Подписаться на обновления
25 сентябряВторник

usd цб 66.1594

eur цб 77.6844

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 22 декабря 2014 года, 15:00

Кино должно работать
Алина Рудницкая поделилась своими мыслями на тему документальных фильмов и фестивалей


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В этом году честь быть в составе жюри конкурса полнометражных фильмов на Амстердамском фестивале документального кино IDFA выпала режиссёру Алине Рудницкой. Слава не только в России, но и за её пределами, пришла к ней вместе с дебютным фильмом, а каждая последующая работа способствовала укреплению её статуса талантливого документалиста. Мы встретились с Алиной Рудницкой за пару часов до объявления номинантов IDFA, чтобы поговорить "за кино и за жизнь".

Какие общие впечатления от IDFA? Что делает этот фестиваль особенном в ряду прочих?
Не знаю, почему так сложилось, но именно IDFA считают фестивалем документального кино номер 1 в Европе. Все хотят сюда попасть. На IDFA приезжает огромное количество людей индустрии документального кино. Здесь реально собираются все самые важные продюсеры, дистрибьюторы, режиссеры. Это отличная возможность познакомиться друг с другом и найти людей для создания дальнейших проектов.

Будучи членом жюри, я могла ходить на форум и смотреть, как проходят питчинги (прим.: презентации кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать). Теперь я имею более чёткое представление о том, что это такое и как это работает. На других фестивалях я не наблюдала, чтобы питчинги проводились так широко.

Мне вообще повезло, что я оказалась в жюри, благодаря этому у меня была возможность посмотреть всю программу конкурса, прочувствовать тенденции, понять, что сейчас происходит в мире. Конечно, я уставала от просмотра четырёх полнометражных фильмов в день. Сложно сидеть так долго в зале и потом ещё дольше обсуждать увиденное, но всё равно это очень интересно. Это в любом случае опыт, и опыт позитивный. У нас была прекрасная команда, другие члены жюри были, как и я, режиссеры-практики, поэтому мне было достаточно увлекательно обсуждать с ними фильмы.

Это твой первый подобный опыт?
На таком высоком уровне – да, а вообще – нет.

Например, в этом году я была членом жюри программы документального кино в рамках Московского Международного Кинофестиваля.

Как протекал процесс судейства?
У каждого были свои критерии. Наверное, во многом они связаны с тем, в каком направлении работает человек. Для меня, например, при оценке на первом месте стоит тема фильма, мне нужна история характера. Я не люблю, когда история высосана из пальца. Мне надо, чтобы фильм давал какой-то опыт, знание жизни, рассказ о том, чего раньше люди не знали или не видели, чтобы был парадоксальный финал в конце. Ещё я слежу за метафорами, которые находит режиссер. В целом, нужно, чтобы картина удивила, пробудила некоторую режиссерскую зависть, чтобы можно было сказать «Вот это классно, я бы хотела снять такой фильм».

Снимать фильм об оппозиции и протестном движении — занятие неблагодарное. Уж очень персонажи и сама тема неоднозначны. Да и отношение к событиям и людям за прошедшие два года у многих изменилось, у кого-то даже на диаметрально противоположное. Поэтому картина изначально была обречена на шквал критики (причем как от бывших и нынешних сторонников оппозиции, так и от её противников) и поток обвинений: от претензий в излишней романтизации героев и зацикливания на их взаимоотношениях, до подозрений авторов в продажности. О том, выдержали ли испытание на честность и объективность создатели фильма, а главное, донесли ли основную мысль до зрителя, спорит блогосфера.

Мы устраивали собрания после каждого фильма и обсуждали его, сравнивали с уже отсмотренным материалом, могли сходиться и не сходиться во мнениях. Когда пришло время выносить финальное решение, каждый из нас составил список из пяти лучших фильмов. Надо сказать, что практически все наши списки совпали, расхождения были максимум в один фильм. Так что выбрать четырёх номинантов на основании этих списков было совсем не сложно. Дальше между этими номинантами мы должны распределить два приза – главная премия и премия жюри. Мы старались найти фильм, больше близкий по духу к художественным, чем к телевизионным проектам, но вообще, компонентов успеха было очень много: как развивается драматическая история, раскрыт ли герой, операторская работа…


Ты сама работаешь с оператором?
Да, я не люблю снимать сама, обычно я работаю в команде с оператором и со звукорежиссером. Этих людей я знаю давно, и между нами нормальное понимание. Каждый привносит что-то свое. Мы нашли общий язык и уже взглядами можем объяснить друг другу, что нужно. Я им благодарна, что они готовы продолжать работать со мной за относительно небольшие деньги.

Со звукорежиссером Алексеем Антоновым я сотрудничаю ещё начиная с «Гражданского состояния», который был снят в 2005 году. Надеюсь, что никто его не переманит. Он большой профессионал своего дела. Мы часто находились в непростых ситуациях (ведь я пытаюсь внедриться в такие места, куда тебя так просто не подпустят, стать свидетелем чего-то интимного), но он всегда умудрялся каким-то чудом записать звук.

Операторов, с которыми я работаю, несколько. Но все они сошлись вместе на фильме «Кровь». Это Александр Филиппов, Сергей Максимов, Юрий Гейцел и Саша Демьяненко. К слову сказать, совсем недавно «Кровь» получила одну из самых престижных операторских премий на фестивале Camera Image в Польше.


Как герои реагировали на такую довольно большую бригаду операторов? Не мешало ли это установлению контакта?
Ну есть секреты документалиста, которые я использую, чтобы они правильно реагировали на нас.

И?..
Но это секрет, этому обучают пять лет в институте, плюс опыт.

Кстати, как ты пришла к кино? Ведь в начале ты вроде бы обучалась на инженера-программиста…
Да, сначала я была в техническом вузе, но очень быстро поняла, что не хочу быть инженером, и стала искать то, что мне интересно. Меня тянуло к гуманитарным наукам. Я решила перевестись в Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств, а выбор факультета был обусловлен наибольшим совпадением предметов, так как в кинопроизводстве требуется знание технического устройства камер и химических растворов для проявки плёнок. Сначала у меня не было чёткого представления своего будущего, но у нас была замечательная преподавательница Ирина Евтеева по драматургии, которая работала на Ленфильме. Она постоянно показывала нам картины Санкт-Петербургской документальной студии фильмов. Студия существует уже 95 лет, она всегда спонсировалась государством, изначально это была студия кинохроники, на ней снимались все кинохроникальные кадры блокады, тут же была запечатлена царская семья. Кроме того, там работало много режиссеров, прославивших нашу документалистику, такие как Сокуров, Лозница, Косаковский, Коган, Литвяков. Мне очень нравились их работы. После окончания университета я пришла на студию в качестве ассистента режиссера. Мне предложили снять дебют, им стал фильм «Совместное проживание» про коммунальные квартиры в Санкт-Петербурге. Так я и стала там работать, и с тех пор делаю в среднем по фильму в год.

Почему сначала выбор пал на технический вуз?
Когда тебе 18 лет, ты не знаешь, кем ты хочешь быть и куда податься. Куда поступаешь, туда и поступаешь. Вообще, мне очень нравился Финансово-Экономический университет в Санкт-Петербурге. Мне казалось, что там так классно, у них такое красивое здание. В общем, у меня был какой-то романтический образ этого заведения. Я год занималась с репетиторами, чтобы поступить, потому что туда был просто огромнейший конкурс. Надо было набрать 20 баллов за 4 экзамена, у меня уже было 15, и оставался последний экзамен – сочинение. Я всё написала, но у меня была с собой куча шпаргалок, и мне так хотелось посмотреть, что там написано, что я не могла удержаться и залезла в карман. Преподаватель это тут же заметил, разорвал моё уже написанное сочинение и выгнал меня. Подавать документы в какие-то другие места было уже поздно, и я пошла учиться в Академию Аэрокосмического приборостроения, к которой была прикреплена моя школа, чтобы не терять время. В процессе обучения я поняла , что экономический мне тоже не интересен, мне нравились литература, история, хотелось развиваться. Поэтому на третьем курсе я перевелась в Университет Искусств. Можно считать, мне повезло.

Документалистика – не особо прибыльное занятие. Удается ли достаточно заработать на жизнь или приходится заниматься ещё какими-то сторонними заработками?
Сейчас я уже нахожусь на том уровне, когда ко мне обращаются с хорошо оплачиваемыми заказами. Плюс иногда я работаю для телевидения, снимаю фильмы для телеканала «Культура». А ещё преподаю в Университете кино и телевидения. Поэтому существовать удается.

Как ты относишься к распространению фильмов в сети?
Я отношусь плохо. На создание фильма затрачивается огромное количество энергии, средств. Когда он распространяется в сети, люди трудившиеся над ним, не могут заработать. Зрители перестали ходить в кинотеатры, упал интерес к просмотрам на большом экране, потому что почти всё можно сказать из интернета, и из-за этого наша индустрия находится в тупике. Новые денежные средства не привлекаются, потому что фильмы не окупаются, и поэтому многие остаются без работы.

Но ведь это ещё и вопрос к прокатчикам, у нас в кинотеатрах изначально не особо крутят документальное кино…
Я согласна, и это тоже. Документальное кино не очень популярно, у нас люди не приучены его смотреть, А телеканалы фильмы такого рода, как я снимаю, не берут . Их можно смотреть только на фестивалях, наверное, больше нигде. Но, конечно, они должны каким-то образом продаваться для окупаемости. Например, в образовательные заведения или библиотеки. Я сейчас вернулась из Техаса. Я показывала свой фильм в пяти университетах. И там есть медиа библиотеки, которые покупают фильмы. Это достаточно прибыльно, потому что университетов очень много, и каждый стремится расширять свою библиотеку. Фильмам, безусловно, нужна дистрибуция. А у нас такой практики нет, да и деньги на покупку фильмов у университетов тоже вряд ли есть. Вот мы и скачиваем всё из интернета.

Ты пытаешься как-то отслеживать свои фильмы в сети и пресекать их распространение?
Я пытаюсь, но, к сожалению, в России это не удаётся. Понятно, что по поводу торрентов бесполезно даже обращаться в суд. То есть это очень сложно сделать. Этим надо заниматься, трать на это время, силы и деньги.

Как ты оцениваешь российские фестивали документального кино? На сколько они посещаемы?
Всё зависит от самого фестиваля и от города, где он проходит. Где-то аудитория приучена к конкретному мероприятию, люди знают, что если придут, то посмотрят хорошие фильмы. В принципе, таких фестивалей много, но проходят они, естественно, в крупных городах. Например, очень посещаем АртДокФест в Москве. Бывает так, что на какие-то показы невозможно купить билеты. Это, наверное, единственный фестиваль сейчас в России, где на хорошие фильмы билеты разлетаются очень быстро.

Многие старшие ушли из профессии, всё очень портит телевидение — там за маленькие деньги требуют быстро кроить поверхностное иллюстративное кино, это развращает. К тому же в обществе первое любопытство к документальному кино прошло, а стабильного интереса так и не появилось. Документальному кино в России вредят три вещи: учебные заведения, где учат плохо, не современно и не тому; отсутствие интеллектуальной среды (во всём: в кино, в театре, в гуманитарных науках, в литературе, везде, где плохо организованный рынок заставляет работать дёшево и грубо); отсутствие государственной разумной программы поддержки.

У нас в Петербурге есть очень хороший фестиваль, в программу которого входят фильмы со всего мира, и с каждым годом он всё больше разрастается, это Message to Mаn . Люди стали узнавать об этом фестивале, и у него уже тоже формируется своя постоянная аудитория. Я там посмотрела, например, новый фильм Ульриха Зайделя «В подвале».

В основном, конечно, по фестивалям ходят студенты, а также сами режиссеры и кинокритики. Довольно сложно заставить простого зрителя, который никогда не сталкивался с документальным кино, прийти на просмотр. Зритель должен быть подготовленный.

Каково твоё мнение по поводу ситуации вокруг АртДокФеста и его полного лишения государственного финансирования этом году?
Я не знаю всех подробностей, и могу оценивать эту ситуацию только по описанию из газет и СМИ. Сложно комментировать. Конечно, это очень плохо, что Министерство культуры лишает подобный фестиваль господдержки. Но, наверное, это тоже опыт, потому что в Европе очень много фестивалей существует за счёт личных средств, или за счёт каких-то фондов, или бизнесменов. Оторваться от государства, делать частный фестиваль на собственные средства и искать спонсоров тоже может быть полезно, потому что это даёт независимость. Ты не оглядываешься на то, что хорошо или плохо по их мнению, ты не думаешь о том, что ты должен говорить и показывать, а что не должен, тебе не нужно чего-то ждать или что-то выпрашивать.

А как финансируется IDFA , не знаешь?
Я вот как раз об этом и говорю, потому что IDFA финансируется из частных источников. Я могу ошибаться, но, по-моему, государство не принимает здесь никакого участия. Вчера во время обеда жюри нам представили главного мецената, на деньги которого существует фестиваль. Так, по крайней мере, я поняла.

Над чем ты сейчас работаешь?
У меня сейчас два проекта в разработке, оба я снимаю на Студии документальных фильмов. Первый из них про молодых учёных, мне интересно заглянуть в их мир, понять, какой жизнью они живут, проследить за их повседневной жизнью и работу.

А второй фильм должен быть про плотину, про Саяно-Шушенскую ГЭС в Сибири, которую восстановили после аварии 2009 года. Но здесь мне необходимо найти какую-то нить. Заказчик хочет телевизионный фильм об истории станции и об аварии. Таких фильмов существует уже пять. С одними и теми же героями. Так что надо обязательно ехать на рекогносцировку и понять, что снимать. Если я найду историю, которая мне будет интересна, если понятно станет, о чём снимать, отыщутся герои, то я возьмусь за этот проект. А просто очередной телевизионный фильм о станции, об аварии и о поисков ответов на вопросы «кто виноват» и «что делать» снимать не хочется.

Бывает ли такое, что ты снимаешь что-то «в копилку»?
Да, бывает, конечно. У меня есть маленькая камера, на которую я фиксирую всё интересное, что происходит вокруг. Иногда я снимаю состояние погоды, иногда городские зарисовки, которые потом могу использовать в каком-то фильме. Никогда не знаешь, что и в какой момент может пригодится, так что надо быть всегда внимательным.

Каково твое мнение по поводу вынесенного в этом году на отдельное обсуждение вопроса о женском взгляде в документалистике? Существует ли он, или это надуманная тема?
30 лет назад сложно было представить, что такое огромное количество женщин будет снимать фильмы и станет режиссерами. И не только режиссерами, но даже операторами. Раньше, по крайней мере, в России это были скорее исключения из правил. Известны имена Киры Муратовой и Ларисы Шепитько в игровом кино. В документальном я знаю Марину Голдовскую, Людмилу Станукинас и Екатерину Калинину – это если брать 60-е, 70-е, 80-е годы. Конечно, им было сложно, киношный мир для женщины был закрыт, в него непросто было попасть.

Сейчас с приходом новых технологий это стало значительно легче. Женщина может сама взять в руки камеру и начать снимать то, что нравится. Кроме того, многие мужчины, которым надо обеспечивать семью, уходят из документального кино по причине малооплачиваемости профессии, поэтому женщин становится больше, ведь для многих из них это может быть хобби, а не насущный заработок.

И конечно, женский взгляд от мужского отличается. Я в этом убедилась на примере работы членом жюри документального конкурса на ММКФ, где со мной в команде были двое мужчин – Амир Лабаки (директор бразильского фестиваля It’s All True) и Шон МакАллистер (известный английский документалист). Нам нравились одни и те же фильмы, это правда. Но что мы находили в этих фильмах, на что они и я обращали внимание, это были совершенно разные вещи. Я тогда подумала: «Надо же, как по-разному мы воспринимаем одно и то же», это вызывало удивление.

В рамках всё того же Female gaze на IDFA десять уважаемых режиссёров-женщин выбрали по три фильма, сделанных женщинами: фильм новой волны, фильм ставший классикой и свой собственный фильм. Можешь тоже сделать такую подборку?
Из нового – меня удивил и ужаснул фильм Ханны Полак “Человек достоин лучшего”… Я просто не в состоянии сейчас комментировать этот фильм, он очень сильный.

Из старого – так как я работаю на Студии документальных фильмов и поддерживаю их традиции, я назову Людмилу Станукинас, мне нравится её стиль, нравится состояние, которое она передает в фильмах. Это близко мне, я в некотором роде являюсь ее последовательницей. Ещё совсем недавно я познакомилась с творчеством голландской режиссерши Хэдди Хонигман, она потрясающая. Ее фильм «Меланхолия» для меня непревзойденный шедевр. Здесь я ходила на ее ретроспективы и даже купила DVD с её полной дискографией.

Из своего – “Я забуду этот день”, потому что это, наверное, единственный фильм, понравившейся людям, в нём участвовавшим. От него есть прямая польза. В фильме показывается, что думает и чувствует женщина за 5 минут до аборта. Он крутится в больницах нон-стопом. Сама процедура не показана, показаны только лица женщин. Мне говорили, что несколько человек изменили своё решение. Возможно, на них повлиял фильм. Я считаю, что документальное кино должно работать, и этот фильм работает, а не лежит на полке.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Сильный характер

10 фильмов о женщинах, поднимающих действительно важные вопросы

Невеста, вдохновившая Тарантино, немецкие террористки, женская версия Уолтера Уайта и Кэтрин Хепберн против сексизма: кино с женщинами на переднем плане, каким мы хотим его видеть.

22.09.2018 19:00, Елена Кушнир, knife.media


Кинотур

Влюбиться в город с первого взгляда

Благодаря фильмам, действие которых происходит в разных городах мира, у зрителей часто появляется желание посмотреть на места приключений киногероев своими глазами. «Вокруг света» рассказывает о пяти кинокартинах, где интересен не только сюжет, но и «географический фон».

15.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Чтобы костюмчик сидел

Модное кинопутешествие

Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.

08.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Амбивалентность, как и было сказано

Фильмы фестиваля «Окно в Европу»

Завершившийся в приграничном Выборге 26-й фестиваль «Окно в Европу» продемонстрировал, по выражению одного из членов жюри, «кардиограмму российского кино», и, судя по ней, кино очень даже живо, хотя по-прежнему, как и год назад, страдает аритмией. Едва ли не самыми ожидаемыми показами, пускай и не совсем премьерными, на фестивале стали «Кислота» дебютанта в режиссуре Александра Горчилина и «Ван Гоги», с которыми в профессию после перерыва в четверть века вернулся Сергей Ливнев.

04.09.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


Италия без декораций

Как снимались «Римские каникулы»

Нестареющим «Римским каникулам» шестьдесят пять. Рассказываем, как Уильям Уайлер подхватил проект Фрэнка Капры, открыл миру Одри Хепберн, сэкономил на цветной пленке и создал шедевр Голливуда на территории Европы.

02.09.2018 19:00, Маргарита Васильева, tvkinoradio.ru


Рим глазами итальянцев

5 фильмов о Вечном городе

Вечный город не только привлекает туристов из разных уголков мира, но и вдохновляет видных деятелей искусства. «Вокруг света» предлагает обратиться к творчеству мастеров итальянского кинематографа, чтобы взглянуть на Рим их глазами.

25.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Черно-белая Япония

5 фильмов для знакомства с культурой Cтраны восходящего солнца

Кинолюбители по-разному относятся к японским фильмам. Одних завораживает созерцательность картин из Страны восходящего солнца, их необыкновенная атмосфера, другие откровенно скучают. «Вокруг света» предлагает отправиться в кинопутешествие по черно-белым японским фильмам, снятым в 1950–1960-х годах, и открыть для себя новые грани в загадочной культуре азиатской страны.

04.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Боги, мутанты, люди-насекомые

Как зарождалась киновселенная Marvel

В российский прокат выходит фильм Marvel «Человек-муравей и Оса». Скотт Лэнг, известный также как Человек-Муравей, уже заслужил право оказаться в команде «Мстителей». Это отличный повод вспомнить, как зародилась кинематографическая вселенная Marvel.

07.07.2018 19:00, echo.msk.ru


Сказка, притча, трагикомедия и антиутопия

12 фильмов XII-го фестиваля «Зеркало»

С 12 по 17 июня в Ивановской области прошел обновленный Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Рассказываем о самых интересных и свежих картинах смотра, собранных в этом году со всего мира под девизом «Территория эксперимента».

24.06.2018 16:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


«Девять лет лагерей не сломили меня»

Воспоминания Петра Вельяминова

Петра Вельяминова не нужно представлять читателям. Его роли в телесериалах «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», в таких фильмах, как «Иванов катер», «Командир счастливой «Щуки», «Сладкая женщина», «Пыль под солнцем», «Ярослав Мудрый», и многих других принесли ему всеобщее признание. Однако далеко не все кинематографисты, коллеги актера, не говоря уже о зрителях, знают о том, как трудно складывалась его человеческая нетворческая судьба...

23.06.2018 19:00, bessmertnybarak.ru






 

Новости

Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 4 октября 2018 года открывается выставка «Архип Куинджи».
Венская опера запускает онлайн-трансляции с русскими субтитрами
Венская государственная опера сделает русские субтитры к онлайн-трансляциям своих спектаклей, пишет ТАСС со ссылкой на директора театра Доминика Мейер.
Ампир V — первый блокбастер, финансируемый с помощью криптовалюты

Граждане США не смогли принять участие в дегустации баблоса
В рамках ICO было выпущено 2 000 000 Bablos, в открытую продажу поступило 1 700 000 Bablos. Уже на старте продаж ICO-кампания Bablos преодолела Soft Cap (2000 ETH), то есть было продано более 100 000 Bablos.

Миссия – открытый доступ

НП «Викимедиа РУ» подготовило рекомендации по реорганизации работы библиотек в условиях цифровой эпохи
Документ ориентирован в первую очередь на публичные библиотеки, которые работают со всеми категориями населения. Работа предлагает переориентировать деятельность учреждений на сохранение знаний и обеспечение к ним доступа для всех интернет-пользователей. С полным текстом рекомендаций можно ознакомиться здесь. Приводим ключевые положения документа.

Умер Иосиф Кобзон
Скончался народный артист России Иосиф Кобзон.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.