Подписаться на обновления
20 октябряПятница

usd цб 57.5706

eur цб 67.9333

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
tvkinoradio.ru   пятница, 3 февраля 2017 года, 19:00

Как это снято: «Бешеные псы»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




25 лет назад Квентин Тарантино начал революцию в кинематографе фильмом «Бешеные псы». Прослеживаем цепочку случайностей и совпадений, приведших к созданию картины, и разбираемся, в чем ее новаторство.

Запуск и съемки: череда совпадений, дилетанты во главе профессионалов и «Прибытие поезда»

Кадр из фильма «Бешеные псы»Кадр из фильма «Бешеные псы»


Дебютный фильм Квентина Тарантино «Бешеные псы» — яркий пример удачного совпадения целого ряда обстоятельств, вкупе с талантом режиссера и ключевого автора обеспечивших появление одной из краеугольных картин новейшей истории кино. Революционный статус ленты мало что предвещало. За плечами Тарантино не было профессионального образования, только малоудачный опыт режиссуры незаконченного фильма «День рождения моего лучшего друга» и несколько сценариев (один в итоге стал «Настоящей любовью» Тони Скотта, а другой — «Прирожденными убийцами» Оливера Стоуна). Впрочем, сам Тарантино был уверен, что его феноменальной насмотренности, в том числе благодаря годам, проведенным на работе в видеопрокате, вполне хватит, чтобы снять собственное кино. Хотя если бы фильм получился таким, каким молодой режиссер задумывал его изначально, успех был бы крайне маловероятен.

Квентин Тарантино во время съемок фильма «Бешеные псы»Квентин Тарантино во время съемок фильма «Бешеные псы»


Тарантино думал снять «Бешеных псов» в одной декорации на 16-мм черно-белую пленку с друзьями в ролях и с бюджетом в $30 тысяч, вырученных от продажи «Настоящей любви». К счастью, накануне запланированных съемок сценарий, кстати, написанный всего за три недели, попал в руки начинающего продюсера Лоуренса Бендера. Он, будучи другом Тарантино, вызвался найти дополнительный бюджет. Через цепочку знакомых Бендеру удалось заинтересовать идеей проекта самого Харви Кейтеля. Тот так увлекся картиной, что привлек Стива Бушеми и стал одним из исполнительных продюсеров. Кроме того, одного имени Кейтеля было достаточно, чтобы обеспечить доверие компании Live Entertainment, являвшейся частью студии Carolco. Боссы компании согласились увеличить бюджет проекта до $1,2 млн. Скромно, но для амбициозного режиссера было более чем достаточно.

На съемках фильма «Бешеные псы»


Параллельно Тарантино провел пробные съемки пары фрагментов. Они оказались неудачными. Тогда встал вопрос о поиске талантливой и опытной группы. На удивление, Тарантино быстро нашел профессионалов, многие из которых в дальнейшем стали его постоянными соавторами: художник-постановщик Дэвид Уоско и режиссер монтажа Салли Менке сотрудничали с ним вплоть до «Бесславных ублюдков», а художник по костюмам Бетси Хайман и оператор Анджей Секула перекочевали в «Криминальное чтиво». Таким образом, над фильмом работала профессиональная команда, возглавляемая двумя дилетантами: Тарантино и Бендером.

Кадр из фильма «Бешеные псы»


Чтобы избежать лишней траты времени на съемках, перед ними были проведены двухнедельные репетиции. Съемки же прошли в Лос-Анджелесе в августе 1991 года, заняв около месяца. Примерный порядок работы группы был таким: за первую неделю была снята открывающая сцена в кафе и все интерьерные сцены, кроме пакгауза; во вторую неделю снимались натурные фрагменты; и еще две недели ушло на сцены в пакгаузе и эпизоды с Тимом Ротом для главы о мистере Оранжевом. Фактором, осложнявшим съемки, была аномальная жара выше 30°, стоявшая в то время в Лос-Анджелесе. Тяжелее всего пришлось Тиму Роту — все две недели работы в пакгаузе ему приходилось бездвижно лежать в искусственной крови на основе сиропа. Зато по итогу — одна из лучших ролей в карьере.

На съемках фильма «Бешеные псы»На съемках фильма «Бешеные псы»


На постпродакшн картины ушло около полугода. Финальная версия, из которой для сохранения ритма было вырезано около десяти минут отснятых сцен (например, поездка за спрятанными бриллиантами), была завершена всего за три дня до премьеры картины на фестивале «Сандэнс». Призов она там не получила, зато критики сравнивали произведенный ею эффект с «Прибытием поезда» братьев Люмьер. Картина, без преувеличения, открыла новую эпоху в истории кино.

Драматургия: нелинейная структура, деление на главы, бесконечные диалоги

Кадр из фильма «Бешеные псы»


Уже в дебюте вовсю проявился специфический тарантиновский подход к драматургии. Во-первых, действие на экране излагается в нелинейной последовательности, то есть события «скачут» по временной шкале, выстраиваясь не по хронологии, а в том порядке, который необходим автору. Сам Тарантино называет это принцип «сначала ответы — вопросы потом». Иными словами, мы сначала узнаем последствия неких событий и только потом знакомимся с причинами.

Кадр из фильма «Бешеные псы»


Другая особенность, характерная для Тарантино — четкое деление на главы. В картине можно выделить пролог (беседа в кафе), безымянную часть (служащую завязкой), три части, озаглавленные в честь трех героев («Мистер Белый», «Мистер Блондин» и «Мистер Оранжевый»), и эпилог (финальная «разборка» в пакгаузе). Интересно, что ни одна из частей не освещает центральное, казалось бы, событие для фильма об ограблении — само ограбление. Все, что мы видим, происходит или до преступления или после. Такое решение было задумано Тарантино изначально — так он хотел отойти от штампа фильмов об ограблениях, а кроме того, восстанавливать события постепенно со слов героев режиссеру показалось интересней, чем просто все показать.

Кадр из фильма «Бешеные псы»


Еще одна характерная черта стиля Тарантино — обилие диалогов. Герои говорят без остановки, причем зачастую на темы совершенно далекие от сюжета. Например, начинается фильм знаменитой беседой в кафе о смысле песни Мадонны «Like a Virgin» и важности чаевых. Хотя к сюжету разговор отношения не имеет, он позволяет обозначить характеры героев и создать предощущение дальнейших событий, ведь так или иначе, мы задаемся вопросом: «А что же собрало этих людей в костюмах за одним столом?» Важно отметить, что диалоги героев Тарантино зачастую посвящены различным поп-культурным феноменам (от еды до музыки и, конечно же, фильмов). С одной стороны, режиссер тем самым приближает героев к зрителю, ведь персонажи обсуждают знакомые всем явления. С другой стороны — это дает один из поводов включить Тарантино в пантеон режиссеров-постмодернистов, за счет его своеобразной игры с другими известными произведениям. И еще по поводу речи в картине — на момент выхода «Бешеные псы» были одним из самых матерных фильмов в истории (его опережали только «Славные парни» Мартина Скорсезе) — только лишь слово «fuck» звучит в картине 269 раз, то есть повторяется почти по три раза в минуту.

Добавим, что для убедительного отображения криминальных образов Тарантино пригласил в качестве консультанта своего любимого писателя и матерого рецидивиста Эдди Банкера. Он во всех тонкостях знал жизнь преступного мира, поэтому помог довести диалоги, слэнговые обороты и прочие нюансы до совершенства. Он же исполнил роль самого неприметного и загадочного из всей банды грабителей, мистера Синего.

Локации, декорации и костюмы

На съемках фильма «Бешеные псы»


Съемки всего фильма проходили в Лос-Анджелесе. Примерно половина действия разворачивается в одном помещении. Камерное решение было изначальной установкой и диктовалось, прежде всего, бюджетными ограничениями. Впрочем были и художественные причины — замкнутое пространство усиливало эффект ловушки, в которой оказываются герои. Подходящий объект был найден в здании заброшенного похоронного бюро. В кадр, кстати, даже попали расставленные по стенам гробы и катафалк. Часть помещений для других сцен находились в этом же здании. Например, комната, в которой в завязочной части разговаривают мистер Белый и мистер Розовый, снималась в отделении для бальзамирования. А второй этаж здания был превращен в квартиру мистера Оранжевого.

Кадр из фильма «Бешеные псы»


Большая часть остальных локаций была найдена в восточном районе Лос-Анджелеса, где доминирует малоэтажная застройка. Хайленд Парк стал местом съемки сцены погони со Стивом Бушеми. Там же было подобрано место для знаменитой сцены начальных титров, когда герои проходят вдоль кирпичной стены в слоу-мо. И тут же располагается кафетерий из открывающей сцены. Ряд эпизодов снимался в центре Лос-Анджелеса. Например, мужской туалет для эпизода анекдота мистера Оранжевого был найден в отеле Парк-Плаза. В целом Тарантино, отбирая локации, по его собственным словам, хотел «передать дух старого города», контрастирующего с более современными районами. Режиссеру это удалось — он создал новый, непривычный на тот момент образ Лос-Анджелеса, который в дальнейшем был развит в «Криминальном чтиве» и «Джеки Браун».

Кадр из фильма «Бешеные псы»


И несколько слов о костюмах. Любопытный момент здесь состоит в том, что характерная одежда героев (белые рубашки и черные брюки и пиджаки), ставшая своего рода символом и воспроизведенная в огромном количестве других картин, стала отчасти результатом ограниченных средств. Бюджет не позволял заказать необходимые костюмы, так что было выбрано минималистичное решение, которое могли сделать сами актеры из собственного гардероба. Есть, впрочем, и художественное объяснение такого выбора: «Нельзя одеть парня в черный костюм, чтобы он не стал при этом немного круче, чем есть на самом деле. Это стилистический прием», — говорит Тарантино.

Визуальное решение: длина кадра, «взгляд покойника» и глянец

Кадр из фильма «Бешеные псы»


В плане визуального решения в «Бешеных псах» также собран почти весь арсенал приемов, которые будут использоваться Тарантино и в дальнейшем. Выделим дезориентирующее чередование общих и крупных планов, съемку с плеча, использование широкоугольной оптики и зональных линз, круговое панорамирование в диалоговых сценах, плавные наезды и отъезды и длинные кадры в наиболее напряженные моменты. Кстати, в «Бешеных псах» самая большая средняя длинна кадра из всех картин Тарантино — параметр составляет довольно приличные 10,2 секунды. Не обходится и без знаковой тарантиновской вариации «голландского угла», которую называют «видом из багажника» или «взглядом покойника», когда точка съемки расположена под острым углом снизу от объекта.

На съемках фильма «Бешеные псы»


Как и в дальнейшем на «Криминальном чтиве», желая добиться гладкого, глянцевого изображения и яркой цветопередачи, Тарантино использовал пленку Kodak 50 ASA, обладавшую малой зернистостью и вместе с тем низкой светочувствительностью. По этой причине на площадке Секула выставлял особенно яркое освещение.

Музыка: рок-н-ролл и контрапункт

Также «Бешеные псы» задали стиль Тарантино в работе с музыкой. Режиссер, убежденный, что именно музыка формирует «индивидуальность фильма», не стал прибегать к услугам композитора, вместо этого составив пеструю музыкальную палитру из любимых рок-н-ролльных треков 70-х годов. Песни в фильме работают не только на создание атмосферы и настроения, но зачастую задают ритм сцены. Примечателен эффект контрапункта, когда музыка контрастирует с визуальным рядом. Например, сцена кровавой пытки полицейского мистером Блондином сопровождается танцами под бодрый мелодичный рок «Stuck in the Middle with You» группы Stealers Wheels. Нестандартный прием позволяет усилить эмоциональное звучание сцены, которую до сих пор признают одной из самых жестоких в истории кино. Впрочем, сам Тарантино называет ее скорее смешной, как и весь фильм он предпочитает считать комедией.

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Борис Хлебников: «Я не верю в идеального героя»

Режиссер фильма «Аритмия» — о юморе врачей, медицинской реформе и увеличении громкости в российском кино

«Аритмия» задумывалась как романтическая комедия о молодой паре, которая решает развестись, но не может разъехаться, потому что квартира проплачена на три месяца вперед. Однако когда у персонажей появилась профессия, замысел изменился. Герои стали врачами, а фильм из легкомысленного ромкома мутировал в драму — лучшую в этом киносезоне и, возможно, лучшую в году. Картина Бориса Хлебникова в июне завоевала гран-при на сочинском «Кинотавре», а исполнитель главной роли Александр Яценко был признан лучшим актером. Теперь дело за зрителями: «Аритмия» выходит в широкий прокат.

11.10.2017 19:00, Ксения Реутова


Нежные перчатки аутоагрессии

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

08.10.2017 19:00, Александр Чанцев


Фильмы Эмира Кустурицы

Неординарное кино с сумасшедшей жизненной силой

Кинематограф Кустурицы – это восхитительный мир, герои которого мыслят неординарно, обладают собственным мировосприятием и, как правило, невероятной волей к жизни.

04.10.2017 19:00, cameralabs.org


«Я шагаю по Москве» Георгия Данелии

Гениальный фильм о Москве

Один из самых знаменитых фильмов-плакатов, прекрасно иллюстрирует Москву начала 60-х, заката «оттепели». Картина Георгия Данелии вышла на экраны в 1964 году, причем премьера состоялась в только что открывшемся кинотеатре «Россия» – самом крупном на тот момент в Европе.

01.10.2017 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


«Взгляд-1» vs «Взгляд-2»?

«Для меня телепередача «Взгляд» — прежде всего разговор между собой трёх-четырех молодых людей»

В самый разгар работы над книгой «Мушкетёры перестройки», приуроченной к 30-летию самого известного отечественного ТВ-проекта (премьерный выпуск – 2 октября 1987) вынужден был напрячь собеседников ещё одним аспектом. Просматривая ответы респондентов, не без изумления обнаружил, что для многих «Взгляд» = информационно-аналитическая «программа с Бодровым», а не советский пятничный экзерсис с Листьевым и Политковским.

27.09.2017 19:00, Евгений Ю. Додолев


Оскароносная идея

Почему Владимир Меньшов снял «Москва слезам не верит»

Появлению на экранах всего мира фильма «Москва слезам не верит» мы обязаны обычному будильнику. Помните, такие были почти в каждой советской семье? Именно идея сна Катерины длиною в 20 лет, где она засыпает, заводя будильник, и просыпается в следующей серии совершенно другой женщиной, привлекла Владимира Меньшова.

26.09.2017 19:00, Виталий Дубогрей, dubikvit.livejournal.com


Главные сериалы этой осени

Провести время с пользой и не впасть в хандру

За что мы любим осень — так это за то, что все каналы открывают свои потайные сундуки, чтобы начать телесезон с премьер сериалов и долгожданных новых серий. Чтобы вы не растерялись, мы составили для вас программу просмотров.

11.09.2017 13:00, tvkinoradio.ru


«Для тебя у неё закрыта дверь, а для других — открыто окно!»

«Человек-амфибия» Казанского и Чеботарева

Перед тем как попасть в руки Владимира Чеботарева, сценарий пылился около 10 лет на полке Ленфильма. Не то чтобы он был не востребован — к нему подступались многие режиссеры, а в 40-е его даже пытались экранизировать в Голливуде, но из-за технических ограничений, связанных с особенностями подводных съемок, сценарий долгое время оставался невостребованным.

08.09.2017 14:00, Мария Молчанова, diletant.media


«Яд в дороге — вещь совершенно необходимая»

«Обыкновенное чудо» Марка Захарова

Театрализированный киноэпос о несчастной любви обращенного в человека медведя и принцессы вышел на экраны 1 января 1979 года. Фильм показали по центральному телевидению в новогоднюю ночь, однако, в отличие от новогодних сказок, где волшебство творится от одного взмаха волшебной палочки, чудо в ленте происходит почти случайно, как бы намекая зрителю, что настоящему обыкновенному чуду волшебные атрибуты не нужны.

18.08.2017 19:00, Мария Молчанова,diletant.media


«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы

Эпическая драма, ставшая легендой мирового кинематографа

«Никогда не иди против семьи» – одна из ключевых фраз фильма, ставшего культовым во всем мире. Картина, созданная в 1972 году молодым и еще малоизвестным режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой по одноименному роману Марио Пьюзо о борьбе семейных мафиозных кланов в послевоенной Америке, обозначила новый вектор развития эпического кино. Отойдя от канонов гангстерских боевиков, режиссер снял очень проникновенную семейную драму, в лучших традициях «Унесенных ветром».

31.07.2017 18:00, Мария Молчанова, diletant.media






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.