Подписаться на обновления
17 январяЧетверг

usd цб 66.7617

eur цб 76.1350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Орлов   понедельник, 23 ноября 2015 года, 16:00

Как это снято
«Пролетая над гнездом кукушки»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Рекордсмену «Оскара», любимому фильму всех нонконформистов и бунтарей исполнилось сорок лет. По такому случаю вспоминаем историю создания картины и разбираемся в её устройстве: импровизация, синема верите, душевнобольные актеры и музыкальная пила.

Десятилетие от замысла до реализации

«Пролетая над гнездом кукушки» имеет долгую историю создания. Фильм, ставший одним из символов эпохи «нового Голливуда», хотели снять ещё в середине 60-х. Вскоре после выхода в 1962 году книги Кена Кизи, написанной под впечатлением от наркотических опытов и работы в госпитале, права на постановку приобрел Кирк Дуглас. Спустя год он сделал по произведению спектакль на Бродвее (с собой в роли Макмёрфи), который, правда, казался слишком смелым для своего времени, а потому продержался всего три месяца. Несмотря на эту неудачу, Дуглас стал искать возможность снять фильм и даже выбрал подходящего режиссера. Во время поездки в Чехословакию в 1964 году актер познакомился с молодым постановщиком Милошем Форманом, которому пообещал прислать по почте книгу Кизи. Однако книга так и не дошла — её изъяла бдительная чехословацкая таможня. Потратив ещё несколько лет на безуспешный запуск фильма, Дуглас в 1971 году передал права на экранизацию своему сыну Майклу, в то время начинавшему актеру. Тот обошел все крупные киностудии, но нигде не нашел интереса к фильму о душевнобольных и в итоге обратился в небольшую кинокомпанию Fantasy Films и продюсеру Солу Заенцу.


Дуглас и Заенц решили, что картина будет малобюджетной, выдержанной в реалистическом ключе, без участия звезд и без сложнопостановочных сцен. Для сохранения интонации первоисточника сценарий было предложено написать самому Кизи. Тот потратил на текст восемь месяцев, однако выдал нечто в сюрреалистическом духе «Кабинета доктора Калигари». Более подходящую версию сценария написал Лорес Хаубен. С ней продюсеры приступили к поискам режиссера. Среди кандидатов был даже «отец американского независимого кино» Джон Кассаветис. Однако случайным образом выбор пал на того, кто уже однажды имел шанс снять фильм, — на Милоша Формана. Он к тому моменту снял в США лишь одну, мало кем замеченную картину «Отрыв» и долгое время сидел без работы. То, что его услуги стоили относительно недорого, сыграло не последнюю роль. Режиссер, приступив к работе над картиной, прежде всего, ещё раз вместе с начинавшим писателем Бо Голдманом переписал сценарий.


Съемки начались в январе 1975 года и продлились до марта. В ноябре того же года фильм вышел на экраны США, неожиданно став хитом проката. Лента с бюджетом всего $3 млн (из которых $1 млн ушел на Джека Николсона), только в Америке привлекла более 50 млн зрителей, собрав $109 млн. Фильм стал и триумфатором наградного сезона. Достаточно сказать, что «Пролетая над гнездом кукушки» — одна из трех картин, которые за всю историю «Оскара» взяли «большую пятёрку» наград: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, главные мужские и женские роли (две другие ленты — «Это случилось однажды ночью» и «Молчание ягнят»). Про бесчисленное множество списков «лучших фильмов всех времен», которые не обходятся без работы Формана, распространяться не станем.

Локация: настоящий дурдом


Съемки «Пролетая над гнездом кукушки» проходили в реальной действовавшей клинике. Хотя работать в декорациях в павильоне было бы дешевле, авторы не стали жертвовать убедительностью. Посмотрев ряд больниц, кинематографисты решили обратиться в отделение для душевнобольных государственной больницы штата Орегон в городе Сейлем, где и происходит действие книги Кизи. Мало того, что локация оказалась подходящей, — в ней практически ничего не понадобилось менять — так ещё и руководство больницы, знакомое с романом, поддержало затею. Большая часть картины была снята в пустовавшем отделении больницы и на её территории. Единственная сцена вне учреждения — рыбалка — снималась в гавани городка Депо Бэй тоже в Орегоне. Любопытная деталь — гавань известна как самая маленькая в мире.

Кастинг и работа с актерами


Милоша Формана можно назвать актерским режиссером, с особым трепетом относящимся к воплощению образа в кадре и имеющим свою методику работы с исполнителями ролей. Неудивительно, что один только кастинг занял больше года. В выборе актеров для «Пролетая над гнездом кукушки» были две основных особенности. На главную роль Рэндала Макмёрфи требовался известный актер, но не звезда. Так зрителю было бы проще идентифицировать себя с персонажем. А на роли пациентов, населяющих больницу, Форман хотел взять актеров совсем неизвестных, но вместе с тем ярких, запоминающихся и непохожих друг на друга. Это было необходимо для того, чтобы создать у публики ощущение, что она попала в неведомый ей мир. Но при этом, с учетом большого количества персонажей, зритель не должен был в них запутаться.

Кастинг и работа с актерами / Милош Форман с Джеком Николсаном и Луизой Флетчер

Милош Форман с Джеком Николсоном и с Луизой Флетчер

Хотя Джека Николсона Форман рассматривал в числе первых кандидатов на роль Макмёрфи, кроме него авторы имели в виду Марлона Брандо, Джина Хекмана, Стива МакКуина, Берта Рейнольдса, Джона Войта и Джеймса Каана. Также много претендентов было на роль сестры Рэтчед. Форман долго искал актрису, имевшую зловещее амплуа, в связи с чем предлагал сыграть Энн Бэнкрофт, Коллин Дьюхёрст, Эллен Бёрстин, Джеральдин Пейдж и Анджеле Лэнсбери. Однако постепенно режиссер пришел к идее, что зло в этом персонаже должно быть не очевидным, а таким, которое убеждено, что творит добро. Подруга Формана Луиза Флетчер, упорно просившая попробовать её на эту роль, оказалась на редкость удачным выбором. Не зря ведь Американский институт киноискусства ставит сестру Рэтчед на пятое место в списке пятидесяти лучших экранных злодеев, то есть даже выше чем большую белую акулу из «Челюстей», Т-800 из «Терминатора» и Фредди Крюгера.


В кастинге на роли второго плана приняли участие около 3000 человек. В итоге были отобраны самые колоритные, причем для большинства из них фильм стал началом успешной кинокарьеры, в том числе для Дэнни ДеВито, Кристофера Ллойда, Брэда Дурифа, Сидни Лэссика и двухметрового индейца Уилла Сэмпсона. Помимо них к участию в картине привлекли девяносто пациентов лечебницы, где проходили съемки. Причем их задействовали как в качестве массовки, так и в качестве ассистентов на площадке. Сыграл в фильме и персонал больницы. В частности роль главного врача исполнил доктор Дин Брукс, действительно главный врач клиники Орегона. Интересно, что Брукса и других врачей Форман попросил самим придумать свои реплики.


Съемкам предшествовала довольно необычная подготовка. Несколько недель актеры, не имевшие опыта пребывания в лечебнице, провели в больнице, где они не только репетировали, но и жили, следуя принятому распорядку. Под конец съемок большинство актеров даже не отправлялись в гостиницу на ночь, а оставались спать на койках на съемочной площадке.

Ещё один способ вживания в роли — Форман выбрал каждому актеру по пациенту, с которого следовало копировать особенности поведения. При этом режиссер просил оставаться в образе на протяжении всего периода съемок. Такой подход себя оправдал — многие близкие актеров, приезжая на площадку, ужасались тому, что их знакомые стали неотличимы от психов.

Форман, ранние фильмы которого существовали на грани игрового кино и документалистики, на площадке поддерживал импровизацию и спонтанность. Режиссер, как правило, давал исполнителям направление и призывал к естественности, но не контролировал, оставляя пространство свободы. Как говорил актер Уильям Редфилд: «Форман больше всего заинтересован в том, чтобы заснять случайности». Чтобы эти случайности поймать, режиссер часто во время репетиций или подготовок включал камеры без ведома актеров. Например, реакция сестры Рэдчед на появление Макмёрфи после электрошока — это на самом деле реакция Флетчер на режиссерские указания Формана.

Особенно близок спонтанный метод оказался Джеку Николсону. Актер частенько прямо в кадре менял реплики, мимику, жестикуляцию и добавлял неожиданные действия. Например, поцелуй охранника или ловля невидимой мухи во время беседы с главным врачом были абсолютной импровизацией. Однако несмотря на близость подходов к работе, Николсон и Форман разошлись в понимании концепции истории, из-за чего на площадке между ними установились настолько холодные отношения, что они даже не общались друг с другом. Когда же нужно было что-то объяснить, они делали это через операторов.

Визуальное решение


Милош Форман, воспитывавшийся в Чехословакии на канонах соцреализма и благодаря этому получивший своего рода прививку от академизма и условности, хотел сделать кино в духе синема верите. Одним из ориентиров для Формана был черно-белый документальный фильм о сумасшедших в исправительной колонии «Безумцы Титиката», который режиссер в обязательном порядке показывал актерам и съемочной группе. Влияние этой картины проявлялось, например, в использовании натурального освещения и в цветовой гамме, которая тяготеет к монохромии. Цвет костюмов подчеркивает противопоставление героев — персонала больницы и пациентов: первые одеты в белоснежную форму, а вторые — в потертые сероватые пижамы.

Отчужденность от внешнего мира Форман показывает через детали интерьера: окна с сетками, железные двери, ограждения. Ключевое значение в картине имеют крупные планы (часто в сочетании с длинным кадром и плавным наездом). Они не только проявляют состояния героев в пограничные моменты, но и за счет фактурности актеров помогают рассказать истории персонажей.


Съемки фильма проходили в хронологическом порядке, что замедляло процесс работы, но тоже было необходимо для достоверного проживания актерами своих ролей. Единственная сцена, выбившаяся из этого графика, — рыбалка, которую делали самой последней. Снимали преимущественно многокамерным методом — на площадке одновременно могло находиться до пяти камер. Это тоже было необходимо для большей органичности актерской игры, а также для свободы на монтаже. К тому же многокамерная съемка сильно упрощала работу. Например, кульминационная сцена, в которой вождь выламывает раковину и затем пробивает ею окно, была снята одним дублем камерами, расставленными в разных точках площадки.

На картине работали три оператора. Половину съемок провел оскароносный Хаскелл Уэкслер. Однако из-за разногласий с Майклом Дугласом он был заменен Биллом Батлером (едва успевшим закончить съемки «Челюстей»). В свою очередь тот из-за занятости на другом проекте не смог завершить картину, и над эпизодом с рыбалкой уже работал Уильям Фрейкер (он ранее снимал «Ребенка Розмари»).

Контрапункт и музыкальная пила

Музыка в фильме играет особую роль и потому заслуженно привлекала отдельное внимание критиков. Во-первых, композитор Джек Ницше (для него фильм стал тоже мощным толчком в карьере) не просто иллюстрирует действие, но создает контрапункт. Нейтральное действие сопровождается слегка напряженными мелодиями, привносящими ощущение тревоги, а спокойные, умиротворяющие мотивы наоборот звучат в жутких сценах. Во-вторых, Ницше обогатил в картину оригинальным звучанием этнических инструментов. Например, в лейтмотиве он использовал индейские бубны и трещотки, сквозь размеренный ритм которых пробивается пение музыкальной пилы. Фильм, кстати, в своё время немало способствовал появлению моды на этот инструмент.

Источник: tvkinoradio.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 





7 лучших фильмов с неожиданной развязкой

Картины, которые держат в напряжении до последней минуты

Такие кинокартины хочется посоветовать друзьям: захватывающий сюжет (с крайне неожиданным финалом), известные актёры и живописные сцены нравятся даже самым строгим критикам. Это фильмы, которые не подойдут для веселого вечера, но станут отличным поводом к долгой дискуссии после просмотра.

12.01.2019 19:00, fraufluger.ru


Бриллиантовая кинорука

Великий Леонид Гайдай

Его фильмы – наш с вами общий культурный код: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Мальчишка из Иркутска, сын батрака, любившего читать, Леонид Гайдай стал одним из самых кассовых режиссёров СССР и занял своё место в зале славы мирового кино.

06.01.2019 19:00, Алена Городецкая, jewish.ru


Бюджет в $200 млн, макет почти в натуральную величину и пять тонн динамита

Как снимали «Титаник»

Трагедией «Титаника» Джеймс Кэмерон заинтересовался в 1985 году, когда знаменитая экспедиция океанолога Роберта Балларда впервые обнаружила обломки корабля. Собственно, изначально режиссера увлекли только технологии исследования и съемки океанских глубин (что нашло отражение в фильме «Бездна»). Но прочитав книгу о «Титанике» исследователя Льюиса Эбернети и посмотрев классический документально-игровой фильм «Гибель „Титаника“», Кэмерон обнаружил основу для захватывающей истории. Эпический масштаб катастрофы режиссер решил совместить с любовной линией. Предлагая проект продюсерам 20th Century Fox, Кэмерон так и характеризовал будущую картину: «Ромео и Джульетта на гигантском корабле».

05.01.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Фильмы для новогоднего настроения

Волшебные истории Нового года

Список новогодних и рождественских фильмов с добрыми чудесами, которые идеально подходят для создания праздничной атмосферы. Без некоторых из этих кинолент уже нельзя представить зимние праздники.

30.12.2018 19:00, cameralabs.org


Для серьёзного вечера

10 сильных драм, которые стоят вашего времени

Среди этих фильмов обязательно найдется тот, который вам захочется пересмотреть или посоветовать своим друзьям. Не пустое, глубокое, хорошее кино, которое останется в памяти.

23.12.2018 19:00, Таня Касьян, womo.ua


Что вырезали цензоры из всенародно любимых советских комедий

Опасные кадры знаменитых фильмов

Советская цензура, славящаяся своей непримиримостью, «защищала» советских зрителей от сцен, которые могли бы смутить их, соблазнить или, самое ужасное, вызвать у них нездоровые ассоциации. Перед ее «ножом» все были равны – доставалось одинаково и начинающим режиссерам, и маститым. Удивительно, но даже в любимых нами сегодня старых комедиях «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и «Любовь и голуби» бдительные цензоры находили потенциально опасные кадры.

15.12.2018 19:00, kulturologia.ru


Что сериалы говорят о нашем видении мира

Смерть кинематографа или новая литературная форма?

Писатель и психоаналитик Жерар Вайцман пытается показать, что телесериалы несут в себе новый коллективный нарратив, формируя новую цивилизацию. Торжество сериалов, по его мнению, можно рассматривать как своеобразную «смерть» национального кинематографа. Однако затем автор ставит под сомнение этот вывод. А может, сериал означает появление новой литературной формы?

08.12.2018 19:00, Мариз Эмель (Maryse Emel), inosmi.ru


Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии» дает 4 блестящих ответа на самые сложные вопросы

Удивительный пошаговый план того, как быть самим собой

Биографический фильм режиссера Брайана Сингера «Богемская рапсодия» о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри рассказывает историю становления легендарной группы и знакомит зрителя с ее классическими произведениями. Кроме всего прочего, основываясь на примере жизненного пути Меркьюри, кинолента также предлагает зрителям несколько глубоких наблюдений о том, как лучше всего показать свои сильные стороны, истинного себя и добиться цели.

02.12.2018 09:00, cluber.com.ua


Как это снято: «Похитители велосипедов»

Открытый финал, непрофессиональные актёры и съёмки на улицах Рима

К юбилею «Похитителей велосипедов» вспоминаем историю создания картины и разбираемся, почему она считается одной из краеугольных лент мирового кино: обыденность как повод для сюжета, непрофессиональные актеры, натурные съемки, естественный свет и отнюдь не маленький бюджет.

01.12.2018 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Есть над чем задуматься

4 российские психологические драмы

Многие фильмы не подходят для спонтанного просмотра — для того, чтобы правильно воспринять идею, нужно настроиться на нужный лад: нельзя прийти в кинотеатр ради развлечения и выбрать тяжелый фильм. Некоторые сюжеты могут не только не совпасть по тональности с настроением зрителя, но и причинить ему нежеланный психологический дискомфорт.

24.11.2018 19:00, Мария Соловкина, fraufluger.ru






 

Новости

Тысячи произведений искусства перешли в общественное достояние
Ежегодно 1 января в мире отмечается День общественного достояния.
Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.
Съемки новой картины Никиты Михалкова начнутся в 2019 году
Кинокомпания «Золотой Орел» приступила к созданию новой картины режиссера Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Сценарий картины написан в жанре «современной драмы». Съемки будут проходить при поддержке нефтяной компании «Роснефть».
100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.