Подписаться на обновления
30 апреляВоскресенье

usd цб 56.9838

eur цб 62.0440

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Елена Иваницкая   понедельник, 4 апреля 2016 года, 16.00

Из круга в «КРУК» перелетая...
Интервью с автором романа «КРУК» Анной Бердичевской


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Анна Бердичевская – издатель, фотограф, редактор, поэт, прозаик – не раз печаталась в «Частном корреспонденте». Её роман «КРУК», выпущенный издательством «Эксмо», выдвинут на премии «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная поляна». С Анной Бердичевской беседует литературный критик Елена Иваницкая.

Елена Иваницкая: «Крук» отдельной книгой вышел недавно, однако уже сейчас понятно - он вызывает несомненный и живой отклик, как в читательских кругах, так и в профессиональном литературном сообществе. Хотелось бы разобраться – почему.

На мой взгляд, в романе немало уникальных соединений: фикшн сливается с нон-фикшн, линейное время превращается в нелинейное, ортодоксальное христианство рифмуется с современной наукой, Швейцария с Чердынью, острое чувство современности (и даже прозрение будущего) - с фотографической памятью прошлого... Однако начнем с первой странности, со сплава фикшн и нон-фикшн. Реальные люди дружат, путешествуют, размышляют с вымышленными персонажами. Как и зачем этот сплав у вас в романе произошел?

Анна Бердичевская: В издательской аннотации к моей книге написано, что «Крук» роман «в некотором смысле исторический». Ну а в исторических романах исторические герои живут в плотном окружении вымышленных персонажей… то есть это не странность, а литературная норма… Но на самом деле так везде и повсеместно происходит в жизни, отличить реальность от вымысла в «здесь и сейчас» - невозможно... Как невозможно отличить в сиюминутном потоке времени историческую личность от личности неисторической…

С английской терминологией все сложнее. Она на русский слух – хромает. Что значит «fiction»? Первое и очевидное значение для нас - «фикция». Но в английском языке этим словом обозначается еще и «вымысел», а затем и «беллетристика». Это еще можно стерпеть. Но уж художественную литературу ставить в один ряд с «фикцией»! С дыркой от бублика!.. Совсем нестерпимо. Но почему-то терпим… А «нон-фикшн» - это, стало быть, подлинная реальность? Да нет же! Если уж в чем и можно «зафиксировать настоящую реальность, остановить или восстановить мгновенье», то как раз в художественном произведении. И лучше всего, точнее всего – в поэзии. Или в музыке… Не просто какая-то «нонфикшн», сама Истина может вдруг обнаружиться в музыкальной или в поэтической фразе… В общем, фикшн-нон-фикшн для меня не более чем игра в термины… И зачем так недобросовестно переводить существенные для русской культуры понятия с родимого языка даже не на английский язык, а на какой-то международный канцелярско-техническо-английский воляпюк?.. Такой, видите ли, опять же - «тренд». Так и трендим потихоньку всем миром…

Елена Иваницкая: Первую странность вы, будем считать, разъяснили… В романе в московский подвал, в молодежный круглосуточный клуб внезапно попадает старик из Питера, поэт Вольф. Это «исторический» персонаж?

Анна Бердичевская: Исторический. Впрочем, со своими особенностями. Мне бы хотелось, чтоб читатель различал, не путал литературного героя с прототипом… Познакомились мы в 2001 году, при обстоятельствах близких к тем, что происходят в романе – то есть сразу после презентации в Москве его книжечки стихов «Розовощекий павлин». К сборнику стихов Сергея Вольфа его старинный друг Андрей Битов написал предисловие «Проклятие вкуса». Вот Андрей Георгиевич и позвал меня на презентацию.

С Сергеем Евгеньевичем Вольфом мы немедленно подружились. Навсегда. Он так и подписал мне свою книжку – НА-ВСЕ-ГДА!.. Почему так случилось? Он был такой человек, в двух словах не скажешь… (потому и пишутся романы - есть вещи, о которых в двух словах не скажешь). Мы действительно вместе с Вольфом и общими знакомыми ходили в круглосуточный клуб в Потаповском переулке… Только клуб назывался «Проект ОГИ», многие его помнят. Как и в романе, чрез три дня Сережа уехал из Москвы на «Красной Стреле». Годы полетели. Прекрасный, но хлипкий «Розовощекий павлин» распался у меня на отдельные перышки и до сих пор хранится в полиэтиленовом файле. А Вольф стал одним из героев романа «Крук». Он не «самый главный герой», но сюжетообразующий – точно. Ему «Крук» и посвящен.

Елена Иваницкая: Как возник замысел романа? Почему начало действия отнесено к 2002 году?

Анна Бердичевская: В сентябре 2005-го я была в Анапе на фестивале «Киношок», там же был Андрей Битов. И вот как-то утром он подошел ко мне и сказал, что получил телеграмму из Питера: Сережа Вольф умер... Больно было ужасно. Днем мы съездили в церковь, вечером Вольфа помянули… А вскоре в моем компьютере зашевелился роман… Роман не про Вольфа – я ведь слишком мало о нем знала, почти ничего. Сережа вообще был до странности таинственным человеком, несмотря на вроде бы открытость и «легендарность в узком кругу». Даже в этом «узком кругу» мало кто знал подробности его жизни… У меня в компьютере к 2005-му были наброски безымянного текста о молодой компании, собравшейся в круглосуточном клубе; они там довольно бессмысленно толклись, ничего не происходило… Но тут Вольф «свалился в подвал». Из горького чувства утраты - как вселенная из точки - «Крук» начал расширяться именно из точки презентации в Москве «Розовощекого Павлина». Вольф и в жизни был сюжетообразующим человеком. Не даром - учитель Битова, Довлатова, Бродского. Как Битов говорит - «учитель не потому, что учил, а потому что каждый у него чему-то да научился». Еще, думаю, он был катализатором счастья…

Теперь о 2002-м годе. После трехдневного знакомства с Вольфом в 2001-м, я изредка получала от него письма, написаны они были как правило чудовищным почерком, что-то фантастическое… - о необходимости немедленно отправиться в Италию и на Валаам «всем вместе». Кому всем вместе – не уточнялось (очень по-вольфовски)… Эта нереальная идея в романе реализовалась: молодые герои «Крука» именно «все вместе», и Вольф с ними, отправились в Швейцарию… Но главное – как-то пришло мне от Сережи еще одно письмо - с тремя отпечатанными на машинке стихотворениями. Прекрасными. Первое начиналось так: «В две тысячи втором году зима вломилась столь мгновенно, что осени ею замена шла в неестественном ряду…». Это были явно только что сочиненные Сережей стихи. Я тогда же запомнила все три наизусть… А через несколько лет, когда автора уже на свете не стало, эти три, возможно последние, стихотворения поэта – взяли, да и вошли в текст, в сюжет романа… и пришлось отправную точку «Крука» из 2001 перенести в 2002 год. Да, просто из-за даты в строке одного из стихотворений…

Но тогда уж в романе не могло не возникнуть главное и страшное событие 2002 года - «Nord-Ost», теракт на Дубровке. И мои молодые герои оказались к этому событию причастны. Не в качестве заложников, но они там все же между жизнью и смертью - зависли… И узнали что-то крайне важное о себе, друг о друге, о жизни и смерти…

Елена Иваницкая: Действие романа разворачивается в Москве и в Швейцарии, в мыслях героев появляются Петербург, Пермь и Чердынь. Как они возникли в романе?

Анна Бердичевская: Из круга жизни. Моей жизни. Я родилась в Соликамске - недалеко от Чердыни, молодость прошла в Перми, люблю и знаю родные края. Потом жила в Тбилиси, и в монастыре Зедазени (он упоминается в романе) бывала, хорошо представляю, каково там будет одному из моих героев Давиду Дадашидзе, он именно туда собирается, расставаясь с друзьями… С начала 90-х я живу в Москве. Без жилья и постоянной работы, от полной безысходности создала здесь журнал международных проектов России «Business-Match» (выходил с 1991 по 2005), много ездила по миру. В Швейцарии была несколько раз, в частности и в CERN. Его сотрудники присутствуют в романе – я когда-то делала с ними интервью, а с некоторыми и дружила. Это было крайне интересно! Я ведь закончила заочное отделение мех-мата в Пермском университете, диплом писала - «Гносеологические аспекты современной математики»… И получила за него трояк – гносеология вовсе не интересовала моих оппонентов, а меня не достаточно интересовали дифференциальные уравнения… Не пугайтесь, их в «Круке» нет. Зато математическая дисциплина о пространстве - топология - присутствует. Есть даже переписка с академиком РАН Виктором Васильевым, топологом с мировым именем (мало кто знает, что он хороший поэт)… Действительно, «уникальных соединении» в романе , как и в жизни – предостаточно.

Но знаете, мне кажется, что для нынешних людей, особенно молодых, не так уж они уникальны. Мы (люди) уже довольно давно круглосуточно живем в третьем тысячелетии, в мире «уникальных соединений» живого и не живого, в нана-мире и в макро-мире. В Интернете и, практически, в непостижимой гиперреальности… При этом сами-то мы всё те же позавчерашние люди. Больше того, хотим оставаться именно людьми. Во всяком случае, герои моего романа - хотят. И каждый из них ищет свой, человеческий выход из гиперреальности, из черной дыры.

Елена Иваницкая: Находят?

Анна Бердичевская: Находят. Теряют. Снова находят. И в то же самое время живут свою частную, историческую, подробную, загадочную, легкомысленную и хрупкую жизнь…

Елена Иваницкая: В романе есть многозначный образ паука и паутины. Какая идейная сеть сплетается в «Круке»?

Анна Бердичевская: Первоначально, еще до появления в романе Вольфа, компьютерная игра «Паук» чуть не стала основным сюжетным пространством романа и даже названием произведения. Электронная «игра в паучка» и меня мучила. Я много думала об этой заразе, о компьютерных играх вообще. И только-только зародившиеся персонажи моего романа, помнится, поначалу думали исключительно об этом – об игре… «Что наша жизнь – игра»… Но как только появился в тексте живой поэт Вольф, он тут же, не долго думая, отменил «Паука»! И всех героев буквально вылечил… А после «Норд-Оста» им вовсе не до игры стало. Однако «игра» и «паутина», конечно же, остались в тексте, как присутствуют и на нашем белом свете. Web – это же паутина. Для тех, кто читает «Крук», выяснится, что интернетная сеть WEB была создана в CERN, который ведь тоже «круглосуточный круг»… Однако, пространство романа «Крук» - именно благодаря поэту Вольфу – стало пространством жизни, а не виртуальной паутины…

Елена Иваницкая: Одна из идейных линий романа осталась неразрешенной. Главный герой Кузьма Чанов так и не прочел дневник отца. А что там, в дневнике?

Анна Бердичевская: Отчасти я знаю, что там… даже кое-что написано. Но не скажу. Потому что, опять-таки, не могу всё сказать в двух словах. «Зеркальное письмо отца» оттого и не расшифровано в романе «Крук» (хотя Кузьма даже зеркало на блошином рынке в Лозанне покупает), что для его расшифровки требуется… другое пространство-время. Другой роман или хотя бы повесть… И название у гипотетического текста есть: «ПЛОСКИЙ ЧЕЛОВЕК». Но, чтоб написать этот текст, придется возвращаться из времени сына во время отца. Это совсем не просто. Как из Евангелия вернуться в Библию... Может, когда-нибудь… Как часто повторяет в романе Кусенька Чанов - никто ничего не знает.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Фоменки» в зазеркалье

Шарм и смыслы «Амфитриона» Кристофа Рока

«Амфитрион» Кристофа Рока – первый опыт сотрудничества Мастерской Петра Фоменко с приглашенным режиссером-иностранцем. В отличие от многих коллег по цеху, руководитель лилльского Théâtre du Nord не пытается сказать новое слово о русской культуре. На московской сцене он поставил пьесу «самого французского драматурга». С истинно французским шармом.

30.04.2017 15:00, Татьяна Ратькина


«Мало что в жизни я люблю больше отечественных суффиксов»

Писатель, литературовед и критик Александр Генис, который более 35 лет живёт и работает в Америке, в своей книге «Уроки чтения. Камасутра книжника» посвятил целую главу языковым радостям, которых русским людям так не хватает в английском.

26.04.2017 19:00, izbrannoe.com


Эрих Фромм: «Если вы спросите людей про рай, они скажут, что это большой супермаркет»

Публикуем архивную запись интервью с Эрихом Фроммом, в которой немецкий психолог рассказывает о болезнях общества XX века, проблемах личности, с которыми она сталкивается в эпоху потребления, отношениях людей друг к другу, истинных ценностях и тех опасностях, которые поджидают нас в эпоху войн и государственных манипуляций.

25.04.2017 13:00, Елена Тулина для monocler.ru


«Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество?»

Фантаст Иван Ефремов о прошлом и будущем

Великий русский писатель-фантаст Иван Ефремов был убеждённым англофилом. Он прекрасно знал английский, выписывал много литературы из США и Англии и имел регулярную переписку с не менее великим писателями. Среди его друзей по переписке писатели-фантасты Артур Кларк, Пол Андерсон, а также американский профессор Эверетт Олсон. В одном из писем Олсону в 1969-м Ефремов даёт прогноз о скором исчезновении труда, а Андерсон обсуждает с русским писателем скандинавское происхождение Руси.

24.04.2017 19:00, ttolk.ru


Неподражаемый русский гений

Русский писатель Андрей Платонов канул в забвение из-за сталинской цензуры. Мальте Перссон восхищается одним из важнейших писателей современной русской литературы.

23.04.2017 18:00, Мальте Перссон (Malte Persson)


«Понедельник лучше вторника, а двести лучше ста»

7 анекдотов из жизни великих

Писатель и педагог Адриан Топоров (1891 — 1984) на протяжении многих лет коллекционировал истории, любопытные факты и эпизоды из жизни учёных, писателей, художников, композиторов, артистов театра, кино. Эти исторические анекдоты были опубликованы в книге «Мозаика». Предлагаем вашему вниманию несколько занимательных историй.

22.04.2017 19:00, izbrannoe.com


Музы Хемингуэя

«Я целый год любил двух женщин, оставаясь при этом верным мужем»

Американский писатель был женат четыре раза. Друзья шутили, что для каждой новой книги ему нужна была новая муза. «Я никогда не разлюблю Полин», — писал Хемингуэй отцу, после чего благополучно заводил новый роман. Женщины восхищались талантом Хемингуэя, спасали его от депрессий и алкоголизма. Женственные или властные, карьеристки или домохозяйки, но непременно красавицы – они находили отражение в его произведениях, однако в жизни надолго не задерживались.

19.04.2017 19:00, Елена Бухтеева, diletant.media


Шизофрения как образ смерти

«Мастер и Маргарита» в Студии театрального искусства

Жанр своего спектакля по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» Сергей Женовач определил как «шизофрения». Зрителей СТИ он приглашает … в сумасшедший дом. Надо отдать должное создателям постановки: они сделали все, чтобы визит прошел приятно и занимательно. В фойе публику традиционно угощают яблоками. Андрей Фокич Соков (Андрей Назимов), как и положено буфетчику, расхваливает местные деликатесы и помогает скоротать антракт за светской беседой. Распорядители зала в больничных халатах любезно предлагают программки и помощь. Свита Воланда, церемонно представившись и снабдив зрителей визитками, устраивает настоящее магическое шоу, в котором могут принять участие все желающие. Французские духи и модные туалеты, увы, раздавать не будут, но двусмысленных острот и забавных фокусов припасено с избытком. А главное, в зал полетит иностранная валюта!

19.04.2017 16:00, Татьяна Ратькина


Французская кухня с русским оттенком и комнатные цветы

Готье о жизни Петербурга 1859 года

Француз Теофиль Готье в 1859-60 годах совершил путешествие по России. Первым его местом пребывания стал Петербург. Он описывает этот город как типично-европейский, в том числе высший свет, который говорил и мыслил по-немецки и по-французски. Даже кухня в Питере того времени — французская, в которую примешивалось немного русского: квас, рябчики, щи (с черносливом). Лишь в одном Петербург сильно отличался от Европы: жилища русских были полны комнатных растений, напоминая оранжереи.

18.04.2017 19:00


Лу Рид на пляже

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

18.04.2017 17:00, Александр Чанцев






 

Новости

Создана карта Европы, где каждая страна представлена знаменитым произведением искусства
В сети появилась карта Европы, на которой каждую страну представляет какое-то знаковое для нее произведение искусства.
В память о трагедиях

В конце апреля Российский национальный оркестр даст концерты в память о жертвах двух великих трагедий XX века
22 апреля в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян. 27 апреля Российский национальный оркестр выступит в память о погибших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В США умер российский поэт Евгений Евтушенко
В США на 85 году жизни умер поэт Евгений Евтушенко. Об этом сообщил его близкий друг и почётный консул Белоруссии в Соединённых Штатах Михаил Моргулис.
В сети появилась литературная карта мира
На сайте Reddit появилась литературная карта мира, где каждая страна представлена своей самой известной книгой местного автора.
Скончался американский музыкант Чак Берри
Рок-музыкант‚ певец и гитарист Чак Берри cкончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщает Би-би-си.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.