Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   понедельник, 5 октября 2009 года, 17:11

Как нам обустроить современную музыку?
Заочный круглый стол композиторов. Курляндский. Невский. Раннев. Светличный. Филановский


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Зачем и для чего нужно слушать серьезную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной? Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?

Со стороны кажется, что современные композиторы, сочиняющие серьёзную и сложную музыку, самодостаточны. Они настолько погрязли в неудобоваримом авангарде, что забыли о слушателе.

Музыку Владимира Мартынова мало кто слышал. Для того чтобы услышать эту музыку, нужно приложить серьёзные усилия. Большее распространение получили идеи и публицистические выступления композитора, провозгласившего конец эпохи композиторов…

Но это нет. Важная музыкальная (а так же философская и даже антропологическая) работа не позволяет сочинителям, достаточно условно называемым авангардистами, идти на компромиссы. Отсюда — трагический разрыв между слушателями, с одной стороны, и с композиторами и исполнителями — с другой.

Когда даже самые продвинутые завсегдатаи концертных залов плохо ориентируются в том, что происходит на нынешней композиторской сцене.

Отсюда, кстати, и возникают достаточно спекулятивные теории о конце времени композиторов. О смерти писателей или художников никто и не помыслит, а о смерти привычной музыки — пожалуйста.

«Часкор» продолжает серию заочных круглых столов по самым разным вопросам культуры. Мы предложили высказаться современным и достаточно востребованным композиторам на темы самодостаточности и несамодостаточности нынешнего музыкального процесса.

И о том, что нужно сделать для того, чтобы приблизить эту музыку к потенциальным слушателям. Читатели «Часкора» приглашаются к выступлению в прениях после текста или же в нашем часкоровском комьюнити в «Живом журнале».

Дмитрий Курляндский, композитор

1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?

— Мне крайне сложно ответить на этот вопрос — я не испытываю ни малейшего дискомфорта, слушая «серьёзную авангардную музыку». Мало того, я воспринимаю эту музыку как непосредственное продолжение традиции профессиональной музыки — Бетховен и Лахенманн, Вагнер и Штокхаузен, Шуберт и Гризе, Моцарт и Кейдж кажутся мне взаимодополняющими, и это позволяет воспринимать музыкальный исторический процесс как единую живую материю. Возможно, для этого и нужно слушать много разной музыки.

2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?

— Это очень разные люди. Музыкантов среди них не больше половины. В основном это люди, которые согласятся с моим ответом на первый вопрос.

3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?

— Ровно настолько, насколько любое другое искусство.

4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?

— Очень просто. Создать центры современной музыки с собственными концертными залами и библиотекой в семи-восьми крупных городах, поддержать три существующих (Московский ансамбль современной музыки и Студия новой музыки в Москве, eNsemble в Петербурге) и создать новые специализированные музыкальные коллективы при каждом таком центре, возобновить практику госзаказа (например, как во Франции, где ежегодно на заказы композиторам выделяется порядка 750 тыс. евро), учредить систему грантов и стипендий композиторам на концертные и учебные поездки. Это позволит стать России одним из активнейших участников мирового культурного процесса, а не оставаться местом жительства талантливых одиночек. Ну и безусловно, реформировать образование. Российская новая музыка сегодня достаточно активно востребована мировой сценой, но все молодые композиторы полностью проигнорированы российской культурной системой и в лучшем случае являются нахлебниками зарубежных ансамблей, фондов и фестивалей.

5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?

— Очевидно, в случае решения вопросов, поставленных в предыдущем пункте.

Сергей Невский, композитор

1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?

— Человеку свойственно менять свои представления о прекрасном. Это касается и музыки. С XIV века в Европе появлялись трактаты, где композиторы и теоретики утверждали: раньше красивым считалось одно, а теперь это будет другое.

Эта линия непрерывна от Филиппа де Витри, написавшего в 1325 году трактат «Арс Нова», до сегодняшнего дня. Сегодня современная музыка — одно из возможных описаний того, как меняется мир, меняются наши представления о красоте.

2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?

— Любой человек, склонный к независимости восприятия и суждения. Хотя современная музыка происходит из академической традиции, академический бэкграунд для её восприятия совершенно не важен. В Берлине среди моих друзей, увлекающихся современной музыкой, есть люди, воспитанные на рок-фестивалях, панке и т.д. Да и у современных композиторов случаются очень неакадемические биографии.

3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?

Да, но эта ситуация сегодня меняется к лучшему, причём очень быстро.

4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?

— Слушатели и музыканты уже есть. Необходима мощная поддержка со стороны государства, как в Европе. Нужны региональные центры современной музыки, регулярная зарплата для двух-трёх уже существующих ансамблей по её исполнению, система заказов для композиторов, библиотеки для музыкантов, специальные просветительские концерты для неподготовленной публики, как в Европе.

Сегодня огромное количество проектов в российской провинции делается на энтузиазме. Ситуацию можно изменить, просто поддержав на федеральном уровне уже существующие инициативы.

5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?

— См. пункт 4.

Владимир Раннев, композитор

1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?

— Нет никаких особенных нужд, ради которых её требуется слушать. Это излишество, которое «быстрые разумом» себе позволяют. Без этой музыки, раз уж она излишество, можно, конечно, обойтись. Но жизнь тогда потеряет в цвете и вкусе, а главное — в разпознаваемости в ней происходящего.

2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?

Колонки Виктора Топорова вызывают бурю эмоций. Обвинения на него сыплются как из рога изобилия. Но правы ли его хулители? А те, кто дают скандалисту трибуну, — какой с них спрос? Чтобы разобраться в спорном явлении, «Часкор» предложил критикам и писателям, известным независимостью суждений, высказаться по поводу творчества питерского зоила…

— Очень странные люди, городские сумасшедшие. К сожалению, слушать такую музыку или хотя бы просто «быть в курсе» не входит в меню продвинутого человека. Скажем, если вы не знаете Хёрста или Кулика, значит вы тёмный. А если вы не знаете Эринга или Кнайфеля — это ничего не значит.

Но есть одно правило: если умный и с ушами человек говорит вам, что он устал от некомфортной музыки, значит он устал вообще.

3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?

Нет, в гетто заключают извне, это акт насилия. А серьёзная музыка, когда она не жертва насилия (формализм, entartete Kunst), всегда достойна своей участи, какой бы она ни была. В том числе завидной.

4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов? — Расширить невозможно, это объективный процесс, «должна измениться вся страна в целом», как сказал тут Десятников про риски с XX и XXI веками в репертуарном планировании Большого. А создать условия для расширения — возможно. Необходимо практиковать серьёзную музыку как часть современного искусства с соответствующими формами существования… (Начинается фантазирование, то есть перетекаю в следующий вопрос.)

5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?

— …то есть в идеале — как в Германии: небольшие коллективы, привязанные к небольшим залам-базам, с худруком-куратором. Внешне напоминает галерейное дело. Но есть тут одно трагическое отличие — современная академическая музыка нерентабельна, её не продашь на фестивалях, как картины и поделки на арт-ярмарках. Её продукция — не продукт, то есть не вещь и не «движимость», а какая-то нетоварная «летучесть». На тиражах тоже не разгонишься. Так что это искусство, нужно признать, не может быть независимым. А композиторам и исполнителям приходится оглядываться по сторонам — иметь дело с чиновниками или спонсорами (институциями или частными благожелателями). Правило тут такое: чем больше потенциальных источников финансирования, тем меньше зависимость от каждого из них. Отсюда рецепт: идеальная ситуация бытования серьёзной музыки — это длинный список возможных источников финансирования, фондов, грантов, стипендий и т.д. И здоровая конкурентная среда вокруг них.

Антон Светличный, композитор

1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?

— Музыка слушается для развлечения — всегда. (Хотя создаётся не всегда.) Вместе с тем развлекаться можно по-разному. Диван с телевизором или пиво с барной стойкой — формы досуга нетребовательные и потому широко распространённые. Напротив, сплав по горным рекам, альпинизм или прыжки с парашютом (а также роллеркостеры, фильмы ужасов, rope-jumping, бодибилдинг и БДСМ) — не самые комфортные развлечения на свете и потому распространены гораздо меньше, однако их право на существование, кажется, ни у кого сомнений не вызывает. Авангардной музыке в этом смысле просто меньше повезло. Так что ваш вопрос фактически эквивалентен вопросу «Зачем лезть к чёрту на рога с риском для жизни, когда можно сидеть дома в тепле?» — короче говоря, вопросу о мотивации.

Ответ на все эти вопросы один: понятие комфорта многосоставно. Альпинист, которому на вершине холодно и нечем дышать, гордится умением преодолеть обстоятельства, испытывает прилив адреналина и многое другое — тут, в общем, лучше спросить у альпинистов. Акустический дискомфорт при слушании авангарда запросто компенсируется комфортом психологическим, познавательным, коммуникативным и т.д., причём компенсируется настолько, что совсем перестаёт ощущаться как дискомфорт. По-видимому, в психике человека спрятаны мощные компенсаторные механизмы, которые не желают простаивать. А поскольку в благоустроенной среде им особо негде проявиться, приходится изобретать разного рода девиантные практики, тренажёры для неразработанных психических мышц. Слушание авангарда — один из таких тренажёров, только и всего.

2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?

— Это очень важный вопрос. Отвечать на него общими фразами бессмысленно, а соответствующая статистика мне неизвестна. Когда-то я спрашивал Филановского про социальный состав публики Пифийских игр, но не помню, что он мне ответил. По моим наблюдениям, это (на данный момент и в России, по другим местам недостаточно данных) скорее молодые люди, жители крупных городов, критически настроенные к миру вокруг (но их отношение к религии и политике мне пока неясно — предполагаю преимущественно равнодушие к тому и другому либо, во всяком случае, отрицание официальных институтов), часто имеющие отношение к творческим профессиям (короче, хипстеры) либо к тем или иным субкультурам (от клубных до альтернативных), активные пользователи интернета. Плюс некая важная граница проходит по отношению к эстетике. У кого на первом месте «красота» (и сопутствующие ей, как правило, «духовность», «традиции» и всё такое), тот авангард с его неклассической эстетикой, как правило, не воспринимает. У кого место красоты занимает выразительность или смысл — у того есть шансы.

3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?

Нет, потому что метафора «гетто» имплицитно подразумевает иерархию территорий, а сейчас музыка распадается на всё более мелкие субкультуры, ни одна из которых не в состоянии претендовать на статус центра. Это первое.

И второе: если под «профессионалом» понимать человека с образованием, то это утверждение неверно даже фактически (слушатели-немузыканты у авангарда есть, сколько их от общего числа, я судить не берусь). Кроме того, Хельмут Эринг или Сальваторе Шьяррино композиции особо не учились, но в среде авангардистов сейчас весьма влиятельны — считать их профессионалами или нет? Если же «профессионал» — это тот, кто хорошо разбирается в музыке и понимает её (хотя и не обязательно имеет диплом о формальном образовании), то этак у нас практически любая музыка окажется заключена в профессиональном гетто; сейчас, в общем, и «Битлз» за пределами главных хитов мало кто знает.

4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?

— Увеличивать число людей, статистически подходящих (см. вопрос 2), и предоставлять им информацию.

5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?

— Честно говоря, затрудняюсь ответить. А как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки во Франции или Германии?

Борис Филановский, композитор

1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?

— Незачем и не для чего. Так же как не надо смотреть подобное кино, ходить в подобный театр, читать подобные книги и пр. (Я вот не смотрю, не хожу, не читаю. Шутка.)

2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?

— Если не брать профессиональную аудиторию (её доля в общем числе слушателей сильно зависит от того, что, где и когда звучит; для концертов «Про Арте» я бы оценил её примерно в одну треть в среднем), чаще всего способность слушать такую музыку не связана с наличием музыкального образования.

Иногда даже со слуховым опытом не связана. Только с некой открытостью. Бывают простые люди, которым ничего не надо объяснять, они и так воспринимают (не значит принимают), а бывает высокообразованное, просвещённое такое быдло. Оно, кстати, самое отвратительное.

3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?

Заключена ли в него, допустим, серьёзная поэзия? А визуальное искусство? В каждом случае речь идёт об аудитории разной ширины.

4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?

5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?

Фантазировать не надо, всё уже есть в таких странах, как Голландия, Финляндия, Австрия, Норвегия. Там выработан механизм финансирования композиторов не напрямую, как было в СССР, а через заинтересованность исполнителей и залов. То есть не просто социалка, а развитие целой области искусства и её социальной базы.

Чтобы исполнители были заинтересованы, надо их воспитывать и образовывать. В консерваториях в том числе — там обучение исполнителей современным техникам позволит студентам-композиторам слышать то, что они пишут, и писать то, что они хотят услышать, а не то, что могут сыграть их соученики.

Чтобы залы были заинтересованы, надо менять их менеджмент. Его, кстати, надо менять по-любому, за редкими исключениями, иначе скоро никто в филармонии ходить не станет, кроме пенсионеров и старых дев.

Это информационная открытость, онлайновая база данных.

Это национальное издательство, ориентированное на продвижение новой музыки и подготовку её материалов для отечественных (и не только) исполнителей и институций.

Всё это не стоит больших денег. И, кстати, не предлагает композиторам благоденствия за красивые глаза — просто даёт им возможность реализоваться на родине, а не в Европе и «позволяет расширить круг слушателей и потребителей».




ОТПРАВИТЬ:       



 






«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова


«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»

Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке

Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

25.02.2017 16:00, Василий К., Евгений Механцев


Для прогрессивного человечества

Николай Луганский и Михаил Плетнёв исполнили Первый концерт Брамса и Десятую симфонию Шостаковича

Имена Николай Луганский и Михаил Плетнёв на афише — для слушателей верный знак прекрасного концерта, для организаторов — верный способ собрать полный зал. Так и было 15 февраля в Большом зале Консерватории: зал был совершенно полон — на ступеньках сидели не только студенты, но и люди, которые давно покинули студенческую скамью.

23.02.2017 19:00, Надежда Игнатьева


Назад, к природе! Вместе с Бетховеном и Стравинским

Произведениями двух гениев, титанов, апостолов музыки XIX и XX веков – Бетховена и Стравинского Российский национальный оркестр закрыл концертный сезон и подарил нам предчувствие летнего настроения с его неизменным приближением к природе.

16.06.2016 13:46, Лилия Ященко


Звуки весны

Путеводитель по фестивалю Primavera Sound 2016 (Барселона)

В этом году у главного европейского инди-фестиваля Primavera Sound 2016 умопомрачительный, сногсшибательный, фантастический лайнап: Radiohead, Sigur Ros, Air, PJ Harvey, Tame Impala, Animal Collective, Dinosaur Jr, LCD Soundsystem, Suede, Beirut, Explosions in the Sky, Tortoise, Mudhoney, Thee Oh Sees, Lush, Boredoms, Current 93, Psychic TV и многие, многие, многие другие. Поскольку в этом списке много дорогих мне имён, я не мог не отложить все остальные дела и уже в январе купил билет в Барселону. Концерты в столице Каталонии начались уже вчера, продлятся они ровно неделю – до 5 июня. Из более чем 250 артистов, представленных на площадках Primavera Sound, я отобрал 60 заслуживающих вашего внимания – даже если вы не едете на фестиваль, а просто следите за положением дел в современной независимой музыке.

31.05.2016 19:00, Павел Пересветов


«Прощальная» для чернобыльцев

Каждый год в конце апреля во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи собираются жены, дети, а теперь уже и внуки ликвидаторов, чтобы вместе с музыкантами РНО вспомнить родных и близких

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС - одна из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества. 30 лет минуло с тех пор. И 20 из них Российский национальный оркестр проводит весеннюю серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству». Каждый год в конце апреля во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи собираются жены, дети, а теперь уже и внуки ликвидаторов, чтобы вместе с музыкантами РНО вспомнить родных и близких.

26.04.2016 09:00, Полина Харитонова


Медленно и в основном печально

Почему музыканты учатся так долго, чему они так долго учатся и как это связано с природой музыки. Композитор Борис Филановский рассказывает, чем его ремесло отличается от ремесла писателя или художника.

10.01.2016 17:00, Борис Филановский






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.