Подписаться на обновления
20 апреляСуббота

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Фунт   пятница, 13 февраля 2015 года, 09:30

Иван Крылов. Мужицкий самородок
13 февраля 1769 родился великий русский поэт-баснописец Иван Андреевич Крылов


Портрет работы Ивана Эггинка
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мы и перед самими царями говорим, хотя не нами выдуманную, однако истину; между тем как их вельможи, не смея перед ними раскрывать философических книг, читают им только оды и надутые записки об их победах.
Крылов

              Чтоб зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь!
              Грибоедовский Фамусов

              Мужик ретивый был работник,

              И дюж, и свеж на взгляд…
              Крылов

Подлинное произведение искусства, заявлял Белинский, не поддаётся пересказу. Иначе как пересказать обнажённую сущность «в чистом виде» – тайну крыловской басни? Ибо суть басни живёт во всём, везде и во всех нас – издетства. В каждой фигуре, наизусть запомненных персонажах, типажах и деталях, – словно в материнских колыбельных, – составляющих образное единое и неделимое целое: «Издетства я к трудам привык…».

Крылов ввёл в литературу «мужицкий» взгляд на вещи, восходящий к традиционно-патриархальному строю мышления. Признав равноправность как народных, так и гуманистических суждений о насущном. Ему близка и людская правда, и правда сугубо личная. Жизнь плебса – простая и безыскусная, – сейчас бы изрекли: априори «протестная», – становится для Крылова источником нравственных оценок. С особой очевидностью это раскрылось в период Отечественной войны 1812 года: авторский «голос» эмоционального выражения – дан непосредственно населению.

Сочинитель Крылов говорил от имени народа. Устами сочинителя Крылова говорил великий творец – народ: «…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум и язык русский во всей их народности. Только у него были они свежи собственным румянцем, удалы собственными силами… Мужички его – природные русские мужички; зверьки его с неподкрашенною остью». (А. Бестужев. 1823 г.)

Подобно Щедрину, морально «загнивающему», но, наизворот, творчески растущему в невыносимой пыли и скуке Вятского губернского правления, Иван Крылов прекрасно знал и суровые законы «маленькой» жизни, и непреложные правила «большой» сцены, и священные тайны этнической речи, её подноготную. Накрепко и с малолетства изучив всё это в присутственных местах – канцелярии тверского магистрата (1778), затем в петербургской Казённой палате (1782).

Будучи мальчишкой, Крылов стал непосредственным свидетелем системы взяток и подкупов, с помощью которых вершились судебные дела. Впоследствии он не забыл детских впечатлений. В журналах и баснях, принадлежащих к так называемому животному эпосу, впечатления детства отражены выпукло и верно.

Правда, Салтыков-Щедрин, Островский, Некрасов («Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять…»), Сухово-Кобылин – будут идти по проторенным следам. Крылов же был первым. Ему было тяжелее всех.

Впитав ритм, чувства и удивительное разнообразие поэтических форм французского баснописца Лафонтена (1621 – 1695), в стихах следуя за Ломоносовым и Державиным, – задолго до Пушкина и Грибоедова, Добролюбова и Гоголя (…«Поэт и мудрец слились в Крылове воедино») – он предопределил «родовые черты» (В. Архипов) реализма 19 в. Основы будущей незыблемой пушкинской системы взглядов.

«Сам Пушкин не полон без Крылова»…

Мужицкий дух крыловских басен претил «образованному вкусу» истых карамзинистов: И. Дмитриеву, П. Вяземскому, В. Жуковскому, К. Батюшкову, В. Пушкину, А. Воейкову; – блестящим публицистам, критикам, общественным деятелям. Одновременно средней руки поэтам. Строившим литературные «потёмкинские деревни» во имя прославления крепостного права.

С 90-х годов 18 века, будучи неплохим журналистом, Крылов наносил сокрушительные удары по карамзинистам, изобличая ложь литературных мистификаций. Показывая героизм народа, стараясь быть крайне правдивым. Изображая подлинное бытие, нещадно карая зло. Несмотря, кстати, на министерский запрет на освещение тугой доли трудящихся в крепостническом обществе и государстве. Предвосхищая «подцензурщину» Гоголя, Белинского и светлые озарения Тургенева. (Работает в журналах: «Лекарство от скуки и забот» (1787). «Утренние часы» (1788), – с первыми крыловскими притчами. «Почта духов» (1789), – журнал, близкий по духу творениям Радищева.)

Правда, во дни безвременья и вынужденной безработицы: «…Как лист иссохший я оставлен среди ярящихся огней»; в неблагоприятные и неблагодарные дни екатерининского, а потом и павловского режимов (середина 90-х гг. XVIII в.), Иван Андреевич печатает пару-тройку стихотворений в альманахе Карамзина «Аониды». Что свидетельствует о его дружелюбном нраве и широких связях в «благородных кругах».

…А также неизменно пишет и пишет в стол. Созданные в то нелёгкое время сочинения – «средь нужды, нищеты и горя» – опубликуют, к сожалению, лишь после его смерти.

***

На протяжении многих лет своего большого жизненного пути Крылов тесно связан с театром. (Первые впечатления получил в театре духовной семинарии г. Твери, куда семья Крыловых переехала в 1775 г.) Отдал сцене немало своих неуёмных сил, энергии, таланта: «Театр… есть училище нравов, зеркало страстей, суд заблуждений и игра разума». Его перу принадлежит 11 оригинальных пьес: «Клеопатра», «Филомела», «Пирог» и др. И две переводные: оперы «Сонный порошок» и «Американцы». Выступал по вопросам театра в различных изданиях, – развивая передовые эстетические взгляды, носившие вполне демократический характер.

Наконец, Крылов был вдохновлённым актёром-любителем. Недурно играл на сцене и превосходно исполнял роли в собственных пьесах.

…Тут, вижу я, с Чернавкой
Подщипа слёзы льет;
Здесь князь дрожит под лавкой,
Там дремлет весь совет;
В трагическом смятеньи
Пленённые цари,
Забыв войну, сраженьи,
Играют в кубари.

(А. Пушкин о язвительной антиправительственной «шутотрагедии» И. Крылова «Подщипа», не напечатанной при жизни автора. Пьеса увидела свет в 1871-м.)

Впоследствии, сев, вспрыгнув на своего огненного конька – басню (написал их более 200), Крылов легко, подвижно и стремительно, будто в полёте на ершовском горбунке, развивал действие строго очерченных характеров-персонажей. Изумляя читателя яркой выразительностью речи героев – индивидуальной, социальной. По-театральному ошеломляя публику тонкой драматургией злободневности. Точностью сатирического прицела. Безошибочным определением личного и коллективного адресата.

– Почему басня?.. – спрашивали его.

– Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети, – отвечал И.А.

«Святость законов»

Кто бы мог подумать, что сегодняшняя «горячая» тема распределения богатств, тема продажной олигархии, коррумпированной верхушки – «мнимой власти», – на самом деле поднята на публицистический флагшток именно дедушкой Крыловым! 200 с лишним лет назад…

«Миллион», «мешок с деньгами» – вот властитель дум крепостной России XIX в. «Миллионы», «миллиарды» – разделяют и властвуют в России современной. России, невзирая ни на что крыловской – песенной, басенной, мифологичной. Полной иллюзий по поводу «законов» и «конституций». Где прогрессивные поначалу буржуазно-демократические течения оборачиваются по итогу ещё большим грабежом и гнётом.

Да и вообще дело Крылова живёт и здравствует!..

Взгляните, господа, – вокруг полно «баснописцев», направо и налево обличающих существующие порядки. Осмеивающих заискивание перед Царём прислужников-прихлебал. Описывающих вторжение во все поры и сферы человеческой деятельности авторитета «денежных мешков» и «корпораций разных служебных воров и грабителей…» (Белинский). Да и ваш покорный слуга, пожалуй, такой же апологист-публицист, раз сводит воедино сатирические концы двухсотлетней давности, примеряя их к сегодняшним реалиям… и к себе заодно: лекалом вдумчивости и вдохновения. И не безосновательно, – показывает практика.

Но и в стороне стоять невозможно. И Вы, дорогой читатель, должны это чувствовать как никто лучше, сопоставляя грани живой морали происходящего вокруг, – раздвигая горизонты познания с помощью книг, Инета, телекоммуникаций. Благо, с доступом к информации сейчас нет проблем: «Читатель, будь ты сам судьёю…»

Обаче в 19 в. выйти за пределы бесправия и унижений мыслящему читателю и гражданину было ой как непросто! Поскольку освобождение из сплетения социальных противоречий, контрастов и крайностей российской действительности извека реализовывалось – или в мужицких войнах, бунтах, – либо в революциях. Что и предприняли доблестные декабристы.

Крылов не призывал к тотальным преобразованиям, для себя не видя иного правления, кроме монархического: «…О царь! Наш добрый царь!» Одновременно благоговея перед громадною силой слова. Будучи идейно согласным и близким с революционным замыслом радищевского «Путешествия…»: «…вельможа – друг всякого придворного истопника и раб едва-едва при дворе нечто значущего».

И факт, что Великую французскую революцию подготовили писатели Франции, Крылов никак не отрицал: уж он-то с младых ногтей прочувствовал влияние меткой фразы, слова, литературы на социум.

При всём своём умеренном консерватизме политических воззрений, «практическая мудрость» гениального рассказчика Крылова полностью совпала с тогдашними декабристскими умонастроениями. Аки в дальнейшем сошлась со взглядами многих русских революционеров. Вплоть, повторюсь, до идеологии сегодняшней либеральной оппозиции. Но уже в качестве дополнительного окраса, живописного оттенка, примера. Эталона.

Поскольку нынешние оппозиционеры-баснописцы, конечно же, превзошли Крылова в жёсткости, даже жестокости, бескомпромиссности, прямоте и пронзительной жгучести творческого выражения мысли. Ну… на то он и классик, Иван Андреевич Крылов. Чтобы быть образцом. Быть наставником и отцом всем литераторам, творцам пародийно-сардонических, шаржированных форм.

В известной мере, баснописцев теперь пруд пруди. Иван Андреевич, в свою очередь, долгое время один-одинёшенек вёл самые острые темы века в самом остром их проявлении. Мужественно и бесстрашно: «Как же было народу не полюбить своего родного заступника, который в некоторых случаях отваживался так дерзить народным угнетателям, что только диву даёшься, как могли подобные дерзостные басни увидеть свет» (Д. Бедный. 1944).

Как волка ни корми…

Согласитесь, даже и наше время: время «развитого капитализма», – при всех своих «прямых жанрах», свободе слова, открытости, – богато на аллегории, иносказания и дидактические звучания. Потому что только басенные формы, близкие к народным притчам, – ныне переросшие в формы «городского романса», «блатной припевки», пародий, демотиваторов, стихов-разоблачений, «прозы в рифму» и т. д. – могут художественно воспроизвести жизнь в её хлёсткой, карикатурно-гротесковой подлинности.

Но единственно басне это удалось как никакому другому зрелищу и жанру.

В закрытое советское время Сатира с большой буквы в облике простодушного филатовского сказа про Федота-стрельца со скрежетом, скрипом, но всё-таки прорывалась на сцену, под феерию рамп. Подобное было повсеместно и в различных проявлениях.

Крыловские басенные простодушие и придурковатость проникали и до сих пор помогают пробираться-продираться в запретные зоны жития. В её тридевятьземельные тайники и тридесятые царства, расположенные здесь, рядом. За высоким забором. В тайны, которые на виду – в нищету убогих хижин и роскошь дворцов – «пышные чертоги». В подвалы застенков и сундуки откупщиков. Выставляя на позорище и на свет божий окружающие нас мерзости. Срывая маски. Переходя, перебрасываясь из мира аллегорического в мир обыденный. Закрепляя и фиксируя реальный смысл аллегорий. На столетия определяя структуру сатиры – беспощадного оружия! – структурой крыловской басни. На века и неизменно. Для наших славных потомков.

«У сильного всегда бессильный виноват». «Виновен тем, что хочется мне кушать». «Волчью вашу я давно натуру знаю»… Всё обернулось устойчивыми национальными фигурами речи, символами.

Крылов создал неисчерпаемые слово-образы, воплотившиеся в нарицательное амплуа: «Как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит», – произнесено именно о крыловском волке. (Хотя «крыловский волк» и пр. умело взят, перенесён в свою очередь из сюжетов Эзопа и Гезиода.) Но этнос, народ этого уже не помнит, приспосабливая аллегорию к современным обстоятельствам и перипетиям. Так происходит с каждым крыловским повествованием; с каждым персонажем, словообразом, – узнаваемым при первом же появлении.

В широком метафорическом смысле, – басни, аналогично сказкам, – наводят человека, особенно маленького человечка, ребёнка, на размышления о сущности и характере бытия. Что представляется непреложным положением эстетического воспитания. Оттого герои Крылова стали эталоном соответствующих качеств и черт общественного поведения. Стали чертой национального характера. Потому – по неколебимым выводам его басен – можно воссоздать целую эпоху в истории России!

Наше гражданское общество, – в разрезе политических, социальных сфер, – на века вперёд «анатомировано» крыловскими выводами, резюме. Публичными и персональными «приговорами навсегда».

Это и неограниченность прав сильного (Лев). Бесправие масс. Царство беспредельного хищничества и произвола (Волк). Царство лести, подстав, обмана (Лиса). Дворянские восторг и беснование перед всем иностранным (Лжец). Производительный благонадёжный труд (Лошадь. У Щедрина, к примеру, – Коняга). Глупость, толстокожесть, властность и подлость (Осёл). Подвиг. Победа слабых над неизмеримо более сильным (Комар). Незначительный человек (Ягнёнок). «Насмешки вечные над львами! над орлами; кто что ни говори – хотя животные, а всё-таки цари» (Грибоедов).

Детишки во многих и многих поколениях воспитаны на этих аллегорических смыслах. Сообразуя свою дальнейшую жизнь с существующими социальными системами, – прекрасно слыша и лицезря отклонения от стабильного курса «абсолютного закона», воплощённого в стойкие басенные образы: «Отцы и матери! Вам басни сей урок»…

Русская, советская, российская ребятня несколько веков учится на «нравоученьях» великого поэта. Воспитывающих тёплую заботу о родителях, желание хорошо и качественно трудиться. Искореняющих пороки, предотвращающие падение во грехи тяжкие – кажущиеся поначалу «шалостью»: «…но эта шалость нам к паденью первый шаг…».

Во всяком случае, судя по острополитическому характеру творчества, писал он отнюдь не для юных чад. Однако благодаря ясному, превосходному языку и высокохудожественной образности басен, они хорошо впитываются и усваиваются также и детьми.

Юбилей. 1838 г. 70 лет

Странный юбилей…

Год назад погиб Пушкин. Всем ясно: «державное благоволение» к русской литературе – одна из причин той страшной трагедии. Посему очевидно, что крыловский «праздник» специально устроили для того, чтобы вызвать симпатии публики к царю – типа «покровителю искусства». Дабы не только продемонстрировать любовь и уважение самодержавия, но и заставить забыть тяжёлое впечатление от смерти Пушкина. Покрыв странное сие празднество слезами «горькой правды» и туманом лживой «сладкой лести» (Вл. Соловьёв).

«На юбилее смело говорили о пятидесятилетии литературной деятельности Крылова, в то время как никаких оснований для утверждения, что Крылов начал писать или печататься именно в 1788 году, не было» (А. Десницкий). Да и с семидесятилетием возникли нестыковки. Официальным годом рождения Крылова в 19 в. – считался 1768 г. Позднее, согласуясь с метрическими данными, оставили 69-й. Сам Крылов, как ни странно, настаивал на 66-м.

На празднование, в зале «благородного собрания», собралось более двухсот человек. Прибыли друзья: Жуковкий, Плетнёв, Одоевский: «Я принадлежу поколению, которое училось читать по вашим басням…». Присутствовали многие государственные сановники: председатель госсовета, военный министр, министр финансов, министр внутренних дел, шеф жандармов Бенкендорф и мн.-мн. другие. Министр народного просвещения Уваров возложил на грудь Крылову звезду ордена св. Станислава второй степени. Чуть позднее в его честь отчеканят памятную медаль.

П. А. Плетнёв, близко знавший Крылова, так написал в «Современнике» о виновнике торжества: «…Но что выражало его полувесёлое и полузадумчивое лицо? О, в его душе, верно, теснилось всё прошедшее, одно, что не изменяется никогда в своей прелести. Он, верно, проходил мыслию по этому чудному пути, который указало ему тайное провидение, чтобы тёмное, заботам и трудам обречённое дитя увенчано было в старости по единодушному отзыву всего отечества».

Грусть Крылова на юбилее понятна. Было ясно без сомнения бестактное положение, в которое его поставили по отношению к Пушкину. Государство лезло в личную жизнь настолько же бесцеремонно, насколько лезло в жизнь недавно ушедшего гения: «Пиши, старик, пиши…», – милостиво пожелал юбиляру Николай I.

После чего Крылов совсем перестал писать…

***

Накануне своей смерти Крылов создал окончательный свод басен. Расположил их в нужном порядке, отредактировал и приурочил выход фолианта в свет – ко дню смерти. То была последняя ироничная ухмылка великого Сатира. Поэта и Драматурга. Он всё предусмотрел. Даже конец спектакля. Экземпляры книги раздавались в траурные дни как «приношение с того света» близким людям, читателям.

В час похорон, по его собственному желанию, об умершем должны были убедительно говорить его произведения. И в такой последовательности, какую он сам утвердил. Никак иначе.

Вернёмся под конец к Белинскому, с которого начали заметку:

«Иван Андреевич Крылов, больше всех наших писателей, кандидат на никем ещё не занятое на Руси место «народного поэта»; он им сделается тотчас же, когда русский народ весь сделается грамотным народом. Сверх того, Крылов проложит и другим русским поэтам дорогу к народности».

…К счастью, всё так и произошло, – скромно дополню я Белинского.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Как Жан-Поль Сартр принял мескалин и его многие годы преследовал гигантский краб

Галлюцинации Сартра и страх не отличить реальность от иллюзии

Иногда, столкнувшись с необычными идеями, люди реагируют фразой: «ты чем обкурился?» или «что ты принимал?». Такое часто предъявляют философам, отвергая их теории как бред. Но, честно говоря, мыслители иногда действительно принимают наркотики. Возьмём, к примеру, Жан-Поля Сартра, который освоил рацион основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона задолго до того, как тот отправился в Лас-Вегас на красном кабриолете, с чемоданчиком набитым кислотой, кокаином, мескалином и эфиром.

05.03.2019 19:00, cameralabs.org


Жена. Руководство по избавлению

Любовь и ненависть Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс собирался упрятать супругу в психиатрическую больницу. Реализовать этот план не удалось из-за заключения врача о полном здоровье Кэтрин. В конечном счете причиной расставания писателя с женой послужили отношения с актрисой Эллен Тернан. К каким еще способам прибегал Диккенс, чтобы разрушить свой брак?

04.03.2019 19:00, diletant.media






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.