Подписаться на обновления
20 сентябряСреда

usd цб 58.0993

eur цб 69.6785

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Артём Пудов   пятница, 4 декабря 2015 года, 19:00

Избавиться от лженауки
«У каждого третьего российского депутата в диссертации имеется множество некорректных заимствований»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




28 ноября в рамках 17 Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction прошла дискуссия «Перспективы развития науки и биотехнологий в России». Известный российский ученый Александр Панчин рассказал нам о новых взлетах научно-популярной литературы, борьбе с лженаукой и проблемах российского научного сообщества.

— Александр, здравствуйте! Сегодня для Вас знаменательный день – в рамках 17-ой Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction (Центральный дом художника) Вы представляете свою книгу «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей», вышедшую в издательстве Corpus. Не могли бы Вы вкратце рассказать об истории создания «Суммы биотехнологии»?

Александр Панчин: Здравствуйте. Тема ГМО интересует меня очень давно (я ведь все-таки окончил Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ). Одна из первых написанных мною статей в жанре научпопа с позитивным заголовком «Война против ГМО будет проиграна» была связана с генной инженерией и опубликована в «Новой газете» в 2008 году. В материале рассказывается о том, почему эта технология очень важна, чем полезна генная инженерия и так далее. После этого я написал еще некоторое количество статей на эту тему, начал читать лекции, несколько раз выступал на телевидении в качестве эксперта, а потом решил, что пора и книжку написать. Есть очень много аспектов, касающихся генной инженерии: безопасность генетически модифицированных организмов (ГМО), их полезность, разнообразие технологий. Тем, связанных не с генной инженерией, а с биотехнологиями в более широком смысле (к примеру, клонированием человека или продлением жизни) еще больше. На эти темы в обществе ведутся жаркие дискуссии. В «Сумме биотехнологии» я попытался охватить все такие острые биологические темы.

— Скажите, пожалуйста, к какой читательской аудитории Вы, главным образом, обращались?

А.П: — У меня нет иллюзии, что наиболее ярые противники ГМО будут читать книгу, где их позиция подвергается критике и сомнению. Прежде всего, «Сумма биотехнологии» рассчитана на людей, интересующихся наукой, и которые хотят, чтобы в России происходили позитивные изменения в научной сфере. Я имею в виду широкую и оптимистично настроенную аудиторию. Одной из моих задач как популяризатора науки является увеличение коммуникативной ценности читателей. Человек, познакомившийся с «Суммой биотехнологии», в дальнейшем сможет своими словами объяснить другим людям, чем эти технологии хороши и почему ГМО не нужно бояться. Многие люди любят дискуссии на такие темы, но не всем хватает научной базы для аргументированной беседы.

— Насколько я понимаю, «Сумму биотехнологии», судя по рейтингам продаж, уже сейчас можно назвать успешным проектом. Считается, что научно-популярная литература переживала свой рассвет в советское время, а затем упали тиражи, снизилось число названий. С другой стороны, надо отметить, что за последние годы интерес к научным знаниям, скорее, возрос. О прошлом и настоящем научпопа несколько лет назад выходила книга редактора «Независимая газета-Наука» Андрея Ваганова «Жанр, который мы потеряли». Скажите, пожалуйста, кто из отечественных или зарубежных популяризаторов науки Вам кажется наиболее ярким представителем этого жанра?

А.П: — Современная научно-популярная литература бывает очень разной. Есть авторы, которые пытаются ввести новых людей в круг уже интересующихся наукой, и здесь один из самых ярких примеров – Ася Казанцева. Её книга «Кто бы мог подумать. Как мозг заставляет нас делать глупости» написана простым языком, легко читается. Казанцева сделала серьёзный прорыв: значительное число людей, раньше вообще никогда не следивших за наукой, услышав и прочитав «Кто бы мог подумать», теперь заинтересовалось научными знаниями. Существует научно-популярная литература иного поджанра, когда темы, непростые для восприятия, излагаются понятным, но более сложным языком. К этому поджанру можно отнести качественные и вдумчивые книги Александра Маркова.

Если говорить о западных популяризаторах науки, то там больший акцент делается на изложение оригинальных идей. Например, в книгах Ричарда Докинза очень много собственных мыслей автора. Они базируются на научных фактах, но в некотором смысле его работы можно отнести к новаторским трудам. По гуманитарным наукам есть, скажем, замечательная англоязычная научно-популярная книга Паскаля Буайе «Объяснённая религия: природа религиозного мышления». Также Даниэль Канеман, израильско-американский психолог и лауреат Нобелевской премии по экономике, создал бестселлер «Думай медленно… решай быстро». Это одна из лучших книг по нейроэкономике – о том, как люди вообще принимают решения, экономические и не только. Как мне кажется, это те книги, о которых мы все должны знать. В целом, основной круг моего чтения – книги, относящиеся к профессии, то есть литература по биологии.

— Одно из главных направлений Вашей общественной деятельности – борьба с лженаукой. Вы также являетесь членом экспертного совета Премии Гарри Гудини, призванной «привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей, а также показать значимость и первостепенную важность научных и рациональных подходов». Если судить по таким важным источникам информации, как интернет, периодика и телевизионные программы, то маги, экстрасенсы, паранормальные явления по-прежнему востребованы. Впрочем, то же слово «мистика» имеет не одно значение, поэтому мистику ведуньи и древних мистиков в лекциях философа Александра Пятигорского, призывающего строже относиться к произносимым словам, можно назвать явлениями разного порядка. По Вашему мнению, российская лженаука сейчас идёт на спад или, напротив, ее популярность только растёт?

А.П: — У меня нет точных социологических данных о том, происходят ли изменения в популярности лженауки, однако налицо факт – сейчас появляются всё новые и новые её формы. Например, был создан новый вид хиромантии под обманчивым названием «генетический тест», где свойства личности определяются отнюдь не по анализу генов (хотя и это имеет весьма сомнительное применение), а по отпечаткам пальцев. Происходит своеобразная подмена понятий. Существует наука дерматоглифика, изучающая отпечатки пальцев и используемая в криминалистике и исследованиях наподобие «Как отличаются отпечатки пальцев у близнецов?». Но ни в одном серьёзном зарубежном научном журнале вы не найдёте статьи о том, что отпечатки пальцев каким-либо образом связаны с психологией человека. Появились даже лекарства, передающиеся через интернет и записанные на компакт-диске. Таким образом, вместе с новыми технологиями создаются очередные виды лженауки.

В России существуют несколько особенно массовых проблем. На мой взгляд, к ним можно отнести введение ВАКовской «научной» специальности «теология», поддерживаемое на официальном уровне. Давайте еще введем науку «покемонология» — она тоже изучает мифических существ и книги о них.

Есть и другая проблема: по данным «Диссернета», у каждого третьего российского депутата в его диссертациях имеется множество некорректных заимствований. Это тоже печально и с этим почти никто не борется. Другая важная тема – гомеопатия. В Австралии государство провело всеобъемлющий анализ научных публикаций по теме эффективности данного метода лечения, чтобы выяснить, работает ли гомеопатия. В очередной раз подтвердилось, что не работает. В России же такое серьёзное издание, как «Российская газета», публикует статью о эффективности гомеопатии при раковых заболеваниях.

— Научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера» периодически проводит встречи с читателями, так называемые «открытые планёрки». На одной из них была озвучена мысль сделать большой материал о лженауке. В итоге он вышел в №11 за 2015 год. Тем не менее, эта идея тут же нашла своих противников. По их мнению, «лженаука – опасное явление, но не совсем понятно, как с нею правильно бороться». Как Вы думаете, достаточно ли текущих мер научного сообщества, направленных против лженауки?

А.П: — Мало кто занимался лженаукой как явлением, феноменом. Наряду с дисциплиной «религиоведение» можно было бы ввести «лженауковедение» — науку о том, почему люди верят во всякую ерунду. Психолог Канеман не пишет напрямую про лженауку, однако уделяет немало страниц теме: «Почему мы принимаем ложные решения». Как выясняется, всё дело в некоторых артефактах работы мозга. То же самое у Паскаля Буйае – он исследует природу заблуждений и почему многие их них очень привлекательны для человека. В целом лженаука – слабоизученная область, и мы на данный момент боремся с ней методами, не до конца обоснованными научно. Нам кажется, что если будем пропагандировать здравый смысл, это принесёт какие-то плоды. По моему мнению, в этом вопросе что-то получается, хотя до полной победы ещё далеко.

— Вы — автор ряда громких публикаций в российской периодике и создатель популярного ЖЖ-блога scinquisitor ( Science Inquisitor, «Научный инквизитор»). В своих выступлениях, статьях, интернет-постах Вы явно выражаете позицию ученого-атеиста. Представим на секунду, что Вам предложили создать план идеального государства, как когда-то делал Платон. Какое место и почему Вы отвели бы в нём людям с религиозными взглядами?

А.П.: — Религиозные или какие-то другие взгляды человека являются его личным делом. Проблема, существующая в России и ряде других государств, заключается, на мой взгляд, в следующем: обществу навязываются некоторые устаревшие, средневековые взгляды. Речь идёт о введении основ религиозной культуры в школах, кафедр теологии в университетах и иных форм религиозной пропаганды. В идеальном для меня государстве не должно быть влиятельных религиозных организаций, а само государство должно быть светским, но каждый человек имеет право верить во что угодно – хоть в Ктулху или Макаронного Монстра, если только при этом он не вредит другим людям. Ну вот, например, мы знаем, что люди, исповедующие определённую религию, могут совершать акты агрессии по отношению к тем людям, которые эту религию не исповедуют.

— Александр, недавно была запущена краудфандинговая кампания по сбору средств для нового научного фонда «Эволюция», в какой-то степени ставшего продолжением закрытого фонда «Династия» Дмитрия Зимина. Вы вошли в экспертный совет «Эволюции» наряду с такими учёными, как доктор биологических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Михаил Гельфанд и доктор исторических наук Аскольд Иванчик. Основная работа фонда на первых порах — книгоиздание и проведение различных научных мероприятий. Прошли переговоры с Corpus, «Альпина нон-фикшн» и рядом других издательств, создание фонда вызвало резонанс в России и за рубежом. В рамках Non-fiction (Центральный дом художника), 26 ноября была представлена программа нового фонда. На данный момент в планах «Эволюции» издание следующих нон-фикшн произведений: «Игры разума» Сильвии Назар, «Лекарство или обман» Саймона Сингха и Эдзарта Эрнста и «Объясненная религия: природа религиозного мышления» Паскаля Буайе. Каков был основной критерий при выборе именно этих произведений?

А.П: — Идея заключалась в том, что члены экспертного совета просто рекомендовали к изданию наиболее интересные книги, прочитанные ими на английском языке. К примеру, я рекомендовал книгу Паскаля Буайе, убедив остальных членов совета с нею познакомиться. Все три грядущих перевода на данный момент весьма актуальны. Книга под названием «Лекарство или обман» напрямую соприкасается с темой лженауки. Её авторы, Саймон Сингх и Эдзарт Эрнст, подробно объясняют, почему маргинальные методы лечения (скажем, альтернаивная медицина) пользуются большой популярностью. С «Играми разума» Сильвии Назар я пока знаком меньше, планирую внимательно прочитать эту книгу чуть позже.

— В одно время с информацией об открытии фонда «Эволюция» появились сообщения о фонде «Траектория», созданном Константином Петровым, работавшим в «Династии». Общие – просветительские – задачи у обоих фондов одинаковы, но существуют ли какие-то оттенки в направлениях их деятельности?

А.П.: — По моему убеждению, фондов много не бывает, и замечательно, что есть ещё одна такая организация. Возможно, мы найдём какие-либо способы сотрудничества, вплоть до проведения совместных мероприятий и согласования наших действий. В любом случае, тех же книг, которые было бы очень хорошо перевести на русский язык, намного больше, чем наш фонд когда-либо сможет помочь издать. На данный момент у меня нет полной информации о планах «Траектории».

— Обобщая вышесказанное, можно сказать, что два «кита» «Эволюции» — книгоиздание и научные мероприятия?

А.П.: — Во-первых, мы выступаем в роли экспертного органа, рекомендуя качественные на наш взгляд книги, за которые отвечаем своей репутацией. Во-вторых, мы содействуем качественному переводу научно-популярных книг и их распространению на мероприятиях, организованных нашим фондом, а также высылке бесплатных экземпляров в библиотеки городов России, в том числе в такие места, где без нашего участия книга вряд ли бы появилась. Остальные идеи пока находятся в разработке.

— Спасибо. Другой проект с Вашим участием – «Научно-популярная библиотека» («Научка»). Его руководитель – молодой учёный, сотрудник Института водных проблем РАН Артём Акшинцев. Библиотеки в России переживают не лучшие времена: насколько я знаю, сейчас рассматриваются варианты реформирования этого типа учреждений культуры. Впрочем, судя по отзывам в социальных сетях, у лектория «Научки» есть свои благодарные слушатели. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы привлечь ещё большее внимание к научным темам, научной и научно-популярной литературе в России, и таким образом значительно увеличить Вашу библиотечную аудиторию?

А.П: — Мне кажется, в России мы наблюдаем некий парадокс: существует огромное количество очень хороших научно-популярных проектов, но большинство из них делается одиночками или небольшими группами энтузиастов, не имеющих серьёзных финансовых ресурсов и представителей в крупных СМИ. Государство способно помочь решить эту проблему. Как вариант — анонс научных дискуссий или подобных мероприятий по центральным телеканалам. К сожалению, это бывает редко, так как зачастую крупные (в том числе государственные) СМИ используют сомнительные информационные поводы и не заботятся о просвещении.

— Если не секрет, чем Вы увлекаетесь в свободное от научной и общественной деятельности время? Что из мира культуры, искусства или каких-то других областей интересов кажется Вам наиболее занимательным, да и вообще – остаётся ли на это какое-то время?

А.П.: — Уже сама популяризация науки для меня скорее хобби, так как я в основном занимаюсь биоинформатикой, математической биологией, например, изучением эволюции генома человека. Увлекаюсь танцами хастл. Мне интересен социальный характер этого танца, он развивает навыки коммуникации, с которыми легче расслабиться во время публичных выступлений. Мой любимый писатель – фантаст Станислав Лем. В честь его произведения «Сумма технологии» была названа и моя книга. В «Сумме биотехнологии» я часто ссылаюсь на Лема. Лем предвидел развитие биотехнологий, в том числе и генной инженерии человека, причем еще очень давно и его размышления на этот счет ужасно интересно читать.

— Александр, благодарю Вас за интересную беседу.


Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Игорь Волгин: «Школа должна давать толчок для самостоятельного думания»

Об уровне знаний нынешних студентов, системе образования и культуре

Если начинать перечисление различных титулов, званий и ипостасей Игоря Леонидовича Волгина, это займет, без преувеличения, половину газетной полосы. Широкой публике он известен как поэт, литературовед, историк. А еще для многих он учитель, вот уже почти полвека руководящий литературной студией МГУ «Луч», профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук и один из крупнейших в мире достоевистов. Кроме того, он член Совета по русскому языку при Президенте РФ и ведущий интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» на телеканале «Культура», удостоенной в 2016-м году высшей телевизионной награды ТЭФИ.

01.09.2017 17:00, Арслан Хасавов


«Отвлеченное знание перестало быть ценностью»

Александр Архангельский об учебниках, советской школе и системе образования

Мы встречаемся с писателем, телеведущим и ординарным профессором НИУ «Высшая школа экономики» Александром Николаевичем Архангельским в одном из корпусов вуза на Мясницкой улице. Именно здесь проходят собеседования — финальный этап отбора лучших абитуриентов из числа рекордных для «Вышки» более, чем десяти тысяч человек, подавших документы.

29.08.2017 13:00, Арслан Хасавов


Как устроены японские школы

«Каникулы — это время, когда можно основательно сесть за учебу»

Почему у японских школьников нет свободного времени, зачем в классе проводить подобия саммитов и почему экзамен — одно из самых сложных событий в жизни, а объявление его результатов может довести до самоубийства, рассказывает преподаватель японского языка Александр Ульяновский.

01.08.2017 13:00, Диана Дорофеева


Похороны высшего образования

Как должны измениться вузы, чтобы снова стать нужными

О том, что высшее образование надо менять, говорят все и давно, при этом понятия вроде «внедрения передовых технологий», «новых методов обучения» и «раннего профориентирования» настолько размылись, что, кажется, потеряли смысл.

21.07.2017 10:00, Olesia Vlasova, theoryandpractice.ru


Бесполезное образование

Китаю и России избыточное число студентов вузов грозит социальным взрывом

В Китае уровень занятости среди выпускников магистратуры составляет всего 26%, среди бакалавров — 35%. Китайское экономическое чудо было обусловлено развитием трёх секторов экономики: экспортных производственных, строительных и крупных энергетических отраслей промышленности. Ни один из этих секторов не предполагает большое число рабочих мест для «белых воротничков». В Китае растёт число «муравейников», которые населяет низкооплачиваемый или безработный прекариат. Именно он может стать источником протестов не только в Китае, но и других странах Второго мира, в т.ч. и в России, где схожая ситуация с безработными выпускниками.

23.06.2017 04:00


Обязательный ЕГЭ по истории

В чем проблема новой инициативы министерства образования?

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

24.05.2017 13:00, Olesia Vlasova


Школа разрушенной личности

Едва получив школьный аттестат, я сразу же намертво забыла алгебру, геометрию и физику. Историю я и не знала никогда. Единственным в школе истово верующим коммунистом/сталинистом был наш историк, он же классный руководитель. На уроках он вещал, какое счастье коммунизм и какой бог Сталин, а предмет задавал на дом, наизусть, и спрашивал тупо главами, непременно слово в слово.

17.05.2017 13:00, Арина Холина для журнала «Сноб»


«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»

Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки.

16.05.2017 13:00


Меняем школу изнутри

Для чего отправлять детей в школу, зачем ставить оценки и как сделать это место лучше

«Я хочу, чтобы после школы мой ребенок верил в свои силы, был любознательным и упорным. Точка. Китайский выучит сам, если ему будет нужно. Это формула успеха в мире, где не будет половины сегодняшних профессий. В мире, где рутинные операции будут делать роботы. Все работодатели ищут и не могут найти одного и того же – инициативности и самостоятельности».

14.04.2017 13:00, Федор Шеберстов


Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».
Лучшие вузы России 2017 по данным первого национального рейтинга
Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил 20 лидеров национального рейтинга вузов России «Три миссии университетов». Заявление сделано на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшие вузы России 2017 года представлены без указания конкретных мест.
Популярные у интернет-пользователей вузы не всегда самые лучшие
Специалисты компании «Яндекс» выяснили, что топ-20 учебных заведений, которые чаще всего ищут пользователи, лишь наполовину пересекается с лучшей двадцаткой вузов из Национального рейтинга российских университетов.
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.