Подписаться на обновления
29 ноябряВоскресенье

usd цб 75.8599

eur цб 90.4629

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина 
Любовь Карась для T&P   среда, 5 августа 2020 года, 19:00

Как развивалась цензура в кинематографе СССР
Подробно и поэтапно


Источник: yandex.ua
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — утверждала советская власть, для которой кинематограф стал инструментом пропаганды, а для режиссеров — каторжной работой. Власти проверяли сценарии, контролировали работу съемочных групп, а сами фильмы проходили многочисленные проверки перед показами. Однако потом советский кинематограф вышел на новый уровень, и фильмы превратились из агитационных инструментов в произведения искусства. Т&Р рассказывают, как развивалась цензура в СССР и кто и как запрещал фильмы.

Советская цензура в кинематографе 20-х годов

В этот период кинематограф был не отдельным видом искусства, а инструментом пропаганды — мысль заложена в знаменитой фразе вождя «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Все фильмы проходили предварительную проверку в несколько этапов, контрреволюционные идеи сразу же отвергались.

В 1918 году правительство большевиков организовало Государственную комиссию по народному просвещению, которая в том числе занималась и развитием кино. В нем продвигали большевистские идеи и уверяли людей в счастливом будущем, которое возможно достичь только посредством коммунизма. Были созданы Московский и Петроградский кинокомитеты. Запустили «пропагандистский» поезд, в котором буквально жили съемочные группы, типография и актеры. Он ездил по городам России, собирал кадры из разных деревень, и все это превращалось в общую агитационную кинокартину. К 1935 году насчитывалось более 1000 передвижных кинотеатров, которые распространяли большевистские идеи в том числе простым рабочим.

Во время Гражданской войны (1917–1923 годы) в кинематографе намеренно игнорировали Октябрьскую революцию, работы совершенно не отражали реальность. Таким косвенным способом режиссеры старались выразить свое негативное отношение к революции и большевикам.

В 1919 году был подписан Декрет о национализации кинематографа, согласно которому все фотографии и фильмы находились под контролем комитета при А. В. Луначарском. Существовали частные кинематографические компании, однако и за ними наблюдала власть. 27 августа отмечалось в советское время как День кино.

Основными направлениями в кинематографе были кинохроника и агитационные фильмы. Среди жанров были популярны драмы, документальное кино совершенно не было похоже на современное: у него был четкий сценарий, оператор не вмешивался в процесс, а «неподходящие» события, попавшие в кадр, вырезали. У режиссеров практически не было возможности для самовыражения, и они действовали по утвержденным планам. Популярной в те времена хроникой был фильм «Пролетарский праздник в Москве», в котором был заснят Ленин.

Тем не менее именно с 20-х годов условно началась история документального кино в России. В 1922 году вышел фильм Дзиги Вертова «История гражданской войны». В нем показывались боевые действия и сражения Красной армии, которая, по задумке властей, героически спасала страну от левых идей.

В 1920 году на VIII съезде Советов Ленин показал короткометражный фильм про добычу торфа, чтобы продемонстрировать развивающуюся промышленную работу. Это был первый случай, когда кино использовалось как часть доклада.

Становились популярными и антирелигиозные фильмы, например «Сказка о попе Панкрате», «Пауки и мухи». С помощью этих кинокартин власти рассказывали о вреде религии, ее негативном воздействии на сознание и на контрасте пропагандировали большевистские идеи. Большая часть фильмов была военной тематики, в них призывали идти в Красную армию и открыто показывали враждебное отношение к дезертирам.

В 20-х годах впервые стали появляться экранизации. Одной из первых был фильм Александра Разумовского «Мать» по одноименному роману Максима Горького. В нем рассказывалось о мучениях главного героя: начиная от арестов, заканчивая смертью его отца. Кинокартина считалась «революционной», так как в ней впервые была показана жестокость большевиков. Этот же режиссер снял «Сороку-воровку» по повести Герцена.

Все фильмы, которые показывались в РСФСР, должны были быть зарегистрированы и занумерованы в Наркомпросе. Стали появляться и частные кинотеатры, но в них показывались только «отсмотренные» работы, а для власти это был в первую очередь доход в виде аренды.

В 1924 году появилась Ассоциация революционной кинематографии (АРК). Ее задача заключалась в привлечении молодых режиссеров, которые были способны создать что-то новое и нешаблонное. В рамках этой организации создали Общество друзей советского кино (ОДСК), в нем проводились дискуссии и беседы с кинозрителями, мнение которых впервые было услышано. Искусство стало ориентироваться не только на власть, но и на интересы народа, однако кинокартины продолжали цензурировать. В 20-х годах появился «Репертуарный указатель», в котором регламентировались театральные постановки и фильмы, а также был представлен перечень запретных тем.

С появлением Совкино цензура усилилась: была введена цензура сценариев, и стал контролироваться процесс рецензирования фильмов

Однако даже в таких суровых условиях стали появляться имена, которые вошли в историю советского кинематографа. Известными стали «новаторы» Дзига Вертов, режиссеры Лев Кулешов (1899–1970 гг.) и Сергей Эйзенштейн (1898–1948 гг.) — именно они начали развивать социалистический реализм, идея которого заключалась в том, чтобы показать не действительность, а будущее, к которому придет русский народ.

В 1928 году Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление «Об основных директивах по составлению пятилетнего плана развития кинодела в РСФСР». Отныне зарубежные фильмы были полностью запрещены, при этом активно стала расширяться производственная техническая база кинематографа, что предоставило новые возможности для съемок и позволило кино выйти на новый уровень. Например, фильмы Эйзенштейна стали популярны и за рубежом: зарисовки светлого социалистического будущего должны были представить страну в лучшем свете.

Цензура в военный и послевоенный период

В 1941–1945 годах весь кинематограф был направлен на освещение военных событий и поддержание боевого духа: активно продвигались идеи отечественного патриотизма и уверения в безусловной победе русского народа. Известным фильмами стали «Машенька» Ю. Райзмана, «Зоя» Л. Арнштама, «Два бойца» Л. Лукова.

После войны кинематограф участвовал в создании культа личности Сталина, который показывался как гениальный полководец и стратег: многие кинокартины рассматривались вождем лично, в его руках была сосредоточена в том числе и цензурная власть. Например, вторая часть знаменитого фильма Эйзенштейна про Ивана Грозного была запрещена Сталиным из-за искажения исторических фактов. «Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет», — писали в рецензии в ЦК ВКП (б). Фильм вышел в прокат только в 1958 году, после смерти Сталина.

Так как весь кинематограф финансировался за счет государства, а работы частных съемочных групп все равно попадали на предпросмотр властям, фильмы продолжали быть политической направленности и показ «оппозиционных» работ был невозможен. Сценарии проходили проверку, в сюжетах запрещалось использовать профессии, для получения которых требовалось высшее образование, в фильмах рассказывалось о важности простых рабочих, возвышалась роль колхоза.

Кинематограф сдвинулся с мертвой точки только после смерти Сталина. В 1956 году Н. Хрущев выступил с докладом, в котором разоблачил культ личности Сталина и тоталитарный режим. ЦК КПСС продолжал рассматривать кино как главный вид искусства, однако теперь были приняты меры к увеличению производства фильмов, развитию частных съемочных групп и введена отмена тотального контроля над самим процессом производства кино. К концу 50-х годов было создано около 400 кинокартин.

Тем не менее, несмотря на послабления со стороны властей, идеологические комиссии ЦК продолжали проверку кинокартин и, по сути, оставались цензорами

На экранах стали вновь появляться зарубежные фильмы, однако больше внимания уделяли советским, зазвучали новые имена: Марлен Мартынович Хуциев, Яков Александрович Сегель, Эльдар Александрович Рязанов.

В 1957 году был снят фильм Михаила Константиновича Калатозова «Летят журавли», который получил «Золотую пальмовую ветвь» на престижном Каннском фестивале, что для советского кинематографа произошло впервые. В 1959 году вышел фильм «Судьба человека», он получил главный приз на Московском международном кинофестивале (ММКФ) в 1959 году.

Оттепель

В 1961 году представители ЦК заявили: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Власти решили выходить на новый культурный уровень: «Советская литература, музыка, живопись, кинематография, театр, телевидение, все виды искусства достигнут новых высот в развитии идейного содержания и художественного мастерства». Деятели культуры стали свободнее, у них появилась возможность для самовыражения, стали появляться новые жанры, например комедии.

В период оттепели режиссеры уделяли внимание детям и молодым людям, для которых открывался новый свободный мир. Манифестом оттепели стал фильм «Мне двадцать лет» (или «Застава Ильича») Марлена Хуциева, в котором режиссер показал конфликт отцов и детей, разрыв поколений и отчуждение от военных идей. Фильм вышел на экраны в 60-х, однако его сняли с проката после слов Хрущева.

На экранах стали показывать и ученых: ранее зрителям старались показывать только колхозных рабочих. Так, в фильме «Девять дней одного года» рассказывалось о жизни молодых физиков-ядерщиков — это был новый, почти фантастический жанр, где в центре стояла не проблема науки, а сам человек и его отношение к работе.

В 60-е годы документальное кино стало полноценным видом искусства, а в работу режиссеров-документалистов перестали вмешиваться власти

Оттепель в советском кинематографе стала важным периодом в развитии искусства в целом. Выстроился диалог «режиссер — зритель», «человек — человек», а не «власть — гражданин». В кинокартинах перестали навязывать идеи партийного руководства, а в центре стоял человек с его переживаниями, потерянным состоянием, свободой, с которой он не умел обращаться. Впервые стали продвигаться гуманистические идеи, а у художников появилась возможность самовыражения.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Иногда мне хочется, чтобы все немного страдали синдромом Аспергера»

Фильм «Я-Грета» выходит в России

Имя Греты Тунберг прогремело на весь мир, а ее личность вызывает у общества два полярных мнения: для одних она — кумир и пример для подражания, другим кажется, что девочка чересчур сгущает краски, говоря о климатическом кризисе. Так или иначе благодаря Грете миллионы людей впервые задумались о том, что творится с нашим единственным домом — планетой Земля. Историю шведской активистки не раз рассказывали СМИ, однако новый документальный фильм повествует не о протестном движении, которое всколыхнуло весь земной шар, а о человеческой изнанке самого известного подростка в мире.

21.11.2020 13:00, Анастасия Троянова, recyclemag.ru


Убить себя государством

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

14.11.2020 19:00, Александр Чанцев


Иди в кино

Как работали советские киностудии

Производство кино, провозглашенного Лениным важнейшим из всех искусств, было на особом контроле советской власти.

29.08.2020 22:00, Анастасия Филиппова, diletant.media


Контрастная Англия времен Черчилля

Питер Дойл о работе над цветом в «Темных временах»

Как при помощи цветокоррекции акцентировали контрастность Лондона 40-х годов, можно ли сохранить операторский почерк, работая с цифровыми камерами и можно ли описать стиль фильма одним словом.

28.08.2020 20:00, tvkinoradio


Что нам делать с «Чиками»

Главное о нашумевшем сериале

«Казнить нельзя выкладывать» — с такой формулировкой создатели сериала «Чики» столкнулись уже после того, как вышла последняя серия. Мы попытались понять логику недовольных одним из главных российских сериалов если не года, то этого лета точно.

23.08.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Люди Севера, машины любви и волны безумия

5 фильмов фестиваля «ДОКер»

С 21 по 30 августа в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ярославле и Калининграде пройдет фестиваль авторского документального кино «ДОКер». «Сноб» выбрал 5 фильмов основного конкурса, которые никак нельзя пропустить.

22.08.2020 19:00, Саша Щипин для журнала «Сноб»


Смертная казнь за любовь к джазу

В музыкальном фильме «Мы из джаза» эпизодически всплывает персона капитана Колбасьева. Большинство зрителей считают этот персонаж вымышленным. Хотя Сергей Адамович Колбасьев — фигура реальная. Человек, проживший жизнь не самую долгую, но бурную и трагичную. Он не был музыкантом, но невероятно много сделал для развития джаза в советской России.

21.08.2020 19:00, Игорь Шушарин, izbrannoe.com


Школьные драмы в советском кино

От «Весны на заречной улице» до «Большой перемены»

Лучшее образование в мире, строгая дисциплина, подкованные по всем предметам ученики, идеальные учебники — таков образ советской школы. Вспоминаем, какими были ученики и педагоги в отечественных фильмах разных десятилетий.

19.08.2020 19:00, Мария Соловьева, culture.ru


Ольга Чехова: любимая актриса Гитлера или Штирлиц в юбке?

Жизнь немецкой дивы

Тайная жизнь великой актрисы до сих пор остается загадкой для историков. Была ли звезда Третьего Рейха агентом НКВД, вплотную подобравшимся к фюреру?

16.08.2020 19:00, Дмитрий Карасюк, diletant.media


Ламповые 80-90-е

Кино эпохи перемен без перестрелок и бандитов

Фильмы 90-х, перестроечное кино, пожалуй, самое честное, бьющее в лоб своей откровенностью, явление кинематографа. Показывать изменения без прикрас, называть вещи своими именами, бросать вызов, вскрывать старые нарывы, обличать, глумиться, говорить правду в глаза, идти против всех. Некий кино-пубертат общества, отражающий происходящие перемены.

15.08.2020 19:00, Инна Москальчук, cameralabs.org






 
Вселенная Пелевина

Новости

Умер Михаил Жванецкий
Сатирик Михаил Жванецкий умер на 87-м году жизни. Об этом пишет телеканал «Дождь».
Вики-семинар по проекту «Выпускники и наставники» в Грозненском государственном нефтяном техническом университете
30 сентября 2020 года в Институте прикладных информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова состоялись семинар и практикум, посвящённые конкурсу «Выпускники и наставники России 2020» — проекту, реализуемому при поддержке Фонда президентских грантов.
Первый шаг на пути к глобальной инфраструктуре — национальные IP-сети
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский принял участие в международной конференции «Глобальный цифровой рынок контента» Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO).
Международную Букеровскую премию дали за роман «Неловкий вечер»
26 августа был объявлен лауреат Международной Букеровской премии — им стала 29-летняя писательница из Нидерландов Марике Лукас Рейневелд. Награда присуждена за роман «Неловкий вечер» (The Discomfort of Evening), сообщается на сайте премии. Марике стала самой молодой победительницей за всю историю международного Букера.
Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.