Подписаться на обновления
20 сентябряСреда

usd цб 58.0993

eur цб 69.6785

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Марат Кузаев   вторник, 13 января 2015 года, 11:10

Как избыток сериалов меняет телевидение
Что мы будем смотреть, когда сериалов станет ещё больше?


Фото: Jeremy Brooks/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Ничто не может завлечь зрителей лучше сериалов, а значит, меньше их не станет. Уже сейчас телевизионщики исхитряются, чтобы выжить в суровых условиях отрасли: например, заказывают шоу вскладчину с зарубежными партнёрами, открывают дочерние производственные компании. Возможно, им станет чуть легче, когда достаточно американцев обзаведутся умными телевизорами и рекламный рынок встрепенётся благодаря таргетированным роликам. Ещё вероятнее, что каналы, желая сбалансировать бюджеты, приблизят золотой век недорогих реалити-шоу. Наверняка какие-то каналы не выживут, а останутся те, кто, мучаясь неутолимой жаждой и упираясь в потолок спроса, сделает правильную ставку — на воображение.

Ещё год назад стало понятно, что американское телевидение производит чрезвычайно много сериалов. Осенью журнал Variety напомнил, что в этом сезоне широковещательные и кабельные каналы покажут 350 новых и возвращающихся комедий и драм. Если прибавить шоу Netflix, Hulu, Yahoo!, Amazon и остальных интернет-видеотек, то число нынешних сериалов приблизится к четырём сотням. Небывалое изобилие раззадоривает и одновременно фрустрирует зрителей: им всегда есть что посмотреть, но даже на самое интересное не хватит ни свободных часов, ни душевных сил. Отраслевики ещё недавно радовались: встревоженные аналитики медиа предрекали смерть телевидению, а случился, наоборот, ренессанс. Однако теперь в индустрии полушёпотом заговорили о надувающемся пузыре.

Сериалов стало слишком много, а смотрят их немногим чаще

Расцвет сериалов на американском ТВ не впервые провозгласили золотым веком. В этом названии заключён весь энтузиазм исследователей, критиков, зрителей и телевизионщиков. У золотого века было несколько предпосылок, от технологических до производственных, но главной считается «кабельная революция», когда старых эфирных колоссов поддавили Showtime, FX и прочие. Новая эра началась во второй половине 1990-х годов: отраслевой флагман HBO показал «Тюрьму Оз», «Секс в большом городе» и «Клан Сопрано».

Посмотрите, что происходит сейчас. Телевидение стало уже через несколько дней показывать свежие серии хорошего сериала (я имею в виду шестой сезон «Остаться в живых» на ОРТ). За пять лет появилось множество фан-сайтов, ну а уж любительских релиз-групп перевода хоть пруд пруди. Приятно осознавать, что я приложил к этому руку. Что дальше? Мне хочется, чтобы опыт моей студии, её технологии пригодились и были востребованы на телевидении.

По данным Федеральной комиссии по связи (FCC), в те времена провайдеры предлагали расширенные пакеты примерно с 50 каналами. К 2013 году это число достигло 160, а всего в США около 400 каналов. Те, кто хотел выдвинуться в первый ряд и у кого были на это деньги, принялись заказывать сериалы, вспомнив максиму «контент — король». Художественное шоу — самое дорогое и притягательное развлечение из всех, что может предложить индустрия, и лучший способ обратить на себя внимание. Аналитический отдел FX как-то подсчитал, что в 2002 году на кабеле показывали 34 сериала, спустя пять лет — уже 59, а ещё через пять — 125. Если сопоставить эти данные с выкладками Variety, то получится, что за 12 лет число драм и комедий на базовых и платных каналах увеличилось примерно в 7 раз.

Однако американцы смотрят телевидение немногим чаще, чем прежде. Время перед экраном выросло примерно с 4 часов в день в конце 1990-х до 5,5 часов в I квартале и 5 часов в III квартале 2014-го. В последние годы показатель чуть-чуть колебался, однако оставался в этих пределах даже вместе с растущими на десятки процентов просмотрами видео в интернете, включая Netflix и похожие сервисы. Среднее количество каналов, которые предпочитают зрители, изменилось в 2008—2013 годах совсем незначительно: с 17,3 до 17,5. Иными словами, хоть контент и король, но не всесильный: каким бы соблазнительным ни было предложение, оно не может подстёгивать спрос бесконечно.

Сериалы-события — ответ на успех «Ходячих мертвецов»

Хотя за 15 лет подписка на кабельное ТВ подорожала более чем вдвое, средняя цена за один канал упала почти на 20 %. Вместе с ней, вероятно, снизились и средние лицензионные отчисления провайдеров, которые платят за каждого из абонентов. Это, как и замедлившийся спрос, ещё сильнее обостряет конкуренцию, из-за чего больше авантюристов вступают в рисковую игру с сериалами — ведь платежи операторов распределяются неравномерно и зависят от популярности канала. Иногда достаточно одного-двух хитов, чтобы надавить на несговорчивых партнёров. Например, в 2012 году AMC потребовал от спутникового оператора Dish повысить ставку за одного абонента в 3 раза. Переговоры тянулись полгода и закончились аккурат к премьере нового сезона «Ходячих мертвецов». Месяц назад AMC решил проделать то же самое с DirecTV и наверняка добьётся своего.

AMC блаженствует с «Мертвецами» уже пятый год и за это время не угадал ни с одним другим шоу. Но конкуренты канала не прочь повторить его судьбу и пытаются намыть собственный самородок — «сериал-событие» (англ. event series). Сезон-два назад так называли в основном ополовиненные шоу широковещательных каналов: «Под куполом» CBS, продолжение «24 часов» Fox, — или по старой памяти любой мини-сериал. Однако из-за речистых продюсеров и их начальников термин размылся. Теперь событием может быть что угодно — телевизионщикам лишь бы чем-нибудь похвастаться до того, как событие случилось: бюджетом, экзотическими местами съёмок или Холли Берри. Отчасти потому же они бросились клепать спин-оффы, включая «Ходячих мертвецов», и адаптации фильмов: знакомое название — тоже «ивент». Когда вокруг столько излишеств, просто выпускать добротные сериалы уже недостаточно.

Избыток сериалов приводит к исчезновению «середины»

Перемены ведут к расслоениям. Исполнительный вице-президент закрывшейся Xbox Entertainment Studios Джордан Левин, выступая на сентябрьской конференции журнала Flow, беспокоился, что с телевидения может исчезнуть «середина» — проекты между крупнобюджетными сериалами, как «Игра престолов» HBO, и передачами сетей интернет-каналов вроде Machinima. Тогда ТВ уподобится большому кинематографу, где много блокбастеров и фестивальных фильмов, но почти нет картин вроде «Семи» Финчера, снятой за $ 33 млн.

На той же конференции глава Lionsgate TV Group Кевин Беггс и создатель «Вероники Марс» UPNThe CW Роб Томас рассказали, что сегодня телеиндустрия открывает перед сценаристами уйму возможностей, однако с финансовой точки зрения немногие предложения столь же привлекательны, как в былые времена. Выгодные сделки заключают искушённые шоураннеры. По данным Variety, после профсоюзной забастовки 2007-го и экономического кризиса 2009-го шоураннерам платили $ 30—35 тыс. за эпизод, а теперь они могут потребовать все $ 50—60 тыс.: на рынке недостаёт опытных авторов, чтобы руководить сотнями сериалов, зато предостаточно новичков — это ещё одно расслоение.

Отраслевые шишки называют ещё несколько проблем, возникших из-за обилия сериалов. Во-первых, в наши дни сложно найти не только шоураннеров, но и толковых сценаристов, режиссёров, продюсеров — особенно широковещательным каналам, где работать не так интересно. Во-вторых, подорожали услуги технического персонала, аренда оборудования, павильонов и съёмочных площадок. В-третьих, всё больше денег требуется на маркетинговые кампании, при этом их эффективность снизилась. В-четвёртых, ведущие кабельные каналы с неохотой покупают чужие сериалы: рейтинги повторов падают от года к году. И в-пятых — Netflix.

Сокрушительный Netflix убивает вторичный рынок

Netflix не единственный, но крупнейший сервис потокового видео в США. К марту 2014-го его рыночная доля превысила 57 %. Для сравнения: у YouTube было 16 %, а у Amazon Prime Instant Video — 3 %. Влияние Netflix на индустрию огромно. Это не канал в привычном смысле, но прямая угроза старым игрокам. Его абонентская база в Штатах достигла 37,2 млн человек — больше, чем у HBO, — а в библиотеке есть десятки тысяч фильмов и сериалов. Жадно скупая контент, Netflix взвинчивает цены (ещё до премьеры «Готэма» Fox компания выложила $ 1,75 млн за каждый эпизод) и разрушает давний уклад отрасли.

Сериал начинается сразу с того, как Грибоедов едет к Нессельроде и докладывает о выполнении важной дипломатической миссии — о заключении выгодного мира с Персией. От Нессельроде Грибоедов направляется к императору (Андрей Зибров), который его благодарит и поздравляет. И Нессельроде, и император, и вообще все лица при должностях в меру постны, но весьма благопристойны и обрисованы без элементов гротеска, без тени иронии или презрения. Чувствуется школа программы «Вести».

От Netflix и других интернет-сервисов страдает вторичный рынок. Повторы сериалов занимали важное место в программных сетках кабельных каналов, а синдикационные сделки — в статьях доходов производственных компаний, владеющих правами. Первым приходится заказывать всё больше собственных шоу, а у вторых остаётся меньше пространства для манёвра — ведь тот же Netflix появился в десятках стран, где раньше можно было выбрать самого щедрого покупателя. Но у сетевых видеотек есть и другие жертвы — любой канал, выпускающий собственные сериалы, тоже страдает. Подписчики потоковых сервисов поняли прелесть запойного смотрения (англ. binge-watching) и стали ждать, пока выйдет весь сезон. Оттого рейтинги программ ссохлись ещё сильнее.

Впрочем, сетевые видеотеки вряд ли прикончат старые каналы — им бы удержать свои позиции. Каналы и студии, владеющие правами на шоу, в основном принадлежат огромным конгломератам, которым большую часть выручки дают ТВ-подразделения, — и на следующих переговорах они могут встать в позу. Ещё прошлой весной операционный директор Shine Group предупреждал, что резвые «видеотекари» непомерно много тратят на лицензии. Тем временем курс акций Netflix весь год вырисовывает тревожную синусоиду. А ключевые каналы постепенно обзаводятся собственными сервисами и сплавляют телевидение с интернетом в одну колоссальную индустрию видео.

Выживут только фантазёры

Глава FX Джон Лендграф недавно сказал: «Вероятно, мы очень близко подобрались к пику кривой роста кабельных каналов». Однако ничто не может завлечь зрителей лучше сериалов, а значит, меньше их не станет. Уже сейчас телевизионщики исхитряются, чтобы выжить в суровых условиях отрасли: например, заказывают шоу вскладчину с зарубежными партнёрами, открывают дочерние производственные компании. Возможно, им станет чуть легче, когда достаточно американцев обзаведутся умными телевизорами и рекламный рынок встрепенётся благодаря таргетированным роликам. Ещё вероятнее, что каналы, желая сбалансировать бюджеты, приблизят золотой век недорогих реалити-шоу. Это будут диковинные программы: интерактивные и социальные. Наверняка какие-то каналы не выживут, а останутся те, кто, мучаясь неутолимой жаждой и упираясь в потолок спроса, сделает правильную ставку — на воображение.

Источник: lookatme.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Масс маркет

Или Удобные люди

Сиденья без спинок, дискриминация стариков, аплодисменты у Петра Толстого, каша на митингах ЛДПР, утрата веры в людей и другие вещи, которые больше всего волнуют рядовых участников массовок и их бригадиров

28.05.2015 13:00, Андрей Лошак


Передача мыслей на расстоянии

4 июля 1950 года свою первую трансляцию осуществила Радио Свободная Европа

Начался один из самых интересных экспериментов в области медиапропаганды. Итог — радио «Свободная Европа»: 21 страна, 28 языков, 1000 часов эфира в неделю, 17,6 миллионов слушателей. Бюджет — 90,2 миллиона долларов. Солидная глобальная машина по заражению идеями «американской» демократии, оплачиваемая Конгрессом США.

04.07.2014 08:00, Радиф Кашапов


Того и жди пройдут дожди

Этот диалог войдет в историю российской журналистики, если от нее что-то останется к тому моменту, когда этот учебник снова потребуется

«Достаточно того, что действительно признается ошибка тем или иным СМИ, убирается этот материал спорный? Может быть, действительно конфликт исчерпан и не стоит копья ломать?»

31.01.2014 16:50, Василий Гатов


Не столько дождь лил, сколько гром гремел

Журналисты и блогеры о возможном закрытии телеканала «Дождь»

Есть как сторонники крайних мер, ратующие за немедленное закрытие телеканала, так и те, кто счёл опрос, предложенный «Дождем», вполне уместным. Однако большинство мнений схожи со следующим: «Это был плохой вопрос. Тема была важная, обсуждать ее не просто можно, а нужно. Потому что мы до сих пор не знаем и малой части правды о Блокаде. Но вопрос был задан неудачный. «Дождь» за него извинился, и этого вполне достаточно».

29.01.2014 10:30


«Может быть перейдем на краудфандинг»

Татьяна Лазарева про холдинг «На коленке»

Перестать быть телевизионщиком невозможно — это в очередной раз доказали Татьяна Лазарева и Михаил Шац, которые ушли с телеканала СТС в конце прошлого года. Теперь ведущие осваивают просторы интернета: 24 мая на YouTube появился первый выпуск их проекта «Телевидение на коленке». Этот проект совершенно свободен от цензуры и предрассудков и является ярчайшим примером качественной политической сатиры в интернете. Более того, ничего даже отдаленно похожего не встретить и на центральных каналах, которые этот проект и пародирует. О том, как «Телевидение на коленке» будет развиваться в дальнейшем, есть ли у проекта границы юмора и том, с какими трудностями он сталкивается, рассказала Татьяна Лазарева.

07.08.2013 12:15, Анна Калачина


Выходит продюсер

Отрывок из книги, вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»

Кто такой продюсер и чем он занимается? Почему голливудское кино завоевало мир и в чем основные отличия российской киноиндустрии от американской? Как зарабатывают и теряют миллиарды на идеях и творческих решениях? «Выходит продюсер» Александра Роднянского — первая книга на русском языке, где подробно и доступно рассказывается о том, как придумывают и создают современные сериалы и фильмы и как продюсеры участвуют в формировании образа жизни миллионов людей — и, как следствие, окружающего мира.

01.07.2013 16:30, Александр Роднянский


На коленке — не на коленях

Популярные телеведущие и участники оппозиционного движения Татьяна Лазарева и Михаил Шац начали новый проект

Первый выпуск нарочито низкобюджетного шоу «Телевидение на коленке» выложен на Youtube (внимание, встречается ненормативная лексика). Слоганами нового шоу стали «Телевидение лучше делать на коленке, чем на коленях» и «Телевидение на коленке - мы опускаемся до уровня наших зрителей». И если первый посыл вполне понятен, то по поводу второго, как и по поводу идеи в целом и её реализации мнения зрителей весьма противоречивы. И пока кратки, как само шоу.

27.05.2013 12:01


Минута молчания? Можно. Но на большее не рассчитывайте

Заслуживает ли бойкота телеканал ТНТ, отмечающий День Победы так, как он его «отмечает»

Этнополитолог, кандидат философских наук Александр Юсуповский предложил обсудить программу телеканала ТНТ в День Победы 9 мая. Эксперты и блогеры ответили на вопрос «Заслуживает ли бойкота такой телеканал и реальна ли такая перспектива?».

16.05.2013 14:27


О телевидении (монолог)

или Гарик Мартиросян как современный интеллигент

«Редька, медок, лимончик…» – для телевидения что радость, что горе – всё хлеб. Знаете, что отличает сегодняшнего интеллигента от не интеллигента? Современный интеллигент не матерится вслух! …Кстати, вы видели сегодня хоть одну передачу, где нет повара и диетолога?

07.12.2012 13:50, Андрей Лопатин


Репутационная торпеда в бок радио «Свобода»

О некоторых смыслах, которые возникли по ходу рассуждений о судьбе радио «Свобода»

Свобода, знания, достоверная информация сами собой в интернете не возникают. Их все равно кто-то должен делать, кто-то, обладающий знаниями и совестью и умеющий совершать отбор.

03.10.2012 17:42, Sergmitron






 

Новости

Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.