Подписаться на обновления
24 июляСреда

usd цб 63.1290

eur цб 70.6350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Сергей Смирнов   понедельник, 21 декабря 2015 года, 21:00

Из кабинета в поле и обратно
Основные принципы работы над научным исследованием


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Работа над исследованием – процесс долгий и трудоемкий. Очередной случай, когда принцип «ввяжемся в бой, а там посмотрим» - плохая стратегия. План-график, продуманные этапы исследования, список архивов, которые нужно прочесать, – вот путь к успешной защите. Подробности в отрывке книги Сергея Смирнова «Моя исследовательская работа».

Научный руководитель

Поиск научного руководителя, конечно, должен быть увязан с вашей темой. Но неверно выбирать тему, исходя только из интересов симпатичного вам преподавателя (доцента, профессора, научного сотрудника). Ведь это ваша тема, и это будет именно ваша работа, а не его. Поэтому все должно быть наоборот – научного руководителя нужно искать, исходя из своих исследовательских устремлений. В идеале, прежде чем определяться с темой, студенту следует проконсультироваться с предполагаемым научным руководителем, заручиться его согласием. Если студент и его руководитель пришли к формулировке темы работы совместно – это уже хорошее начало.

Кафедра может утвердить тему, предложенную студентом и его руководителем, или, сочтя ее не соответствующей тем или иным параметрам, отклонить. Чаще всего кафедра вносит в заявленную тему свои поправки, уточняет и корректирует различные нюансы исследования. Студенту нужно уметь идти на компромиссы с научным коллективом, учитывать пожелания членов кафедры, поскольку кафедра несет часть ответственности за качество работ. Отстаивать свою точку зрения можно и нужно, но следует учитывать, что в силу возраста и опыта преподаватели объективно являются более компетентными людьми.

Конечно, чем раньше определились научные интересы студента, тем проще ему будет выбрать тему и найти научного руководителя. Ясность намерений всегда увеличивает шансы на успех. Если тема работы носит межкафедральный или междисциплинарный характер, то научными руководителями могут назначаться преподаватели других кафедр и факультетов. В случае необходимости кафедра имеет право приглашать консультантов по отдельным разделам работы. Консультантами могут быть как исследователи, так и практикующие специалисты, имеющие опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Для самодисциплины полезно составить план-график работы над исследованием. Тем более что в каждом вузе есть свои официальные сроки и формы соответствующей отчетности. А поддерживать связь с научным руководителем просто ваша прямая обязанность. Положительным является опыт, когда работа идет по принципу активного сотворчества. Для этого необходимо совпадение двух условий: чтобы тема была любопытна научному руководителю и чтобы научный руководитель не знал ее досконально (в противном случае ему будет просто скучно). При таких исходных данных совместная творческая продуктивность резко повышаются.

Молодому исследователю всегда нужно помнить: научный руководитель – не генератор мыслей, которые студент потом сможет выдавать за свои. При такой схеме взаимоотношений под вопросом оказывается само авторство работы. Но в то же время одна случайно брошенная преподавателем фраза может оказаться решающей в судьбе вашего исследования, если вы за нее «зацепились». Научный руководитель – это главный советчик в процессе исследования и первый критик его результатов. Он всегда может дать справку, уточнить термин, рекомендовать книгу, наконец, высказать свое мнение по поводу соображений студента (аналогичное или альтернативное). При этом поиск разнообразных ошибок и неточностей не является прямой обязанностью научного руководителя.

Правильной организацией работы с научным руководителем можно считать такую, когда на встречах студент является «интервьюирующей стороной», т. е. задает вопросы, а не отвечает на них. С научным руководителем целесообразно регулярно обсуждать следующее: структуру и план работы; историографию исследования; схему организации работы над исследованием; сроки выполнения работы над рукописью и ее частями; результаты исследования; текущие проблемы и затруднения в работе; организационные вопросы. Не забывайте, что от научного руководителя зависит допуск/недопуск исследования к защите (или оценка), а в исключительных случаях он имеет право отказаться от работы со студентом.

Всегда приветствуется, если студенты принимают участие в научных конференциях, публикуют тезисы докладов или пишут статьи для научных журналов, т. е. их работа проходит апробацию. Во всех случаях научный руководитель должен предварительно увидеть и одобрить тексты. Очень некрасиво, когда студенты, решившие опубликовать что-либо, формально указывают своего научного руководителя в выходных данных, а тот узнает об этом только постфактум.

В случае, если уже назначенный научный руководитель не располагает достаточным свободным временем, студенту целесообразно попросить кафедру назначить ему соруководителя, который сможет оказать дополнительную поддержку. Если же работа с научным руководителем явно не складывается, имеет смысл просто искать другого специалиста-наставника. Советуем идти на подобную процедуру, заручившись согласием всех заинтересованных сторон.

Кабинетный этап

Кабинетный этап исследования – это, прежде всего, сбор и изучение историографии. Он должен начаться еще до формулировки темы, но должен продолжиться и после этого. На данном этапе речь идет о работе с текстами и только с текстами – научных статей, монографий, справочной литературы и пр., т. е. об уже отобранной и научно осмысленной информации. Не исключено, что именно по той теме, которую выбрали вы, никаких работ еще не написано. Чем новее тема, тем вероятнее такая ситуация. И это абсолютно нормально. Но не может быть так, что по всему разделу области знания, к которому относится ваша тема, не написано ничего. Если бы это было так, то совершенно непонятно, как сам автор «вышел» на свою тему, узнал о существовании данной научной проблемы.

Источники должны быть достижимы и постижимы. Не стоит рассчитывать, что автору удастся получить материал из закрытых библиотечных фондов или ознакомиться со сведениями, числящимися под грифом «секретно» или для «служебного пользования». Также бессмысленно пытаться работать с источниками, относящимися к научным дисциплинам, в которых автор явно не компетентен. Все внимание следует сосредоточить на том, что реально возможно изучить.

В рамках кабинетного этапа работы необходимо решить ряд концептуальных вопросов: определить актуальность и новизну своего исследования, его объект и предмет, цель и задачи, сформулировать гипотезу, избрать метод и набросать план действий для создания эмпирической базы. Таким образом, у вас сложится «схема» исследования. Рекомендуем записывать все приходящие в голову мысли, чтобы потом не пришлось напряженно вспоминать, что же означает очередная галочка или восклицательный знак на полях.

Необходимо также выписывать все ценные с теоретической точки зрения высказывания (положения) изученных вами авторов. Выходные данные изданий имеет смысл сразу фиксировать, чтобы в дальнейшем не искать их повторно для оформления ссылок (см. п. 3.7) и библиографического списка (см. п. 3.6). Не забывайте, что общее представление о содержании текста всегда можно почерпнуть из аннотации и таким образом понять, нужен он вам вообще или нет. В известной мере содержание раскрывают оглавления и ключевые слова (см. п. 3.2). Следует обратить внимание, что оригинальные источники и их переводы де-юре не идентичны. Поэтому, если автор имеет дело с переводным текстом, нужно отмечать это.

Очевидно, что чем богаче база теоретических источников, тем основательнее будет исследование. Действовать здесь нужно системно и последовательно (например, в хронологическом порядке). Если известно, что важный в контексте данного исследования источник имеется, но не был найден, – это серьезное упущение автора, которое впоследствии может негативно отразиться на судьбе его работы. В то же время объем базы источников как таковой еще не говорит ни о чем – автоматического перехода количества в качество здесь не бывает, релевантность используемой информации является важнейшим критерием оценки.

Источники научной информации

Источником научной информации для студента могут быть любые материалы, в том числе и неопубликованные; изданные на бумаге или в электронном виде. Первым помощником в поиске нужных научных книг и статей являются сами научные книги и статьи, а также учебники и учебные пособия, поскольку они всегда имеют библиографические списки. Конечно, свои советы даст и научный руководитель. В публичных и вузовских библиотеках и читальных залах имеются различные каталоги (не только карточные, но цифровые), а иногда и справочные отделы. Также вам может пригодиться база данных Российской книжной палаты (РКП).

Классические книжные и журнальные фонды еще не ушли в историю, но очевидно, что все больше и больше научной информации агрегируется в глобальной сети. Очень многое сегодня можно найти просто через интернет-поисковики, а также на сайтах вузов и научно-исследовательских организаций, на личных страницах преподавателей и исследователей. Кроме того, существуют международные онлайновые реферативные базы данных по монографиям и статьям (Web of Science, Scopus, Web of Knowledge и др.). Доступ к ним обычно платный, но бывают и исключения. Так, Social Science Research Network дает возможность бесплатного доступа к части архива. Кроме того, ряд российских и зарубежных издательств, научных учреждений, специализированных журналов предоставляют бесплатный доступ к хранящейся информации с компьютеров учебных заведений. Крупнейшей российской электронной библиотекой научной информации является eLIBRARY.RU, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Не вся информация в eLIBRARY.RU бесплатна, но с точки зрения поиска и оценки релевантности данных эта библиотека является важнейшим источником данных.

Однако когда речь идет об интернете, совершенно необходимо понимать одно: источником может быть только официальный ресурс, за достоверность размещенной информации на котором несет ответственность установленное юридическое или физическое лицо. Анонимные или стихийно наполняемые информацией ресурсы (например, знаменитая Wikipedia) вам не подходят по определению. Справедливости ради, отметим, что сами они, как правило, и не претендуют на научность.

Полевой этап

Полевой этап исследования – это сбор и обработка материала, который станет его эмпирической базой. Безусловно, сам термин не нужно воспринимать буквально. Полевой этап у филолога, философа, юриста или экономиста может пройти за тем же письменным (компьютерным) столом, что и кабинетный. Но, например, у археологов или социологов слово «поле» имеет самое прямое значение. Принципиально здесь одно: в рамках полевого этапа исследования ведется поиск и первичное осмысление того материала, который еще никем не изучен в рамках данной проблемы. Речь может идти как об уже отобранной, но научно не осмысленной информации, так и о еще не отобранной и научно не осмысленной информации.

В зависимости от области знания полевой этап может пройти в архивах и специальных фондах библиотек, в музеях и художественных галереях, в театрах и консерваториях, на заводах и в офисах – словом, в любых организациях и учреждениях или же вообще под открытым небом и даже в частном секторе. Здесь уже работа может вестись не только с текстами, а с другими результатами человеческой деятельности (хотя бухгалтерский баланс или статистический отчет, а также публикации СМИ или нормативные акты – это тоже тексты). Что именно и как надо изучать, зависит от научной специальности. Универсальных рекомендаций для всех гуманитарных наук здесь тоже дать невозможно: чтение древних рукописей, осмотр живописных полотен или отслеживание биржевых котировок требуют знания соответствующих специальных методик. Неоценимую помощь в этом опять же может оказать научный руководитель и профильная учебная литература.

Помимо имеющихся в наличии текстовых материалов автор имеет право использовать такой источник информации, как научное интервью. В зависимости от поставленных задач выделяют открытые и закрытые интервью. Открытые (семидирективные) интервью используются не для количественного, а для качественного исследования. В данном случае важны не число опрошенных и статистика данных ими ответов, а дискурс самого интервью, в качестве интервьюируемого в котором, как правило, выступает эксперт или специалист в какой-либо области. Техника проведения подобных интервью состоит в том, что изначально определяется не список «жестких» вопросов, а круг рамочных тем, которые исследователь планирует обсудить с собеседником. Внутри каждой темы выделяются моменты, обязательные для обсуждения, и второстепенные. Естественно, что главным типом вопроса в семидирективном интервью является открытый вопрос.

Закрытые (директивные) интервью фактически представляют собой анкетирование. Всем респондентам предлагается общий вопросник с закрытыми вопросами и вариантами ответов. Директивные интервью строятся на основе переменных – своего рода рубрик, по которым проводится массовый сбор статистических данных. Нередко в директивных интервью используются переменные, которые были определены (выявлены) ранее в рамках семидирективных интервью. Главное в таких исследованиях –определить выборку и обосновать ее репрезентативность.

Обработка материала и интерпретация результатов

Весь собранный и отобранный оригинальный материал необходимо «разложить по полкам» – сгруппировать по блокам, исходя из каких-то признаков. Каким будет принцип этой группировки – зависит от вас и вашей темы. Особенно это касается любой цифровой информации, при работе с которой зачастую требуется статистическая обработка. Точные данные для наглядности следует сразу оформлять в виде таблиц и рисунков (графиков, гистограмм, диаграмм, схем). Самые важные параметры имеет смысл сразу отделять от второстепенных.

Полученные результаты далее необходимо интерпретировать (истолковать) языком вашего научного направления. В ходе интерпретации выстраивается соотношение между теорией и реальностью, появляются новые смыслы. Глядя через призму теоретических знаний, автор осмысливает полученное (найденное) им опытным путем, применяя избранный научный метод, и, таким образом, приходит к своим выводам. Сложно сказать, когда именно в голове сформулируется самая главная идея (идеи). Ведь этот момент имеет творческую, отчасти непостижимую природу. Не исключено, что открытие чего-то нового произойдет еще на полевом этапе. Поэтому ваши рабочие конспекты могут сыграть важную роль в судьбе исследования. Если итогов нет, совет один: думайте дальше, общайтесь с научным руководителем, перечитывайте ключевые научные труды. Рано или поздно какое-то «озарение» произойдет.


Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.