Подписаться на обновления
18 декабряПонедельник

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ольга Форись   воскресенье, 19 января 2014 года, 13:13

Исторические заимствования
Исследователи доказали: прозрачность повышает качество научных работ


Фото: iskarlata/ deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




14500 диссертаций по истории проверили на неправомерные заимствования. В ходе исследования сравнивались все оцифрованные диссертации по историческим наукам (код специальности ВАК 07.XX.XX). Основная задача, которая стояла перед исследователями – выявить процент недобросовестных заимствований или, проще говоря, – списываний и понять, можно ли локализовать теневую индустрию.

Юрий Чехович, исполнительный директор ЗАО «Анти-Плагиат» говорит, что поводом к решительным действиям стало пристальное внимание к нарушениям при присуждении ученых степеней и выдаче разрешений на создание научных советов: «Идея исследования возникла в начале марта, она была оформлена как проект и предложена генеральным директором Российской Государственной Библиотеки А. И. Вислым, который и заказал проведение исследования».

Некоторые факты
Исследование было проведено для работ с кодом специальности 07.XX.XX.
Общее количество диссертаций принявших участие в исследовании – около 14 500.
Команда исследователей – пять человек.
Для исследования была разработана уникальная программа, использующая инструментарий системы «Антиплагиат».
Окончание исследований – июнь 2013 г.

Тут надо сказать, что никто другой заказать это исследование не мог, потому что права на электронную коллекцию диссертаций принадлежат библиотеке. В настоящий момент подводятся итоги. Сами авторы исследования говорят, что исследование носит технический характер, но на основании полученных данных уже можно предположить, что наряду с добросовестными работами были и откровенно списанные, а также работы, видимо, подготовленные по заказу «научными лавками», специализирующихся на написании кандидатских и докторских. В любом случае судить о пригодности этих работ может только эксперт, а лишать или сохранять автору научную степень будет решать ВАК.

Анализ успешной практики университетов, диссертационных советов, научных организаций показывает, что доли неправомочных заимствований резко уменьшаются (в 8-10 раз) в случае системного подхода, наличию постоянного контроля всех видов квалификационных работ, независимо от их уровня – от работ по отдельным дисциплинам образовательных программ до выпускных квалификационных работ и научно-методических работ преподавателей.
В большинстве образовательных учреждений использующих системы обнаружения заимствований, выработаны меры противодействия плагиату, такие как объявление выговора, выдача для разработки другой темы курсового проекта (работы), для выпускника – отчисление и выдача новой темы выпускной квалификационной работы с возможной защитой через год. Для научных руководителей – строгий выговор, запрет на руководство обучающимися

Вообще, что такое заимствование в научной работе? Одно дело – добросовестное цитирование – цитата, оформленная по всем правилам русского языка и ГОСТа, с указанием источника. Совсем другое – недобросовестное заимствование – или списывание, или воровство, или плагиат. Синонимов может быть масса, но выглядит это всегда одинаково - кусок текста, выдаваемый автором, за свой собственный. Ни кавычек, отмечающих начало и конец цитаты, ни, тем более, ссылки на источник в таких работах вы не встретите. Это могут быть как откровенные копипасты – из источников на русском, так и переводы научных статей на других языках, или же просто текст переписанный своими словами.

Юрий Чехович: «Если текст не свой, но он переписан, всегда есть степень переработки, после которой текст не узнает ни одна система. Другой вопрос, что надо понимать, что если текст заимствован, то человек, скорее всего, не перерабатывал текст достаточно серьезно. И такую легкую перелицовку «Антиплагиат» ловит. Вообще, надо сказать, что системе достаточно «зацепиться», а эксперт уже потом даст свое заключение о том, что последовательность мысли та же».



Рис. 1. Как выглядит текст, проверенный «Антиплагиатом»

Система «Антиплагиат» работает с разными коллекциями источников – это и сайты в интернете, и коллекция полных текстов диссертаций РГБ, юридические и нормативные документы. Ключевой вопрос – какие документы будут доступны системе для индексирования. Если будет выполнено распоряжение председателя правительства Дмитрия Медведева об открытом доступе для научных публикаций, то нашей системе не составит труда проиндексировать эти работы и включить их в общую библиотеку. А значит наши пользователи получат возможность проверять наличие заимствований и по этим документам».


Рис. 2. Количество обнаруженных заимствований в документах в зависимости от позиции в документе. Цвет характеризует размер заимствования. Форма графика определена структурой работы. Пики в начале и в конце работы соответствуют введению и списку использованной литературы. Узкая высокая полоска слева – титульный лист. Эти фрагменты работ при анализе во внимание не принимались. На наличие недобросовестных заимствований проверялись основные части работ.

Антон Хританков, руководитель проекта: «Мы написали уникальную программу, которая использует инструментарий «Антиплагиата». С помощью этой программы мы и получили интересные результаты. Система «Антиплагиат» позволяет любому пользователю ввести текст и получить отчет - тот же самый текст с выделенными фрагментами, если они заимствованы, и ссылками на источники, из которых эти фрагменты были заимствованы. Это входные данные для исследования. В нашем исследовании 14,5 тысяч диссертаций сопоставлялись друг с другом. При этом каждая диссертация сравнивались только с работами защищенными до нее. Проблемы возникали, когда файлы с текстами диссертаций содержали ошибки оцифровки. В таких файлах многие буквы заменены на символы, и текст читается плохо или не читается вовсе. Такие диссертации затрудняли работу, но не особо сильно влияли на общую картину».


Рис. 3. Распределение исследованных исторических диссертаций по годам защиты. Более или менее полно представлены диссертации, защищенные за период с 2000 по 2011 годы. Диссертации за 2012 год, видимо, к началу исследования были оцифрованы еще не в полном объеме. За более ранние годы, за исключением 1984 года, проводилась лишь выборочная оцифровка.

Исследование не затрагивало поиск заимствованных фрагментов в иных источниках кроме исторических диссертаций. Но при необходимости исследование может быть расширено за счет сопоставления с периодическими научными изданиями, диссертациями из других областей или источниками на других языках (кстати, очень популярный вид неэтичного заимствования). Выполненная работа не только позволит сделать шаг в поиске работ с некорректными фрагментами цитирования в исторической науке, но и составить алгоритм, применить который возможно к любой научной области.

Перед началом исследования было выдвинуто несколько теорий, которые в ходе исследования подтверждались или опровергались.

«Так, например, было сделано предположение, что существует «красная зона» диссертаций с большой долей заимствованного текста, - говорит Антон Хританков. - Эта гипотеза нашла свое подтверждение. Хотя, конечно, ожидалось, что таких интенсивно заимствованных текстов мы там не увидим. Была найдена группа диссертаций, которые имеют очень высокий процент заимствований. В некоторых исторических диссертациях 80 % текста были найдены и в других диссертациях. Это не означает, что оставшиеся 20% не заимствованы. Этот текст может быть обнаружен в других источниках, например, в диссертациях по экономике или филологии».


Рис. 4. Размер работ и заимствования

На рисунке каждая точка – это работа. Вертикальная шкала – объем работы в символах. Горизонтальная – объем заимствования в работе. Одна печатная страница – примерно 2 000 знаков. 200 000 знаков – 100 страниц. 500 000 знаков – это примерно 250 страниц. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в зеленом секторе отмечены работы, в которых заимствований допустимое количество. Далее – по часовой стрелке: оранжевый – 10 % и более от общего объема работы, сиреневый –30% и более, розовый – 50 % и более, желтый – более 70 %. Любопытно, что чем больше объем работы, тем, как правило, меньше процент заимствований в них.

Проверялась также гипотеза о том, что будут встречаться некоторые фрагменты, которые присутствуют во многих диссертациях по определенной тематике. «Мы назвали это популярными фрагментами. Предварительно можем сказать, что там чаще всего встречаются цитаты, например, из Библии, из Карла Маркса. Не все эти цитаты корректно оформлены. Кроме того, цитата может употребляться как расхожее выражение

Николай Суровенко, разработчик: «Но нельзя исключать и научные школы, где у одного научного руководителя защищаются по схожим темам несколько соискателей. В этом случае их работы тоже будут связаны взаимным цитированием. Но эти цитирования допустимы».

Антон Хританков, руководитель проекта: «В ходе исследования мы установили взаимосвязь диссертаций друг с другом. Удалось понять, кто, откуда и в каком объеме заимствовал. Мы это также отобразили в инфографике».


Рис. 5 и 6. Диссертации-источники заимствований и диссертации-рефераты

Кружочки с цифрами – это диссертации. Стрелками показано, откуда было взято заимствование. Желтые кружочки – это так называемые работы-доноры. Красные – работы-реципиенты. Толщина стрелочки указывает на объем заимствований.

Ключевая проблема - обнаружение несамостоятельности автора при подготовке письменной работы. То есть это не плагиат, в том смысле, который вложен в понятие законодательными нормами: краденые идеи, изобретения и т.д. Мы говорим лишь о самостоятельности работ и выводов студента, учёного, научного коллектива. В случае студенческой работы несамостоятельный продукт ставит под сомнение знания и навыки автора, в случае научной работы - под сомнение попадает заявленная учёным квалификация, со всеми вытекающими, а в случае коллективных научных разработок поднимается вопрос об эффективности расходования средств. Кстати, ключевым в подготовке несамостоятельных работ является именно экономический вопрос.

Юрий Чехович, исполнительный директор ЗАО «Анти-Плагиат»: «Мы планировали провести исследованием по диссертационным советам, но текущий состав информации по диссертациям позволяет надежно восстановить номер диссовета только по малой части диссертаций. Причем, в основном за последние годы. Поэтому достоверно выделить советы с большим количеством заимствований пока не можем».

Николай Суровенко, разработчик: «Интересно, что с в период с 2003 года наблюдается рост объема заимствований с пиком в 2008. Затем идет существенное снижение. ».


Рис. 7. Средняя доля заимствованного текста по годам защиты диссертаций (средний размер заимствований значительного объема из ранее защищщенных диссертаций в процентах от объема работы). Пик приходится на 2008 год. После него начинается снижение. Относительно низкий уровень 2000-2002 годов вызван скорее отсутствием в коллекции оцифрованных диссертаций за более ранние годы, чем «чистотой» материала.

Не исключено, что ситуация после 2008 года изменилась в связи с принятием Правительством России поправок в Положение о защите ученых степеней (Постановление правительства российской федерации от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней» (в ред. Постановлений правительства РФ от 12.08.2003 № 490, от 20.04.2006 № 227). Именно тогда в обязательном порядке стали публиковаться авторефераты диссертаций. Постановление было принято в 2006 году, а ситуация начала меняться только в 2009-м, однако следует не забывать о том, что диссертации, даже с большим количеством заимствований пишутся не за один месяц, а то и не один год, да и с момента окончания работы над текстом диссертации до защиты также проходит много времени.

Юрий Чехович, исполнительный директор ЗАО «Анти-Плагиат»: «Естественно, мы помним о принципе «после», не значит «вследствие»» и понимаем, что требуется более тщательное исследование обнаруженной взаимосвязи. Тем не менее, важно, что в ситуации с заимствованиями зафиксирован определенный прогресс после повышения прозрачности системы присуждения ученых степеней. Есть основания полагать, что дальнейшие шаги в этом направлении, такие как, например, обязательная публикация перед защитой полных текстов диссертаций, приведут к дальнейшему оздоровлению ситуации».

14500 оцифрованных диссертаций – это далеко не все исторические диссертации. В ходе исследования был выявлен очевидный пробел в оцифровке. «За годы, предшествующие 2000-м, оцифрованных работ очень мало. – указывают разработчики. – Возможно, они просто недооцифрованы».

Кроме того, качество оцифрованных работ оставляет желать лучшего. Местами текст прочесть невозможно – вместо букв, просто печатные символы. Где-то текст перебивается номерами страниц, где-то его просто нет.

Николай Суровенко, разработчик: «Размер заимствования имеет очень большое значение. Из-за ошибок распознавания или некорректной оцифровки может случайно потеряться часть заимствованного фрагмента. Поэтому минимальный размер заимствования, с которым работала система, был установлен в 30 символов, затем близко расположенные фрагменты сливались и для последующего анализа использовались только большие фрагменты не менее 250 символов».

Юрий Чехович: «У нас есть инструменты обработки слов с переносами. Или с той же нумерацией страниц - они часто мешают в оцифровке. Оцифровка это не полностью автоматическая процедура. Все-таки ее должен контролировать человек. А вообще, конечно, уже давно пора перестать делать все по старинке. Последние лет десять точно ни одна работа не была набрана на печатной машинке. Весь процесс уже давно компьютеризирован. Поэтому слова «электронная копия» давно потеряли тот смысл, который в них вкладывали изначально, в докомпьютерную эпоху. Сейчас есть в первую очередь «электронный оригинал»! Все распечатки делают с него. А раз есть электронный оригинал, значит можно гарантировать подлинность с помощью цифровой подписи. Сначала диссертационная работа может подписываться автором и научным руководителей, затем ученым секретарем диссертационного совета, который принимает диссертацию для рассмотрения в совете, затем оппонентами и т. д. Всю процедуру можно отработать».

Николай Суровенко, разработчик: «Это системный, технический анализ, который позволяет посмотреть на тенденции. Как писались научные работы раньше и как они пишутся сейчас с появлением интернета. Как они защищаются.».

Это особенно интересный момент, потому что если научный совет пропускает подозрительные работы, то возникают вопросы либо о предвзятости этого совета, либо о его некомпетентности. И то и другое – достаточная причина для роспуска совета. Но это уже совсем идеальное будущее.

Юрий Чехович: «По большому счету, отчет, получаемый от системы «Антиплагиат» - полуфабрикат. Далее его должны смотреть эксперты, потому что есть правила цитирования, так, свою кандидатскую можно цитировать в докторской хоть целиком. И это законно и этично. Или свои статьи. Опять же весь текст диссертации должен где-то быть опубликован в ваковских журналах, ну за исключением каких-либо связок или выводов. И вот оценку того, корректное ли это заимствование или работа попросту списана, должен проводить квалифицированный научный совет. И тут нужно понимать, что эксперт тратит на одну работу достаточно много времени. От нескольких часов, до нескольких дней. А для системы «Антиплагиат» это дело нескольких секунд. Таким образом, задача нашей работы это некий промежуточный результат, который позволит эксперту работать уже с теми диссертациями, которые вызывают сомнения, показав очень высокий процент недобросовестных заимствований».

На сегодняшний момент не ясно, кто будет этими экспертами и будет ли сделан этот шаг вообще. Но единственным органом, имеющим соответствующие компетенции можно считать экспертов РГБ.

По словам Юрия Чеховича, есть надежда, что заказчик – РГБ - предложит Министерству образования и науки РФ воспользоваться технологией «антиплагиата», как техническим средством обнаружения недобросовестных заимствований, методикой сокращения множества диссертаций, которым необходимо делать экспертную проверку, и собственно процедурой экспертизы для написанных ранее работ - основной компетенцией РГБ. «Не знаю, на сколько это реалистично, но это тот сценарий, который имеет смысл».

До сего дня исследований такого масштаба и такого качества не проводилось. Во всяком случае, они не были обнародованы. Полный текст исследования будет опубликован Российской Государственной Библиотекой. Но без заключений экспертного совета и возможные дальнейшие действия, первый шаг может так и остаться единственным.

Очевидно, что главной задачей данного исследования, согласно первым находкам ученых, должно стать выявление диссоветов, в которых не ведется качественной научной работы и при этом отсутствуют даже элементарные методы по контролю качества защищаемых работ, а быть может даже продаются научные знания.

Разумеется, такие технологии как «Антиплагиат» позволяют внести ясность и в вопросы качества всех научных степеней в России, которые были присуждены за последние годы, однако есть два момента, способных серьезно замедлить такую работу. Во-первых, ради создания равных условий при проверке необходимо максимально расширить список оцифрованных диссертаций хотя бы за 90-е и 80-е годы. Во-вторых, каждую работу должны посмотреть эксперты при том, что база работ и сам институт экспертизы есть только в РГБ. Поэтому, оценкам экспертов, если МОН даст «гос.заказ» на тотальную проверку, она займет 2-3 года.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Деньги против знаний

Смогут ли крупнейшие научные издательства работать по модели открытого доступа

С момента, когда сфера научной периодики стала осваивать интернет-пространство, ее участники разделились на два лагеря. Для одних современные технологии стали возможностью сделать знания более доступными, другие же восприняли их как способ увеличения заработка. К первым относятся ученые. Они заинтересованы в том, чтобы их исследования распространялись как можно шире. Ко вторым – компании, для которых научная периодика является прежде всего бизнесом.

04.12.2017 16:00, Алена Глазунова


Первые научные шаги

Советы начинающим исследователям

Многие из тех, кто решил заняться наукой, испытывают трудности во время написания своей первой научной статьи. С чего начать? Как подобрать подходящую тему? Где можно опубликовать свою научную статью? Отвечаем на все вопросы и поэтапно разъясняем план действий вместе с Григорием Прутцковым, доцентом факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

03.12.2017 18:00, Наталья Глухова


Поделиться с миром

Нужно ли студентам публиковать свои ВКР и где это лучше сделать

За последние 5 лет вышло несколько законопроектов об обязательной публикации дипломных работ, научных исследований и диссертаций. Появилось и множество интернет-платформ, на которых любой исследователь может опубликовать свою научную работу на определенных условиях. Рассказываем, где и как это можно сделать.

30.11.2017 19:00, Евгений Рассказова


Жизнь науки в киберпространстве

Как трансформируются научные журналы в XXI веке

К 2020 году результаты всех европейских научных исследований, финансируемых за счет государства, появятся в открытом доступе. Решение было принято в 2016 году в рамках проекта общеевропейской инициативы Innovation Principale. Переход к системе открытого доступа – главная тенденция 21 века в сфере научной периодики. Она обоснована олигополией научных издательств «большой пятерки» на рынке и активным развитием информационных технологий.

29.11.2017 19:00, Алена Глазунова


Ради общественного блага, славы и денег

Конкурсы ВКР и диссертаций в России

Научную деятельность в России стимулируют как могут: кнутом, пряником, законопроектами и солидными грантами. Один из инструментов мотивации – конкурсы ВКР и диссертаций. Дипломы идут в профессиональное портфолио, у студентов и молодых ученых появляется возможность предстать перед экспертами и получить денежный приз на реализацию собственного проекта.

28.11.2017 16:00, Ольга Кареева


Написал – опубликуй

Где и как выпускники Европы публикуют свои дипломные работы

Многие зарубежные университеты признают важность открытого доступа и предоставляют своим студентам возможность публиковать дипломные работы на различных порталах. Это не только способствует развитию науки, но и делает саму образовательную систему прозрачнее. Студентов такая политика мотивирует создавать более качественные научные материалы, при этом значительно повышается как цитируемость работ, так и рейтинг университета. Рассказываем, где публикуют свои ВКР студенты из Чехии, Германии, Италии и Швеции.

26.11.2017 16:00, Наталья Глухова


Культура свободного обмена

Перспективы открытой науки обсудили на Культурном форуме

17 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума на площадке СПбГУ состоялся круглый стол «Open Access: новая культура публикации, доступа и защиты научной информации». В мероприятии приняли участие представители Общества Макса Планка, Минкультуры РФ, Минобрнауки РФ, университетов, библиотек и некоммерческих организаций.

25.11.2017 13:00, Агент Ноосферы


От пособия по написанию курсовой до исследования по кибербуллингу

Выбор редакции: самые интересные работы на портале «Научного корреспондента»

В наш топ-8 вошли четыре дипломных, два исследования и две курсовые. О чем были написаны работы, в каких университетах создавались и почему их стоит прочитать.

24.11.2017 16:00, Евгения Рассказова


Списать или не списать

Что студенты думают о публикации ВКР в открытом доступе

На обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», который предполагает обязательную публикацию в сети выпускных работ студентов специалитета и магистратуры. Некоторые выпускники выступают против размещения работ онлайн, поскольку не хотят слышать критику в свой адрес. Другие – боятся не пройти антиплагиат. Мы поговорили со студентами российских вузов и выяснили, как они относятся к законопроекту.

21.11.2017 16:00, Наталья Глухова


На пути к доступному знанию

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

20.11.2017 13:00, Аса Сигурэ






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.
Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.
МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.