Подписаться на обновления
21 маяПонедельник

usd цб 61.9408

eur цб 73.1769

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Лилия Ященко   пятница, 2 октября 2015 года, 20:00

Как сбылись мечты Скрябина


Большой фестиваль РНО. //rno.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мистерия, о которой мечтал Александр Николаевич Скрябин, состоялась! Только произошло это не у подножия Гималаев в солнечной Индии, в мистическом храме, существовавшем лишь в воображении композитора, а в другом храме искусства – Концертном зале им. Чайковского в Москве на Большом фестивале РНО.

Священнодействие свершилось

Пусть через 100 лет, пусть исполнялась не собственно «Мистерия» (ее, как известно, композитор нотами записать не успел), а другие произведения Скрябина – сочинение для симфонического оркестра «Мечты», концерт для фортепиано с оркестром и симфония № 2 – все равно священнодействие свершилось.

Мысленно вынашивая в последние годы жизни план масштабного и, вероятно, лучшего своего сочинения, Скрябин мечтал не просто о духовном единении исполнителей и слушателей – такое случается, пожалуй, на каждом хорошем концерте или спектакле. Своей «Мистерией» композитор хотел объединить, ни много ни мало, все человечество, чтобы через катарсис произошло очищение и перерождение всех живущих на Земле. Он верил в то, что музыка может сделать людей лучше.

На концерте Российского национального оркестра и Михаила Плетнева случилось и всеобщее единение, и очищение через катарсис. Зал был полон единомышленников, которые слились в музыкальном экстазе. Под словом «экстаз» автор знаменитой «Поэмы экстаза» подразумевал высшую степень восторга, воодушевления, радости и счастья.

Симфоническая миниатюра «Мечты»

О «Мечтах» хотелось сказать: чудесно, но… мало. Изначально Скрябин сочинял исключительно для фортепиано – этюды, вальсы, сонаты, ноктюрны, прелюдии, а «Мечты» стали первым его законченным и исполненным произведением для симфонического оркестра. Вероятно, поэтому по времени звучания оно получилось миниатюрным как ноктюрн или прелюдия. Изначально композитор так и назвал свою первую симфоническую пьесу – «Прелюдия».

Оркестр, игравший в этот вечер под управлением американского дирижера Хобарта Эрла, продемонстрировал чудеса нюансировки. Если читать партитуру как книгу, то музыка была о том, что мечты несбыточны, а робкие надежды тщетны. И скрипки пианиссимо пели свою печаль… Но самой впечатляющей в исполнении симфонической пьесы «Мечты» оказалась пауза – выразительная и глубокая как вздох. Внезапная как остановка сердца. Музыка на миг прервалась и… полилась снова. В такие мгновения понимаешь глубину высказывания: «Лучшая музыка – это тишина». В таком контексте тишина паузы прозвучала как самая божественная музыка.

Однако «Мечты» (или «Прелюдия») в буквальном смысле оказались прелюдией к главному, ради чего в этот вечер был переполнен зал: на сцену в качестве пианиста вышел художественный руководитель Российского национального оркестра Михаил Васильевич Плетнев.

Скрябин, Рахманинов и многие другие

При жизни композитора немногие пианисты исполняли его произведения. Сам Скрябин был пусть не единственным, зато непревзойденным исполнителем собственных фортепианных сочинений.

Скрябин и Рахманинов знали друг друга с детства: вместе учились в пансионе Н.С.Зверева. Есть известная, вошедшая в хрестоматии по истории музыки фотография: в центре Зверев, вокруг него ученики – «зверята», как их тогда называли, – слева от педагога юный Саша Скрябин, справа Сережа Рахманинов, оба ставшие впоследствии классиками отечественной музыки. На снимок невозможно смотреть без слез – какие же они там дети! Словом, Рахманинова и Скрябина многое связывало, хотя близкими друзьями они не были – только учились вместе. И когда Рахманинов пришел навестить заболевшего Скрябина и уже не застал его в живых – опоздал на какие-то два-три часа! – он не мог смириться с тем, что Скрябина больше нет. И дал благотворительный концерт в помощь семье покойного композитора, где исполнил его фортепианные сочинения. Исполнил, конечно, по-своему, по-рахманиновски. Чем, естественно, вызвал шквал недовольства: «Это не Скрябин!» – возмущались одни. «Надо создать общество по охране наследия Скрябина!» – шипели другие. И только вдова композитора поблагодарила Сергея Васильевича: «Вы показали, сколько же в нем, оказывается, было внутренней силы!»

Вообще-то Рахманинова по совокупности всех его деяний – за его великую музыку, за помощь, которую он оказывал всем – и неимущему студенту Московской консерватории, и коллегам-композиторам, за концерты в фонд помощи Красной Армии, которые он давал в 1943 году, уже будучи смертельно больным, – за все это его давно пора причислить к лику святых.

Так вот именно он, любимый нами Сергей Васильевич Рахманинов, одним из первых доказал, что музыка Скрябина не умерла вместе с композитором: скрябинские сочинения как бриллианты еще будут сверкать разными гранями под пальцами других пианистов, неповторимых индивидуальностей.

Плетнев играл как Скрябин?

Михаил Плетнев, один из лучших дирижеров и пианистов мира, часто гастролирует за рубежом и по городам России. Выступая в Москве, чаще становится за пульт, управляя Российским национальным оркестром. Поэтому сам факт его выхода на сцену в качестве пианиста – уже событие. Такое случается в нашей столице редко – два-три раза в сезон. Билетов в кассе на сольные выступления маэстро нет за полгода до концерта. Поэтому к моменту выхода на сцену Михаила Плетнева в зале царило восторженное ожидание, предчувствие чего-то удивительного...

Единственный написанный Скрябиным концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20, был исполнен в редакции Михаила Плетнева.

И при первых же звуках рояля у меня из глаз полились слезы – непрошенные, чистые как слезы младенца. Что это со мной? Или я впервые в жизни попала на концерт классической музыки? Нет. Но когда происходит волшебство, таинство, нечто магическое, сверхъестественное – логического объяснения слезам не найти.

Казалось, пианист играл пассажи, не касаясь клавиш. Иначе как чудом это не назовешь. А когда в партии фортепиано случались паузы, Михаил Плетнев слухом и всем своим существом внимал оркестру, едва заметно кивая в такт подбородком. Понимающему зрителю стало ясно: реально он находился за роялем, а мысленно – еще и за дирижерским пультом. Он словно бы раздвоился. Я поймала себя на мысли: вот если бы он мог и играть, и управлять оркестром одновременно! Правда, это нереальная, двойная нагрузка. Хотя и такое на концертах Плетнева иногда случается: он только просит снять верхнюю крышку рояля, чтобы лучше видеть всех оркестрантов. Находившийся в этот вечер за пультом дирижер Хобарт Эрл и Российский национальный оркестр максимально точно воплотили созданную маэстро редакцию скрябинского концерта.

Ритмичные и настойчивые аплодисменты публики говорили: «Мы не можем вас отпустить, Михаил Васильевич, мы ждем, чтобы вы сыграли «на бис». После того, как пианиста три раза вызвали на поклоны, он исполнил этюд ор. 2 № 1 Скрябина.

И тут, во время исполнения этюда, случилось то, что, по свидетельствам современников, происходило на концертах самого Скрябина. Оркестранты на сцене и зрители в зале замерли: мы все словно бы перестали дышать, сделали вдох на первых звуках и выдох – на последней ноте этюда. Говорят, поклонники Скрябина жадно внимали не только каждому звуку рояля, но и каждому тончайшему отзвуку, порождаемому его божественной педализацией, о которой еще при жизни композитора ходили легенды. То же самое произошло, когда мы слушали игру Плетнева: у нас перехватило дыхание. Это было сыграно тонко, изящно, легко, воздушно, филигранно, изысканно, волшебно... Тончайшая нюансировка, которую невозможно прописать в нотах, а можно лишь прочувствовать... Главное – те же слова когда-то говорили о Скрябине. Значит, Плетнев играет так, как сыграл бы сам Скрябин? Лично для меня во время исполнения этюда любимый наш Скрябочка, – так называли его самые близкие друзья и родные, – присутствовал в зале.

И снова слезы навернулись на глаза – оттого, что музыка грустная и прекрасная, и исполнение изумительное. И вся жизнь Скрябина, трудная и короткая как полет сверкающей кометы, промелькнула перед глазами…

В молодости композитор получил травму правой руки и временно не мог играть, а для музыканта это не просто болезнь, это – трагедия. Но Скрябин даже неподвижность правой руки сделал предлогом для совершенствования исполнительского мастерства: сочинил фортепианные произведения для левой руки – этюды, вальсы, прелюдии, среди которых ноктюрн, вызывавший особый восторг публики. До конца дней Скрябин не имел своего дома – жил, скитаясь по съемным углам. Познал блестящий успех. Но его больно ранило непонимание коллег. «Не от мира сего», – самое мягкое, что о нем говорили. Некоторые откровенно считали его безумцем. Дескать, задумал какую-то «Мистерию»… «А если я не захочу умирать и перерождаться вместе со всем человечеством?», – по-доброму подтрунивал над бывшим учеником консерваторский педагог С.И.Танеев. Некоторые современные Скрябину композиторы не поняли или, увы, не захотели понять, что перед ними гений. По-моему, им просто не хватило великодушия это признать.

В этом смысле Михаилу Плетневу гораздо больше повезло с современниками. По крайней мере, они понимают, с кем имеют дело. Например, выдающийся пианист Борис Березовский рассказывал на телеканале «Культура» о победителях Международного конкурса им. П.И.Чайковского разных лет и очень тепло отзывался о своих коллегах, о каждом сказал добрые слова: один – талантливый, другой – одаренный, третий – работоспособный. И только в отношении Плетнева он дважды употребил эпитет «гениальный», сказав: «Это абсолютно гениальный дирижер и гениальный пианист». Первую премию и золотую медаль VI Международного конкурса им. П.И.Чайковского пианист Плетнев завоевал в 1978 году, опять же, по словам Березовского, «не оставив конкурентам ни малейшего шанса на победу». С тех пор прошло почти сорок лет – долгих лет концертной деятельности, накопления опыта и исполнительского мастерства, которое усовершенствовалось за годы.

В гримерной в антракте знакомые и незнакомые Плетневу люди, благодаря за концерт, тихо, просто и без пафоса говорили: «Спасибо, Михаил Васильевич, это гениально». И лично мне радостно от того, что мы – и публика, и равновеликие по масштабу дарования коллеги, и оркестранты РНО – все отдаем себе отчет в том, что рядом с нами живет и трудится гений. Может, действительно люди стали более чуткими, искренними? Ведь Скрябин так верил, что искусство способно сделать человечество лучше!

При всех восторженных отзывах поклонников Плетнев всегда держится предельно скромно – и на сцене, и за кулисами, и в жизни. Это одно из моих давних жизненных наблюдений: чем более человек велик, тем он и более скромен. Если бы меня попросили одним словом отозваться о выступлении пианиста Михаила Плетнева на Большом фестивале РНО, я бы сказала: «Потрясение».

Симфония № 2: музыка революции

Давайте взглянем на симфоническую карту России. Произведения Скрябина исполняются крайне редко. Его сочинения есть в репертуаре трех оркестров Москвы и двух симфонических коллективов в регионах. Всего лишь пять оркестров России исполняют Скрябина! Почему так мало? Ответ прост: Скрябин непостижимо сложен. Причем сложен не столько для оркестрантов и восприятия слушателей, сколько для дирижеров. Не каждый руководитель способен разобрать партитуры этого автора, а затем разучить и довести до совершенства вместе с оркестром: слишком кропотливая интеллектуальная работа.

Вторую симфонию биографы Скрябина называют «многострадальной» – настолько непонятой и отвергнутой оказалась она коллегами. Кто же не принял новизну скрябинского языка? Композиторы Анатолий Лядов, Александр Глазунов и патриарх русской музыки XIX века Николай Андреевич Римский-Корсаков. Читая отзывы коллег о симфонии № 2, испытываешь почти физическую боль: как же сердце Скрябина выдержало такое? Представьте, в Петербурге на обеде по случаю первого исполнения симфонии № 2 Римский-Корсаков произнес: «Позвольте мне, господа, провозгласить несколько фантастический тост и выпить за здоровье одного очень мною уважаемого музыкального деятеля, а именно – консонанса, ибо когда консонанс будет здоров, то и диссонанс будет здоров, выразителен и прекрасен». Причем, Римскому-Корсакову принадлежит отнюдь не самое резкое высказывание, оно скорее ироничное, шутливое. А вот Антон Аренский в письме С.И.Танееву отозвался о новом скрябинском сочинении жестоко: «В афише грубая ошибка: вместо «симфония» нужно было напечатать «какофония», потому что в этом, с позволения сказать, «сочинении» – консонансов, кажется, вовсе нет, а в течение 30-40 минут тишина нарушается нагроможденными друг на друга без всякого смысла диссонансами».

И вот слушаю я симфонию № 2 до минор, соч. 29 через 113 лет после ее первого исполнения и изумляюсь: а где нагромождения диссонансов? Или я не слышу разницы между терцией и септимой? Или мы за столетие разучились отличать консонанс от диссонанса? По мне, так секунда малая и септима большая звучат волшебно, благозвучно… Смотря какую цель преследует автор. А Скрябин как буревестник грядущих глобальных перемен предчувствовал ураганы и бури, и потому в симфонии № 2, впервые прозвучавшей в 1902 году, слышится звон осколков раздробленного на части мира. Эта музыка вызывает ассоциации с живописными полотнами еще одного гения – Павла Филонова, одного из лидеров русского авангарда, тоже творившего в революционную эпоху. Мир на его картинах разбит, раздроблен, расколот и… одновременно гармоничен как мозаичные витражи средневековых готических соборов. Вот такой парадокс! Российский национальный оркестр под управлением дирижера Хобарта Эрла исполнили симфонию динамично, порывисто и стремительно. Будто пронесся революционный вихрь: чем ближе к финалу, тем сильнее нарастала тема тревоги, борьбы – «И вечный бой! Покой нам только снится». Кстати, о параллелях между символистами, поэтом Александром Блоком и музыкой Скрябина написаны страницы исследований. В бравурном финале – торжество, радость, победа и свет. Свет, который Скрябин так мечтал изобразить звуками!

Среди нас в Большом Николо-Песковском переулке на Арбате жил пришелец с другой планеты, он как антенна улавливал изменения в космосе, которые влекут за собой глобальные перемены на Земле. Улавливал и вещал об этом миру. Он предсказал Первую и Вторую мировые войны и то, что воевать мы будем именно с Германией. Предрек даже изуверские пытки и зверства немцев, не знал только, что называться это будет словом «фашизм». А мир продолжал существовать по инерции, не больно-то прислушиваясь к предсказаниям пророка… Может, нам хотя бы теперь стоит прислушаться к его призыву объединиться?

Почему именно Скрябин?

В 2015 году мы отмечаем печальный юбилей – 100-летие со дня смерти композитора, 14 апреля 1915 года Александр Николаевич Скрябин закончил свой земной путь. Однако в программу Большого фестиваля РНО включили произведения композитора не только поэтому. Думаю, Михаил Васильевич Плетнев мыслил глубже.

Время, в которое мы живем, относится к рубежу веков, хотя кажется, что в XXI век мы шагнули уже давно. Нет, по историческим меркам 15-й год – лишь начало века. Рубеж столетий всегда считался временем переломным, смутным, нестабильным, тревожным… Холодок пробегает по спине при мысли, что впереди у нас другой печальный юбилей – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Граждане, 17-й год не за горами. Что-то нас ждет впереди? С телеэкранов выливается такой поток негативной информации, что многие люди, и я в том числе, уже лет пять назад отказались от телевидения: ну невозможно уже ежедневно слушать новости о природных катаклизмах, техногенных катастрофах, падениях самолетов, крушениях поездов, терактах и войнах. Невозможно! Планета Земля и вправду летит в пропасть?

Поэтому Скрябин в наше волнительное время актуален как никогда. С одной стороны, он своей музыкой отобразил расколотый на части мир, предвидел войны и революции, с другой стороны, он же уверовал в то, что объединение людей – единственный путь к спасению. И мы будем объединяться, общаться, дружить. Словом, делать все то, что противоположно вражде, злобе, насилию, разжиганию межнациональной розни…

Воплощение «Мистерии», посредством которой Скрябин хотел сделать человечество лучше, оказалось за пределами его человеческого бытия. Однако прошло 100 лет, и у композитора нашлись единомышленники, осуществившие то, что он задумал. После концерта на Большом фестивале РНО, по-моему, все мы стали чуточку лучше. И если бы наш любимый Скрябочка, Александр Николаевич Скрябин, присутствовал в этот вечер в зале, ему бы это пришлось по душе.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова


«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»

Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке

Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

25.02.2017 16:00, Василий К., Евгений Механцев






 

Новости

Суд по интеллектуальным правам заключил соглашение о партнерстве с IPChain
Две организации будут создавать первую интеллектуальную сеть блокчейн в России.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.