Желтая пресса в Грузии не особо желтая. Страна-то маленькая — все друг друга знают: если, не дай боже, какой-нибудь плюгавенький журнальчик осмелится оклеветать известное лицо, то это самое известное лицо найдет клеветника в два счета и начистит ему варежку — даже не обращаясь в суд.
Стенды с разноцветными журналами-газетами стоят в городах Грузии почти на каждом углу. Иностранные издания занимают треть всей продукции, но мы поговорим о местных.
Возле стендов в любую погоду топчутся продавцы — почти всегда люди пенсионного возраста, для них это прекрасная работа — целый день в шумном городе, на людях и при деле.
Газеты грузинские — это безмолвное бумажное сражение за электорат: респектабельные взвешенные издания, претендуюшие на беспристрастность; толстые многостраничные газеты «обо всем», печатающие всех подряд; безумные листки оппозиции с леденящими душу обличениями; спортивные газетки: персональные вестники ясновидящих; деловитые рекламные газеты типа «Слово-дело», короче говоря — все как везде.
Журналов поменьше — и они делятся на две категории: желтизна и глянец.
Желтизна в Грузии не особо желтая, правду сказать: вот, к примеру, лидер проката еженедельный журнальчик «Сарке» («Зеркало») — немного политических новостей, пространные интервью ни о чем с представителями бомонда, стыренные переводные статьи про здоровье, звезд, кулинарию и кроссворды, ничего сенсационного и взрывающего основы нравственности.
Дело в том, что страна-то маленькая — все друг друга знают (это очень избитая и неточная формулировка, но по сути верная): если, не дай боже, какой-нибудь плюгавенький журнальчик осмелится оклеветать известное лицо, то это самое известное лицо найдет клеветника в два счета и начистит ему варежку — даже не обращаясь в суд.
«Желтушники» берут тиражом — потому что стоят, как правило, дешево, от 50 тетри до 1 лари, и вполне способны после прочтения выполнять функцию оберточного или растопочного материала.
Глянец у нас есть — и свой, и транснациональный, и существует он за счет рекламы, потому что заплатить за «Космо» шесть с половиной лари может только совсем уж беспечная девица, изо всех сил стремящаяся создать имидж офисной барышни. Это недорого — относительно, но на мой взгляд — бессмысленно.
Крахом завершилась попытка закрепить на рынке грузинский вариант «Плейбоя»: а разговоров-то было! Я радовалась тому, что в телевизоре наконец-то идут бои не только за политику, но и за борьбу модерна с традициями.
Журнал выходил несколько месяцев, продавался вполне успешно, но возникла проблема: девушек, согласных позировать для «Плейбоя» в неглиже, не стало совсем.
Это, вероятно, беспрецедентный случай в истории «Плейбоя»: популярное издание, с креативной командой и грамотным маркетингом, вполне имеющее целевую аудиторию, выплачивающее солидные гонорары, загнулось на корню из-за стойких, с позволения сказать, моральных устоев.
На мой взгляд, это ярчайший и самый красноречивый пример, иллюстрирующий современный грузинский менталитет — Азия, Европа, Кавказ и православие: всего тут намешано в такой адской пропорции, что вычислить риски весьма затруднительно.
А ведь сторонники «Плейбоя» с сожалением предполагали, что даже Илья Чавчавадзе (если бы был жив) встал бы за приобщение к западной культуре в такой форме.
Кстати, модельный бизнес испытывает постоянную текучку кадров: красавиц тут просто конвейер —одна другой краше, придут в агентство, научатся всему, покажутся в какой-нибудь рекламе — и удачно выходят замуж.
Потом могут и в юристы, и в актрисы, но профессия модели рассматривается как стартовая.
Самая успешная карьера у считанных единиц — Тако Чхеидзе, например, стала лицом какой-то фирмы в Швейцарии, при этом у нее уже был маленький ребенок и муж-дипломат, но это просто удивительное везение: муж с европейским менталитетом, который чихать хотел на общественное похмыкивание.
Или Кахи Каладзе — тоже женился на модели Ануки Арешидзе: он совсем не против продолжения ее карьеры, но она сама запела уже песни о том, что для нее семья — это главное.
Тут проблема даже не в том, что, по мнению общества, модель — девушка якобы легкомысленная, а в том, что с этой работой она не сможет быть идеальной женой-матерью-хозяйкой. Дремучесть, короче. Но и не осудишь: если человек нашел свое счастье, то и флаг в руки.
Наш местный глянец мне лично нравится, журнал «Амарта» даже взял какой-то приз на международном состязании. Он, скажем так, высокого полета — изысканный, с именитыми авторами, потрясающими фотографиями и эксклюзивом в каждой точке с запятой. Насколько он хорошо продается, не знаю, но факт, что не потонул и сияет своей высокомерной красотой среди простого журнального люда.
Есть еще несколько подобных журналов — у меня складывается ощущение, что все они издаются для того, чтобы было чем заняться их владельцам — для собственного развлечения, коммерция там проходила мимо и слегка задела крылом. Ну и чем плохо, с другой стороны? Молодежь в этих журналах — сам-себе-режиссер и жнец, и на дуде игрец, пусть учатся хорошему делу.
Кстати, меня спрашивали про тематические журналы: довольно популярны по дизайну, интерьерам, шитью-вязанию, кино и даже компьютерному делу, а вот кулинария обречена на провал: традиционализм грузин в отношении еды способен допустить максимум пиццу и китайские палочки, но чтобы еще и специальный журнал покупать и готовить дома суши вместо сациви — увольте.
Так что придется роскошным кулинарным глянцам дождаться тех времен, когда в Грузии менталитет повернется лицом к Европе в ее гастрономической части.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Бабий бунт грузинской царицы и его последствия.
О начале распрей . - Не туда сел.
Как один российский депутат спровоцировал грузинский Майдан. - Виза за чаем.
Визовый режим между Россией и Грузией. - Очень много красивых людей.
Тбилиси. Впервые побывав в этом чудесном городе, не могу не написать пары строк. - Николай Усков: «Тоталитарному государству глянец не нужен».
- Про грузинское вино, моих дедов и нашу Родину Россию.
- Ни слова об Украине.
Заметки августа 2008 г. - Один мой день на холмах Грузии.
Хинкали-тур в Тбилиси. - Сбылась «Грузинская мечта».
Тихий закат «революции роз». - Леденящая и единящая.
Российско-грузинская война .