19 декабряСреда

Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи
Евгения Щербина, chrdk.ru   воскресенье, 12 августа 2018 года, 13:00

Камни, из которых мы продолжаем высекать древнюю историю
Загадки Стоунхенджа

Два кольца камней, две внутренние каменные «подковы», два земляных вала и ров — известный памятник неолита и культурный символ Великобритании выглядит незатейливо, и, казалось бы, за последние сотни лет его изучили вдоль и поперек. Но недавно ученые опять выяснили нечто новое о британском кольце дольменов — откуда пришли люди, погребенные в этом месте. «Чердак» разобрался, что еще удалось выяснить о Стоунхендже за последнее десятилетие.

Стоунхендж — комплекс камней-мегалитов, находящийся в графстве Уилтшир недалеко от города Солсбери и примерно в 130 километрах к юго-западу от Лондона. Его построили примерно за 3000 лет до нашей эры, а затем еще 1300 лет достраивали, добавляя новые камни. Количество догадок о том, кто и зачем построил Стоунхендж, огромно: его считали храмом друидов, крепостью, гигантским календарем или ритуальным погребальным комплексом, древней обсерваторией или просто бесполезной грудой камней, которую римляне заставляли собирать древних бриттов, чтобы погасить их пыл к восстаниям. Но древние мегалиты молчат, и ученым приходится каждый раз придумывать новые ухищрения, чтобы выбить из них очередную частицу информации.

Камень с горы

Например, новые данные о комплексе под Солсбери стали известные в прошлом месяце. Одна из загадок Стоунхенджа — происхождение части его камней. Внешнее кольцо памятника образуют трилитоны — композиции из трех 30-тонных песчаниковых плит, сложенных в виде буквы «П». Предположительно, их добыли в 30 километрах от Стоунхенджа. Внутренние круг и «подкова» сложены из так называемых bluestones — голубых камней. Еще в 1920-х британский геолог Герберт Генри Томас, сопоставив скальные обломки, предположил, что голубые камни добыты в горах Преселли на западе Уэльса — примерно в 260 километрах от Стоунхенджа.

Долгое время его гипотеза считалась основной. В 10-х годах нашего века ученые начали исследовать памятник с помощью новейших методов оптической микроскопии и рентгеновской флуоресцентной спектрометрии, и вот оно, заветное открытие: на самом деле происхождение камней чуть севернее, чем думал Томас. Их родина — скальные образованиях Крейг-Рос-и-Фелин и Карн Годог в тех же горах Преселли. Не сенсация, конечно, но в археологии любое уточнение и прояснение данных — благо.

Люди из ям Обри

Другой факт стал известен нам буквально вчера. Издалека к Стоунхенджу прибывали не только камни, но и люди. Еще в XVII веке британский любитель древностей Джон Обри, посетив мегалитическое сооружение, обнаружил вокруг его внутреннего полукольца в особой канаве 56 маленьких ям и задокументировал этот факт. Но только в 1920-х на ямах, названных его именем, были проведены раскопки и на свет были извлечены остатки погребений — кремированные кости 25 человек.

Огонь, с точки зрения историков, все только портит, ведь он буквально уничтожает вещественные памятники. Но команда исследователей из Оксфордского университета придумала, как извлечь новую информацию даже из костного пепла с помощью методов радиоуглеродного датирования. Сотрудник оксфордской Школы археологии Кристоф Сноек исследовал эффекты сильного жара на костную ткань и в конце концов выяснил, что жар надежно «запечатывает» в кости изотопы стронция. Поскольку изотопы попадают в кость из окружающей среды, зная их период полураспада, а также изотопный состав местности и останков, можно судить, имеем ли мы дело с местными или «пришлыми» мертвецами.

Проанализировав фрагменты кремированной человеческой кости из Раннего слоя Стоунхенджа, относящегося к 3000-м годам до н.э. (тогда он, видимо, использовался как кладбище), ученые пришли к выводу, что по крайней мере 10 из 25 людей не жили рядом с мегалитическим комплексом незадолго до смерти. В их костях было найдено такое содержание изотопа стронция, которое соответствует западным территориям Британии и Уэльса. Это, кстати, как раз та местность, откуда брали голубые камни для самого Стоунхенджа. Так выяснилось, что люди в позднем неолите перемещались между Западным Уэльсом и местом расположения Стоунхенджа и, как предполагают ученые, возможно, даже брали с собой те самые голубые камни для строительства.

«Это редкая возможность взглянуть на контакты и обмен материалами в неолите, происходивший 5000 лет назад», — считают археологи.

Не один Хендж — много хенджей

Стоунхендж, на самом деле, не уникальное сооружение — на севере Британии, а также в Германии и Восточной Европе найдено немало обычных хенджей — круглых или овальных земляных площадок, окруженных рвом. Считается, что именно ров и площадка первичны, а камни в Стоунхендж добавили уже позже, благодаря чему он и стал «стоун-».

Более того, сегодня Стоунхендж и не самый крупный подобный комплекс: в 2015 году британские археологи обнаружили останки каменного памятника, в 15 раз большего по размерам, чем Стоунхендж, и всего в 3,2 километра от него, в Даррингтон Уолс — одном из крупных неолитических сооружений.

Всего камней было около 90, и каждый имел около 4,5 метра в высоту. Правда, эти камни уже никого не поразят своим масштабом: все они были погребены под землей и ни один не стоит вертикально. Пока неясно, зачем они были установлены и в одно ли время со Стоунхенджем. Ученые надеются, что исследование всех найденных хенджей в совокупности прольет свет на древнюю историю Британии и, возможно, откроет смысл этих сооружений, которые сегодня уклончиво называют ритуальными.

Ритуальный ландшафт

Предположение о целом комплексе ритуальных сооружений, центром которого стал Стоунхендж, укрепилось в 2014 году, когда завершился четырехлетний проект по исследованию «скрытых окрестностей» Стоунхенджа. Используя георадар, ученые просканировали окрестности памятника, составили на их основе 3D-карту и обнаружили на ней 17 ранее неизвестных искусственных сооружений — ям, рвов и канав, в основном в форме концентрических кругов, как и сам Стоунхендж, а также курган с деревянной постройкой внутри.

«Стоунхендж, несомненно, крупный ритуальный объект, к которому люди, вероятно, шли специально издалека. Но он не стоит сам по себе. Это часть гораздо более сложного ландшафта, и ритуальные активности проводились во многих местах вокруг памятника», — сказал тогда руководитель проекта, археолог из Бирмингемского университета Винсент Гаффни. (И, как мы знаем теперь, был совершенно прав!)

Здесь был топор и другие слова

Еще в 2012 году ученые сделали первое комплексное 3D-сканирование Стоунхенджа и выяснили, что камни тщательно обтачивали, снимая верхний — грубый и некрасивый — слой камня, чтобы обнажить нижние, более светлые и гладкие слои. Причем обрабатывалась даже та часть камня, что лежала в земле.

Через тысячу лет наступил бронзовый век — людей, умевших ковать металл, считали почти шаманами, и, как предполагают археологи, именно этот их статус побудил древних вырезать на камнях Стоунхенджа маленькие изображения кинжалов и наконечников топора. Всего их обнаружилось 71, и это только убедило ученых в исключительной ритуальной важности комплекса мегалитов. Наконец, уже в XVII веке на одном из камней отметился Кристофер Рен — математик и архитектор, перестроивший Лондон после знаменитого пожара 1666 года, а позже подписи на камнях оставили и многочисленные викторианские туристы.

Таким образом, ученые подтвердили: люди всегда тянулись к огромным плитам. Одни старательно обтачивали их 4500 лет назад, другие рисовали на них наконечники топоров спустя тысячу лет, а третьи старались написать на них что-нибудь совсем недавно.

Возможно, скоро археологи найдут еще один неочевидный способ исследовать Стоунхендж, мы найдем на его камнях еще чьи-то имена — и станем понимать его еще чуточку лучше.

Источник: chrdk.ru

Загадка Атлантиды

Теории исчезновения таинственного государства

Англичанин Перси Фосетт был одержим поисками затерянного города «Z». В 1925 году неутомимый путешественник и его сын исчезли в бразильских джунглях, так и не получив свидетельств существования Атлантиды. Исчезнувшей цивилизации присваивали разные «адреса», в том числе со столицей в Швеции. Как остров связан с историей о всемирном потопе и почему Фрэнсис Бэкон не записал атлантологов в ряды безумцев?

10.12.2018 19:00, Елена Бухтеева, diletant.media

Внутри кафе, где люди говорят о смерти за чашкой кофе

Перекусить и поболтать о том, как оставить свое бренное тело

Журналистка издания Wired Лекси Пандел рассказала об анонимных клубах, где обсуждают вопросы смерти — без скорби и разговоров о религии. По ее словам, такие сообщества помогают принять собственную смертность и справиться со страхом неминуемой гибели.

13.11.2018 13:00, Вероника Елкина, rb.ru

Перекусить в мультфильме

В Сеуле есть кафе, посетители которого словно попадают в нарисованную реальность

Перешагнув порог этого заведения, посетители оказываются в рисованной реальности, словно герои комиксов. Каждая деталь интерьера – от стен и полов до мебели и посуды – выглядит как элемент анимационной истории.

07.10.2018 19:00, cameralabs.org

Заколдованное место

Водится ли чертовщина в Диканьке сегодня

«А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе…» А потом, если верить Гоголю, черт украл месяц, висевший в небе над Диканькой. «Вокруг света» отправился в Полтавскую область, чтобы выяснить, что за чертовщина водится в этих местах.

06.05.2018 19:00, Наталья Майборода, vokrugsveta.ru

Публичные вскрытия и пистолет для профессора

Как был устроен один из лучших университетов Европы XVII века

Один из старейших вузов Нидерландов — Лейденский университет — открыли в 1575 году, чтобы обеспечить страну образованными пасторами, хотя уже тогда студенты из богатых семей предпочитали изучать юриспруденцию, а менее обеспеченные не могли себе позволить в нем учиться. Спустя 30 лет он стал одним из самых передовых в Европе, здесь работали лучшие профессора того времени (чтобы их переманить, некоторым вдобавок к повышенной зарплате предлагали хорошую лошадь и пистолет).

20.02.2018 13:00, theoryandpractice.ru

Осторожно, чужая страна!

Анна Морозова: пять мест, в которых я чуть не сдохла

Сложно найти в жизни что-то более вдохновляющее, чем путешествие. Мы с восторгом смотрим красочные сюжеты National Geographic, зачитываемся «Шантарамом», фолловим в инстаграме тревел-аккаунты, серфим по блогам в поисках экзотики и сладко мечтаем о своем следующем разе. С путешествиями обычно связаны самые горячие надежды и воздушные фантазии. Но иногда что-то идет не так, и наш радужный пузырь ожиданий вмиг лопается, налетев на острый частокол реальности. Talktome

26.01.2016 02:00, Анна Морозова

Вокруг света за 80 минут

«Старый парк» дарит уникальный шанс объять необъятное

Когда я мечтаю побывать в Италии или Греции или собираюсь посетить Египет, то представляю некую идиллическую картину. Вот я, прикоснувшись к древности, переношусь сквозь века, окунаюсь в атмосферу Древнего Рима или античной Греции или оказываюсь за много лет до нашей эры в пустыне среди величественных пирамид.

06.09.2015 09:00, Наталья Сидорова

Великая рукотворная река

Восьмое чудо света посреди пустыни

Самым крупным инженерно-строительным проектом современности считается Великая рукотворная река (англ. The Great Manmade River) – огромная подземная сеть водоводов, ежедневно поставляющая 6,5 миллионов кубометров питьевой воды в населённые пункты пустынных районов и побережья Ливии. Проект невероятно значим для этой страны, но также он даёт основания и в несколько другом, отличном от нарисованного западными средствами массовой информации, свете посмотреть на бывшего лидера ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи. Возможно, именно этим можно объяснить тот факт, что реализация этого проекта СМИ практически не освещалась.

01.07.2015 18:00, Екатерина Хворова

Длинные каникулы — время для открытия новых возможностей

50 полезных адресов для активного отдыха в Москве

Если вы не уехали из столицы на майские праздники, найдется масса вариантов как интересно и с пользой провести время. Скалодромы, бассейны, картодромы, теннисные корты, пейнтбольные клубы и ещё много других вариантов «нешашлычных» маёвок. Даже если вы живете не в Москве, всё равно список будет полезен: поищите в вашем городе то из перечисленного, что вас заинтересовало. Наверняка повезет всем.

30.04.2015 17:00

У вас есть глобус Калужской области?

Большое путешествие на маленькое расстояние

Если вы любите путешествовать и жажда странствий гонит вас из дома, вы всегда найдёте на карте место, достойное вашего внимания. И не важно, что отпуск только 24 дня в году, и не всегда найдутся свободные пара тысяч евро для визита в сердце Европы или другие манящие, но далёкие края. Возьмите карту ближайших областей, наметьте маршрут — и в путь!

19.04.2015 09:00, Наталья Сидорова

Найден древнейший геоглиф на плато Наска в Перу
На плато Наска в Перу найден геоглиф, являющийся древнейшим среди всех, ранее обнаруженных в этой местности. Гигантский рисунок представляет собой изображение косатки, сообщает Welt.
В Чехии установили почтовый антирекорд. Письмо из Сочи в Прагу шло 28 лет
Чешское агентство рекордов «Добрый день» зарегистрировало факт самой длительной почтовой доставки в истории страны — письмо шло 28 лет и 19 дней
Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку