Подписаться на обновления
27 июняЧетверг

usd цб 62.8083

eur цб 71.3816

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Кристиан Линдберг (Kristian Lindberg)   пятница, 13 мая 2016 года, 13:00

Каннский фестиваль
Нужно ли кино в эпоху сериалов?


© РИА Новости, Екатерина Чеснокова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Занимает ли серьезное киноискусство по-прежнему отдельное место или уже пало под напором бесконечных фантазий телесериалов? Редактор киностраницы Berlingske ищет ответ на этот вопрос в программе Каннского фестиваля, который стартовал в эту среду.

65 миллионов лет назад на земле царили динозавры. Их рев эхом отзывался в атмосфере, а доисторические леса дрожали под их шагами. Но настал день, когда этому пришел конец.

Вероятно, аналогия с динозаврами — это преувеличение. Но когда смотришь на список именитых кинохудожников от Педро Альмодовара (Pedro Almodóvar) до Шона Пенна (Sean Penn), которые в течение двух недель, начиная со среды, будут демонстрировать свои последние работы на кинофестивале в Каннах, появляется тревожное чувство, что цифровой метеорит без всякого предупреждения уничтожает гегемонию этих режиссеров в киноискусстве день за днем.

Метеор может появиться в форме нового взрывного роста количества абонентов потоковых медиа, как это было с Netflix в 2015 году, когда число стран, пользующихся услугами компании, выросло в три раза.

Или же метеор предстанет в виде совершенно новой цифровой технологии, например, виртуальной реальности, которая (снова) может повлечь за собой революцию в области просмотра кино. Вероятно, зритель сам станет рассказчиком.

Это не значит, что фильмы в Каннах стали хуже в художественном отношении. Каждый год кинофестиваль представляет удивительное кино, которое выходит за рамки обычного и становится прорывом как по форме, так и по содержанию. Именно этого ждут от искусства в наши дни.

Даже при том, что внимание зрителей по всему миру приковано к новым сезонам телесериалов, в полнометражном кино есть нечто, что отличает его от «Игры престолов» и «Карточного домика».

Можно даже сказать, что авторское кино более этично, чем среднестатистический сериал. Но, прежде чем делать бездоказательные выводы, надо просмотреть фестивальную программу этого года и определить, какие фильмы действительно можно привести как пример в защиту киноискусства.

Вечный доступ на красную дорожку

Несколько человек среди 21 режиссера-участника фестиваля (19 мужчин и три женщины) уже находятся в опасной близости от положения «динозавров». В Каннах давно стало традицией, что те, кто хотя бы раз получил доступ на знаменитую красную ковровую дорожку в основной конкурсной программе, возвращаются снова и снова, а молодым в связи с этим сложнее попасть в состав участников.

Например, в этом году пора спросить, неужели нет молодых талантов на смену 78-летнему Кену Лоучу (Ken Loach), 63-летнему Джиму Джурмушу (Jim Jarmusch), 66-летнему Педро Альмодовару или братьям Дарденн (62 и 65 лет).

Последний экстремальный режиссер-социалист Британии Кен Лоуч уже заслужил пенсию. В прошлый раз он побывал в Каннах в 2014 году с традиционным, очень ностальгическим фильмом «Зал Джимми» (Jimmys Hall). В этом году его картина «Я, Дэниэл Блейк» (I, Daniel Blake) рассказывает о ремесленнике, который из-за травмы вынужден жить на пособие. В 1980-е Кен Лоуч горел негодованием по поводу неолиберальной политики Маргарет Тэтчер. Сегодня он выглядит потухшим.

Джим Джармуш с его веселыми зарисовками из жизни богемы и архиамериканских маргиналов в 1980-е был крутым революционером традиций американского нуара. Его последний фильм «Выживут только любовники» (Only lovers left alive) стал, в свою очередь, неловкой затянутой шуткой про вампиров, которая выдвигала большие требования к художественному правдоподобию. Он получил приз Каннского фестиваля в 2013 году.

В этом году Джармуш представляет две картины — документальный фильм о психоделической панк-группе The Stooges и художественный фильм «Патерсон» (Paterson), описание которого выглядит многообещающе, особенно благодаря двум популярнейшим актерам — Адаму Драйверу (Adam Driver) из сериала «Девочки» (Girls) и Гольшифте Фарахани (Golshifteh Farahani).

Говорят, последней запретили работать на родине в Иране, после того как она снялась топлесс для французского журнала.

Братья Жан-Пьер и Люк Дарденны (Jean-Pierre Dardenne, Luc Dardenne) — частые гости Каннского фестиваля. Два раза они награждались «Золотой пальмовой ветвью» за фильмы социальной проблематики. В этом году они представляют «Незнакомку» (La Fille Inconnue) — фильм о враче, который расследует смерть девушки.

Фаворит фестиваля Педро Альмодовар будто бы вдохновлялся Ингмаром Бергманом и Альфредом Хичкоком, когда создавал «Джульетту» (Julieta) на основе рассказов Элис Манро (Alice Munro).

Как сказано выше, нет никаких оснований считать, что все эти режиссеры не представят в высшей степени качественное и оригинальное кино, какое и дало им их авторитет. Но, как указывают многие критики фестиваля, чтобы услышать новые голоса в современном киноискусстве, придется углубиться в неосновную или внеконкурсную программу.

Это во многом касается режиссеров из стран третьего мира, таких как Мохаммед Диаб (Mohammed Diab) и Махемет Салех Харун (Mahemet Saleh-Haroun). Множество таких режиссеров участвуют во второй по значимости программе кинофестивале — конкурсе «Особый взгляд».

Единственные незападные режиссеры в основной конкурсной программе — лауреат премии «Оскар» Асгар Фархади (Asghar Farhadi) с фильмом «Коммивояжер» (The Salesman), который добавили в программу двадцать первым пунктом, и филиппинец Брийанте Мендоса (Brillante Mendoza), который одновременно числится в списках наиболее уважаемых и наиболее ненавидимых режиссеров фестиваля.

Виной тому во многом его фильм «Бойня» (Kinatay) с его чудовищными картинами насилия.

Вечная критика недостаточного числа женщин

Женщины в Каннах — тоже своего рода третий мир, которым пренебрегают, хотя на фестиваль каждый год обрушивается критика в связи с малым количеством режиссеров женского пола.

В рекордном 2009 году трое из 20 режиссеров были женщинами. В этом году ситуация аналогична: в фестивале участвуют немка Марен Эд (Maren Ade), американка Андреа Арнольд (Andrea Arnold) и француженка Николь Гарсия (Nicole Garcia). В фильме Гарсии «Каменная болезнь» (From the land of the Moon) замужняя героиня Марион Котийяр (Marion Cotillard) влюбляется в другого мужчину. Все три фильма будут показаны в начале программы, так что СМИ наверняка назовут нынешний фестиваль «великом годе женщин» в Каннах.

Сюжет «Тони Эрдманна» (Toni Erdmann) Эд строится вокруг отношений отца и дочери, и фильм может стать лучшей комедийной картиной фестиваля. «Американский мед» (American Honey) Андреа Арнольд относится к жанру роуд-муви, где толпа молодых американцев работает и выпивает.

Актриса Джоди Фостер (Jodie Foster), которая также выступает в качестве режиссера, сумела заманить Джорджа Клуни (George Clooney) в свой фильм «Денежный монстр» (Money Monster). Однако фильм будет показан вне конкурсной программы.

Американский режиссер Джефф Николс (Jeff Nichols), который в феврале представил в Берлине мистический научно-фантастический триллер «Специальный полуночный выпуск» (Midnight special), возвращается в Канны с фильмом «Лавинг» (Loving). Это история семейной пары Лавингов, которые в 1958 году попали в тюрьму за то, что поженились, хотя в их родном штате Виргинии межрасовые браки были запрещены.

Кристиан Мунжиу (Cristian Mingiu) уже выигрывал «Пальмовую ветвь» и теперь везет в Канны фильм «Выпускной» (Bacalaureat). По словам румынского режиссера, на создание картины его вдохновил собственный опыт в статусе родителя. Соотечественник Мунжиу Кристи Пуйю (Cristi Puiu) участвует с фильмом «Сьерра-Невада» (Sieranevada), в котором тоже исходит из внутренней динамики нуклеарной семьи.

Вероятно, больше всего ожиданий связано с французско-канадским режиссером Ксавье Доланом (Xavier Dolan). Ему всего 27 лет, но он уже в третий раз приезжает в Канны. Прошлый фильм «Мамочка» (Mommy) называли гениальным произведением, полным сильных эмоций и значимых кинематографических экспериментов.

«Это всего лишь конец света» (It’s only the end of the world) Долана гарантированно привлечет всеобщее внимание, в том числе благодаря актерскому составу, включающему таких французских звезд, как Леа Сейду (Léa Seydoux), Марион Котийяр (Marion Cotillard) и Венсан Кассель (Vincent Cassel).

Из тех немногих сведений, что доступны заранее, можно сделать вывод, что зрителям предстоит увидеть еще одну вибрирующую драму в стиле Долана, на этот раз — о смертельно больном человеке, который хочет попрощаться с семьей.

Я также возлагаю надежды на «Неонового демона» (The Neon Demon) датского режиссера Николаса Виндинг Рефна (Nicolas Winding Refn). Мнения критиков об этом гиперстилизованном фильме о насилии разделились, что связывает его с вопросом этой статьи, релевантно ли художественное авторское кино в эпоху телесериалов.

Усталость и повторы

Нет никаких сомнений в том, что сериалам в последние годы удалось завладеть временем и вниманием зрителей. Но главная цель сериала — удерживать зрителя в течение как можно более долгого времени. «Игра престолов» и другие телешоу могут быть захватывающими, но их художественный аспект вторичен. В конечном итоге любой сериал выдыхается и начинает повторять себя.

Полнометражные фильмы, как, например, вышеупомянутый «Неоновый демон», служат, напротив, одной цели — давать художественный опыт. Кино не втягивает публику в зависимость, но стремится дать как можно больше в отведенное время.

В сериалах размазывают масло, а кинорежиссеры обрезают жир. Сериалы вызывают сытость, а фильмы разжигают аппетит — к жизни и к новому художественному опыту.

Посмотрим, смогут ли Долан, Рефн и другие в Каннах пошатнуть доминирующую позицию потоковых медиа. Но если сегодня есть фильмы, чей художественный уровень позволяет это сделать, то Канны, вероятно, лучшее место, чтобы их увидеть. Кто знает, может, удастся замедлить или предотвратить появление метеора.

Источник: inosmi.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Неординарное авторское кино

10 неординарных фильмов последних лет от независимых режиссёров

Когда речь заходит об авторском кинематографе, многие тут же представляют себе полотна, полные высоколобой скуки, что весьма несправедливо. Поэтому сегодня мы попробуем взглянуть на кино, которое сложно назвать как интеллектуальным снобством, так и мейнстримной бессмыслицей. Перед вами хит-парад фильмов, которые заслуживают пристальнейшего внимания любителей по-настоящему неординарного кино, снятых как культовыми именитыми режиссёрами, вроде Джармуша и Райта, так и дебютантами-новичками.

22.06.2019 19:00, cameralabs.org


Волшебство на пленке

Квентин Тарантино: секреты гениального мастера

Квентин Тарантино: постмодернизм, фрагментарная драматургия, ультранасилие, «взгляд трупа», пропаганда плёнки и фут-фетиш.

21.06.2019 19:00, Павел Орлов


19 фильмов 30-го «Кинотавра»

Какие премьеры нас ожидают

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты.

08.06.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


«Игра престолов» — не просто сериал

Подкаст о сериале

Нам с нашей собственной богатой российской историей всегда интересно наблюдать, как рушится власть и наступает хаос, в котором первым делом погибают честные идеалисты. И тема революций нам тоже не чужда.

08.06.2019 16:00, inosmi.ru


Не восставший из пепла

«Тёмный Феникс» выходит на экраны

6 июня в широкий прокат выходит новая часть популярной франшизы «Люди Икс» с подзаголовком «Тёмный Феникс». Режиссёром, сценаристом и продюсером картины стал Саймон Кинберг — человек, сопровождающий франшизу уже более десяти лет. Кинберг приехал на пресс-конференцию в Москву в сопровождении второго продюсера Хатча Паркера, а также главных звёзд фильма — Джеймса МакЭвоя и Джессики Честейн.

05.06.2019 21:17, Руслан Юсифов


Кошка и простокваша

Удивительная жизнь Алисы Коонен

Блистательная Алиса Коонен, одна из самых известных советских актрис первой половины XX века, ученица Станиславского и Немировича-Данченко, спутница Александра Таирова, была из тех женщин, кто умел сделать из длинного шарфа сценический костюм, а из банки молока — обед на несколько дней.

03.06.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Скандальная жертва

Факты жизни Сильвии Сидни

Она стала заложницей образа жертвы — на экране она попадала в тюрьму, играла жену алкоголика, кончала жизнь самоубийством. Хичкоку и другим режиссерам это было по душе. Не нравился им только прескверный характер Сильвии Сидни.

27.05.2019 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Для киногурманов

10 культовых фильмов для домашнего просмотра

Само явление «культовое кино» возникло благодаря таким лентам, как «Крот» (1970) Алехандро Ходоровского и «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975) Джима Шармэна. Просто появляются картины, вокруг которых образуется сплочённая группа почитателей и это не зависит от оценки критиков или от отклика у общей массы аудитории.

25.05.2019 19:00, cameralabs.org


15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля

Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любопытных и многообещающих новинок мирового авторского кино.

18.05.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Любовь и смерть

7 фильмов о простых людях в Великую Отечественную войну

Фильмы про Великую Отечественную войну — стратегически важный жанр отечественного кино. Десятилетиями советские и российские кинематографисты снимали фильмы-эпопеи, в которых крупными мазками изображали события, проложившие путь к Победе. Однако показать не величие, а трагедию войны лучше всего удается картинам о личных историях обычных людей. Вместе с журналом «Искусство кино» T&P собрали 7 фильмов о том, как война повлияла на судьбу простых советских граждан.

11.05.2019 19:00, theoryandpractice.ru






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.