Подписаться на обновления
11 августаВторник

usd цб 73.7750

eur цб 86.8258

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
tvkinoradio.ru   суббота, 29 февраля 2020 года, 19:00

Как это снято: «Москва слезам не верит»
История создания легендарной кинокартины


Источник: tvkinoradio.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире.

«Москва слезам не верит» занимает второе место в списке самых кассовых картин в советском прокате (почти 85 млн зрителей), лента взяла «Оскар» и участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Для домашнего зрителя это до сих пор один из самых любимых отечественных хитов, а для мирового — один из самых известных фильмов советского кино. Лента шла в кинотеатрах более чем ста стран.

Однако ни на момент запуска, ни в период съемок, ни даже в первое время после выхода представить столь широкого признания картины никто не мог — со всех сторон фильм встречал жесточайшее сопротивление. Актеры шли на картину неохотно, группа выражала недовольство материалом, а оператор Игорь Слабневич, за плечами которого были эпические постановки, вроде «Освобождения», даже порывался уйти со съемок. Выход ленты сопровождался усиленной критикой, с обвинениями в простоте, сказочности, бесконфликтности и мелодраматичности. Тем удивительнее, что картина состоялась.

Драматургия: переработанный сценарий, современная сказка и полисюжетная структура

Во второй половине 1970-х годов Владимир Меньшов, уже снявший дебютный фильм «Розыгрыш», прочитал сценарий Валентина Черныха «Дважды солгавшая». Текст был написан драматургом за девятнадцать дней для участия в конкурсе на лучший фильм о Москве, где занял третье место.

Сценарий был куплен «Мосфильмом», однако на студии желающих заняться постановкой не было. Даже Меньшову он показался «излишне мелодраматичным». Заинтересовало его лишь необычное драматургическое решение, которое сюжетно и логически разделяло повествование на две части — героиня ложится спать юной девушкой со смутными перспективами, а просыпается спустя двадцать лет зрелой женщиной с успешной карьерой.

Еще одна вещь, которая привлекла режиссера — картина была созвучна его судьбе. Как и персонажи фильма, он прошел через переезд в большой город, жизнь в рабочем общежитии, а также застал эпоху оттепели. В этом очевидно был заключен потенциал картины — она могла быть близка самому широкому зрителю. Не случайно позже режиссер говорил: «...снимая фильм, я вложил в него весь свой опыт, приобретенный за годы жизни в Москве».

Меньшов решил все-таки взяться за картину, но сначала предложил Черныху внести правки: их набралось сорок четыре. Сценарист оказался не против переработки материала, но сам заниматься этим не захотел, так что сценарий доделывал сам Меньшов. За полтора года работы текст разросся в полтора раза, некоторые эпизоды ушли, но какие-то сюжетные линии и герои наоборот добавились. Например, Меньшов ввел спившегося хоккеиста Сергея Гурина и знаменитую сцену со Смоктуновским. Некоторые элементы возникали уже по ходу съемок. Так, образ вахтерши не был прописан, но эпизодическую героиню Зои Федоровой на месте решили сделать более близкой героиням, например, добавив реплики вроде «Хэллоу, общежитие слушает...».

Хотя к картине многие в кинематографических кругах относились снисходительно, обвиняя ее в поверхностности и лакировке действительности, устроена она не так просто. Начнем с жанра.

На первый взгляд, это стандартная бытовая мелодрама, очередное кино о жизни «обычных людей». Однако в действительности в фильме переплетены элементы драмы, комедии и ромкома. Более того, кино отличается внушительным масштабом. Его можно назвать, если не сагой, то большим полотном о человеческой судьбе. Причем судьбы героев авторы интересно продлевают во времени, показывая их на дистанции в двадцать лет и давая тем самым возможность оценить развитие образов, следствия однажды принятых решений.

Картина полисюжетная. В основе лежит история с одним протагонистом (слесарь-наладчик, а затем директор химкомбината Екатерина), а параллельно развиваются два связанных побочных сюжета с дополнительными протагонистами (сюжеты Антонины и Людмилы). Важно при этом, что все персонажи психологически подробно и точно разработаны, а образы-характеры оказываются понятны и близки аудитории.

Подобная композиция наиболее полно позволяет раскрыть тему жизни эмансипированной женщины в меняющемся мире. При этом мы видим некоторый спектр ролей женщины: «успешная женщина» Екатерина, «женщина-мать» Антонина, авантюристка Людмила. А также несколько вариантов развития судеб: долгий тернистый путь к успеху у Екатерины, «праведная прямая» у Антонины, интриги и поиск выгодной «партии» у Людмилы.

Линия Екатерины является магистральной, а линии Антонины и Людмилы — это своего рода противоположные полюса. Последние помогают глубже раскрыться основному сюжету. Но что еще интереснее — служат примерами альтернативного развития событий: как могло бы быть, избери Екатерина не свой путь, а путь одной из своих подруг.

Картину Меньшова не зря часто называют сказкой. В ее основе действительно находится расхожий сказочный сюжет Золушки — женщина находит своего «принца» и обретает счастье. Но вместе с традиционным сказочным мотивом используется и более современный сюжет о self-made woman. История успеха сильной и независимой женщины, вопреки обстоятельствам добившейся самореализации и исполнения своей мечты. В этом смысле «Оскар» картине и популярность фильма в США выглядят вполне закономерными, ведь там идеи эмансипации имеют особую популярность, а истории «людей, которые сами себя сделали» вообще лежат в основе национального мировосприятия.

Особая заслуга Меньшова — ему удалось выдержать баланс настроений. Картина не выглядит пропагандистской агиткой или стандартным «производственным» фильмом. В ней нет коммунистической идиллии и приукрашивания действительности. Как нет и беспросветности, угнетения, акцента на трудностях и лишениях. Повседневная реальность при этом подана убедительно, и в ней есть место как радостям, так и проблемам, как мечтам, так и разочарованиям.

Кастинг

Поиск актеров тоже проходил непросто. Главную женскую роль, Екатерины, «Мосфильм» предлагал Ирине Купченко, Анастасии Вертинской, Валентине Теличкиной, Жанне Болотовой. Однако ни одной не понравился сценарий «мыльной оперы». С Евгенией Ветловой вышло наоборот — она была готова сыграть, но ее не утвердил «Мосфильм». Могла принять участие Маргарита Терехова, но она в итоге предпочла «Трех мушкетеров».

В конце концов Меньшов остановил выбор на своей супруге Вере Алентовой. Антонину могли сыграть Галина Польских, Наталья Андрейченко или Нина Русланова, но лучше всех подошла Раиса Рязанова.

Для Ирины Муравьевой роль самой эксцентричной героини фильма, Людмилы, оказалась одной из самых ярких работ в карьере, однако сама исполнительница была не слишком довольна образом, сочтя его пошлым и грубым. Также на эту роль рассматривались Жанна Болотова, Валентина Титова, Людмила Савельева и Татьяна Сидоренко.

Главный вызов для большинства главных актеров и актрис фильма и прежде всего для Алентовой, Рязановой и Муравьевой заключался в том, что им нужно было сыграть сначала 19-летних наивных провинциалок, а затем женщин средних лет. При этом самим актрисам было от тридцати до тридцати семи. Тут помимо таланта исполнительницам помог грим и правильно подобранные костюмы. Например, для героини Муравьевой в юности художник по костюмам Жанна Мелконян делала кокетливые пышные платья с нижними юбками в духе нарядов Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи».

Отдельной сложностью был поиск слесаря-интеллигента Гоши. Среди актеров, которые пробовались на роль, были Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Виталий Соломин и Леонид Дьячков. Отчаявшись, Меньшов даже думал играть сам, однако увидев картину «Дорогой мой человек», понял что идеальным кандидатом является Алексей Баталов. Тот, впрочем, согласился не сразу, поскольку, как и многие другие, не был впечатлен сценарием.

После нескольких прочтений актер разглядел в образе нечто интересное: «...понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, — это совсем другой человек». При этом Баталов был на десять лет старше своего героя, и его тоже пришлось «омолаживать». Он играл в парике и даже согласился носить в кадре джинсы, одежду, которая ему была не близка.

Локации

В фильме Меньшова создан один из самых ярких и лиричных образов Москвы в отечественно кино. И, как и в случае с актерами, авторы столкнулись с задачей отразить город в двух разных эпохах: прошлое конца 1950-х и современность конца 1970-х.

Показывая эпоху оттепели, Меньшов поместил действие в знаковые локации: сталинские высотки на площади Восстания и Котельнической набережной, станции метро «Новослободская» и «Охотный ряд», Ленинскую библиотеку, Театр киноактера, улицу Горького, Гоголевский бульвар. С последним связан интересный прием.

На Гоголевской бульваре происходят важные встречи героев, Екатерины и телеоператора Рудольфа. В первую встречу мужчина отказывается жениться, а беременная героиня просит найти врача, чтобы избавиться от ребенка. Во вторую встречу персонажи меняются местами — Рудольф, чья жизнь не задалась, просит у успешной бывшей возможность общаться с дочерью.

Современность авторы показывают в приметах растущей и расширяющейся Москвы. В кадр попадают новые дома на Мосфильмовской и новые районы, например, Ясенево. Романтический образ города создается эффектными заявочными планами. Например, открывается картина одной из самых красивых столичных панорам — с Воробьевых гор, а заканчивается общими планами ночной столицы.

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надо видеть

Любимые фильмы Вуди Аллена

Публикуем список must see фильмов по версии Вуди Аллена. Какие картины повлияли на комика, скептика, невротика, ловеласа и великого режиссера?

08.08.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как развивалась цензура в кинематографе СССР

Подробно и поэтапно

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — утверждала советская власть, для которой кинематограф стал инструментом пропаганды, а для режиссеров — каторжной работой. Власти проверяли сценарии, контролировали работу съемочных групп, а сами фильмы проходили многочисленные проверки перед показами. Однако потом советский кинематограф вышел на новый уровень, и фильмы превратились из агитационных инструментов в произведения искусства. Т&Р рассказывают, как развивалась цензура в СССР и кто и как запрещал фильмы.

05.08.2020 19:00, Любовь Карась для T&P


Отдохнуть после работы

15 фильмов с закрученным сюжетом

Все мы, поклонники детективов, любим не просто интересный, а лихо закрученный сюжет и абсолютно неожиданную развязку. Не знаете, какую детективную историю посмотреть сегодня? Смело вооружайтесь чашкой горячего чая, печеньем, устраивайтесь поудобнее и выбирайте: мы представляем вам подборку неголливудских фильмов, многие из которых не так широко известны, однако точно сумеют удивить.

04.08.2020 19:00, cameralabs.org


Елена Денисьева: отдавшая жизнь за любовь Тютчева

Измена, отлучение и закономерная болезнь

Елене Денисьевой удалось покорить сердце Фёдора Тютчева. Они так и не поженились, но эта история любви сильно повлияла на жизнь обоих.

03.08.2020 21:00, Арина Харитонова, diletant.media


Для киногурманов

10 культовых фильмов для домашнего просмотра

Само явление «культовое кино» возникло благодаря таким лентам, как «Крот» (1970) Алехандро Ходоровского и «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975) Джима Шармэна. Просто появляются картины, вокруг которых образуется сплочённая группа почитателей и это не зависит от оценки критиков или от отклика у общей массы аудитории.

25.07.2020 18:00, cameralabs.org


К просмотру: после рабочего дня

10 фильмов, пронизанных аналитической психологией Карла Юнга

Идеи Карла Юнга оказали глубокое влияние на современную культуру. Теории и мысли основателя аналитической психологии вдохновили писателей-романистов, авторов комиксов и даже разработчиков видеоигр.

20.07.2020 19:00, cameralabs.org


День сурка — кино на вечер

Надо видеть: любимые фильмы Мишеля Гондри

Образцы сюрреализма, «чистой поэзии», романтического и социального кино — смотрим топ любимых фильмов главного фантазера и экспериментатора европейского арт-хауса Мишеля Гондри.

11.07.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


10 лучших комедий в истории кино

От Чаплина до Бората

Разбираемся, что необходимо хорошей комедии с помощью субъективного списка выдающихся картин в жанре смешного.

05.07.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Физкультпривет грибов!

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

04.07.2020 19:00, Александр Чанцев


Надо видеть

Любимые фильмы Сета МакФарлейна

Один из ведущих комедиографов современности, автор «Гриффинов», «Американского папаши» и «Третьего лишнего», делится списком своих любимых и полезных для просмотра картин. И, о боже, там нашлось место не только комедиям!

27.06.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.
Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.