Подписаться на обновления
23 октябряВторник

usd цб 65.3065

eur цб 75.3702

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Анна Лещенко, aksenovff.com/ru   воскресенье, 7 октября 2018 года, 13:00

Какое будущее ждёт музеи?
О скорой «эмансипации» посетителя


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Тема будущего музеев поднимается не первое десятилетие и на конференциях, и в публикациях, как узкопрофильных, так и популярных изданий. Самый яркий всплеск этой темы наблюдался на рубеже тысячелетий, и прогнозы варьировались от превращения музея в центр социального взаимодействия до его полного исчезновения как института. Особенностью прогнозирования в 2010-е года является то, что все реже этот вопрос задают профессионалам, работающим в музеях, а чаще визионерам, работающим в около музейных областях, и людям, сотрудничающим с музеями и галереями. Неудивительно, что на дискуссию под названием «Есть ли будущее у музеев?», организованную Aksenov Family Foundation и Avesta Group в Вене в рамках параллельной программы международной ярмарки современного искусства viennacontemporary 2016, пригласили лидеров не музейной сферы, а различных передовых институтов Европы и США.

Исходным пунктом для размышлений дискуссионной программы была обозначившаяся тенденция постепенного исчезновения границ между реальным и виртуальным, или физическим и цифровым. Останутся ли востребованными музеи в своем традиционном физическом пространстве в 2050 году, пригласили ответить Лорана Гаво (Google Cultural Institute), Дэвида Эдвардса (Le Laboratoire), Люка Мейе (ArtLab Initiative, Федеральная политехническая школа Лозанны), Дэвида Зэле (Bjarke Ingels Group) и Михаэля Брайденбрюкера (Speedinvest) – людей, имеющих прямое отношение к миру технологий и их применению в выставочных и музейных проектах. Высказывания большинства участников этой дискуссионной сессии можно свести к двум тенденциями, которые уже сегодня определяют будущее музеев.

Первая тенденция в том, что, несмотря на опасения, вызванные резким скачком в развитии технологий, особенно виртуального пространства, значение музеев с каждым годом будет только расти, а не падать. По мнению этих экспертов, в мире неограниченного выбора и растущих информационных потоков, перегружающих наше сознание, музейное пространство будет местом притяжения для всех, кто будет стремиться к возврату к физическому контакту с подлинными предметами. Особенно важен будет тот факт, что эти предметы прошли отбор. Дэвид Зэле уверен, что музеи станут той площадкой, на которой, чем меньше вещей будет выставляться, тем больше это будет цениться. То есть чем больше будет расти засилье цифровых технологий, тем сильней будет потребность в физическом и неспешном общении с отдельными подлинными предметами, прошедшими музейный экспертный отбор.

Вторая тенденция – акцент на персональном опыте и личных впечатлениях каждого отдельного посетителя. Музеи будущего представляют своего рода музеи-лаборатории, в которых будут активно вовлекаться посетители. При этом и Дэвид Эдвардс, и Михаэль Брайденбрюкер, и Лоран Гаво подчеркнули, что на этом фоне активного вовлечения в музеях в ближайшем будущем будет наблюдаться усиление связи искусства и науки. Также Дэвид Эдвардс отметил тенденцию, о которой говорят уже несколько лет и к которой пока не все музеи готовы: будущее музеев определяет каждый отдельных человек, а не узкий круг музейных профессионалов. Этот переход от профессионализма к более любительским связям уже обозначился в конце первого десятилетия этого века в блоге Museum 2.0 музейного визионера Нины Саймон и в работе упомянутых в этой дискуссии лабораториях – Science Gallery в Дублине, Le Laboratoire, открывшейся в Париже и переехавшей в Кембридж, США, и The Wellcome Collection в Лондоне. Эти лаборатории строятся на принципиально новых отношениях с посетителем, показывают максимально возможное вовлечение, но из-за отсутствия фондов и архивов не признаются музеями.

Стоит отметить, что эти обсуждения встраиваются в сценарии о будущем музеев, высказываемые в эти годы на разных площадках: все больше говорится об отходе от дидактики образовательных моделей и о росте культуры участия посетителей в самых разных сферах работы музея. В то же время похожие идеи уже высказывались с 70-х годов XX века, в том числе выраженные в модели «музея-форума», к которой многие музеи на Западе, в том числе перечисленные лаборатории, пришли в нулевые годы.

Насколько далеко прогнозируемо будущее музея?

Особенность прогнозирования в музеологическом исследовательском поле в том, что оно делится на небольшое количество научных прогнозов и обширный объем философских высказываний. Наиболее серьезное научное прогнозирование сейчас осуществляют две международные экспертные организации со штаб-квартирами в США.

Первая организация – это Консорциум Новых Медиа, с 2010 года выпускающий ежегодный обзор «Horizon: Museum Edition», посвященный адаптации новейших цифровых и образовательных технологий в музеях. Эксперты этого обзора не рискуют прогнозировать на срок более 5 лет, который они сами определяют как дальний горизонт времени, а ближний ограничивая одним-двумя годами. Согласно последнему обзору, в ближайшие пять лет внутри традиционных музейных профессий будут появляться новые роли, в частности ожидается отход от традиционного для музеев патерналистского отношения к их аудитории в сторону равного разделения власти (shared authority). При этом партиципаторным практикам, которые были лидирующей музейной тенденцией в последнее десятилетие, выделяют короткий срок – до двух лет [01].

Другая организация – Центр будущего музеев – по инициативе Американского Альянса Музеев выпускает ежегодный обзор «TrendsWatch» с 2012 года. Этот обзор отличается тем, что эксперты отслеживают и анализируют не тенденций внутри музейного мира, а глобальные тренды в социальных, политических и других сферах. Так, например, в обзоре за 2016 год отмечают размывание границ между работой и личной жизнью (work-life blending), а также рост привлечения фрилансеров во всех сферах, что пока не так заметно в музейном секторе. Эта тенденция вскоре начнет отражаться в резком росте привлечения в музеях независимых консультантов и кураторов, возможно, в сокращении полных ставок в штате музея. Кроме этого, музеи начнут более ответственно относиться ко всем текстам и предметам в экспозиции, чтобы ни один текст не оскорблял чувств ни одного представителя меньшинств [02].

Неслучайно, что самые серьезные инициативы по выявлению трендов и прогнозированию возникают в США. По мнению хорватского музейного философа Томислава Шолы, все тенденции, в том числе в музейном мире, зарождаются именно в США и потом приходят в Западную Европу, и через несколько лет – в Восточную [03]. Европе легче прогнозировать, но с распространением глобализации скорость распространения тенденций растет. В те же года, когда вышли первые номера «Horizon: Museum Edition» и «TrendsWatch», американский журнал «Museum-iD» пригласил музейное сообщество предсказать роль музеев в будущем для очередного выпуска журнала [04]. Но интерес к теме подвигнул редактора журнала запустить онлайн-проект #FutureMuseum, в который каждый может присылать эссе на 250 – 400 слов. Одно из самых интересных предложений в этом проекте высказал Питер Скотт из общественного фонда города Фолкерк в США, предложивший смотреть на музей будущего не как на институт, а как на коллективный процесс, с помощью которого у людей появляется возможность, через понимание их связи с материальным и нематериальным наследием и окружающей средой, содействовать долгосрочному благосостоянию местных сообществ и устойчивому развитию окружающей среды, как в мировом масштабе, так и локально [05]. Пока эти эссе носят философский характер, но они представляют очень репрезентативный срез, потому что привлекают профессионалов из разных областей и стран, практически не повторяя идеи.

Модель музея будущего: музей – храм, форум и активист

Самой частой и острой критике со стороны общества и даже самих музейных профессионалов подвергается самая заметная часть работы музея, находящиеся в его публичном пространстве, – экспозиционно-выставочная деятельность и все виды взаимодействия с посетителем. Одним из первых критиков традиционной – элитарной – модели музея был американец Джон Коттон Дана, написавший о «новом музее» в начале XX века и указавший на изолированность музея от общества. Процесс демократизации музея, к которой он призывал, начнется только после Второй мировой войны. Но этот процесс был долгим и не всегда успевал за изменяющимися общественными требованиями, поэтому во второй половине ХХ века появляются критические очерки о несоответствии музея культурным потребностям общества.

Статья 1971 года канадского музеолога Дункана Камерона «Музей – храм или форум» в журнале «Curator» считается классическим текстом, который ввел в лексикон музеологов понятие «музей как форум». Камерон пишет о необходимости реформ. Вводя понятие «музея-форума», он призывает осторожно относиться к этой идее, не заменяя этой моделью «музей-храм». «Храм», по Камерону, – это предназначение музея, которое у него нельзя отбирать, потому что без таких музеев не может существовать цивилизованное общество. У музея-храма уже на тот момент назрела новая роль – площадка для обсуждения актуальных проблем. В конце статьи Камерон предостерегает музеи от излишнего акцента на идее форума, потому что основная роль музея не в острых политических и социальных темах [06]. Его предостережения оказалась пророческими, потому что именно к таким темам музеи начинают приходить в теоретическом поле с конца нулевых годов, а в практическом – с 2014 года.

Радикализация идеи форума заметна в последние два года в смелых экспозиционных нарративах и образовательных программах таких известных музеев, как МоМА в Нью-Йорке, Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей тропиков в Амстердаме. Отталкиваясь от этой тенденции, можно утверждать, что музеи все чаще будут призывать общество задумываться о его предубеждениях, организуя выставки, акцентирующие внимание на проблемах неприятия обществом людей с ограниченными возможностями и особенностями развития, смертельно больных людей и сексуальных меньшинств.

Эта тенденция будет быстрее развиваться в художественных, антропологических и исторических музеях. Сама же идея музея как активного гражданского агента коснется всех музеев в той или иной степени, в том числе узкопрофильные научные музеи. При этом она уже не столько о «музее-форуме», реагирующем на растущие потребности публики в выражении своей точки зрения, сколько о «музее-активисте», опережающем эти потребности и часто провоцирующем публику, ставя перед ней сложные моральные вопросы о социальных, политических, экономических и экологических реалиях.

Провозглашением и утверждением музея как форума можно считать книгу Нины Саймон 2010 года «Партиципаторный музей» [07], при этом это не теоретические размышления, а уже демонстрация измененных ролей и появления диалога с посетителем в музейной практике. «Инклюзивный музей», о котором говорят Ричард Сэнделл с конца 1990-х годов [08], а Амаресвар Галла с 2008 года [09], – примеры более активной позиции со стороны музея, своего рода борьба за право музея демонстрировать позицию социального агента, свободно выбирающего наиболее острые темы.

Все три модели – храм, форум и активист – не исключают друг друга, а дополняют. В одном музее в постоянной экспозиции можно будет попасть в музей-храм, а на временной выставке в – «музей-форум» или его радикальную версию «музей-активист». Эта тенденция пока заметна больше в теории и меньше в практике, но с большой долей вероятности будет выражена в девятом по счету определении «музея», которое будет пересматривать Международный совет музеев (ИКОМ) в 2019 году. О готовности Совета свидетельствует принятая им резолюция в 2016 году об «инклюзии, пресечении дискриминаций и актуализации гендерной проблематики в музеях» [10].

Если в традиционной модели «музея-храма» больше прав у научного сообщества, определяющего послание, в то время как у посетителя их практически нет, но есть ряд обязанностей, то в «музее-форуме» посетители начинают получать права. В ближайшем будущем музейный мир ждет дальнейшая «эмансипация» посетителя. Уже зарождающаяся модель «музея-активиста» принимает на себя новые качества: на фоне продолжающегося роста прав посетителей музей будущего становится провокационней и берет на себя формулировку сложных дискурсов. Сложных уже не на уровне элитарности, характерной для чистой модели «музея-храма», а на уровне тем, считавшихся или продолжающих считаться табу. Дальнейшее развитие музея как культурной формы будет идти в положительном ключе только при адекватном и равном распределении прав и обязанностей между музеями и их аудиторией.

[01] Freeman A., Adams Becker S., Cummins M., McKelroy E., Giesinger C., Yuhnke B. NMC Horizon Report: 2016 Museum Edition. Austin, Texas: The New Media Consortium

[02] TrendsWatch 2016, Center for the Future of Museums

[03] Sola T. Some trends and tendencies in the public memory domain // The Best in Heritage. – 2014. – Vol. 13.– PP. 126-143

[04] Museum-iD Magazine: Future of Museums. – 2011. – Vol. 10

[05] The #FutureMuseum Project: What will museums be like in the future? Essay collection

[06] Cameron F.D. The Museum, a Temple or the Forum // Curator: the Museum Journal. – 1971. – Vol. 14(1). – PP. 11–14

[07] Simon N. Participatory museum. – Santa Cruz: Museum 2.0, 2010

[08] Sandell R. Museums as Agents of Social Inclusion // Museum Management and Curatorship. – 1998. – Vol. 17, No. 4. – PP. 401–418

[09] The Inclusive Museum Research Network

[10] Резолюции, принятые на Генеральной Ассамблее Международного совета музеев (ИКОМ) в Милане, Италия, 9 июля 2016 года // ИКОМ России, 2016. – С. 2

Источник: aksenovff.com/ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Библиотеки не должны быть кладбищем книг — в этой роли они не интересны»

Интервью с Владимиром Харитоновым о развитии рынка электронных книг и трансформации роли библиотек

Исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов рассказывает о читательских предпочтениях россиян и отвечает на вопросы о том, почему библиотекам важно наладить обратную связь с аудиторией и какое будущее ждет книжную индустрию через 10 лет.

22.10.2018 16:00, Ольга Кареева


Мелодия Ноосферы

Легендарная фирма «Мелодия» передаст 2,7 тыс. аудиозаписей в открытый доступ

Ассоциация интернет-издателей объявила о начале сотрудничества с фирмой «Мелодия», в результате которого цифровая платформа «Ноосфера» пополнится коллекцией музыкальной классики в общественном достоянии, среди которой произведения Римского-Корсакова, Рубинштейна, Листа, Бетховена, Чайковского, Дебюсси.

21.10.2018 16:00, Анастасия Куликова


Улучшение по Парето

Как перевести культурное наследие в общественное достояние и открыть к нему доступ: обзор исследования ЦЭМИ РАН

Ограничения авторского права закрывают доступ к большому количеству произведений, созданных в годы существования СССР, — литературных объектов, фильмов, картин и скульптур. Авторы или их наследники требуют выплаты за использование произведений или запрещают их распространение вовсе. В рамках подготовки проекта Ассоциации интернет-издателей «Общественное достояние» было проведено исследование, направленное на решение проблем, связанных с авторским правом. «Частный корреспондент» публикует конспект исследования, играющего важную роль в контексте развития открытого доступа и перевода культурного наследия в режим общественного достояния. Результатом проекта «Общественное достояние» стал запуск цифровой платформы «Ноосфера».

20.10.2018 16:00


Богатство информационного общества и общественное достояние

По мере роста знания, доступного обществу без ограничений и оплаты, потребность в «пиратском» получении информации будет снижаться, а запросы людей будут становиться всё более точными, специальными — и люди будут с большей готовностью платить. Причём в новой экономике авторы будут получать больше — за счёт снижения роли посредников.

15.10.2018 20:00


Новые пространства

10 высокотехнологичных библиотек мира

Развитие технологий радикально трансформирует привычные предметы и веками сложившиеся общественные пространства и отношения. Даже такие, казалось бы, консервативные общественные институты, как библиотеки, все быстрее меняются до неузнаваемости. «Теории и практики» выбрали 10 сверхсовременных библиотек, применивших на практике различные инновационные идеи, чтобы понять, какой будет библиотека будущего.

13.10.2018 13:00, Андрей Ковалев, theoryandpractice.ru


«Читальные залы должны стать цифровыми издательствами»

Джеймс Ляру о будущем библиотек

Джеймс Ляру уже больше 20 лет заведует библиотеками округа Даглас в штате Колорадо. Он изучает вопросы интеллектуальной собственности в современном обществе. «Теории и практики» поговорили с Ляру о том, как государство может регулировать вопросы цензуры и зачем библиотекарю должность магистра.

11.10.2018 16:00


Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

10.10.2018 16:00, Андрей Фоменко


Музей 4.0: умные сервисы для умных горожан

Дополненная реальность, экспонирование полностью цифровых объектов и машинное обучение для работы с древними языками. Как трансформируют работу музеев технологии Индустрии 4.0?

09.10.2018 13:00, Ирина Шеян, Cio.ru


10 инстаграм-аккаунтов российских музеев, на которые стоит подписаться

Импрессионизм, фотография и современное искусство

В этих аккаунтах представлены анонсы самых важных выставок, информация об экспонатах и многое другое, что можно встретить в российских музеях. Подписавшись на них, вы всегда будете в курсе самых последних новостей мира культуры.

08.10.2018 16:00, bigpicture.ru


Фабрики селфи

Расцвет музеев, заточенных под инстаграм

Когда в 2016 году в Нью-Йорке открылся Музей мороженого, он воспринимался скорее как современная диковинка, чем как конкурент, скажем, Музею американского искусства Уитни, который расположен прямо через дорогу. Стены его были выкрашены в розовый цвет мягкого оттенка. В одном зале, как лампы, висели рожки любимого детского лакомства. Имелись гигантские качели в форме брикета с мороженым — и бассейн кондитерской посыпки. Основатели музея Мэриэллис Банн и Маниш Вора часто появлялись там в розовой одежде оттенка жвачки — словно сами они тоже были экспонатами.

06.10.2018 13:00, Ариэль Пардес, Дина Мингалиева, knife.media






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.