Подписаться на обновления
21 ноябряВторник

usd цб 59.2746

eur цб 69.6654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
Рав Авраам Шмулевич   четверг, 21 апреля 2011 года, 09:00

Иудейские чтения
Когда евреи станут свободными людьми. Из разъяснений Пасхальной Агады


Празднование Песаха. Лубок XIX века
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Настоящий, правильный седер — это когда вся семья, или несколько семей, «хавура», или просто несколько евреев собираются за столом, чтобы вкусить от пасхальной жертвы. Именно она, собственно, и называется «песах», и именно приношение этого пасхального ягнёнка — главное действо праздника свободы, именно его кровью наши предки смазали косяки дверей своих домов в ночь гибели первенцев Египта.

Часть 1

В текучке предпасхальных дел евреи часто забывают, что тот Седер Песах, который мы проводим сейчас — лишь бледное подобие настоящего пасхального Седера — того, каким он должен быть на самом деле. Ведь главной сутью этого праздника является принесение пасхальной жертвы («корбан песах»).

Настоящий, правильный седер — это когда вся семья, или несколько семей, «хавура», или просто несколько евреев, собираются за столом, чтобы вкусить от пасхальной жертвы. Именно она, собственно, и называется «песах», и именно приношение этого пасхального ягнёнка — главное действо Праздника Свободы, именно его кровью наши предки смазали косяки дверей своих домов в ночь гибели первенцев Египта. Собственно, слово «песах» и означает эту жертву, пасхального ягнёнка, которого приносили 14 нисана и мясо которого и вкушали во время пасхальной трапезы.

Увы, из-за нашего бездействия, из-за того, что евреи всё ещё не могут очнуться от двухтысячелетнего ужасного сна Изгнания, из-за того, что мы никак не решимся начать строительство Храма, мы ещё не приносим жертвы. Хотя пасхальную жертву, согласно галахе, можно было бы принести даже до восстановления Храма. Это единственная жертва, которая может быть совершена уже прямо сейчас, до восстановления храмового жертвенника и самого Храма.

В этом году мы, скорее всего, тоже не сможем принять участие в настоящем седере. Но хотя бы напомнить себе о нём стоит.

Откроем пасхальную агаду. Вот её первая фраза: «hа лахма анья ди ахалу авahатана бе-ар’а дэ-Мицраим. Коль дихфин йетей вейехоль. Коль дицрих йетей веифсах. hашата hаха. Лашана hабаа беара дэ-Исраэль. hашата авдей. лашана hабаа бней хорин». «Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придёт и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придёт и участвует в пасхальной трапезе. В этом году — здесь, в будущем году — на земле Израиля. В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди».

Фразу «Коль дицрих йетей веифсах» כל דצריך ייתי ויפסח, которую обычно переводят как «Каждый, кто нуждается, пусть придёт и участвует в пасхальной трапезе», точнее было бы перевести «и участвует в песахе», то есть в трапезе пасхальной жертвы.

По еврейскому летоисчислению 15 нисана 5769 года иудеи снова очищают свои дома от старья и хлама, продают хамец и употребляют мацу с хреном и вином. Название праздника Песах происходит от «пасáх», что в переводе с иврита означает «миновал», «прошёл мимо». Речь идёт о последней, десятой египетской казни, в результате которой Бог уничтожил всех первенцев Египта и «миновал» новорождённых в еврейских домах, наказал таким образом поработителей-египтян, воздействовал на испуганного фараона, чтобы он отпустил евреев, а своему народу продемонстрировал бесконечную божественную силу.

И тут возникает вопрос: дело в том, что вкушать жертву могли только члены «хавуры», те, кто записался в её состав ДО принесения жертвы. Когда ягнёнок уже зарезан — никто посторонний не может есть его, то есть участвовать в седере. Но тогда как мы можем пригласить участвовать в трапезе бедных, «каждого, кто нуждается»? И какой смысл вообще в приглашении в тот момент, когда уже наступил вечер, и люди уже садятся за праздничный стол? Откуда нуждающиеся узнают, что мы их пригласили — они что, сидят под нашими окнами и слушают чтение агады? Казалось бы, бедных, да и вообще гостей, нужно приглашать заранее, например, объявить утром во время молитвы: «Каждый, кто голоден, каждый, кто нуждается, пусть придёт ко мне туда-то и туда-то и участвует в нашей пасхальной трапезе!». А так — получается не помощь нуждающимся, а какая-то отмазка от реальной помощи.

Ответ даёт в своём комментарии на пасхальную агаду «Аггадат ха-Микдаш», один из выдающихся раввинов современного Израиля рав Исраель Ариель, руководитель и основатель «Махон ха-Микдаш», «Института Храма». (Он, в свою очередь, основывается на книге «Хазон Йехезкель», Тосефта Псахим, глава 7, галаха 10, и на книге «Агада Шлема» рава Кашера).

Во времена Храма в Иерусалиме было принято, что Бейт-дин, орган, руководивший жизнью еврейского народа, заранее специально резервировал возможность участия в принесении жертвы и в пасхальной трапезе для бедных и для паломников, прибывших в Иерусалим только перед самым праздником, и которым негде было совершить песах. Бейт-дин выкупал для них долю в корбан песах, часть мест в различных хавурот, при этом она не была оформлена на какое-то конкретное имя. И когда ведущий седер песах произносил данную фразу, он, таким образом объявлял, что присутствующие бедные или прибывшие издалека паломники имеют право присоединиться к трапезе согласно купленным Бейт-дином для них билетам.

Это же объясняет, почему начало агады написано на арамейском языке, тогда как дальнейшее — на иврите. На праздник Песах, один из трёх праздников паломничества, в Иерусалим прибывало огромное количество евреев из диаспоры. Большая часть из них были жителями Вавилонии, где разговорным языком как раз и являлся арамейский. И обращение, приглашающее принять участие в праздничной трапезе, было специально составлено на понятном им языке.

Часть 2. «В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди». Из разъяснений Пасхальной Агады

Ари’заль пишет (в «Шаар ха-гилгулим», а также в «Ха-Ликутим») что евреи последних поколений — это гилгуль (возвращение душ) поколения пустыни, поколения, вышедшего из Египта. Это означает, что мы посланы в мир, чтобы исправить недоработки (грехи) того поколения, и, соответственно, сами наиболее склонны совершать те же ошибки, что и наши предки из поколения пустыни. А главным их грехом, основной причиной всех последующих бедствий, постигших еврейский народ, являлся отказ войти в Землю Израиля. И в нашем поколении, увы, евреи выискивают любые предлоги, только чтобы отвертеться от обязанности возрождать — то есть завоёвывать и заселять — Землю Израиля, и от обязанности постройки Храма.

Один из таких предлогов — распространившееся сейчас представление о том, что сначала, якобы, должен придти Машиах, а уж потом какими-то чудесными путями он перенесёт нас всех скопом в Землю Израиля, Храм выстроится сам собой, свалится прямо с неба в готовом виде, а враги, наоборот, исчезнут (видимо, вознесутся на небо, на место Храма).

Однако эти святочные рассказы абсолютно не соответствуют тому, что содержится в Торе, что написано в наших книгах,

Не случайно поэтому, что самая первая фраза пасхальной агады посвящена растолкованию путей выхода из галута.

Откроем пасхальную агаду. Вот предложение, с которого начинается повествование:

«hа лахма анья ди ахалу авahатана бе-ар’а дэ-Мицраим. Коль дихфин йетей вейехоль. Коль дицрих йетей веифсах. hашата hаха. Лашана hабаа беара дэ-Исраель. hашата авдей. лашана hабаа бней хорин».

«Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придёт и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придёт и участвует в пасхальной трапезе. В этом году — здесь, в будущем году — на земле Израиля. В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди».

Первые два предложения мы обсудили в первой части статьи. Разберём сейчас два заключительных.

Рав Исраель Ариель, основатель и руководитель «Махон ха-Микдаш», «Института Храма», в свой книге «Хагадат ха-Микдаш» обращает внимание на одну странность текста агады:

«В этом году — здесь, в будущем году — на земле Израиля. В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди».

Последовательность событий «будущего года», изложенная здесь, вызывает удивление. Сначала говорится «в будущем году — на земле Израиля», а лишь затем «в будущем году — свободные люди». То есть «в будущем году» мы сначала оказываемся в земле Израиля, а лишь потом — свободными людьми. Как кажется, логичнее была обратная последовательность. Сначала мы должны освободиться от уз галута, выйти из-под власти гоев — и только тогда мы сможем, уже будучи свободными людьми, подняться в Землю Израиля. Именно так события и развивались во время Исхода из Египта! Ведь последовательность освобождения из египетского рабства описана в Вавилонском Талмуде, трактат «Рош-ха-Шана» (лист 11-а): «В рош-ха-шана наши отцы в Египте были освобождены от порабощения». То есть целых полгода, от месяца тишрей до месяца нисан, они пробыли в Египте уже свободными людьми и только весной, в нисане, вышли в путь в Землю Израиля.

Однако, как пишет рав Ариель, последовательность событий при освобождении от последующих изгнаний, как видно из агады, будет уже иная. Сначала сыны Израиля окажутся в Земле Израиля и в Иерусалиме, всё ещё пребывая в зависимости от народов мира, и лишь потом — станут «бней хорин», свободными людьми.

Социологи доказали, что традиционное выбрасывание вещей перед Песахом — не что иное, как аутентичная замена жертвы, которую приносили в Храме на Песах. Белая, без единого пятнышка корова, с покрытием из 100-процентной шерсти и аксессуарами из натурального рога, заменяется такого же цвета и качества костюмом, купленным для этой цели израильтянином на Пиккадилли. Чем больше ты выбросишь перед Песахом, гласит народная мудрость, тем больше счастья тебе будет отпущено в текущем году.

О том, что порядок событий при выходе из нынешнего галута будет именно таким, писали и многие последующие авторитеты.

Гаон из Вильно пишет, что: «сначала геула (освобождение) придёт для Иерусалима, а потом — всему Израилю, как сказано у пророка Йешайагу (Исаия) (1:27) «Цийон искупится правосудием», и далее «и вернувшиеся в него — праведностью ציון במשפט תפדה ושביה בצדקה»

Давид бен Йосеф Абударгам (один из выдающихся комментаторов молитв, живший в 14 веке в Севилье) в своём комментарии на это место агады пишет, что сначала евреи придут в Землю Израиля, но «бней хорин», «свободными людьми» они станут только после прихода Машиаха, когда народ Израиля уже будет жить в Эрец Исраель.

Напомним, кем является и что должен сделать Машиах (согласно «Мишне Тора» Рамбама, раздел «Законы о царях и войнах»): «В будущем придёт царь — помазанник (Машиах), восстановит царствие дома Давида, как прежде, и первоначальное правление, построит Храм и соберёт народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом; будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе. Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса и знамения, отменять законы природы и воскрешать мёртвых, и делать подобные вещи, как утверждают глупцы. Это неверно. … Весь мир будет таким же, как прежде. Сказали мудрецы: «Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощён царствами мира».

Приведённые выше мнения мудрецов основаны на словах Талмуда. В Иерусалимском Талмуде (трактат «Маасер шени», гл.5, галаха 2) говорится, что «в будущем Храм будет построен прежде восстановления царства дома Давида». То же говорится и в Вавилонском Талмуде, в трактате «Мегилла» (17-б). Мудрецы разъясняют там, почему благословения в молитве Шмоне Эсре следуют в таком именно порядке: сначала идёт благословение «Боне Иерушалаим», о строительстве Иерусалима, а лишь потом благословение «Цемах Давид», о восстановлении царства Давида. Причина именно в том, говорит Талмуд, что порядок геулы, избавления, будет таким: сначала будет отстроен Иерусалим и Храм, и лишь после этого придёт сын Давида. Раши в этом месте, на фразу гемары «Когда будет отстроен Иерусалим — придёт Давид», комментирует: «Вернётся Израиль (имеется в виду народ Израиля, евреи) в Храм, и захотят там Давида, своего царя».

Так же и в книге Зоар сказано: «Храм — перед киббуц галует, [полным] возвращением из изгнания».

Текст публикуется с сохранением авторской стилистики и орфографии. С другими материалами автора и с их обсуждением вы можете ознакомиться в его блоге.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Коммунальная жизнь в дневниках XX века

Красноармейцы в кабинете у Блока, шумный клозет у Чуковского, плач ребенка за стеной у Тынянова, мухи у Можаева и «товарищ Ахматова, ваша очередь мыть коридор»

«В Москве теснота ужасная; в квартирах установился особый московский запах — от скопления человеческих тел. И в каждой квартире каждую минуту слышно спускание клозетной воды, клозет работает без перерыву. И на дверях записочка: один звонок такому‑то, два звонка — такому‑то, три звонка такому‑то и т. д.». Проект Академия «Арзамас» опубликовала интересную подборку о коммунальном быте.

17.06.2015 09:30, Подготовил Илья Венявкин


Вы звери, господа

От элифантерии до термоядерных цыплят

На днях в австрийском Тульн-на-Дунае в подвале местной таверны откопали останки верблюда, принимавшего участие в походе османской армии на Вену в XVII веке. Однако верблюд был не единственным, и даже не самым экзотическим животным на военной службе.

17.04.2015 12:00, Александр Березин


Сакральное семя

Запрет, о котором начали говорить

Режиссер документальных фильмов Ори Грудер решил рассказать, почему ультраортодоксальные последователи иудаизма настолько яростно выступают против «пролития семени впустую».

25.02.2015 18:45, Нирит Андерман


Московское Рождество

Как праздновали Рождество в Москве сто лет назад

В ночь с 6 на 7 января Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская православные церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская грекокатолическая церковь) и часть российских протестантов празднуют Рождество Христово. Предлагаем вниманию читателя фрагмент книги «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала ХХ века» Владимира Руги и Андрея Кокорева. Глава о том, как сто лет назад в Москве отмечали светлый праздник Рождества Христова. Фрагмент предоставлен издательством «АСТ».

07.01.2015 10:00, Владимир Руга, Андрей Кокорев


Почему ёлка?

Ель – культовое дерево у многих народов. В Европе и Америке она, в первую очередь, ассоциируется с Рождеством и Новым годом. Согласно большинству мнений, первым придумал сделать ель символом праздника Рождества Христова Мартин Лютер. И он же придумал устанавливать елку в доме. Первыми переняли этот обычай северные страны, а далее – уже вся Европа.

31.12.2014 16:14, Ирина Михайловская


Не читайте на ночь крипипасты

10 самых интересных страшилок интернета

В Интернете широко распространены крипипасты — коротенькие истории, призванные шокировать или напугать читателя. Все в детстве сидели у костра и рассказывали друг другу жуткие истории? Крипипаста — это то же самое, только в Интернете. Перед вами — десять самых интересных таких историй, иногда пугающих, но чаще глупых.

18.11.2014 17:35, Полина Кормщикова


Праздники ноября

Выбросить сигарету, почистить унитаз, накормить обезьяну

Осень подходит к концу: листья осыпаются, день становится короче, люди мысленно готовятся к зиме… Порой отсутствие тёплого солнца и нехватка витаминов лучше других доказывают, что праздников не бывает много. Ведь каждый — пусть даже самый безумный — несёт в себе крупицу здравого смысла.

03.11.2014 08:00, Дмитрий Иевлев


Сентябрь. И на вашей улице будет праздник

Когда уместно поздравлять эфиопов с Новым годом, выбрасывать игрушечную бронетехнику и в сердцах кричать «полундра!»

Не пытайтесь покончить жизнь самоубийством 10 сентября. В День предотвращения самоубийств всё равно не позволят. А 16 сентября всем модницам рекомендуем удержаться от использования лаков для волос и прочих распылителей. Генеральная Ассамблея ООН просит хотя бы раз в год подумать об озоновом слое нашей планеты: с 1994 года 16 сентября — День защиты озонового слоя.

01.09.2014 08:00, Дмитрий Иевлев


Август. И на нашей улице будет праздник

Неделя улыбок, День возвращения долгов, торжество левшей, томатные баталии и другие праздники августа

Праздники существуют не только для того, чтобы люди отдыхали и развлекались — многие из них призваны обратить внимание на что-то существенное, чего мы порой не замечаем, и напомнить, что в мире всё ещё есть место для добрых поступков. «Частный корреспондент» собрал самые полезные и интересные праздники августа.

01.08.2014 08:00, Дмитрий Иевлев


Гарем – за и против

О полигамии в современном обществе

В мировой культуре распространен сюжет, когда мужчина мечется между женой и любовницей и не может решиться, которую же из них оставить в пользу другой. Но почему, собственно, он обязан делать этот выбор? Кто постановил, что нельзя любить одновременно, но по-разному, нескольких женщин? Предположим, любить можно, но редкие современные женщины согласились бы на то, чтобы их муж жил на две семьи. И мужчины испокон веков считают естественным скрывать свои отношения с другими женщинами, то есть лицемерить и врать.

31.07.2014 17:30, Светлана Бломберг






 

Новости

В Чехии установили почтовый антирекорд. Письмо из Сочи в Прагу шло 28 лет
Чешское агентство рекордов «Добрый день» зарегистрировало факт самой длительной почтовой доставки в истории страны — письмо шло 28 лет и 19 дней
Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии
Штраф за репост
Суд оштрафовал гражданку Краснодара за перепост карикатур Кукрыниксов

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.