Подписаться на обновления
20 мартаСреда

usd цб 64.3167

eur цб 72.9995

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Артур Вельф   пятница, 2 декабря 2011 года, 09:13

Как научить чиновников нас облизывать
Клиентоориентированные госслужащие — миф или реальность?


//ИТАР-ТАСС
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Давайте представим, что прошли реально свободные и независимые выборы. В стране, несомненно, изменится многое, однако все эти изменения будут высокоуровневыми. «На земле», где граждане реально взаимодействуют с государством, все останется так же, как и раньше — чиновники по-прежнему будут пренебрежительно обращаться с «просителями».

Они по-прежнему будут давать понять, что «вас много, а я одна» и по-прежнему будут считать, что оказывают нам одолжение, выполняя свои должностные обязанности. Потому что если даже в результате выборов к власти придут самые лучшие люди, они не смогут заменить всех чиновников на более клиентоориентированных людей — их попросту нет в таких количествах в стране, испорченной десятилетиями советской власти.

Так можно ли сделать сервис, предоставляемый государством классным? Можно ли добиться того, чтобы чиновники, оформляющие нам паспорта и загранпаспорта, снимающие и ставящие на учет наши автомобили и т.д. делали все, чтобы нам понравился этот сервис? Скажете, в России это невозможно? На мой взгляд, решение этой задачи существует. Однако перед этим необходимо запастись немного терпением и определиться с базовыми понятиями: что следует понимать под «качественным сервисом», и как это качество можно измерять.

Что такое «качественный сервис»?

Какая машина является «классной»? Если вы зададите этот вопрос разным людям, то получите разные ответы — для кого-то «классными» будут «Жигули», а кто-то и на «Мерседес» будет ворчать, что он «уже не тот». На самом деле ответ и прост, и сложен одновременно — для нас «классной» является та машина, которую мы воспринимаем таковой.

А что такое «классная работа»? Здесь опять же мы получим множество ответов — есть люди, для которых пост мелкого чиновника является пределом мечтаний, а есть люди, которые ни за что на свете на такую работу не пойдут. Соответственно, ответ будет таким же — для нас «классной» является та работа, которую мы воспринимаем таковой.

А что такое «классная компания, в акции которой следует инвестировать»? Если мы вспомним Enron, то поймем, что и здесь важно восприятие, а не то, что есть на самом деле: «классной» для инвесторов является та компания, которую они воспринимают как таковую.

Поэтому, возвращаясь к понятию «качество сервиса», необходимо констатировать: «классным» является тот сервис, который воспринимается людьми как «классный». С этим очень сложно смириться технократам, однако так оно и есть на самом деле — perception is reality, и важно не то, что подразумевалось поставщиком сервиса (пусть это даже более логично), а то, как это воспринял клиент.

Восприятие субъективно. Точка. Чтобы лучше понять этот тезис, посмотрите на рисунок ниже: клетки, маркированные буквами A и B — абсолютно одинакового цвета (если вас не убеждает правая часть рисунка, вы можете проверить это с помощью пипетки из Фотошопа, или же распечатать рисунок, вырезать квадраты, и положить их рядом друг с другом). Очевидно, что все люди, которым вы покажете этот рисунок, будут убеждены, что клетки А и В разного цвета, хотя фактически это не так. И люди поверят своим глазам, а не вашим объяснениям.




Как осуществлять контроль качества?

Как я уже писал, технократам, к сожалению, сложно ужиться с мыслью, что восприятие — это и есть реальность. Поэтому они стремятся максимально детально прописать стандарты качества, считая, что one size fits all, и, таким образом, подменяют понятие «контроль качества» понятием «контроль исполнения стандартов качества». Чтобы было более понятно, в чем разница, приведу пример.

Осенью, вдобавок к официальному сайту Правительства Москвы Mos.ru, где администрация отчитывается о проделанной работе, был запущен сайт Gorod.mos.ru. Задача нового портала – создать механизм «обратной связи» с горожанами и оперативно реагировать на локальные неполадки и недоделки, чтобы отслеживать работу чиновников на местах. Очевидно, что у власти нет возможности проверить всё самим сразу. Поэтому идеология проекта – это «народный аудит» в каждом квартале.

Представьте, что вы звоните в колл-центр компании, чтобы получить ответ на возникший у вас вопрос. Если у вас есть время и вам удобно говорить, то вы захотите получить максимально развернутый ответ на ваш вопрос. Если стандарты качества предусматривают предоставление как раз такого, максимально подробного и исчерпывающего ответа, то вы его получите, и будете довольны качеством предоставленного сервиса. Но если вы находитесь в зоне посадки в аэропорту, и вам нужно уже проходить в самолет, или же у вас на руках кричащий ребенок, то вы захотите получить максимально краткий и четкий ответ на свой вопрос. А если оператор колл-центра начнет вдаваться в детали, и объяснять гораздо более подробно, то это вызовет у вас лишь раздражение, и вы качеством предоставленного сервиса будете недовольны.

Как мы видим, один и тот же человек, получая одно и то же, но в разных контекстах, может в одном случае быть довольным предоставленным качеством сервиса, а в другом — нет. Именно поэтому максимально детальное прописывание стандартов качества и подмена понятия «качество» понятием «качество исполнения стандартов качества» не работают. К счастью, нас обслуживают не роботы, а живые люди, которые вполне способны по разным деталям определить контекст, в котором мы находимся, и предоставить нам такой сервис, которого мы ожидаем в данном контексте. Правда, если им это позволят стандарты качества компании, которые должны быть, но не как детальная инструкция, а как документ, определяющий принципы и границы. Кстати, «таинственные покупатели» измеряют не качество, а то самое «качество исполнения стандартов качества».

Но как же измерять настоящее качество? То самое, которое на самом деле является восприятием качества? Поскольку читать мысли еще никто не научился, то остается один вариант — спрашивать людей, получивших услугу, о том, как они воспринимают ее качество. Совокупность их ответов и даст вам представление о том, качественный ли сервис им предоставляется, или нет. Вы можете сказать, что это банальность, которая понятна и ежу, однако в США, например, опросили руководителей крупных компаний, и спросили, считают ли они, что их компания предоставляет потребителям качественный сервис. 80% ответили на этот вопрос утвердительно. Потом об этом же спросили потребителей этих компаний, и утвердительных ответов было всего лишь 8%.

При этом восприятие клиентами качества необходимо измерять на разных уровнях — на уровне обслуживания конкретным сотрудником, на уровне удовлетворения качеством конкретной услуги, и, наконец, на макроуровне — т.е. на уровне удовлетворения качеством работы организации в целом (кстати, выборы являются аналогом измерения восприятия качества именно на этом уровне). Для облегчения восприятия опять-таки приведу пример.

Представьте себе, что вы являетесь держателем кредитной карты какого-то банка, и пришли в его отделение решить возникшую у вас проблему. Вы можете быть довольным качеством взаимодействия с конкретным сотрудником, который из кожи вон лез, чтобы помочь вам решить вашу проблему, но если при этом постоянно зависал его компьютер, из-за чего вся процедура заняла неприлично много времени, или какие-то внутрибанковские правила так и не позволили сотруднику вам помочь, то качеством взаимодействия с банком в целом вы будете недовольны (отдавая, при этом, должное сотруднику, который ни в чем не виноват и изо всех сил пытался вам помочь). При этом вы еще являетесь потребителем услуги (кредитная карта), качеством которой в целом вы можете быть удовлетворены (беря в учет не только эту ситуацию, а весь опыт использования карты). Как мы видим, на разных уровнях у вас будет различное восприятие качества сервиса.

При этом, чтобы получить объективную картину, нужно задавать правильные вопросы (а не те вопросы, которые постоянно формулируют маркетологи, заинтересованные, как правило, в приукрашивании результатов). Например, чтобы узнать качество восприятия вами качества взаимодействия с сотрудником колл-центра, вам достаточно задать один простой вопрос: «Хотели бы вы, чтобы в следующий раз ваш звонок был переведен на этого же сотрудника?». Ваш ответ «да» или «нет» даст исчерпывающее представление о вашем восприятии качеством взаимодействия с данным конкретным сотрудником, которое будет включать в себя и ваше восприятие качества предоставленной информации, и желания сотрудника вам помочь, и любые другие моменты, которые важны для вас, как для клиента.

Как же мотивировать чиновников нас «облизывать»?

Вы дочитали до этого момента? Вау, поздравляю, вы очень терпеливый человек, поскольку сейчас я, наконец, перейду к конкретике, связанной с госуслугами.

Для доверия к органам власти, к чиновникам граждане хотят быть уверены, что решения, принимаемые ответственными лицами, учитывают их интересы. Граждане хотят быть уверены, что их мнение будет услышано. Гражданам необходимы механизмы общения с властью, открытые коммуникации. Граждане готовы многое делать самостоятельно, когда у их инициатив есть поддержка со стороны властей хотя бы на уровне «не мешать».

Однажды мой знакомый из Минэкономразвития грустно заметил, что, несмотря на все их усилия по развитию портала госуслуг, подавляющее большинство людей отзывается о нем негативно. В ответ на это Миша Беляев, участвовавший в беседе, справедливо заметил, что для людей не является самоцелью использование этого портала — им нужно получить конечную услугу. А после того, как люди, записавшись через их прекрасный портал, все равно приходят на прием к тому же хаму-гаишнику, что и люди, пришедшие не через портал, их негодование по поводу качества предоставленной услуги вполне объяснимо. Поэтому обсуждение перешло в плоскость «а что можно сделать, чтобы чиновники стали клиентоориентированными?».

Во-первых, необходимо начать оценивать качество предоставляемых чиновниками услуг на основе обратной связи от получателей услуги. Взять тот же портал госуслуг: все контакты людей, записавшихся на получение госуслуги известны, как известна и запланированная дата получения услуги. Что мешает на следующий день после оказания услуги обзвонить их получателей и задать им два вопроса: «Хотели бы вы, чтобы в следующий раз вас обслужил этот же специалист?» и «Оцените вероятность по шкале от 0 до 10, что вы порекомендуете своим друзьям и знакомым обратиться (например) в это же отдел ГИБДД?» (оценка вероятности рекомендации друзьям и знакомым позволяет получить более точные результаты, поскольку, рекомендуя что-то, человек понимает, что его рекомендация влияет на его собственную репутацию — более подробно об этой методике вы можете прочитать здесь)? Если в качестве пилотного проекта взять граждан, использующих портал госуслуг, то организовать от них получение обратной связи через ту же электронную почту, будет стоить вообще копейки.

Во-вторых, необходимо сделать так, чтобы поставленная получателями услуг оценка качества чиновников и их организаций, напрямую влияла на них. Я скептически отношусь к эффективности лозунгов о том, что «нужно быть клиентоориентированным» — люди делают не то, что им говорят, а то, за что им платят. Необходимо быть реалистами — в России культура предоставления сервиса находится на крайне низком уровне. Однако решение этой проблемы, на мой взгляд, существует, и я снова проиллюстрирую его примером.

Представьте себе, что мэр Москвы Собянин решил лично поставить на учет свой автомобиль, и пришел для этого в ГИБДД. Как вы думаете — будет ли он доволен качеством, с которым его обслужат? Ответ очевиден — гаишники сделают все, чтобы мэр остался доволен. А почему они изменят себе и все вдруг станут суперклиентоориентированными? Ответ также очевиден — потому что они воспринимают мэра как проверяющего, и, если он останется недовольным, то они вылетят со своей работы.

В странах бывшего СССР люди традиционно ориентированы на проверяющих, а не на клиентов (при этом всегда встает вопрос об объективности проверок, коррупциогенности проверок, а также о том, кто будет проверять самих проверяющих). Пытаться изменить это на уровне подсознания, на культурном уровне — задача, на мой взгляд, не одного десятилетия. Однако если нам нужно, чтобы чиновники были ориентированы на клиентов уже сейчас, то, может, стоит не бороться с ветряными мельницами, а просто превратить клиентов в проверяющих, чтобы фокус чиновников автоматически сместился на них? Нужно чтобы совокупная оценка клиентами качества предоставленного им сервиса автоматически вела к тем же последствиям для чиновников и их руководителей, что и оценка качества их работы тем же Собяниным.

Так что же — я предлагаю рассчитывать размер премии чиновников в зависимости от восприятия гражданами качества предоставленных ими услуг? Нет, поскольку необходимо учитывать реалии, в которых мы живем, и понимать, что у многих чиновников основу их дохода составляет не зарплата, не премия, а взятки, которые им позволяет брать занимаемая им должность. Поэтому я предлагаю привязывать оценку получателями госуслуг не к материальной мотивации, а к системе оценки госслужащего. Другими словами, в зависимости от оценки получателями госуслуг качества работы чиновника, должно быть принято решение — соответствует ли данный чиновник занимаемой должности, или же на его должность необходимо взять другого человека.

Такое решение, кстати, позволит не только сделать чиновников клиентоориентированными (за счет превращения клиентов в проверяющих), но и эффективно бороться с самым противным видом коррупции на низовом уровне — вымогательством взяток. Понятно, что полностью только этим решением коррупцию на низовом уровне не решишь, поскольку всегда найдутся люди, добровольно предлагающие чиновникам взятку для обхода установленных процедур (например, чтобы чиновник закрыл глаза на то, что не все необходимые документы имеются в наличии), но это и не является задачей данного решения. Важно, что чиновники перестанут вымогать «благодарность» у тех, кто не готов «благодарить», поскольку если они не перестанут этого делать, то через пару месяцев лишатся своих должностей, позволяющих брать взятки хотя бы с тех, кто готов их давать добровольно.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Проект «Активный гражданин», или как мэрия Москвы собирает информацию о горожанах

Сегодня – активный гражданин, завтра – лояльный властям избиратель

Зачем мэрия Москвы выделяет из бюджета десятки миллионов рублей на поддержку мобильного приложения и сайта «Активный гражданин», которым пользуются уже больше одного млн жителей столицы? Как выяснил Medialeaks, благодаря проекту горожане не только выбирают цвета заборов и решают, как назвать парк в спальном районе, но и рассматриваются мэрией как электорат мэра на следующих выборах.

02.04.2015 14:00, Дарья Бурлакова


Уволен главный архитектор Москвы

Кто ещё ответит за отсутствие инфраструктуры в новостройках?

На вчерашнем заседании «открытого правительства» Москвы прошли новые увольнения. Вице-мэр подтвердил решение о распространении практики обязательных велопарковок перед магазинами на территории «Большой Москвы». Главный архитектор города поплатился должностью за отсутствие детских садов, школ и поликлиник в Капотне. Прямую трансляцию смотрело 150 тысяч человек на канале «Москва 24» и 35 тысяч человек в сети Интернет.

24.01.2012 19:36, Иван Засурский


Довести до ума

Комментарии без премодерации, мобильное приложение, удобный интерфейс и другие идеи для gorod.mos.ru

«Частный корреспондент» попросил сотрудников кафедры Новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ протестировать и дать свою оценку новому начинанию мэрии Москвы – порталу «Наш город. Программа развития Москвы». По мнению экспертов, имеющийся на портале функционал пока не в полной мере решает заявленные городскими властями задачи по развитию Москвы.

26.12.2011 11:22, Мария Данина, Александр Шаляпин


Умный город

Сможет ли власть построить сервис?

Города – это уникальный способ организации большого пространства, без которого люди не могут жить и развиваться. В интернете должно быть создано то же самое – виртуальный двойник города будущего, в котором у каждого есть возможность мгновенно получить информацию о любом доме, услуге или сервисе в любое время...

08.12.2011 16:20, Юлия Эйдель






 
Москва 2.0

Новости

Перспективы открытой науки обсудили на международной конференции в Москве
25 апреля в рамках 7-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня - 2018: редакционная политика, открытый доступ, научные коммуникации» состоялась секция «Открытая наука и открытый доступ».
В Москве запретят продавать и пить алкоголь в дни ЧМ-2018
Мэрия Москвы собирается ограничить продажу алкоголя в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу, а также в дни перед матчами, сообщил замглавы департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы Кирилл Малышкин, пишет «Интерфакс».
В МЧС рекомендовали жителям Москвы не выходить на улицу
МЧС распространило предупреждение о том, что с вечера среды, 28 марта, и до утра четверга, 29 марта, в Москве и Московской области ожидаются неблагоприятные для рассеивания вредных примесей метеоусловия. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Коммунальные службы завалили снегом Тереховский пруд в парке ООПТ «Москворецкий»
Уже несколько недель вереницы КАМАЗов сваливают грязный снег на территории Природно-исторического парка «Москворецкий» в Мневниковской пойме.
В Москве открыли вторую кольцевую линию метро
В Москве 26 февраля открыли первый участок Большой кольцевой линии метро, сообщается на сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.

 

 

Мнения

Этери Чаландзия

Москва моя

Не все воспоминания приятны, не все пережитое повторимо, но родной город – это место силы, воспринимать его иначе – обесценивать свою жизнь

Мне всегда хочется признаться в любви родному городу, но, как назло, вечно что-то мешает. Только я проникнусь нежными чувствами к столице, как вдруг дворники принимаются по весне вымазывать ядовитой краской заборы, или без предупреждения снесут старый особняк, или меняется расписание мусоровозов, и грохочущий зловонный ужас въезжает во двор в пять утра. Или опять что-то новое придумают с городскими парковками и ищи-свищи по штрафстоянкам свою голубу, а то и вовсе в канун каких-нибудь праздников глубокой ночью не подъехать к дому. Стоишь в час ночи в безнадежной пробке и дивишься, ну что за город такой?..

Александр Борознов, архитектор, аналитик, публицист

Агломерация – мера разумности

География и политика против общественного согласия

Слово «агломерация» возникало при обсуждениях городских проблем и прежде. Однако регулярно и напористо оно стало звучать из уст власть предержащих только недавно и применительно к самой большой российской агломерации – Московской. Минрегион предлагается узаконить само понятие агломерации, подготовил проект «дорожной карты» по их развитию и выработке особого градостроительного порядка для городских группировок.

Антон Меркуров

Недетский Мир

Звено в цепи архитектурного вандализма

Жизнь в России примечательна тем, что никогда нельзя предсказать в какую отрасль занесет дальше. И до того, как ВТБ-Арена взялась за "реконструкцию" стадиона "Динамо", фасад которого украшали барельефы, сделанные моим прадедом Сергеем Меркуровым, я не предполагал что придеться погружаться в строительную документацию и понимать разницу между "памятником архитектуры" и "объектом охраны". Вслед за "Динамо", ВТБ принялся за легендарное здание Детского Мира на Лубянке. И тут опять задели за живое, пусть не за личное наследие, так за кусок детства.

Иван Бегтин, директор «Лаборатории интеллектуального анализа данных»

Город «в воздухе»

IT-эксперт по анализу данных – о новом московском портале gorod.mos.ru

Доступность информации о том, какие именно работы были запланированы по благоустройству дворовых территорий, – это неплохо, а если будет и другая информация — ещё лучше. Но когда органы власти не учитывают мнение горожан и создают отчетность в том, что удобно им, а не в том, что наиболее актуально для людей – это ошибка. Таким проектам необходима обратная связь с жителями города на всех этапах.

Александр Д. Медведев

Башня

Намедни мы на высотку загляделись. А теперь нам видна башня

Вы задумывались — место на шаре означается в градусах и в секундах. Такие разные понятья. А время и пространство — тоже и разное, и — одно. Наши жизни продвигаются в этой многомерной сфере, в космосе… Утлые, гордые… Послушайте, что скажу о вертикали и протяжении. Вот, к примеру, видный отовсюду образ Иглы.

Александр Д. Медведев

Высотка

Вот такой высоты, вот такой широты

Сколько у Москвы-матушки градусов северной широты — не сорок, а покрепче, и намного; сколь долготы восточной — то найдёте сами. А я вам иное скажу. Итак…

Сергей Таранов

Без Лужкова

Почему кепка не стала крышей

Наивно полагать, что отставка Лужкова — это итог политических споров Кремля со столичными властями. В процессе долгих и скандальных проводов мэра выяснилось, что у большинства сопричастных к процессу и в первую очередь у так называемых москвичей свои, личные счёты к градоначальнику. Они копились долгие двадцать лет. И президент Медведев — волей или неволей — лишь суммировал эти претензии. Попробую объяснить…

Юлия Макарова

Заметки из Бардо

Страна горячего копчения

Сейчас проявляются основные инстинкты человека: спасаться и спасать. У большинства — бежать, спасаться. Это нормально. Старики, дети и их матери должны покинуть зону катастрофы. У некоторых сильнее другой инстинкт — спасать. Это люди, которые тушат пожары (по долгу службы или добровольно), собирают еду и одежду для погорельцев.

Татьяна Щербина

О выживании

Стихии обнажают системный изъян современных обществ: эффективные действия возможны либо при монархии, либо при демократии

Москва стала жить как оккупированный город, где другая национальность — вражеское окружение, а исторически тут жили все и считали это в порядке вещей. Это новый и очень неприятный вид выживания. Но самый новый — выживание летом. Лето, которого всегда так ждали после долгих зим, в этом году превратилось в кошмар, конца которого ждут все, кто не живёт среди кондиционеров. А таких большинство.

Игорь Манцов

Любовница или мама?

Как я съездил, что я понял в Москве. Фаулз. Кафка. Каурисмяки. Василевский

Любовница она или мама? Трахать или заботливо целовать её мозолистые руки? Обкладывать трёхэтажным матом или прислушиваться к её советам? Мой личный опыт показывает, что никакого значения все эти вопросы уже не имеют.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Пропала табличка

Директор «Аптекарского огорода» рассказал о том, как потерялся вход в Сад

В среду 5-го ноября между 2 и 3 часами ночи сотрудники Административно-технической инспекции сняли вывеску на Главном входе в Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород». Основанием для действий чиновников стало предписание Департамента СМИ и рекламы №43-О02-771 об организации «демонтажа и перемещения информационных конструкций, не соответствующих требованиям утвержденной Архитектурно-художественной концепции по ул. Проспект Мира». Новость о происшествии появилась во многих ведущих СМИ, однако прояснить ситуацию до конца пока не удалось. Чтобы разобраться в этой истории, «Частный Корреспондент» поговорил с директором «Аптекарского огорода» Алексеем Ретеюмом.

Дмитрий Бертман: «Это намоленное русской сценой место…»

Руководитель «Геликон-оперы» рассказывает о ходе реконструкции театра и отвечает архитектурным критикам на их претензии

Повлияла ли на реконструкцию «Геликон-оперы» смена власти в Москве? Стройку на Большой Никитской мониторил Лужков, есть ли опасность, что «Геликон-опера» со своими проблемами может впасть в немилость у Собянина?

Борис Пастернак: «Мы уже живём не в том городе, который мы называем Москвой»

Архитектура взамен утраченной

Главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ) рассказал «Часкору» о прошлом и будущем Белокаменной, памятниках архитектуры, кругозоре чиновников и стаде загрустивших пингвинов.