29 ноябряВоскресенье

Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование

Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России
Лада Бакал, mel.fm   суббота, 12 сентября 2020 года, 16:00

Как обычные люди помогают науке (и вы тоже можете)
Просто найдём галактику

Знаете, что вы — да, вы, я и другие самые обычные люди — можем делать для человечества в свободную минуту? Развивать науку. Да, именно так: сегодня науке нужны добровольцы-любители, чтобы классифицировать галактики, искать планеты и сверхновые, участвовать в нейробиологических исследованиях, массовых наблюдениях за птицами, животными, растениями, климатом.

Что такое гражданская наука

В 2014 году в Оксфордском словаре появилось понятие «гражданская наука» — оно подразумевает ученых-любителей, волонтеров, да и всю добровольную помощь неспециалистов.

На протяжении веков люди не всегда занимались наукой профессионально: писатель Владимир Набоков изучал бабочек, врач Эжен Дюбуа увлекался любительской археологией и нашел один из самых знаменитых черепов — питекантропа, президент Бенджамин Франклин изучал физику, а любитель истории Генрих Шлиман раскопал Трою.

«Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц и в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается орнитологом».

Чарльз Дарвин

Любительские коллекции составляли основу собраний музеев насекомых и растений, дилетанты-астрономы открывали кометы и даже галактики, так что тренд этот давний, а вот массовость явления — действительно нечто новое. Гражданская наука и гражданские ученые могут, верят энтузиасты, сделать науку демократичной, чтобы об открытиях узнавали не только из публикаций, но и сами участники исследований чувствовали причастность к происходящему — ведь их именами называют открытые планеты, а имена попадают в научные публикации. А научные институты при этом получают дополнительную возможность сбора и анализа данных — большой и бесплатный ресурс. Некоторые программы разработаны специально для школьников — и с точки зрения вложения в будущее это по-настоящему важно: за последние 20 лет в научных проектах приняли участие десятки миллионов непрофессионалов.

Надо сказать спасибо технологиям и доступу к научной информации. Интернет и гаджеты — планшеты, телефоны с фото- и видеокамерами — сделали сбор данных делом гораздо более легким. И главное — наука становится популярной.

Некоторые проекты просят установить на телефон специальные приложения для сбора данных (мы писали о приложениях для наблюдения за птицами и определителях растений), другие просят отправлять фото и видео через специальные сервисы: например, в Австралии фото очевидцев и исследователей, которые зафиксировали случай гибели животного на дороге в результате автомобильной аварии, помогают ученым определять опасные для животных участки дорог и ставить знаки, снижающие скорость. Одни проекты локальны, другие глобальны и так далее. И почти все требуют знания английского языка, хотя и существуют только российские проекты.

Участвовать в исследованиях можно по-разному: просто отправлять фото и видео, обрабатывать на своем компьютере статистические данные, классифицировать и оценивать изображения, пользуясь предоставляемыми определителями, разбирать архивы. В некоторых случаях нужны базовые знания физики, математики или биологии, иногда не нужно и этого — а нужно быть внимательным и уметь пользоваться компьютером.

Какие бывают проекты

Первым проектом гражданской науки стал SETI@Home при Университете Беркли, который использовал время простоя домашних компьютеров миллионов участников для поиска внеземной жизни: подключившись к проекту, вы давали возможность использовать ресурс вашего компьютера, когда он не был вам нужен. Такие проекты называются «распределенными вычислениями». Позже появились Stardust@home, Galaxy Zoo и Einstein@Home (который предназначен для проверки гипотезы Эйнштейна о гравитационных волнах, а теперь еще и ищет пульсары).

Galaxy Zoo, начавший работу в 2007 году, стал очень популярен: за несколько месяцев волонтёры классифицировали 900 000 галактик — это пятилетняя работа нескольких ученых

Но распределенными вычислениями совсем не ограничивается возможность участия в научных проектах. Есть несколько сайтов гражданской науки, где можно выбрать себе проект по вкусу, интересам и возможностям.

Английская страница «Википедии», которая регулярно обновляется, содержит список действующих в настоящее время проектов, их сейчас примерно около сотни. Там указаны и тематика, и из каких стран требуются добровольцы.

К примеру, гражданских ученых приглашает участвовать в своих проектах NASA: они предлагают изучать популяции пингвинов и вспышки на Солнце, оползни, дождевые леса, искать коричневых карликов (это тип звезд), планеты и различные космические объекты.

Galaxy Zoo, «Галактический зоопарк», — это объединение гражданских научных проектов в области астрономии и климатологии. Расскажем подробнее.

1. Астрономия

Астрономические наблюдения и обработка данных — самое развитое направление гражданской науки. «Галактический зоопарк «Хаббла»» классифицирует сотни тысяч галактик по снимкам, сделанным при помощи космического телескопа «Хаббл». Участникам высылают определитель типов галактик, а дальше идут отправлять какое-то количество снимков звездного неба. Вам предстоит присваивать объектам на снимках типы галактик: спиральные, двойные и т. п. Каждый объект квалифицируют несколько исследователей, чтобы избежать ошибки, а потом компьютер анализирует ответы и присваивает объектам классификацию. Распознавание образов — задача, в которой компьютер пока проигрывает человеку. Создатели проекта говорят, что работа пользователей по разметке изображений полезна не только в астрономии, но и как база данных для обучения нейросетей.

«Галактический зоопарк: охота на сверхновые»: тут, так же как с галактиками, только классифицируем сверхновые. Проект «Лунный зоопарк» изучает Луну по данным орбитального лунного зонда, «Охотники за планетами» ищут экзопланеты, а проект «Млечный Путь» обрабатывает данные телескопа «Спитцер». «Охотники за льдом» изучают пояс Койпера для выбора цели межпланетного зонда «Новые горизонты». А представьте, что нужный объект обнаружите именно вы? Существует проект «Звездная пыль» Университета Беркли, и добровольцам предлагается исследовать межзвездную пыль. Если вы грезите Марсом, вам в проект Planet Four про четвертую от Солнца планету. По фото поверхности Марса необходимо идентифицировать детали рельефа — так вы строите карту планеты, по которой потом поедут планетолеты Илона Маска.

Интересный проект — «Картирование исторического неба», совместно с Webster Institute. В задачи проекта входит соотнести объекты (созвездия и звезды) звездных атласов из коллекции чикагского планетария Адлер с наблюдаемыми сегодня звездными телами. Галактики все время вращаются, и на средневековых атласах известные нам сегодня созвездия могли выглядеть чуть иначе.

Один из известных проектов — Planethunters. Гражданские ученые, участвующие в нем, обрабатывают снимки космического телескопа «Кеплер». Телескоп наблюдает примерно за 150 тысячами систем в автоматическом режиме, и человек лучше справляется с анализом полученных изображений.

По-другому работают проекты SkyNet и CRAYFIS: они требуют установки на телефон своего приложения. SkyNet объединяет мощности телефонов в покое для объединения в суперкомпьютер, анализирующий волновое реликтовое излучение. CRAYFIS превращает телефон в детектор космических излучений. Это ваш шанс опубликоваться в научной статье об астрономии.

2. Климатология

Есть интересный проект и в климатологии, «Старая погода» (Old Weather). Добровольцы изучают старые корабельные журналы, выписывая данные о погоде — самые старые метеорологические наблюдения. Это поможет понять, как менялся климат в последние столетия.

3. Биология

Самый популярный биологический проект гражданской науки — FoldIt. Это компьютерная игра, в которой надо решать головоломки. Решая их, вы предлагаете оптимальную структуру молекул белка в клетке. У проекта уже 4 серьезных открытия. Тот же принцип использует нейробиологический проект EyeWire, который исследует мозг человека.

В проекте по изучению ЖКТ приняли участие 10 000 добровольцев — это крупнейшая в мире база данных о микробиоме человеческого кишечника

Проект Genographic изучает генофонд человечества. Вы можете сдать ДНК и отправить анализ в лабораторию. Так расследуются пути миграции человечества и распространение тех или иных генов.

Орнитологи выпускают приложения, с помощью которых можно записывать голоса птиц и делать их фотографии — и отправлять данные для анализа.

Гражданская наука в России

Добровольцы и любители науки из России участвуют и в международных, и в российских проектах; проблема в том, что российских проектов не так много.

«Союз охраны птиц России» проводит акции «Соловьиные вечера», «Серая шейка» и призывает в дни наблюдений за птицами собирать всю информацию о них. Есть даже российское приложение Bird Record (мы о нем писали), с помощью которого можно собирать и отправлять информацию.

В проекте «Дельфинология» во время туров наблюдения за китами нас призывают собирать данные о китообразных — это что-то среднее между туризмом и полевой работой биологов.

Как видите, возможностей много, и выбрать есть из чего. Так что регистрируйтесь и начинайте двигать науку вперед.

Источник: mel.fm

Азбука, справочник, словарь

«Википедия» в учебном процессе зарубежных вузов

«Википедия» уже давно стала самой популярной всемирной энциклопедией. «Часкор» поговорил с преподавателями зарубежных университетов и узнал, как они относятся к использованию «Википедии» в своей работе и в учебном процессе в целом.

29.11.2020 16:00, Екатерина Ковылялина, Анастасия Аксенова

«Википедия» ищет таланты

Главные конкурсы осени-зимы 2020 года

НП «Викимедиа РУ» ежегодно проводит различные тематические конкурсы. Любой желающий может принять участие и проявить таланты в разных сферах: от навыков письма и перевода до создания уникальных иллюстраций. Разбираемся, в каких конкурсах можно поучаствовать до конца года.

28.11.2020 16:00, Ирина Хан

По ту сторону «Википедии»

Кто пишет статьи для интернет-энциклопедии и при чем тут студенты

«Википедия» — один из самых популярных интернет-ресурсов, за помощью к которому обращаются люди со всего мира. Однако далеко немногие знают, кто же размещает здесь полезные материалы. Оказывается, тысячи студентов по всей России регулярно работают с энциклопедией. Мы обратились к учащимся различных российских вузов, чтобы узнать, насколько они увлечены процессом написания и редактуры статей, а также какие сложности могут ожидать на этом пути.

26.11.2020 19:00, Кристина Седнева

«Многие студенты ежедневно читают статьи «Википедии», и им даже в голову не приходит, что они могут приносить пользу»

Интервью с исполнительным директором «Викимедиа РУ» Станиславом Козловским

«Викимедиа РУ» — чрезвычайно многогранная система. Например, «Википедия» славится вовлеченностью студентов разных вузов в создание и редактирование материалов, а также конкурсами, где каждый может проявить свой талант в должной мере. Мы поговорили со Станиславом Козловским, исполнительным директором «Викимедиа РУ», о дальнейшем развитии движения и недавно завершенных проектах.

24.11.2020 16:00, Дарья Пегушина

«Погружаться в курс будем со страховкой»

МГУ проводит МФК «Введение в Википедию»

Этой осенью факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ представил МФК «Введение в Википедию» для всех студентов университета. На курсе учащиеся знакомятся с принципами работы свободной энциклопедии, узнают обо всех ее возможностях и функциях, а также могут внести свой вклад в развитие ресурса. О целях курса, сотрудничестве с «Википедией» и грядущих планах рассказали лекторы программы — замдекана ВМК Гуляев Анатолий Викторович и ведущий программист ВМК Раевский Евгений Наумович.

23.11.2020 19:00, Валерия Ягодкина

17 лет с «Википедией»

Интервью с директором НП «Викимедиа РУ» Владимиром Медейко

«Википедию», пожалуй, знает каждый, но не все понимают, кто организовывает ее работу, пишет материалы и привлекает новых участников. Владимир Медейко, директор НП «Викимедиа РУ», рассказал о начале участия в вики-движении, социальной значимости проектов и новых горизонтах.

22.11.2020 19:00, Дарья Пегушина

«Именно студенты в силах сохранить наследие своего вуза»

Интервью с Дмитрием Жуковым, членом некоммерческого партнерства «Викимедиа РУ»

Деятельность вики-проектов затрагивает совершенно разные аспекты. Это и свободное распространение информации на просторах интернета, и лоббирование законопроектов в сфере авторского права, и передача знаний об истории страны и великих людях молодому поколению. Мы поговорили с членом НП «Викимедиа РУ» о специфике русского вики-движения, финансировании и реализации проекта «Выпускники и наставники России».

17.11.2020 19:00, Дарья Пегушина

«Мне бы хотелось, чтобы люди доверяли информации из свободной энциклопедии и стремились к получению новых знаний»

Интервью с Анатолием Цапенко, членом некоммерческого партнерства «Викимедиа РУ»

Жизнь вики-движения очень разнообразна. Это не только написание статей для свободной энциклопедии, но и организация выездных мероприятий и тематических конкурсов, а также постоянное взаимодействие с волонтерами, участвующими в проекте. «Часкор» публикует серию интервью с опытными участниками движения, которые прошли долгий путь от случайного знакомства с вики-проектами до администрирования одного из крупнейших отделений Wikimedia Foundation.

16.11.2020 16:00, Дарья Пегушина

Российские ученые и лучшие статьи о них

Редакция «Часкора» представляет самые интересные материалы конкурса от «Викимедиа РУ»

Конкурс «Выпускники и наставники России 2020» позволил авторам проявить свой талант и создать огромное количество биографических статей для «Википедии». Все материалы посвящены выдающимся наставникам и выпускникам высших учебных заведений России, людям, которые сделали большой вклад в культурное развитие нашей страны. Мы изучили опубликованные статьи и выбрали те из них, что точно не оставят читателя равнодушным.

05.11.2020 13:44, Ирина Хан

Викитека — библиотека Википедии

Что из себя представляет проект свободной энциклопедии

Викитека — это электронная библиотека произведений, находящихся в общественном достоянии, то есть не отягощенных авторскими правами тех или иных лиц. Иными словами, — свободная электронная библиотека. В этом материале рассказываем о том, как она работает, как загрузить произведение и как пользоваться.

03.10.2020 16:00, Открытая_библиотека