Подписаться на обновления
28 маяСуббота

usd цб 66.0413

eur цб 73.8474

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте 
Владимир Харитонов   понедельник, 20 декабря 2010 года, 18.00

Издатели подставляют писателей
Александр Иличевский сожалеет о том, что подписал письмо президенту


// PhotoXPress.ru, Fotolia
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Накануне рассмотрения поправок в ГК советом по кодификации гражданского законодательства при администрации президента РФ в СМИ появилось открытое письмо Дмитрию Медведеву, направленное против этих поправок. По просьбе издателей письмо подписали два десятка писателей.

За что именно сражаются издатели? И на самом ли деле их поддерживают писатели?

Письмо писателей готовили издатели, они же (в частности, издательство «Эксмо», впрочем подписывали его и писатели, сотрудничавшие с АСТ, другим главным издательством страны) рассылали его по СМИ. Первыми же строчками письмо расставляет все точки над «i»: «Мы обращаемся к Вам с просьбой остановить процесс легализации книжного пиратства, который сейчас происходит под благими лозунгами пополнения библиотечных фондов страны оцифрованными книгами». А заодно и обрекает подписавших письмо писателей на подтасовки и откровенное враньё. Авторы письма сознательно упрощают смысл поправок, чтобы выглядело пострашнее и всем сразу стало понятно: книжки все будут бесплатные, поэтому все писатели останутся без денег.

Неправда ни то ни другое, а уж обвинение библиотек в том, что они хотят за госсчёт всё оцифровать и всё всем раздать, и вовсе напоминают паранойю. Как и всякая паранойя, впрочем, она достаточно последовательна. С её логикой пора разобраться, поскольку это поможет понять, зачем издателям подтасовывать факты, а также с тем, что на самом деле происходит с книжной индустрией, которая всё никак не может, в отличие от экономики в целом, выбраться из кризиса.

Даже в такой относительно благополучной стране с точки зрения развития книжной индустрии и литературы вообще, как Франция, всего 900 писателей получают от своих книг ощутимый (выше минимальной зарплаты) доход. Подавляющая часть авторов не извлекает из своего творчества практически никаких денег. Более того, немалое их число готовы не только распространять свои труды бесплатно, но ещё и доплачивать издателям за то, чтобы их произведения доходили до читателя и слушателя.

Право оцифровывать книги для сохранения своих фондов было дано библиотекам Гражданским кодексом, вступившим в силу почти три года назад. Воспользоваться этим правом, впрочем, библиотеки практически не могли, поскольку тот же закон требовал от библиотек получать разрешение от каждого автора на то, чтобы его книгу можно было засунуть в сканер, а полученную электронную книгу — в цифровые закрома библиотек, а также для предоставления возможности читателям ознакомиться с содержанием книги в стенах библиотеки и с соблюдением условий, не допускающих свободного копирования цифровых файлов. Учитывая количество выходящих в России книг и их запасов в крупнейших из библиотек, договориться со всеми авторами ни одной библиотеке в стране было физически невозможно.

Попытка решить эту проблема была предпринята в этом году с образованием Национального библиотечного ресурса, который решил взять на себя задачу «очистки» авторских прав для трёх главных библиотек страны — Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Президентской библиотеки. Работа, которую взял на себя НБР, благородная, но, боюсь, непосильная. Разыскать сотни тысяч авторов, книги которых изданы за последние 70 лет, — задача нетривиальная, требующая больших затрат и многих лет, если не десятилетий, работы.

Решить проблему на законодательном уровне, собственно, и предлагается вызвавшими острую реакцию издателей поправками, подготовленными Центром частного права. Речь в них вовсе не идёт о раздаче оцифрованных книг направо и налево, но всего лишь о разрешении библиотекам делать цифровые копии, не спрашивая разрешения у авторов. В сущности, ровно так же, как библиотеки не спрашивают разрешения у каждого автора, выдавая книгу читателю.

Поправки к закону разрешают библиотекам оцифровывать книги и предоставлять возможность их читать пользователям библиотек, но только на вполне определённых условиях: «экземпляры произведений, выраженные в электронной форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке межбиблиотечного обмена) только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания электронных копий произведения». Современные технологии удалённого доступа позволяют предельно ограничить свободное копирование цифровых текстов, дав возможность только их читать. Тому пример — глобальный проект Google Books и возникшие на волне интереса к электронным книгам российские интернет-сервисы типа «Книгафонда» и «Научной электронной библиотеки».

Естественно, полностью исключить утечку цифровых копий из электронных хранилищ нельзя. На каждое такое хранилище может найтись свой Джулиан Ассанж. Вот только открывает ли это дорогу пиратству, как настаивают издатели? Вовсе нет. Эта дорога уже давно открыта вместе с изобретением сканеров. Причём при активной поддержке самих издателей, для которых эти устройства стали одними из основных в их работе. И закрыть её уже не удастся, разве только придётся запретить продажу сканеров и цифровых фотоаппаратов. Российские законодатели, конечно, отличаются своеобразием мышления, но, кажется, не до такой степени.

С пиратами бесполезно бороться, ограничивая доступ к книгам, как бесполезно бороться со сканерами или с интернетом. С появлением возможности оцифровывать книги у библиотек, количество пиратов, конечно, не уменьшится. Но и не увеличится. В неавторизованном открытом доступе и так можно найти на порядок больше книг, чем их имеется на легально торгующих ими ресурсах типа «Литрес» и «АйМобилко». Бороться с пиратами, как точно заметил на московской конференции TechCrunch министр связи РФ Игорь Щёголев, можно, только предоставляя пользователям широкий ассортимент и удобный сервис.

А вот на это как раз не готовы издатели. Призывая к тому, чтобы запретить оцифровку книг библиотекам, они, однако, сами заниматься этим не хотят. Поскольку при нынешнем законодательстве это потребует от них соответствующих затрат. Однако ситуация в российской книжной отрасли и уровень аппетитов крупнейших издателей таковы, что они вовсе не собираются тратить, может быть, и не слишком большие деньги на книги, которые не сулят продаж десятков тысяч экземпляров. Сложившаяся на книжном рынке олигополия нескольких издательских домов (только крупнейшие из них — «Эксмо» и АСТ — контролируют более 40% рынка, а вместе с 4—5 издательствами помельче они уже занимают его на две трети) ориентирована только и исключительно на массовую литературу для массового читателя и на большие доходы. Вряд ли нынешних книжных олигархов устроил бы обычный для XIX века доход в 3—4%.

Может быть, вы думаете, что большие доходы издателей сказываются на доходах авторов? Отнюдь. Система ценообразования, сложившаяся на российском рынке, в корне отличается от американской и европейской, где цена на книги диктуется издателем. Цена на книги в России определяется сетевыми торговцами, крупнейшие из которых, впрочем, принадлежат крупнейшим же издателям. Чему удивляться, что книги дороги, если обычный издатель отдаёт оптовым торговцам книгу за 100 рублей, а покупателю — после всех промежуточных накруток — книга обходится уже в 250?

Подготовленный Центром частного права пакет поправок к Гражданскому кодексу вызвал бурную реакцию интернет-индустрии и индустрии развлечений. Ещё бы! Поправки касаются весьма чувствительных для бизнесменов вопросов охраны авторского права в интернете и предполагают существенную либерализацию законодательства.

Сколько же от этих денег достаётся писателям, некоторые из которых даже бросаются грудью на защиту издателей? Не больше 15 рублей, поскольку 10—15% — обычная ставка отчисления авторам от продаж издателей. Сколько бы заработали авторы, если бы получали те же 10—15% от конечной цены книги? Авторы об этом не задумываются, а издатели им предпочитают не рассказывать, особенно те, которым принадлежат сети книжных магазинов, позволяющие класть себе в карман дополнительные деньги. В том числе и те, которые не достались авторам.

Писатели, конечно, и не обязаны разбираться во всей этой экономике. Но если они на самом деле озабочены своими доходами, то им явно стоит над этим задуматься. Один из подписавших открытое письмо писатель Александр Иличевский, автор глубоких книг и лауреат разных премий, в том числе и «Большой книги», сначала подписал то, что подсунули ему издатели ( «Я на всё про всё потратил пять минут — мне прислали по э-почте, позвонили и я дал по телефону согласие»), а потом написал у себя в ЖЖ об этой истории и решил разобраться. Промежуточные тезисы Иличевского «против свободных лицензий» даже опубликовал «Московский комсомолец», видимо не удосужившись спросить самого писателя. А стоило бы. Поскольку, обсудив проблему с читателями своего блога, Александр Иличевский пришёл вот к какому выводу («Часкор» публикует резюме писателя с его разрешения):

«Я признаю свою неправоту. Я не должен был подписываться под этим воззванием. Сожалею об этом. Произошло это потому, что я не слишком глубоко был посвящён в проблему. Здравый смысл говорил, что разумно протестовать против концепции «бесплатного искусства». Я строго убеждён, что, как только искусство станет бесплатным, оно если не исчезнет, то превратится в ширпотреб; ибо ничто так не убивает смысл, как идея отсутствия интеллектуальной собственности. За прошедшие сутки я вник в проблему свободных лицензий и пришёл к выводу, что они способствуют развитию смысла. Благодарю за углублённое в дискуссиях моё понимание многих людей — знакомых и незнакомых, моих друзей и френдов… Теперь я тоже понимаю, что протест необходимо обратить на несправедливую монополизацию книготорговли, благодаря которой цены на книги неоправданно высоки и продолжают расти (так что даже для меня, автора, оказывается чрезвычайно накладно покупать собственные книги в подарок). И свободные лицензии, применённые к библиотекам, в самом деле способны сделать путь книги к читателю более лёгким. Другое дело, что я категорически против обнуления цены за труд автора. Это мне видится огромной несправедливостью, особенно в случае того вида искусства — немассового, которым занимаюсь я лично. С наступлением цифровой эпохи исчезнут монопольные бумажные издательства. Появятся издательства электронные, уже появились, и их станет ещё больше. И необходимо сосредоточиться на том, как защитить электронную книгу от свободного распространения. Вопрос не только в техническом совершенствовании лицензионной защиты. Вопрос в создании полноценного правового общества, способного к сознательности, и развитого и справедливого закона, защищающего интеллектуальную собственность».

Думаю, и другим писателям, оставившим свою подпись под издательским письмом, стоило бы подумать, своё ли дело они защищают.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Семейные фотоальбомы — объект авторского права?

Проекты по истории отечественной компьютерной техники, которыми мне случилось заниматься в последнее время, опираются как на официальные архивы, так и на огромное количество воспоминаний, свидетельств, документов, опубликованных в бумажных изданиях или в Сети. Авторы таких публикаций — как правило, это ветераны отрасли, находящиеся в достаточно преклонном возрасте, — к вопросу авторских прав обычно относятся наплевательски, чаще всего, видимо, вовсе не подозревая о существовании проблемы.

19.05.2016 19:00, Юрий Ревич


Легальный путь

Журфак Крымского университета присоединился к проекту «Общественное достояние»

«Самое важное, что мы должны сделать – это освободить научную информацию, освободить культурное наследие, чтобы эти знания стали разделенными между людьми», – руководитель проекта «Общественное достояние» Иван Засурский.

10.05.2016 21:14, Агент Ноосферы для nooregistry.ru


Что читают на журфаке?

Итоги исследования учебных программ ведущих вузов России

Инфокультура и Ассоциация интернет-издателей провели исследование учебных программ факультетов журналистики МГУ, ТГУ, УРФУ, РАНХиГС, СГУ, ВШЭ, СПБГУ. В результате анализа был составлен список произведений, наиболее востребованных сейчас для медиа-образования в вузах. Подробнее о проекте можно узнать на сайте opensyllabus.ru.

31.03.2016 23:00, Агент Ноосферы


Экспертный консенсус

Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты

24 марта 2016 г. в АЦ «Форум» состоялся круглый стол «Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты», организованный Экспертным советом при Правительстве РФ совместно с Ассоциацией интернет-издателей, при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. "ЧасКор" публикует результаты экспертного обсуждения.

31.03.2016 13:00, Агент Ноосферы


Ты не пройдешь!

Крик души российского интернет-пользователя

Со времени принятия антипиратских законов почти каждый русскоязычный пользователь сети столкнулся с заглушкой на месте одного из его любимых сайтов. Фильмы, книги, музыка – свободные или защищенные авторским правом – постепенно покидают свободный интернет, что не всегда оправдано, т.к. за пару охраняемых произведений из сети пропадают тысячи произведений в статусе общественного достояния. «ЧасКор» составил топ-7 самых значимых блокировок.

30.03.2016 19:00, Анастасия Лещенко


Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы

Концептуальный анализ вторичного использования сиротских произведений в условиях информационного общества

Каждый второй пользователь соцсетей является автором, так как публикует свои заметки, посты и комментарии. Все эти произведения могут быть многократно перепощены без указания имени автора, года публикации и ссылки на источник. То есть, по сути, являются сиротскими. Чтобы представить более глубокий взгляд на эту проблему, «Частный Корреспондент» публикует отрывок исследования Ассоциации интернет-издателей «Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы».

29.03.2016 16:00, И. Левова, Д. Винник, А. Моисеева


«Общественное достояние» в Крыму

Мероприятие на тему «Открытый доступ к знаниям и культурным ценностям» состоялось в Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского 22 марта 2016 года. На встрече президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский рассказал об истории проекта «Общественное достояние», а также объяснил, какие шаги необходимо предпринять, чтобы открыть россиянам доступ к знаниям и культурным ценностям и дать российской науке импульс для интенсивного развития.

26.03.2016 16:53, Агент Ноосферы


Расширяя границы

Мировые ресурсы открытого доступа

Страницы российских изданий уже почти год полнятся сообщениями о блокировке тех или иных ресурсов. Интернет-пространство становится беднее на источники контента, а пользователи начинают чувствовать ограничения нового законодательства. Однако параллельно идет и противоположный процесс: крупнейшие мировые архивы и библиотеки выкладывают произведения в открытый доступ.

23.03.2016 16:00, Аса Сигурэ


А вдруг в Гаагский суд?

Основные положения международных соглашений в сфере охраны авторских прав

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, не предоставлялась иностранным гражданам, поэтому территория действия авторских прав была ограничена территорией государства. Преодолеть это позволили лишь международные договоры, история которых началась в конце 19 века.

19.03.2016 13:00, Ирина Бентяева


Как божественное знание стало бизнесом

История возникновения и развития авторского права в России

В Средневековье предъявлять права на произведение считалось грехом, в царской России вся печать была монополизирована государством, появление СССР разом перевело все произведения в статус общественное достояние. 90-е годы познакомили российских граждан с понятием ретроактивной защиты произведений.

04.03.2016 16:00, Александра Маркина






 
 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.