19 сентябряСуббота

Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование

Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России
Лада Бакал, mel.fm   суббота, 12 сентября 2020 года, 16:00

Как обычные люди помогают науке (и вы тоже можете)
Просто найдём галактику

Знаете, что вы — да, вы, я и другие самые обычные люди — можем делать для человечества в свободную минуту? Развивать науку. Да, именно так: сегодня науке нужны добровольцы-любители, чтобы классифицировать галактики, искать планеты и сверхновые, участвовать в нейробиологических исследованиях, массовых наблюдениях за птицами, животными, растениями, климатом.

Что такое гражданская наука

В 2014 году в Оксфордском словаре появилось понятие «гражданская наука» — оно подразумевает ученых-любителей, волонтеров, да и всю добровольную помощь неспециалистов.

На протяжении веков люди не всегда занимались наукой профессионально: писатель Владимир Набоков изучал бабочек, врач Эжен Дюбуа увлекался любительской археологией и нашел один из самых знаменитых черепов — питекантропа, президент Бенджамин Франклин изучал физику, а любитель истории Генрих Шлиман раскопал Трою.

«Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц и в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается орнитологом».

Чарльз Дарвин

Любительские коллекции составляли основу собраний музеев насекомых и растений, дилетанты-астрономы открывали кометы и даже галактики, так что тренд этот давний, а вот массовость явления — действительно нечто новое. Гражданская наука и гражданские ученые могут, верят энтузиасты, сделать науку демократичной, чтобы об открытиях узнавали не только из публикаций, но и сами участники исследований чувствовали причастность к происходящему — ведь их именами называют открытые планеты, а имена попадают в научные публикации. А научные институты при этом получают дополнительную возможность сбора и анализа данных — большой и бесплатный ресурс. Некоторые программы разработаны специально для школьников — и с точки зрения вложения в будущее это по-настоящему важно: за последние 20 лет в научных проектах приняли участие десятки миллионов непрофессионалов.

Надо сказать спасибо технологиям и доступу к научной информации. Интернет и гаджеты — планшеты, телефоны с фото- и видеокамерами — сделали сбор данных делом гораздо более легким. И главное — наука становится популярной.

Некоторые проекты просят установить на телефон специальные приложения для сбора данных (мы писали о приложениях для наблюдения за птицами и определителях растений), другие просят отправлять фото и видео через специальные сервисы: например, в Австралии фото очевидцев и исследователей, которые зафиксировали случай гибели животного на дороге в результате автомобильной аварии, помогают ученым определять опасные для животных участки дорог и ставить знаки, снижающие скорость. Одни проекты локальны, другие глобальны и так далее. И почти все требуют знания английского языка, хотя и существуют только российские проекты.

Участвовать в исследованиях можно по-разному: просто отправлять фото и видео, обрабатывать на своем компьютере статистические данные, классифицировать и оценивать изображения, пользуясь предоставляемыми определителями, разбирать архивы. В некоторых случаях нужны базовые знания физики, математики или биологии, иногда не нужно и этого — а нужно быть внимательным и уметь пользоваться компьютером.

Какие бывают проекты

Первым проектом гражданской науки стал SETI@Home при Университете Беркли, который использовал время простоя домашних компьютеров миллионов участников для поиска внеземной жизни: подключившись к проекту, вы давали возможность использовать ресурс вашего компьютера, когда он не был вам нужен. Такие проекты называются «распределенными вычислениями». Позже появились Stardust@home, Galaxy Zoo и Einstein@Home (который предназначен для проверки гипотезы Эйнштейна о гравитационных волнах, а теперь еще и ищет пульсары).

Galaxy Zoo, начавший работу в 2007 году, стал очень популярен: за несколько месяцев волонтёры классифицировали 900 000 галактик — это пятилетняя работа нескольких ученых

Но распределенными вычислениями совсем не ограничивается возможность участия в научных проектах. Есть несколько сайтов гражданской науки, где можно выбрать себе проект по вкусу, интересам и возможностям.

Английская страница «Википедии», которая регулярно обновляется, содержит список действующих в настоящее время проектов, их сейчас примерно около сотни. Там указаны и тематика, и из каких стран требуются добровольцы.

К примеру, гражданских ученых приглашает участвовать в своих проектах NASA: они предлагают изучать популяции пингвинов и вспышки на Солнце, оползни, дождевые леса, искать коричневых карликов (это тип звезд), планеты и различные космические объекты.

Galaxy Zoo, «Галактический зоопарк», — это объединение гражданских научных проектов в области астрономии и климатологии. Расскажем подробнее.

1. Астрономия

Астрономические наблюдения и обработка данных — самое развитое направление гражданской науки. «Галактический зоопарк «Хаббла»» классифицирует сотни тысяч галактик по снимкам, сделанным при помощи космического телескопа «Хаббл». Участникам высылают определитель типов галактик, а дальше идут отправлять какое-то количество снимков звездного неба. Вам предстоит присваивать объектам на снимках типы галактик: спиральные, двойные и т. п. Каждый объект квалифицируют несколько исследователей, чтобы избежать ошибки, а потом компьютер анализирует ответы и присваивает объектам классификацию. Распознавание образов — задача, в которой компьютер пока проигрывает человеку. Создатели проекта говорят, что работа пользователей по разметке изображений полезна не только в астрономии, но и как база данных для обучения нейросетей.

«Галактический зоопарк: охота на сверхновые»: тут, так же как с галактиками, только классифицируем сверхновые. Проект «Лунный зоопарк» изучает Луну по данным орбитального лунного зонда, «Охотники за планетами» ищут экзопланеты, а проект «Млечный Путь» обрабатывает данные телескопа «Спитцер». «Охотники за льдом» изучают пояс Койпера для выбора цели межпланетного зонда «Новые горизонты». А представьте, что нужный объект обнаружите именно вы? Существует проект «Звездная пыль» Университета Беркли, и добровольцам предлагается исследовать межзвездную пыль. Если вы грезите Марсом, вам в проект Planet Four про четвертую от Солнца планету. По фото поверхности Марса необходимо идентифицировать детали рельефа — так вы строите карту планеты, по которой потом поедут планетолеты Илона Маска.

Интересный проект — «Картирование исторического неба», совместно с Webster Institute. В задачи проекта входит соотнести объекты (созвездия и звезды) звездных атласов из коллекции чикагского планетария Адлер с наблюдаемыми сегодня звездными телами. Галактики все время вращаются, и на средневековых атласах известные нам сегодня созвездия могли выглядеть чуть иначе.

Один из известных проектов — Planethunters. Гражданские ученые, участвующие в нем, обрабатывают снимки космического телескопа «Кеплер». Телескоп наблюдает примерно за 150 тысячами систем в автоматическом режиме, и человек лучше справляется с анализом полученных изображений.

По-другому работают проекты SkyNet и CRAYFIS: они требуют установки на телефон своего приложения. SkyNet объединяет мощности телефонов в покое для объединения в суперкомпьютер, анализирующий волновое реликтовое излучение. CRAYFIS превращает телефон в детектор космических излучений. Это ваш шанс опубликоваться в научной статье об астрономии.

2. Климатология

Есть интересный проект и в климатологии, «Старая погода» (Old Weather). Добровольцы изучают старые корабельные журналы, выписывая данные о погоде — самые старые метеорологические наблюдения. Это поможет понять, как менялся климат в последние столетия.

3. Биология

Самый популярный биологический проект гражданской науки — FoldIt. Это компьютерная игра, в которой надо решать головоломки. Решая их, вы предлагаете оптимальную структуру молекул белка в клетке. У проекта уже 4 серьезных открытия. Тот же принцип использует нейробиологический проект EyeWire, который исследует мозг человека.

В проекте по изучению ЖКТ приняли участие 10 000 добровольцев — это крупнейшая в мире база данных о микробиоме человеческого кишечника

Проект Genographic изучает генофонд человечества. Вы можете сдать ДНК и отправить анализ в лабораторию. Так расследуются пути миграции человечества и распространение тех или иных генов.

Орнитологи выпускают приложения, с помощью которых можно записывать голоса птиц и делать их фотографии — и отправлять данные для анализа.

Гражданская наука в России

Добровольцы и любители науки из России участвуют и в международных, и в российских проектах; проблема в том, что российских проектов не так много.

«Союз охраны птиц России» проводит акции «Соловьиные вечера», «Серая шейка» и призывает в дни наблюдений за птицами собирать всю информацию о них. Есть даже российское приложение Bird Record (мы о нем писали), с помощью которого можно собирать и отправлять информацию.

В проекте «Дельфинология» во время туров наблюдения за китами нас призывают собирать данные о китообразных — это что-то среднее между туризмом и полевой работой биологов.

Как видите, возможностей много, и выбрать есть из чего. Так что регистрируйтесь и начинайте двигать науку вперед.

Источник: mel.fm

Как вернуть науку в университеты

Университеты не успевают за жизнью: пока пишется учебник, его содержимое успевает устареть. Как найти баланс между фундаментальным образованием и преподаванием насущных прикладных навыков? О новой модели технического образования рассуждает Виктор Никитин, директор научно-образовательных программ Parallels.

15.09.2020 16:00, Виктор Никитин, edutainme.ru

Что общего у самодельного самолета и Википедии

Или плюсы и минусы народной энциклопедии

Наверное, нет человека, который не обращался бы к Википедии или хотя бы не слышал о ней. Об особенностях этого огромного хранилища информации говорит автор книги «Организованный ум» нейробиолог Дэниел Левитин. Для начала — история о самодельном самолете.

14.09.2020 16:00, Антон Бахарев, blog.mann-ivanov-ferber.ru

Почему Википедия превосходит остальные энциклопедии

История, факты и статьи

«Википедия» — это Интернет-энциклопедия, статьи для которой может написать любой человек, имеющий доступ к Сети. Сегодня эта энциклопедия, появившаяся благодаря коллективному труду добровольных энциклопедистов-любителей, насчитывает более черырех миллионов статей более чем на 130 языках, включая такие экзотические, как эсперанто или латынь. «Википедия» является общедоступной и свободно распространяемой энциклопедией. Днем рождения «Википедии» считается 15 января 2001 года — именно в этот день начал работать первый вариант сайта Интернет-энциклопедии.

13.09.2020 16:00, yandex.ru

Как Википедия выращивает армию «фактчекеров» для борьбы с фейковыми новостями

Онлайн энциклопедия занимается проверкой фактов в интернете уже более 15 лет. Теперь она хочет открыть свое скептическое видение массам.

07.09.2020 16:00, Джаред Келлер , rb.ru

Университет в изгнании

Как советская наука оказалась в эмиграции

Хотя после революции из России уехали миллионы, самая большая волна эмиграции пришлась все-таки на 1895–1915 годы, отмечает в предисловии к книге «Люди мира. Русское научное зарубежье» ее редактор Дмитрий Баюк. Поэтому он не исключает, что власть большевиков могла быть не причиной, а только следствием вытеснения интеллектуальной элиты из страны. В сборник издательства «Альпина нон-фикшн» вошли истории известных на Западе российских ученых и инженеров, которых в России часто пытались забыть. T&P опубликовали главу об эмиграции до, во время и сразу после Второй мировой войны: как спасались от «настигающей родины», если государственные границы постоянно менялись, откуда были первые гранты и где появлялись первые российские академические диаспоры.

05.09.2020 19:00, theoryandpractice.ru

У истоков «дома на Моховой»

Выдающиеся преподаватели факультета журналистики МГУ

Московский государственный университет всегда славился своим преподавательским составом. В истории факультета журналистики также немало выдающихся людей, внесших существенный вклад в науку. Рассказываем о женщинах-преподавателях, создавших систему журналистского образования, существующую до сих пор.

31.05.2020 20:00, Наталья Доброва, Алина Сотова

Национальные энциклопедии

Как развиваются региональные вкладки «Википедии» на национальных языках

Вряд ли найдется хоть один интернет-пользователь, который никогда не заглядывал в «Википедию». Однако большинство людей плохо представляют себе процесс работы этого ресурса. Тем временем над свободной энциклопедией ежедневно трудятся сотни тысяч участников по всему миру, которые делают это из личных представлений о необходимости распространения знаний. О том, как поддерживать мощности проекта силами всего пяти участников, можно ли сохранить языковую идентичность региона благодаря «Википедии» и почему стоит тратить время и силы на написание энциклопедических статей, мы поговорили с представителями викимедийного движения на языках народов России.

30.05.2020 16:02, Дарья Рязанова

Проявить свой талант — легко!

Конкурсы НП «Викимедиа РУ» как возможность реализовать творческий потенциал

Сообщество «Википедии» не ограничивается только статьями. Ежегодно на вики-площадках проводятся различные тематические конкурсы, в рамках которых каждый может создать авторский материал или опубликовать свои фотографии и иллюстрации. Разбираемся, какие запоминающиеся конкурсы уже прошли, а в каких все еще можно принять участие.

28.05.2020 16:00, Мария Коновалова, Алина Сотова

«Википедия» в учебном процессе в университетах России

Как свободная энциклопедия участвует в образовании

Каждому студенту необходимо уметь грамотно выражать свои мысли и проверять факты. Интересно, что эти навыки учащийся может получить при написании статей для «Википедии». Однако до сих пор в отношении вики-проектов в образовательной среде существует ряд стереотипов. Эксперты рассказали, каким из них можно не верить, что отличает «Википедию» от классических энциклопедий и какие преимущества может дать работа с ресурсом.

26.05.2020 16:53, Мария Коновалова

Достижения страны — это ее люди

«Википедия» уже давно является самой популярной свободной энциклопедией в мире. При этом участники глобального ресурса продолжают воплощать в жизнь все новые инициативы. Так, сейчас НП «Викимедиа РУ» работает над проектом «Выпускники и наставники университетов России». Чему посвящен проект и каковы его результаты — в нашем материале.

25.05.2020 16:00, Сона Рустамова, Алина Сотова