Российский интернет-проект «Мегаплан» предоставляет фирмам набор продуктов для управления бизнесом. Ради его запуска два Михаила бросили высокооплачиваемые места работы и вложили несколько сот тысяч кровных долларов. Теперь проект оценивается более чем в 5 млн долларов.
Как появился «Мегаплан»
Идея создания «Мегаплана» появилась четыре года назад у одного из основателей проекта Михаила Уколова, тогда ещё директора интернет-магазина Utinet.ru. Михаил искал для своего бизнеса подходящий софт, но ничего не нашёл. По этому поводу он решил поговорить со своим давним приятелем Михаилом Смоляновым (нынешним директором «Мегаплана»), с которым в студенческие времена играл в футбол.
24-летний Смолянов также в ту пору имел неплохой карьерный рост — от специалиста техподдержки до коммерческого директора в компании, разрабатывающей ПО, позже став уже руководителем фирмы, производящей продукты питания.
И вот, хорошенько обдумав эту тему, Михаилы пришли к выводу, что тут есть перспективная ниша, которую можно занять: можно создавать софтверные продукты по управлению задачами и проектами по модели SaaS (Software as a Service). По такой модели не нужно скачивать и устанавливать программное обеспечение — оно работает прямо в браузере, а пользователь платит «арендные» ежемесячные платежи за его использование.
Модель предусматривала не крупные платежи, как за коробочный софт, а небольшую плату, что обеспечивает лёгкий вход и маленькие расходы на самом начале использования программы. Более того, в такой модели принято давать первый месяц работы бесплатно, а затем, если клиент подсел на продукт, ежемесячно списывать с него какую-то сумму.
Американская компания 37signals в то время уже активно продвигала свой софт — Basecamp, аналогом которого и стал российский «Мегаплан».
Идею же им удалось реализовать спустя полтора года: «Мегаплан» запустился в 2008 году. За возможность запустить свой проект Михаилы многим пожертвовали. «Мы отказались от более спокойного и предсказуемого бизнеса в пользу больших возможностей и перспектив, которые предоставляет «Мегаплан», — говорит Смолянов. А в проект пришлось вложить несколько сотен тысяч долларов личных накоплений.
Первое время финансировали «Мегаплан» сами его основатели и разработчики, они же были и его акционерами. Сам проект, по словам Смолянова, рос и продолжает расти ступенчато: «Сначала вышел на самоокупаемость, затем пошёл дальше, и таких ступенек много». Прибыль (конкретные цифры создатели проекта предпочитают не разглашать) от «Мегаплана» была получена только год назад.
При этом активные поиски инвестора начались ещё летом 2008 года: для функционирования «Мегаплана» необходимо было привлечь инвестиции в размере нескольких миллионов долларов. Однако в ту пору как раз весьма некстати грянул экономический кризис, из-за которого найти инвесторов для проекта было трудно. Осенью 2008 года Михаил Смолянов выиграл конкурс на Русской интернет-неделе в категории «Лучший стартап-проект». Привлечь наконец-таки инвестора на подходящих обеим сторонам условиях для развития «Мегаплана» удалось лишь в конце 2009 года.
Первые продажи начались весной 2008 года, менее чем за полгода удалось набрать 100 подписчиков сервиса. Сейчас же количество клиентов «Мегаплана» доросло до 500 и продолжает активно увеличиваться. К концу 2010 года Михаилы рассчитывают разрастись уже до 1000 клиентов.
При среднем чеке с каждого клиента в 10 тыс. рублей в год «Мегаплан», соответственно, рассчитывает выйти на выручку порядка 10 млн рублей в год. По сравнению с сотнями миллионов американских аналогов это, конечно, капли.
Но мегаплановцы не унывают. Главное в их бизнесе не размер, а скорость роста. А сейчас, после кризиса, их финансовые результаты увеличиваются в 4—5 раз за год. 2009 год для «Мегаплана» оказался в 2 раза лучше предыдущего, а текущий, 2010-й ожидается в 4 раза лучше 2009-го. В 2011 году результаты «Мегаплана» также должны быть в 4—5 раз лучше итогов предыдущего года.
Учитывая подобную скорость роста, и саму компанию оценивают щедро — в 5—7 млн долларов.
Сложности: «Мы не в Америке»
По словам основателей проекта, в период развития и реализации «Мегаплана» были немалые сложности в плане отсутствия готовых отработанных каналов для продаж: непросто было привлекать клиентов и выходить одними из первых на рынок. Также возникали трудности с поиском ключевых сотрудников — их непросто было найти, потому что людей с опытом в области SaaS-решений практически не было, так как не было ещё и самого рынка. Поэтому руководству компании приходилось либо искать человека без опыта с надеждой, что он вырастет, либо брать людей, которые работали в смежных областях.
Сейчас штат компании постоянно расширяется: количество сотрудников растёт на несколько человек каждый месяц, причём «Мегаплану» больше всего нужны люди для работы в сфере маркетинга и продаж.
У программ-аналогов в США есть огромное преимущество в плане того, что под определённую задачу они могут делать более хорошо заточенное решение. Успешные компании, которые производят такие сервисы, обладают одними из лучших экономических показателей по скорости роста, по капитализации в пересчёте на сотрудника, а также по объёму и возврату инвестиций.
По всем этим критериям рынок SaaS можно считать перспективной нишей и хорошим местом для бизнес-стартапа. «Но вся проблема в том, что мы, к сожалению, не в Америке, а в России ― с очень узким рынком для таких бизнес-решений. В США рынок SaaS-решений намного больше: он составляет миллиарды долларов, там можно забирать какой-то небольшой сегмент, и в абсолютном выражении это будут всё равно хорошие деньги.
Когда же в России весь рынок ― около 2 млн долларов, то решение для узкой ниши позволяет заработать лишь смешные десятки-сотни тысяч долларов, — считает Михаил Смолянов. — Поэтому у нас необходимо делать широкое решение, для того чтобы охватить рынок. Пока же такая модель в нашей стране нежизнеспособна в условиях небольшого рынка SaaS-решений. У нас более широкая продуктовая линейка, но при этом страдает качество: ведь когда стараешься делать всё для всех, то получается хуже, нежели что-то для конкретной целевой аудитории. А когда делаешь с качеством и не для всех, то денег вообще толком и не заработать. Если бы у нас были такие же, как и в Америке, темпы развития, то есть если бы рынок таких продуктов развивался не в последнее время, а в конце 90-х годов, то сейчас он бы составлял более нескольких сотен миллионов долларов в год».
Михаил Смолянов уверен, что, хотя российский рынок отстаёт от американского, отставание по темпам роста постепенно будет сокращаться. «Рынок SaaS-решений развивается стремительно. Даже в кризисный 2009 год, когда всюду резко сократили расходы на IT, рынок SaaS, наоборот, удержался на плаву и даже вырос. Мы надеемся, что если будем и дальше оставаться лидерами на быстрорастущем рынке, то и в будущем ожидаем постоянный рост результатов «Мегаплана» в 2 раза, как это и происходило с американскими компаниями, успешно работающими в этом сегменте», — говорит Смолянов.
«Мегаплан» и Web 2.0
Интернет-пользователи о «Мегаплане» пишут по-разному: одни блогеры отзываются однозначно положительно («Интерфейс «Мегаплана» очень удобный и симпатичный»; «Наш «Мегаплан» — это такая вещь! Напишу рецензию. Тогда все будут сидеть на этой штукенции!»), другие говорят и о минусах программы («невнятный полумультяшный дизайн», «неюзабельный перегруженный интерфейс»). И это несмотря на то что дизайн продукту делали в «Студии Артемия Лебедева».
Директор «Мегаплана» считает блогосферу весьма полезной с точки зрения подсказок некоторых новых функций или идей усовершенствования проекта: так, например, в последнем обновлении программы как минимум две фишки были заимствованы из блогов.
«Нас довольно часто обсуждают в блогах у нас за спиной: одни пользователи нас советуют другим или предлагают рассмотреть «Мегаплан» наряду с решениями западных разработчиков, и мы им за это очень благодарны, — рассказывает Михаил Смолянов. — Но при всём при этом пользователи в блогах бывают нетерпеливы, и это создаёт некоторое давление. Поэтому нам пришлось выпустить «дорожную карту», в которой мы указали, какой функционал и когда планируем запустить. К сожалению, не все предложения можно реализовать быстро, плюс к этому хотелки одних подчас идут вразрез с пожеланиями других. В любом случае мы отсматриваем все идеи, которые можно реализовать в рамках «Мегаплана», и выбираем наиболее интересные из них».
Текущие планы компании — постепенно расширять линию основных продуктов «Мегаплана». В августе был выпущен модуль финансового учёта, помимо этого разрабатывается модуль для управления продажами. Недавно был выпущен бесплатный персональный сервис «Мини-план» (календарь — список дел). В будущем предполагается сделать его более функциональным — для бизнес-аудитории, по аналогии с западными сервисами: в нём будут хранение документов, дел, синхронизация списка контактов с телефонами-коммуникаторами и прочее.
В будущем компания планирует представлять собой полный набор веб-сервисов для автоматизации малого и среднего бизнеса (в том числе финансовый и складской учёт, управление продажами и другие функции).
Впрочем, у зарубежных конкурентов всё это уже давно реализовано. Удастся ли «Мегаплану» развиться до того, как наш рынок заметят профессиональные и крупные игроки с отточенными продуктами и лучшими в мире командами программистов, покажет время.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Я не собираюсь быть миллионершей».
История бизнесвумен с двумя высшими образованиями, которая бросила городскую жизнь, завела себе миниатюрную лошадь и прибыльное дело для души . - Выживает самый гибкий.
Стартап Yougifted. История успеха. - Кому, куда и зачем «пора валить».
При потенциально готовых уехать из России хоть сегодня десятках миллионов человек, позволить себе это могут лишь считанные проценты. - Homo roboticus – человек роботающий.
Международному дню солидарности трудящихся посвящается. - Вопрос личной эффективности или баланс жизни.
- История успеха — 12: книжная серия «Йога в кармане».
Продюсерская группа «Заён» вышла на рынок товаров для йоги, когда этого рынка ещё не было. - История успеха — 10.
Купальники Андрея Лагунова. - Сергей Кузнецов: «Сейчас или никогда».
Основатель SKCG рассказывает «Часкору», как он начал бизнес. - История успеха — 4: акушер-маркетолог.
- История успеха — 1: «Икона» Барановского.
«Часкор» открывает серию историй успеха — настоящей прозы жизни с жёлтым отблеском общепринятых определений успешности.