Подписаться на обновления
4 июляСуббота

usd цб 70.4999

eur цб 79.2207

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
tvkinoradio.ru   суббота, 14 декабря 2019 года, 19:00

Как это снято: «Бриллиантовая рука»
Секреты легендарного советского фильма


Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Пожалуй, нет другой советской комедии как «Бриллиантовая рука», которую так массово растащили на цитаты. Любой человек, родившийся в СССР, может без проблем на память озвучить все реплики героев Семена Горбункова и Геши Козодоева, сыгранных прекрасным дуэтом Никулина и Миронова.

Сценарий

В середине 1960-х Леонид Гайдай, снявший хитовые картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы»» и «Самогонщики», горел идеей экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Но «Мосфильм» уже отдал эту работу Михаилу Швейцеру, и тогда Гайдай обратился к своим друзьям — дуэту сценаристов Мориса Слободского и Якова Костюковского — нет ли у них чего-нибудь интересного на примете.

Давние партнеры, придумавшие троицу Труса, Балбеса и Бывалого не подвели и на этот раз — у них была отличная идея под кодовым названием «Контрабандисты». Она родилась по мотивам серии статей журналиста «Правды» Аркадия Сахнина о хитрых контрабандистах, пытавшихся обмануть советских таможенников при помощи ложного гипса, в котором были спрятаны драгоценности.

К марту 1967 года заявку на новый фильм отправили в «Мосфильм», все лето и осень кипела творческая работа. Гайдай был твердо намерен наконец-то покончить с набившей оскомину троицей своих героев. Для нового сценария придумали свежих персонажей: Графа, Механика и Малыша. Ни один из привычных артистов из тройки — Моргунов, Вицин и Никулин не подходили для нового формата. Но любимому актеру режиссера Юрию Никулину все же нашлось место в будущем фильме — главную роль наивного простачка изначально писали именно под него.

Уже в октябре чиновники одобрили общую идею фильма про простого советского служащего Семена Семеновича Павлика (превратившегося потом в Горбункова), ставшего невольным участником тайной операции милиции по поимке опасной международной банды.

Кастинг

Активный кастинг стартовал 1 февраля 1968 года. Авторитетный Гайдай вытребовал у руководства «Союзцирка» полугодовой отпуск для Юрия Никулина, и самый важный вопрос с главной ролью был закрыт сразу. Роль жены Горбункова Гайдай сразу решил отдать своей супруге — Нине Гребешковой, которая просто не могла подвести режиссера.

А вот с персонажами на второстепенные роли пришлось немного «попотеть».

На роль Графа (он же Геша Козодоев) пробовались Валерий Носик, Михаил Пуговкин и Рудольф Рудин — и никто не нравился режиссеру. Он уже было приготовился взять проверенного в деле Георгия Вицина, но в итоге рискнул и пригласил молодого Андрея Миронова. К этому моменту он уже сыграл яркие характерные роли в «Три плюс два» и «Берегись автомобиля», снятых несколькими годами раньше.

В роли Механика (он же Лелик) пробовались Леонид Сатановский, Анатолий Папанов и тот же Михаил Пуговкин. В итоге худсовет утвердил Папанова, который восхитил Гайдая своим комбригом Серпилиным в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые». Немаловажную роль сыграл и уже сложившийся на съемках «Берегись автомобиля» дуэт с Мироновым — Гайдай ожидал, что и в новом фильме они прекрасно подойдут друг другу — утонченный Граф и грубоватый Механик.

Компанию двум бандитам составили Николай Романов в роли Шефа и Леонид Каневский, блестяще сыгравший фальшивого аптекаря.

Самые большие проблемы возникли с ролью Анны Сергеевны, соблазнявшей Семен Семеныча в номере гостиницы. Клара Лучко, которую изначально пригласили на эту роль, едва прочитав сценарий, отказалась наотрез. Худсовету пришлось выбирать из трех актрис, и каждая из них чем-то не устраивала придирчивых «мосфильмовцев»: Лилия Юдина из Малого Театра была «излишне откровенной», эстонка Эве Киви «слишком не нашей», а малоизвестная Светлана Светличная «чересчур соблазнительной».

В итоге Гайдай настоял на приглашении Светличной, пообещав «уменьшить ее соблазнительность», снимая поменьше крупных планов. В итоге она стала стопроцентным попаданием — Светличной удалось с юмором воплотить на экране абсолютно новый типаж современной, стильной, сексуально раскрепощенной женщины. А сцена с «отстрелившимся» бюстгальтером стала фактически первой по-настоящему эротической сценой советского кино.

Еще одной ключевой женской ролью в фильме стала управдом, на которую после долгих обсуждений утвердили Нонну Мордюкову. Гайдай сомневался, что актриса с таким мощным драматическим бэкграундом сможет хорошо отработать комическую роль. В итоге Мордюкова блестяще справилась с задачей и более того, по воспоминаниям других членов команды, стала настоящей душой коллектива — она просто источала флюиды юмора и доброжелательности, заражавшие всю остальную съемочную группу.

Пара эпизодических ролей и вовсе досталась случайным людям. Роль мрачного типа с кулоном в виде черепа на груди, испугавшего Горбункова в Стамбуле, сыграл журналист «Смены» Леонид Плешаков, случайно встретившийся с Никулиным в редакции «Комсомольской правды». Актера так впечатлила волосатая грудь журналиста, что он тут же рекомендовал его Гайдаю для этого эпизода. Яркую роль стамбульской проститутки, проверявшей моральную стойкость советских туристов, и вовсе сыграла диспетчер автобазы Виктория Островская, попавшаяся Гайдаю где-то на «Мосфильме».

Съемки

Съемки фильма стартовали весной 1968 года в Краснодарском крае — Адлере, Сочи и Туапсе. Местные жители и отдыхающие с интересом наблюдали за съемочным процессом и порой по-настоящему мешали киношникам осуществлять свой творческий замысел.

На площадке, как и подобает настоящей комедии, происходили и откровенно комические случаи. Во время сцены с участием Миронова, застрявшего на маленьком островке посреди моря, отдыхавшие на пляже поблизости, всерьез восприняли его отчаянные крики о помощи «SOS! SOS! Спасите! Помогите! Мамочка! SOS!» и вызвали спасательный катер к тонущему человеку. Когда спасатели на всех парах примчались к месту происшествия, то сильно удивились, услышав строгий голос из мегафона «Товарищи спасатели, покиньте съемочную площадку! Вы мешаете творить искусство!»

Не обошлось и без другого курьеза. Роль мальчика-рыбака с ведерком и удочкой сыграл сын Никулина Максим, который приехал вместе с папой. Энтузиазм мальчишки очень быстро угас, когда раз за разом Гайдай требовал повторить дубли с пинком Миронова и падением мальчишки в воду. Максим каждый раз ожидал ощутимого удара и старался спрыгнуть в воду до того, как это произойдет — получалось очень неестественно.

Тогда Гайдай пошел на хитрость: «Все! В следующем дубле Миронов не бьет Максима, а просто проходит мимо!» Успокоившийся сын Никулина нагнулся с удочкой к воде и тут же получил пинок в полном соответствии со сценарием фильма. Обида от этого обмана скоро забылась, а хороший кадр навсегда вошел в фильм.

Много сложностей вызвали съемки ключевой сцены с участием полуобнаженной Светланы Светличной. Стеснительная актриса боялась, что посмотреть сбежится половина «Мосфильма» и поэтому согласилась репетировать сцену исключительно наедине с Никулиным. Даже режиссер картины деликатно покинул площадку, чтобы не смущать актрису.

Ключевой момент с отстегивающимся лифчиком снимали с минимумом персонала — в павильоне присутствовали только сам Гайдай с помощником и оператор картины Игорь Черных. Из-за волнения Светличная никак не могла справиться со своим голосом и на монтаже всю сцену переозвучила Зоя Толбузина, самой Светличной осталась лишь одна самая главная фраза — «Не виноватая я, он сам пришел!»

Самые юморные истории были, конечно же, связаны с выездом в Баку — вся съемочная группа жила в одной гостинице, местные жители угощали киношников шашлыками и вином, и во время этих вечеринок родилось немало усовершенствований к первоначальному сценарию.

Так, например, столь понравившийся зрителям «загранично-контрабандный» язык был чистой импровизацией Леонида Каневского и его партнера в кадре Григория Шпигеля. Они разогрелись перед съемками и начали сходу нести тарабарщину. Вставляли какие-то знакомые русские слова и фамилии — в выразительном ругательстве «мордюк» нетрудно найти следы Нонны Мордюковой, а загадочное «березина куманит» это своеобразный привет Каневского своей невесте Анне Березиной.

Каневскому пришлось также выступить дублером Никулина в яркой сцене с падением Горбункова перед стамбульской аптекой. Юрий Никулин, несмотря на весь свой цирковой опыт никак не мог правдоподобно поскользнуться на арбузной корке. На десятом дубле Каневский, боявшийся пропустить вечернее угощение от местных почитателей его таланта, настойчиво предложил свою помощь. Его переодели в брюки Горбункова, и он с первого дубля сделал все как надо. Никулину оставалось только сыграть свое падение на аккуратно подстеленный надувной матрас, покрашенный в серый цвет, маскирующий его на фоне булыжной мостовой.

«Бриллиантовая рука» сочетала в себе не только комедию, но и остросюжетный детектив, поэтому на съемках не обошлось и без экстремальных случаев. Так, во время сцены дебоша в ресторане «Плакучая ива», где пьяный Горбунков в обнимку с Графом чуть не вылетает прямо в окно, оба актера чудом не пострадали.

По сценарию Граф с силой толкает Горбункова, и тот по инерции запускает стулом в витрину — актеры так увлеклись, что Никулин оказался слишком близко к падающим осколкам — один из крупных кусков стекла чуть не попал актеру по шее. Сцену сняли с одного дубля, и Гайдай не решился ее переделать.

На съемках финала картины, где башенный кран перегружает Никулина из катера в автомобиль, актер снова едва не покалечился. Крановщик немного не рассчитал и ощутимо заехал тяжеленным стальным крюком прямо по затылку Никулина. Актер, сжав зубы, стоически вытерпел боль и доиграл сцену. Гайдаю осталось только добавить звенящий звук удара на монтаже — и это только оживило сцену.

Техника съемок

В комедийных фильмах, как правило, делается упор на актерскую игру — качество сценария и точность подбора актеров играют тут гораздо большую роль, чем инновационные технологии или мастерство оператора. Но в случае с «Бриллиантовой рукой» оператору все же удалось «поиграться» с нововведениями.

Для съемки сцены с теряющим сознание Горбунковым, когда он видит лишь лицо своей жены, пораженной известием об обмане мужа и мутные вращающиеся лица соседей вокруг, оператор картины Игорь Черных придумал сложную конструкцию из вращающихся стекол. Круглые куски плексигласа были отполированы в центре и замутнены по краям. Затем укреплены на двух кругах, которые приводились в движение электромоторами. Когда плексигласовые стекла оказывались перед объективом кинокамеры — изображение было четким. Как только удалялись в сторону — картинка мутнела. Этот сложный аппарат создавали для одного кадра, который длится всего несколько секунд. Теперь он хранится в киномузее «Мосфильма».

Он же придумал светящийся нимб над головой мальчика с сачком, который привиделся обессиленному Геше после рыбалки. Сначала этого эффекта планировали добиться с помощью комбинированной съемки, но это неизбежно ухудшало качество картинки. Тогда Черных придумал другой вариант — он вырезал из плотной картонки приплюснутый круг, намазал его клеем и обсыпал осколками блестящих елочных игрушек. С помощью тонких проволочек «нимб» надели на голову сыну Никулина и он засверкал в ярких лучах южного солнца. Никаких мультипликационных спецэффектов не понадобилось.

Подводных сцен изначально не было в сценарии, потому что в конце 1960-х в Советском Союзе еще не было аквабоксов, позволявших использовать кинокамеры под водой. Но Гайдай очень хотел включить эффектные кадры в картину и тогда Черных вместе с мосфильмовскими техниками буквально с нуля изготовил из стекла и эпоксидной смолы герметичный чехол, который уберег технику от соленой воды.

Сложной задачей было превращение узнаваемого Баку в «заграничный город контрастов». Декораторы начали работу задолго до приезда съемочной группы — развешивали вывески и маскировали привычные советские атрибуты. Во время съемок широко применялась технология перспективного совмещения — благодаря ей в кадре появились сложные макеты мечетей, минаретов и древних стен. Чтобы еще больше усилить эффект, Черных снимал улицы Баку в зеркальном отображении, что делало их неузнаваемыми даже для местных жителей. Для этого пришлось в срочном порядке перерисовать все вывески и уличную рекламу задом наперед, чтобы она читалась как надо.

Музыка

Немалый вклад в популярность «Бриллиантовой руки» внесло музыкальное сопровождение. У Гайдая и здесь были свои проверенные люди — композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенев написали отличные песни для «Кавказской пленницы» (1966) и сомнений кого приглашать на новый проект у режиссера не было.

В итоге «музыканты» не подвели — новые песни стали настоящими хитами. «А нам все равно» в исполнении Юрия Никулина и «Остров невезения» в исполнении Андрея Миронова быстро «ушли в народ» и заняли прочное место в ряду самых популярных застольных песен у советских граждан.

Еще одну песню — «Вулкан страстей», сопровождающую самую напряженную эротическую сцену фильма, записывала популярная советская певица Аида Ведищева. Выбор ее голоса был не случаен — именно она исполнила «Песенку о медведях» в предыдущем фильме Гайдая.

Популярная певица вспоминает, что на запись ее вызвали буквально посреди ночи, сразу после возвращения с дальневосточных гастролей. Когда Ведищева приехала на мосфильмовскую студию, ей предстояло первый раз в жизни увидеть незнакомые ноты и спеть одну из ключевых песен фильма без всякой подготовки. И это удалось ей с первого раза — именно первый дубль записи и звучит в фильме.

Вся музыка для «Бриллиантовой руки» была записана ровно за один день — 16 мая 1968 года, еще до начала активных съемок на юге, и эти песни задали настроение всей съемочной группе, обозначив главную эмоцию фильма.

Цензура

К концу сентября 1968 года съемки были закончены, и Гайдай приступил к монтажу. 21 октября состоялся худсовет, и режиссер получил несколько замечаний, на исправление которых ушла вся зима 1969 года.

Цензура требовала активизировать роль милиции в фильме, показать более профессиональную работу советской таможни и убрать некоторые вызывающие реплики, например: «Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — социалистический реализм» («социалистический» было заменено на «этот самый») и «Партию и правительство оставили на второй год».

Особое возмущение вызвала на первый взгляд безобидная реплика Нонны Мордюковой: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Ее пришлось переозвучить, заменив «синагогу» на «любовницу», но первоначальный вариант легко читается по губам актрисы в кадре.

Худсовет также выразил сомнения по поводу сцен с проституткой в Стамбуле, пьянством Горбункова и стриптиза в исполнении Светличной. Но опытный киношник Гайдай изящно решил эту проблему. Вариант фильма, представленный на обсуждение, завершался абсолютно неуместной сценой с атомным взрывом в финале фильма. Когда недоумевающие чиновники попросили убрать ее, режиссер принялся яростно отстаивать свое видение, обещая вырезать любые кадры, кроме взрыва, обращающего внимание зрителя на «сложную международную обстановку». После долгих обсуждений Гайдай «сдался» и согласился убрать взрыв — об остальных замечаниях после бурной дискуссии никто и не вспомнил.

Прокат

Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года и сопровождалась огромным успехом. Кинотеатры по всему Советскому Союзу буквально ломились от наплыва зрителей, а критики наперебой расхваливали удачную комедию. Успех «Бриллиантовой руки» превзошел даже суперпопулярную «Кавказскую пленницу».

Новую комедию Гайдая посмотрели 76 миллионов 700 тысяч зрителей, что вывело фильм на первое место в абсолютном зачете советского кинопроката. Сегодня «Бриллиантовая рука» занимает третье место в этом почетном списке, уступая мелодраме «Москва слезам не верит» и первому советскому экшн-боевику «Пираты XX века», которые сняли многими годами позже.

По многочисленным опросам зрителей в журнале «Экран» и других изданиях «Бриллиантовая рука» не раз признавалась лучшей советской кинокомедией. А по количеству реплик киногероев и афоризмов, «ушедших в народ», комедию можно назвать самой цитируемой в нашей стране.

Успех фильма многие связывают с удачным сочетанием смелых комедийных приемов и головокружительными детективными приключениями. Коктейль из двух популярных жанров, приправленный заграничными диковинами и легкой толикой эротических сцен стал новым словом в советском кинематографе и обеспечил «Бриллиантовой руке» заслуженное звание одной из лучших комедий в истории отечественного кинематографа.

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надо видеть

Любимые фильмы Сета МакФарлейна

Один из ведущих комедиографов современности, автор «Гриффинов», «Американского папаши» и «Третьего лишнего», делится списком своих любимых и полезных для просмотра картин. И, о боже, там нашлось место не только комедиям!

27.06.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Билли Уайлдер: Легкое дыхание

Когда-то он зажег звезду Монро

Билли Уайлдер был известен в СССР как режиссер фильма «В джазе только девушки» — да и то... Кто помнит имена режиссеров? Этот шедевр — как говорится, неувядаемый, — до сих пор помнят благодаря Мэрилин Монро, живого воплощения Эроса, с каким советский зритель столкнулся, наверно, в первый раз в жизни.

23.06.2020 19:00, Диляра Тасбулатова, story.ru


Фильмы со смыслом

Философские вопросы и небанальные ответы

Философия и кино неразделимы, как театр и трагедия. Через загадочные действия, яркие визуальные эффекты и вдохновляющие истории транслируются новые мысли и философские вопросы, которые могут обогатить действительность зрителя.

20.06.2020 19:00, cameralabs.org


Чародей здесь больше не живёт

История режиссера, создавшего знаменитые кинокартины

Он один из немногих понял братьев Стругацких. Режиссер волшебной сказки «Чародеи» и шедевра для детей «Приключения Электроника» — режиссёр Константин Бромберг — тихо умер в США на 81-м году жизни.

14.06.2020 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Не только о мужчинах

20 великолепных фильмов, которые прошли тест Бекдел

Чтобы пройти тест Бекдел (Бехдель), произведение должно соответствовать простым критериям: среди действующих лиц должно быть не менее двух женских персонажей, и они должны беседовать между собой о чём-то кроме мужчин. Оказывается, кинематограф изобилует фильмами, которые не проходят эту простейшую проверку на гендерную предвзятость.

13.06.2020 19:00, cameralabs.org


Леонид Гайдай: смех сквозь слезы

Режиссер, заставивший смеяться всю страну, выглядел как серьезный человек, но чувство юмора у него было отменное.

08.06.2020 19:00, Екатерина Морозова, diletant.media


Подборка захватывающих фильмов на выходные

Надо видеть: любимое кино Дени Вильнева

Автор «Бегущего по лезвию 2049», «Прибытия» и «Убийцы» и вообще один из самых обсуждаемых голливудских режиссеров последнего времени делится собственным списком must-see фильмов: научная фантастика, триллеры и классика современности.

06.06.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Главные сериалы лета 2020

Подборка лучших и интригующих

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко.

02.06.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Кино для тех, кто еще не вышел на улицу

Надо видеть: любимые фильмы Греты Гервиг

Есть фильмы, которые никогда не перестают быть актуальными. А есть те, что сейчас становятся классикой. В подборке Греты — кино от драмы до комедии, это великие кинокартины, захватывающие сюжетом и эстетикой кадра.

30.05.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Повседневность никогда не будет прежней

Фильмы, меняющие сознание, мировоззрение и жизнь

Хорошее кино после просмотра не оставляет нас прежними. Но есть фильмы, особенно воздействующие на сознание. Они охватывают монументальные темы и поднимают острые вопросы, подталкивающие к новому взгляду на жизнь и расширяющие сознание. В нашей подборке кинокартины, которые охватывают темы природы реальности, пробуждения, просветления, духовности или философски исследуют тайны Вселенной.

23.05.2020 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.