужна своя стратегия, или «куда кривая выведет»?
— Стратегия необходима. И необходимы свои технологии. Мы пытаемся это всячески развивать в нашем клубе в кинотеатре «Премьер» (небольшой кинотеатр на Комсомольском проспекте в Перми, возглавляемый Павлом Печёнкиным, один из залов которого предназначен для демонстрации документального кино. — прим. Часкор). Мы узнаём, кто наш зритель, пытаемся выяснить как он нас понял, и куда двигаться дальше. С другой стороны — масса психологов, социологов и аналитиков, для поиска неких компенсаторных стратегий, изучают документальное кино. Потому что оно само по себе — новая социальная технология. Нет проблемы, которую нельзя было бы обсудить с его помощью.

Как-то после просмотра фильма в Высшей школе экономики я спросил у студентов, почему вы смотрите это кино? Почему вдруг произошла эта вспышка интереса? Один из них мне ответил, что темы, которые обсуждаются в этих фильмах, он не смог бы обсудить ни с кем: ни с родителями, преподавателями в университетах, учителями в школе.

У нас не обсуждён целый пласт жизни! У нас нет для этого диалоговой платформы. Возможно, во всяком случае, мне бы очень хотелось, чтоб наша страна из некогда самой читающей, стала страной внимательно и много смотрящей документалистику.

— Самой массово рефлексирующей?
— Страны рефлексирующей по поводу реальности, а не по поводу «Аватара».

— А вот обилие благородства, которым якобы пронизано сегодня документальное кино, нет ли опасности, что «придёт человек с плохим и некрасивым сердцем» и сделает из честной, искренней современной документалистики надёжный инструмент пропаганды?
— Так и происходит на телевидении. Что мы видим по ведущим каналам? Все, что угодно, кроме документального кино. Хотя журналисты пафосно называют свои неловкие упражнения «фильмом». Ни на одном фестивале документального кино не найдешь телевизионного продукта. Что это значит? Ровно то, что телевидение и есть пропаганда.

«Кинотеатр.doc» уже несколько лет главная смотровая площадка в стране, где можно моментально выяснить, как обстоят дела с отечественным документальным кино. В этом году фестиваль кино проходит в шестой раз. Главное нововведение — организаторы фестиваля резко изменили формат. Теперь конкурсная часть стала международной, новые работы российских режиссёров показали в рамках специальной информационной программы, фактически факультативной.

Но учитывая, что документалистика последние пятнадцать-двадцать лет поддерживалась силами нескольких энтузиастов, а теперь она собирает пусть небольшие, но полные залы людей, можно предположить, что жанр актуальный, необходимый и жизнеспособный.

В документалистике важно сохранить уровень чистоты главной составляющей: мотивации автора. Ведь посмотрите, большинство победителей фестивалей документального кино это люди, которые просто захотели рассказать свою историю. Это люди, живущие помимо бытовой ещё и духовной светской жизнью. Интерес расположенный дальше собственных нужд — это и есть аристократия духа. Выросло поколение людей обеспечивающих духовные потребности общества.

— Аудитория «Флаэртианы» за последние годы увеличилась?
— Она увеличилась в разы. Уже третий год подряд число посетителей колеблется около 8 тысяч. Плюс, до фестиваля мы проводим он-лайн фестиваль. В кинотеатре «Премьер» есть зал, в котором показывают только документальное кино, и за год его посещает несколько тысяч человек. Всего кинотеатр принимает ежегодно порядка 60 тыс. зрителей, чуть меньше десятой части — зрители документалистики. Ведь есть люди, которые хотят смотреть это кино и помимо «Флаэртианы». Причем, это, можно сказать, один из самых успешных залов в кинотеатре, хотя понятно, что он существует за счёт государственной поддержки, поэтому можно позволить себе держать невысокие цены на билеты, а то и вовсе бесплатные сеансы проводить.

— Не опасаются ли представители кабинетов, в которых подписываются бюджеты поддержки, что народ, станет слишком много думать и рефлексировать?
— Нам решать, чем мы хотим стать: сырьевым придатком Запада, во всех практически смыслах, или страной, которая производит множество разной продукции, в том числе интеллектуальной. Проект культурной столицы, анонсируемый Маратом Гельманом, реализующийся с участием губернатора края, идея вдохновляющая. А то, что реально происходит на «Флаэртиане» — для многих участников процесса — реализация мечты. Поэтому драйв, которым сопровождается всё это движение, мне очень симпатичен.

— Драйв по-прежнему чувствуется? Всё-таки одиннадцать лет «Флаэртиане», дух со-творчества не выветрился?
— Нет. И сейчас мне намного интересней находиться тут в Перми и заниматься своим делом, чем, скажем, путешествовать по миру, тусоваться на кинофестивалях и прочее. Я вижу, что делаю важное и полезное дело, и меня это радует.

— Есть ощущение, что при всех прочих равных: найти историю, узнать её и рассказать, российская документалистика пока сильно не в свою пользу отличается от западной качеством картинки, умением оформлять видеоряд, титры. Почему нашим документалистам труднее даётся Final Cut?
— Это большой недостаток порыва. Человек хочет высказаться, но не всегда знает как это лучше сделать технически, а учитывая, что всё делается, как правило, на свои деньги, — делается одним человеком, и учится он на собственных ошибках. Насколько каждый автор может вырасти зависит от того как долго он захочет практиковать. И я не сомневаюсь, что многие нынешние авторы выберут путь профессионального роста. Научиться определять экспозицию, выбирать ракурс, и уж тем более управляться с компьютерной программой не трудно, было бы желание.

— Некоторые фильмы показались зрителю недорассказанными, как бы без концовки, должен ли автор-документалист, по примеру классической драматургии, докручивать истории до финала, или это просто не всегда возможно и лучше смириться с особенностью жанра?
— Завершённые истории это, конечно, часто профессиональное достоинство автора, но часто это и просто везение. Нельзя человеческую реальную жизнь воткнуть в чёткую драматургическую схему: завязка — кульминация — развязка. Реальная жизнь много сложнее, как правило. И режиссёр должен брать схему, но только в том исполнении, которое гармонично свяжется с сюжетом. Очень часто насильно прикрученный финал неприятно режет глаз и всё портит. Но тем и отличается хороший документалист: он умеет рассказать историю целостно.

Главные награды прошедшей «Флаэртианы» распределены следующим образом: гран-при «Большой Золотой Нанук» за лучший фильм фестиваля, которым признан «OUTRO», получила Юлия Панасенко (Россия), приз «Серебряный Нанук» за лучший полнометражный фильм «Шахта №8», присуждён Марианне Каат (Эстония, Украина), приза «Серебряный Нанук» за лучший короткометражный удостоен фильм «Последний день лета», Петр Стасик (Польша).

Беседовала Соня Янсон




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шерлок Холмс как личный Дарт Вейдер

22 мая 1859 года родился Артур Игнатиус Конан Дойль, автор приключений Шерлока Холмса

Широко известно, что Конан Дойль создал замечательного сыщика Шерлока Холмса. Не слишком известно другое: автор недолюбливал этого персонажа, который, несомненно, принёс ему немалую прибыль, но также затмил своей почти дартвейдеровской фигурой другие, менее броские произведения писателя.

22.05.2019 20:00, Алексей Соколовский


О Булгакове

15 мая 1891 года родился Михаил Булгаков

Михаила Булгакова (1891—1940) стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол.

15.05.2019 20:00, Ирина Иванова


Набоков: тема весны

22 (10) апреля 1899 года родился Владимир Набоков, самый необычный и самый провокативный русский писатель

На Западе он вошёл в моду после публикации романа «Лолита» (1955; русская версия — 1967). В России, его «чопорной отчизне», которую он так страстно (и до поры до времени безнадёжно) любил, его начали тайно читать во второй половине 1960-х.

22.04.2019 20:00, Виктория Шохина


«Приди, сорви с меня венок…»

К 275-летнему юбилею Дениса Фонвизина, «из перерусских – русского»

К исходу жизни Денис Иванович лечился некоторое время в Карлсбаде от «следствия удара апоплексического». Исправно пройдя курс, – даже закончив античную, с политическим контекстом, повесть «Калисфен», – отправился с божьей помощью домой. Подъехав уже к Киеву, экипаж попал в жуткую дождливую бурю.

14.04.2019 20:00, Игорь Фунт


Притча о блудном кидалте

Умер кинорежиссёр Георгий Данелия («Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Кин-дза-дза» и др.)

Его статус в отечественном кино стал незыблемым ещё в советские времена: грустный классик кинокомедии, создатель интернациональных шлягеров с национальным колоритом, сатирик и моралист. Однако это совершенно не мешало зрителям — от обычных сограждан до генсеков — принимать Данелия за кого-нибудь другого.

04.04.2019 19:00, Максим Медведев


Маг русской литературы

1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Писатель русский? Или украинский?

Он считал себя гением, сразу после Пушкина. Задал основное направление философии Серебряного века и несколько направлений русской литературы, одно из которых воплотил Толстой, другое - Достоевский. Все вплоть до Хармса и Пелевина обязаны Гоголю.

01.04.2019 20:00, Константин Рылёв


Where did we go wrong?

Рецензия на книгу Игоря Фунта «Останусь лучше там...»

Прозаик, эссеист-публицист Игорь Фунт проапдейтил свою книгу, что уже была внимательно замечена — вошла в 2014 в лист спецпремии издательства «Новое литературное обозрение» «НОС», тридцатку постсоветских детективов. Зачем было обращаться к относительно старой вещи? Да потому что там не только современно все на редкость (актуально, как принято говорить), но и — объясняет самые причины этой современности, ее вершки и корешки. Роман из трех частей, миди-эпос российской современности. Ее, да, темной, да, чернушной стороны. Если, например, после «Груза 200» Балабанова, «Жить» Сигарева, «Дурака» Быкова или «Юрьева дня» Серебренникова хочется почитать что-нибудь такое же, в тему и в жилу, то это к Фунту.

22.01.2019 16:00, Александр Чанцев, krupaspb.ru


«Любимые пища и питье – мороженое и пиво»

Анкета Блока

Летом 1897 года Александр Блок заполнил одну забавную анкетку под названием «Признания». Он рассказал, что предпочитал в людях и в литературе, кем хотел бы работать и как умереть. Вот что думал о жизни в 16 лет будущий великий поэт.

09.12.2018 19:00, izbrannoe.com


«Где бы Вы хотели жить? – В России»

Анкета Андрея Тарковского

Марина Арсеньевна Тарковская, сестра режиссера Андрея Тарковского, в своей книге «Осколки зеркала» опубликовала его ответы на вопросы о любимых вещах в жизни.

21.10.2018 19:00, philologist.livejournal.com


Григорий Распутин In Rock

Постановка рок-оперы в Братиславе

В Братиславе, в столице Словакии, на сцене театра Новая сцена прошла при полном аншлаге премьера рок-оперы Распутин. Она была в рамках серии мероприятий «Месяц европейской культуры», который анонсировала в начале сентября министр культуры Любица Лашшакова.

22.09.2018 16:00, Владимир Бачишин






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.