Подписаться на обновления
29 ноябряВоскресенье

usd цб 75.8599

eur цб 90.4629

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
Виктор Никитин, edutainme.ru   вторник, 15 сентября 2020 года, 16:00

Как вернуть науку в университеты


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Университеты не успевают за жизнью: пока пишется учебник, его содержимое успевает устареть. Как найти баланс между фундаментальным образованием и преподаванием насущных прикладных навыков? О новой модели технического образования рассуждает Виктор Никитин, директор научно-образовательных программ Parallels.

Ключевая задача вуза состоит в том, чтобы выпускник имел фундаментальные знания и мог на практике применять специализированные профильные навыки. С первой частью наши университеты пока справляются неплохо, но в остальном мы серьезно проигрываем западной системе образования, построенной на практических занятиях, проектах, работе в группах, моделировании рабочего процесса. Одним из немногих исключений является так называемая «система Физтеха», во многом похожая на западную: она позволяет студентам с третьего курса погрузиться в практические занятия на базовых предприятиях (ведущих институтах РАН, предприятиях ВПК, крупных компаниях).

Без модификации второй ступени образования — практической составляющей — нам не удастся вернуть науку в университеты. У преподавателей, перегруженных рутинным чтением лекций, не остается времени на самосовершенствование и серьезный научный труд. Знания, полученные второкурсником, уже после пятого курса ему не пригодятся по причине бурного технологического развития. Понятие учебника как напечатанной книги уходит в прошлое: прежде чем он будет написан, сверстан и отпечатан, его содержимое устареет. Исправить это можно лишь в одном случае — если за кафедрой будет стоять человек, обладающий знаниями, которых еще нет в учебниках. Для этого ему придется больше заниматься научно-исследовательскими разработками и тратить меньше времени на шаблонную преподавательскую деятельность. Перестроить работу преподавателей позволяют дистанционные курсы.

Понятие учебника как напечатанной книги уходит в прошлое: прежде чем он будет написан, сверстан и отпечатан, его содержимое устареет.

Техническое образование: новая модель

Первые два-три курса, когда студент набирает базовые знания по предмету, обучение может включать элементы онлайн-образования. На сайт университета должны быть загружены потоковые лекции, дополнительная литература, учебные работы и отчетность преподавателей. При этом, в отличие от MOOC, сохранились бы коллоквиумы — важная часть взаимодействия преподавателей и студентов. Такая смешанная модель позволила бы преподавателю стать наставником и тьютором, объясняющим сложные места, а не лектором, читающим у доски одно и то же из года в год. Как это делать — проблема, лежащая в зоне ответственности каждого отдельного преподавателя. Главный критерий: чтобы не было потери качества обучения, а лучше — его повышение.

Высвободившиеся часы преподаватель тратит на курирование студентов старших курсов. Их обучение может проходить в научно-исследовательских лабораториях под непосредственным руководством ведущих технологических компаний. Ключевой частью обучения стало бы выполнение групповых междисциплинарных проектов с нетривиальными задачами и как минимум годичной продолжительностью. Это могут быть и научные проекты, и сугубо практические. Такие проекты актуализируют ранее приобретенные пассивные теоретические знания студентов и требуют поиска новых недостающих знаний. Для этого понадобится умение искать и анализировать новую информацию, провести определенную НИОКР, сделать маркетинговый анализ и прочее. Таким образом, на старших курсах студент будет учиться видеть проблемы не узкоспециально, а широко.

Ключевой частью обучения стало бы выполнение групповых междисциплинарных проектов с нетривиальными задачами и большой продолжительностью.

При этом проект для НИОКР должен формулироваться действующей высокотехнологичной компанией, активным игроком на рынке. Parallels применяет такой подход при обучении в своих лабораториях в МФТИ, НГУ, Санкт-Петербургском академическом университете, Казанском авиационном институте. Мы выделяем консультанта или научного руководителя, который курирует ход выполнения проекта студентами. Подобные практики уже применяются как в западных, так и в российских вузах, принося хорошие результаты.

Виртуальная базовая кафедра Parallels: симбиоз НИОКР и МООС

В 2014 году кафедра Parallels перевела часть обучения в онлайн, чтобы высвободить время преподавателей на научные исследования. Мы записали и разместили 5 курсов общей продолжительностью более 60 часов для студентов-бакалавров и магистров, специализирующихся на информационных технологиях. За основу взяты курсы («Теория и практика многопоточного программирования», «Внутреннее устройство ядра Linux», «Архитектура ОС Windows» и др.), которые читаются на собственной базовой кафедре Parallels в МФТИ уже несколько лет. Эти темы выбраны студентами как наиболее востребованные из трех десятков дисциплин базовой кафедры. В процессе разработки находятся еще шесть курсов.

Мы хотим создать уникальный для российского образования формат — виртуальную базовую кафедру. С ее помощью будет решена непростая задача тиражирования пока единственной собственной базовой кафедры в МФТИ для вузов-партнеров, в которых есть наши лаборатории. Такой смешанный формат позволяет индивидуализировать обучение, сохраняя контакт между преподавателями и студентами, равно как и четкий контроль знаний.

Вначале запуск онлайн-курсов рассматривался как вынужденный шаг, но теперь мы видим, что он работает в комплексе с НИОКР. Проверка знаний проводится как традиционными методами — с помощью тестов, коллоквиумов, домашних заданий, так и в процессе работы студента в наших лабораториях. Выполняемые студентом НИР, НИОКР и другие практические проекты позволяют актуализировать теоретические знания. Проект, начинавшийся с обычных онлайн-курсов, за девять месяцев обрел работоспособный формат виртуальной базовой кафедры, которую можно открыть в любом вузе.

Источник: edutainme.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Азбука, справочник, словарь

«Википедия» в учебном процессе зарубежных вузов

«Википедия» уже давно стала самой популярной всемирной энциклопедией. «Часкор» поговорил с преподавателями зарубежных университетов и узнал, как они относятся к использованию «Википедии» в своей работе и в учебном процессе в целом.

29.11.2020 16:00, Екатерина Ковылялина, Анастасия Аксенова


«Википедия» ищет таланты

Главные конкурсы осени-зимы 2020 года

НП «Викимедиа РУ» ежегодно проводит различные тематические конкурсы. Любой желающий может принять участие и проявить таланты в разных сферах: от навыков письма и перевода до создания уникальных иллюстраций. Разбираемся, в каких конкурсах можно поучаствовать до конца года.

28.11.2020 16:00, Ирина Хан


По ту сторону «Википедии»

Кто пишет статьи для интернет-энциклопедии и при чем тут студенты

«Википедия» — один из самых популярных интернет-ресурсов, за помощью к которому обращаются люди со всего мира. Однако далеко немногие знают, кто же размещает здесь полезные материалы. Оказывается, тысячи студентов по всей России регулярно работают с энциклопедией. Мы обратились к учащимся различных российских вузов, чтобы узнать, насколько они увлечены процессом написания и редактуры статей, а также какие сложности могут ожидать на этом пути.

26.11.2020 19:00, Кристина Седнева


«Многие студенты ежедневно читают статьи «Википедии», и им даже в голову не приходит, что они могут приносить пользу»

Интервью с исполнительным директором «Викимедиа РУ» Станиславом Козловским

«Викимедиа РУ» — чрезвычайно многогранная система. Например, «Википедия» славится вовлеченностью студентов разных вузов в создание и редактирование материалов, а также конкурсами, где каждый может проявить свой талант в должной мере. Мы поговорили со Станиславом Козловским, исполнительным директором «Викимедиа РУ», о дальнейшем развитии движения и недавно завершенных проектах.

24.11.2020 16:00, Дарья Пегушина


«Погружаться в курс будем со страховкой»

МГУ проводит МФК «Введение в Википедию»

Этой осенью факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ представил МФК «Введение в Википедию» для всех студентов университета. На курсе учащиеся знакомятся с принципами работы свободной энциклопедии, узнают обо всех ее возможностях и функциях, а также могут внести свой вклад в развитие ресурса. О целях курса, сотрудничестве с «Википедией» и грядущих планах рассказали лекторы программы — замдекана ВМК Гуляев Анатолий Викторович и ведущий программист ВМК Раевский Евгений Наумович.

23.11.2020 19:00, Валерия Ягодкина


17 лет с «Википедией»

Интервью с директором НП «Викимедиа РУ» Владимиром Медейко

«Википедию», пожалуй, знает каждый, но не все понимают, кто организовывает ее работу, пишет материалы и привлекает новых участников. Владимир Медейко, директор НП «Викимедиа РУ», рассказал о начале участия в вики-движении, социальной значимости проектов и новых горизонтах.

22.11.2020 19:00, Дарья Пегушина


«Именно студенты в силах сохранить наследие своего вуза»

Интервью с Дмитрием Жуковым, членом некоммерческого партнерства «Викимедиа РУ»

Деятельность вики-проектов затрагивает совершенно разные аспекты. Это и свободное распространение информации на просторах интернета, и лоббирование законопроектов в сфере авторского права, и передача знаний об истории страны и великих людях молодому поколению. Мы поговорили с членом НП «Викимедиа РУ» о специфике русского вики-движения, финансировании и реализации проекта «Выпускники и наставники России».

17.11.2020 19:00, Дарья Пегушина


«Мне бы хотелось, чтобы люди доверяли информации из свободной энциклопедии и стремились к получению новых знаний»

Интервью с Анатолием Цапенко, членом некоммерческого партнерства «Викимедиа РУ»

Жизнь вики-движения очень разнообразна. Это не только написание статей для свободной энциклопедии, но и организация выездных мероприятий и тематических конкурсов, а также постоянное взаимодействие с волонтерами, участвующими в проекте. «Часкор» публикует серию интервью с опытными участниками движения, которые прошли долгий путь от случайного знакомства с вики-проектами до администрирования одного из крупнейших отделений Wikimedia Foundation.

16.11.2020 16:00, Дарья Пегушина


Российские ученые и лучшие статьи о них

Редакция «Часкора» представляет самые интересные материалы конкурса от «Викимедиа РУ»

Конкурс «Выпускники и наставники России 2020» позволил авторам проявить свой талант и создать огромное количество биографических статей для «Википедии». Все материалы посвящены выдающимся наставникам и выпускникам высших учебных заведений России, людям, которые сделали большой вклад в культурное развитие нашей страны. Мы изучили опубликованные статьи и выбрали те из них, что точно не оставят читателя равнодушным.

05.11.2020 13:44, Ирина Хан


Викитека — библиотека Википедии

Что из себя представляет проект свободной энциклопедии

Викитека — это электронная библиотека произведений, находящихся в общественном достоянии, то есть не отягощенных авторскими правами тех или иных лиц. Иными словами, — свободная электронная библиотека. В этом материале рассказываем о том, как она работает, как загрузить произведение и как пользоваться.

03.10.2020 16:00, Открытая_библиотека






 

Самое читаемое



Выпускники и наставники России

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.