Подписаться на обновления
16 июляВторник

usd цб 62.8280

eur цб 70.8574

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Диляра Тасбулатова   четверг, 12 мая 2011 года, 14:44

Исповедь маргинала
О каннских ингредиентах


Кадр из фильма «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» // Экспонента
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В московский кинопрокат наконец вышел знаменитый «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апичатпонга Вирасетакуна — триумфатора прошлогоднего Каннского фестиваля, выхватившего главное золото Канн из рук своих гораздо более «респектабельных» коллег.

Обо всём об этом — скандале, разразившемся на набережной Круазетт, о косности критиков, схватившихся за голову при виде невиданного «экзотизма» тайского дядюшки, о том, что англичане, прочившие победу своему соотечественнику Майку Ли, презрительно поджали губы; что французы, рассчитывавшие на награду для Ксавье Бовуа, чуть не подвергли остракизму руководство Канна и прочее, прочее, — очень внятно написал киновед Игорь Сукманов. По совместительству киноман и маниакальный киноэрудит, а также программный директор минского «Листопада» (прошлогоднее меню которого поразило бы и каннских снобов, настолько изощрённо были подобраны «ингредиенты» фестивальной программы).

Ха-ха. Вот Игорь, с которым я близко приятельствую, быть может, обидится на дальнейший мой пассаж, но, ребята, я вам так скажу: прочувствовать «маргинала» Вирасетакуна, не поймёшь откуда взявшегося, чтобы «вставить» (на пару со своим тайским дядюшкой) всему этому истеблишменту, может только такой «маргинал», как Игорь… И поскольку я тоже числю себя в маргиналах, то, видимо, г-н Вирасетакун и для меня постарался: господа кинокритики, иже с ними г-н Зельвенский, что-то такое невнятное пробормотавший в «Афише», и г-н Корецкий, бог знает что наклепавший в «Тайм-ауте» (вот уж точно — полный аут), — вот они, эти то есть господа, всерьёз решили, что «Дядюшка» — это такая типа «экзотика». На манер «Дикой еды» по каналу «Домашний» или незабвенной документалки «Обезьяны-воришки». Короче говоря, «Шокирующая Азия». Ни дать ни взять…

Так и написали — дословно я не помню, а в инет сейчас лезть неохота (не Делёза же цитирую и даже не Базена), — что типа дали по «политическим соображениям» (это, кажись, Корецкий отличился); Зельвенский же прошёлся по основным мотивам фильма, по его, извините за выражение, космогонии, небрежным стилистическим аллюром: так сейчас принято — в длинном-предлинном предложении как бы косвенно, с непременным стёбом, быстренько изложить основные мотивы фильма, чтобы закончить неопределённо-двусмысленно. Так, что вроде и не подкопаешься, а в чём, собственно, месседж (фильма) и тем более месседж автора рецензии — понять сложно…

Заметьте, кстати, что господа критики не делают различий: тем же тоном скучающего как бы сноба, лорда Броммеля на полставки, они живописуют и какой-нибудь там «Форсаж», и «Сумерки-2», и много чего ещё: их перо скользит по «молодёжным комедиям» и американским триллерам класса С с точно такой же необязательной лёгкостью, как и по великим фильмам. (Замечу в скобках, что вроде бы интеллигентная Инна Кушнарёва, подвизающаяся в «Искусстве кино», на страницах которого редакция вкупе с мнением Сукманова дала и её мнение, тоже отметилась, изобразив нечто странно-разухабистое и обнаруживающее полное непонимание природы кинематографа в целом и в частности.)

А всё почему? Потому, что (я уже объясняла) Игорь, ваш покорный слуга, да и сам Вирасетакун, бедняга, — маргиналы, не столичные не в пример Зельвенскому с Кушнарёвой жители: что с нас взять, болезных?

Тут, однако, возникает некоторый перекос, который вышеупомянутые умники объяснить, как ни крути, не смогут: мы-то с Игорем ладно (вкупе со своим дурацким тайским дядюшкой, будь он неладен), с Вирасетакуном эти господа тоже разберутся, презрительно махнув рукой и иронично щурясь. Но вот как быть с парижанином Жилем Жакобом, экс-президентом Канна, под патронажем которого (во всяком случае, с непременной на него оглядкой, подозреваю я) до сих пор и главные призы вручаются, и концепция фестиваля делается?

Канны-09 — 62-й по счёту и, как ликуют киноманы и полагают эксперты, самый выдающийся за последние полвека фестиваль. Даже афиша — женщина, стоящая спиной к зрителю, открывает окно, за которым видится прекрасный пейзаж, — свидетельствует о том, что, дескать, Канн-62 должен показать нам всем новые горизонты и перспективы.

Известное дело, маргиналии стягиваются к центру, старый закон: и Каннский кинофестиваль, честь ему и хвала, быть может, единственный в мире этот закон применяет на практике. Поясню: Жакоб, будь он хоть сто раз парижанином, снобом, киноведом со стажем и, между прочим, восьмидесятилетним стариком (что тоже имеет значение в вопросах академических пристрастий и вкусов), почему-то с упорством, как писали в советских газетах, достойным лучшего применения, тащит и тащит на свой «снобский» фестиваль каких-то там африканцев, тайцев, лаосцев и прочих разных «маргиналов», да ещё и призы им вручает! Как это понять?!

Видимо, как свидетельствует Корецкий, из «политических соображений»…

Ему вторит Зельвенский: мол, мы тут все даже не понимаем, на что намекает режиссёр и какие отсылки надо искать в его фильмах (а зачем их искать — разве в этом есть насущная необходимость?).

Решительно непонятно.

Обо всём об этом — правда, не называя, в отличие от меня, имён — и пишет, кстати, Сукманов, поражённый эстетической глухотой современной критики (не только отечественной, к сожалению). Лукресия Мартель, Педро Кошта, Карлос Рейгадас, Брийанте Мендоса — все они, как пишет Игорь, судя по каннским рейтингам (проводящимся среди пишущей братии во время фестиваля), до сих пор пребывают в положении двоечников. А ведь это и есть надежда кинематографа XXI века, лучшие из лучших, те, кто преобразовывает язык кино, ищет новые формы и перспективы — не только в способе монтажа и сюжетосложения, но и в оригинальной, ни на что не похожей манере изложения, в парадоксальности взгляда на мир. Мир, который стремительно, извините за ещё один газетный штамп, меняется, нуждаясь в другой, нежели у кинематографических классиков, артикуляции…

Осмелюсь доложить (как Швейк прямо), что эту славную команду экспериментаторов возглавляет не кто иной, как именно Вирасетакун: режиссёр выдающийся, ни на кого не похожий, не укоренённый ни в какой традиции (кроме своей собственной и, быть может, отдалённо, метафизически в своей национальной). А уж «Дядюшкой…», что бы там ни говорили в «элитарных» кругах, он превзошёл не только самое себя, но и, осмелюсь сказать, весь предыдущий кинематограф. Вот так, ни больше ни меньше. Я понимаю, что за это можно и схлопотать: фаны Бергмана и Феллини, а поближе если — Ларса фон Триера и Альмодовара, могут и морду набить. Однако всё с тем ж упорством, которому, как видите, я пока не могу найти «лучшего применения», я буду доказывать, что так оно и есть: этот с виду «примитив», картинка дядюшкиных странствий внутрь лирических пейзажей, гор да озёр, картинка, где вдруг явившиеся на ужин к живым призраки умерших, картинка, где живое сосуществует с мёртвым, животное с человеком, природа с разумом, призрак с живым, — это и есть кинематограф будущего.

И дело даже не в этом — будущего там или нет, не в том суть, продолжится эта традиция или канет в Лету, — сейчас мы присутствуем при рождении чего-то огромного, ни с чем не сравнимого, не имеющего аналогов и опор в предыдущей культуре.

Кстати, это чрезвычайно важно: кинематограф (в лице своих чутких адептов) давно мечтал приблизиться к такой форме — полусновидческой, внелитературной, опирающейся исключительно на самое себя. То есть эмансипироваться от литературы полностью. Заговорить исключительно на языке кино, презрев нарратив, структуру повествования, самое последовательность событий. Разумеется, такие эксперименты были и будут — начало, как известно, положил Бунюэль и сюрреалисты: мой любимый фильм, «Раковина и священник» Жермены Дюлак, или тот же бунюэлевский «Андалузский пёс» к литературе как таковой не имеют ни малейшего отношения…

Однако позднейшие эксперименты — даже «Безмолвный свет» молодого Карлоса Рейгадаса, мексиканского «гения места», — всё же на литературу опираются; пусть косвенно, но таки опираются… Ибо там есть не то чтобы выписанный в подробностях сюжет, а именно что литературная, то бишь гуманистическая, традиция, порвать с которой окончательно и бесповоротно ни мексиканец, ни европеец просто не в состоянии.

Сделать такую операцию — полного отказа от действия условного и преднамеренного, отказа от месседжа — как выяснилось, может пока что только Вирасетакун. Действие «Дядюшки…» происходит здесь и сейчас, прямо во время просмотра: чувствуешь, как сливаешься с космосом, превращаясь в его микрочастицу одновременно с происходящими на экране метаморфозами. Прошу заметить: слово «космос» я употребляю здесь не в возвышенно-романтическом смысле, а как пространственно-временную категорию: как учат буддисты, ты есмь и не есмь, ты всегда был и всегда будешь, ты перетечёшь как сущность, явленная сейчас в человеческом теле, в сущность иную, явленную, скажем, в виде облака или травинки, не суть важно.

Далее: явившиеся призраки имеют, как ни странно, плоть, а не рассыпаются от человеческого прикосновения, что свидетельствует о том, что автор ни много ни мало пластически продемонстрировал нам, что категория времени обратима. Так, кстати, и физики-теоретики считают…

Время порой течёт вспять: когда нет ни прошлого, ни будущего и всё происходит единовременно, как, скажем, в эпизоде, когда умершая жена Бунми, явившаяся на ужин к живым, рассматривает фотографии… своих похорон.

То, что г-н Корецкий (эх, не могу удержаться, злость берёт!) называет «путешествием по родным местам» (так, кажется) — как будто речь идёт о фотках из «Одноклассников.ру», — есть сложнейший эксперимент с самим понятием времени. И времени не только в кино как таковом, но времени в более широком смысле. В философском и даже тактильном, если такое слово вообще применимо к понятию Времени, Хроноса.

Причём речь здесь даже не об историческом времени. С каким, скажем, экспериментировал Тарковский в «Зеркале» — перетекания во времени у него скорее имеют судьбоносно-исторический контекст: Человек перед лицом большой Истории, на рандеву со своей конкретной исторической судьбой.

Берлинале, чьим символом является медведь, привставший на задние лапы, — это вам не Венеция, проходящая в бархатный сезон, и тем более не весенний Канн. В соответствии с национальным характером, нордически стойким, Берлинале проводится зимой, в промозглую погоду, в обстановке суровой и неприветливой. Нет, немцы ничем не хуже итальянцев или французов — традиционно вежливые господа объединённой Европы не станут отчитывать вас за невольную оплошность или наступать по-медвежьи на ноги. Но вот, скажем, в фестивальных кинотеатрах негде присесть, а в главном дворце, Берлинале-палац, нужно пешком идти на пятый этаж, чтобы попасть на просмотр.

У Бунми же конкретная история (его страны, скажем) имеет совсем иной оттенок: собираясь умереть, он опасается, что испортил себе карму, сожалея об убитых им коммунистах точно так же, как и о… задавленных жуках и потоптанных травинках. То есть коммунисты, то бишь живые люди, кем бы они там ни были, коммунистами или фашистами, имеют такие же преференции, как и жуки, и травы, и рыбы, и всё живое, что населяет нашу планету.

Впрочем, не стоит так уж доверять Вирасетакуну: затевая свою персональную космогонию, он — быть может, европейскому глазу это не так заметно — подпускает и толику иронии, иногда даже чисто ритмической: герои говорят так напевно, так забавно однообразно, что за этим чудится какая-то тонкая насмешка. Уж очень тонкая, согласна: тут Зельвенский прав, замечая, что не очень понятно, предполагал ли автор комический эффект там, где мы смеёмся, или не предполагал…

Из всего этого и складывается (я уже заканчиваю) то, что я бы назвала идеальным фильмом: не тем идеальным, что угодил бы всем вкусам и всем бы понравился, как золотой империал, а тем, что настолько выверен и, словно симфония, соразмерен и гармоничен, что навевает мысли о чём-то потустороннем. В самом деле, такая гармония может быть только нашёптана чем-то или кем-то сверху, не иначе… Возможно, опасаясь собственного своего совершенства, Вирасетакун порой подсмеивается и над персонажами, и над самим собой, играя то в китч, то в видеоинсталляцию, то в народную сказку…

Как выяснилось, больше всего он посмеялся над господами критиками, наивно расписавшимися в своей слепоте и глухоте.

Ну что ж…

Быть посему.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Фантастическая реальность

Любимые фильмы Джосса Уидона

Знакомимся со списком любимых фильмов человека, в разных ипостасях приложившего руку к созданию «Истории игрушек», «Баффи — истребительницы вампиров», «Мстителей» и многих других популярнейших проектов.

13.07.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Фильмы Эмира Кустурицы

Неординарное кино с сумасшедшей жизненной силой

Кинематограф Кустурицы – это восхитительный мир, герои которого мыслят неординарно, обладают собственным мировосприятием и, как правило, невероятной волей к жизни.

12.07.2019 19:00, cameralabs.org


Воплощение красоты

20 невероятно эстетичных фильмов

Истинная красота и эстетика в каждом кадре — именно об этом эти фильмы. Акцент не на сюжете и острых моментах, а на внешней составляющей. Рай для настоящего ценителя прекрасного.

06.07.2019 20:30, cameralabs.org


История в фильмах

Подборка лучших исторических картин

Мы часто ожидаем от исторических картин достоверности и точности фактов. Но не всегда эти ожидания оправдываются. А нужно ли? Необыкновенная интерпретация событий вызывает эмоции и не оставляет зрителей равнодушными.

29.06.2019 19:00, cameralabs.org


«Курск»: Это не «Чернобыль»

Почему фильм не выстрелил?

В прокате — спродюсированный Люком Бессоном и снятый Томасом Винтербергом «Курск». Фильм, который мог бы повторить успех «Чернобыля». Но не повторил.

28.06.2019 19:00, Иван Чувиляев, fontanka.ru


Неординарное авторское кино

10 неординарных фильмов последних лет от независимых режиссёров

Когда речь заходит об авторском кинематографе, многие тут же представляют себе полотна, полные высоколобой скуки, что весьма несправедливо. Поэтому сегодня мы попробуем взглянуть на кино, которое сложно назвать как интеллектуальным снобством, так и мейнстримной бессмыслицей. Перед вами хит-парад фильмов, которые заслуживают пристальнейшего внимания любителей по-настоящему неординарного кино, снятых как культовыми именитыми режиссёрами, вроде Джармуша и Райта, так и дебютантами-новичками.

22.06.2019 19:00, cameralabs.org


Волшебство на пленке

Квентин Тарантино: секреты гениального мастера

Квентин Тарантино: постмодернизм, фрагментарная драматургия, ультранасилие, «взгляд трупа», пропаганда плёнки и фут-фетиш.

21.06.2019 19:00, Павел Орлов


19 фильмов 30-го «Кинотавра»

Какие премьеры нас ожидают

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты.

08.06.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


«Игра престолов» — не просто сериал

Подкаст о сериале

Нам с нашей собственной богатой российской историей всегда интересно наблюдать, как рушится власть и наступает хаос, в котором первым делом погибают честные идеалисты. И тема революций нам тоже не чужда.

08.06.2019 16:00, inosmi.ru


Не восставший из пепла

«Тёмный Феникс» выходит на экраны

6 июня в широкий прокат выходит новая часть популярной франшизы «Люди Икс» с подзаголовком «Тёмный Феникс». Режиссёром, сценаристом и продюсером картины стал Саймон Кинберг — человек, сопровождающий франшизу уже более десяти лет. Кинберг приехал на пресс-конференцию в Москву в сопровождении второго продюсера Хатча Паркера, а также главных звёзд фильма — Джеймса МакЭвоя и Джессики Честейн.

05.06.2019 21:17, Руслан Юсифов






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.