Подписаться на обновления
29 мартаВоскресенье

usd цб 77.7325

eur цб 85.7389

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Борис Гройс   вторник, 3 июля 2012 года, 15:15

«Искусство готово к концу света каждую секунду»
Лекция Бориса Гройса в рамках дискуссионной платформы «Искусство после конца света», проводимой как теоретическая программа при первой киевской биеннале современного искусства «Арсенале» записана и расшифрована Дмитрием Десятериком


Борис Гройс. Фото: Openru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как я заметил, тема всех дискуссий – это искусство после конца света. Кроме того, я получил разъяснение, что под концом света можно понимать конец капитализма. Поэтому я решил рассказать про капитализм, про искусство, про свет и про его конец. Такой будет схема лекции.

Мне кажется, искусство возникло недавно, вследствие Французской революции - когда вооруженный парижский народ ликвидировал монархию. Замки, ценности остались без хозяев. Возникла огромная масса непонятных объектов непонятного назначения. Было неясно, что с ними делать. И тогда в Лувре была организована выставка того, что осталось от аристократии - собственно искусства как такового, после чего Лувр был преобразован в музей. Параллельно возник Британский музей, затем музей в Германии. Таким образом, изначально искусство - способ сохранения предметов предыдущей, добуржуазной эпохи. Капитализм, в отличие от других известных нам исторических систем, не практиковал иконоклазм, то есть не уничтожал ценности и памятники предыдущих эпох. Классический иконоклазм – когда завоеватели уничтожали все, что было ценного или святого у покоренных народов. Искусство возникло как замена иконоклазму. Вместо того, чтобы разрушать памятники, их эстетизировали, выставляли в качестве объекта созерцания. Если, например, раньше в дворцах жили аристократы и пользовались вещами дворцовой обстановки, документировали свою генеалогию портретами предков, ходили в церкви, то затем религиозная и портретная живопись, предметы дворянского быта были извлечены из ритуалов и образа жизни дворянства и нейтрализованы таким образом. Параллельно с этим возникли первые эстетические трактаты, из которых самый известный - кантовская «Критика способности суждения», где Кант прямо говорит, что искусство представляет собой нейтрализацию этических и политических позиций. Если мы видим дворец как произведение искусства, то мы не задаемся вопросом, хорошо ли строить дворцы или владеть ими, мы только говорим о том, красиво это или нет. Полностью нейтрализуем любые другие критерии оценки. Эта операция и породила искусство. Оно продолжает сегодня быть таким же, каким он возникло в результате Французской революции: формой существования небуржуазной системы отношений внутри буржуазной политической системы. Эта специфическая генеалогия искусства определила все современные споры вокруг него.

Думаю, что действительно в России всё ещё есть феномен «русское искусство». Но я не думаю, что французы размышляют о том, что есть французское искусство, или немцы, что есть немецкое искусство. Есть художники, которые что-то делают, которые успешны в интернациональном контексте, есть художники, которые не успешны, а есть просто национальные мотивы, этнический бекграунд. Но искусство очень глобализовано, и сцена художественная не мыслит себя этнически.

Естественно, что если мы имеем систему репрезентации небуржуазных отношений внутри буржуазного общества, то возникает конфликт, который начался еще между художниками-романтиками и буржуазным обществом после Французской революции: прекрасное против наживы, технологии, экономики; эмоциональная, созерцательная жизнь против экономического расчета. Весь ХІХ век мы имеем постоянный конфликт между артистами и буржуа, между искусством и капиталом. Капитал понимается как преследование личной выгоды и материальных благ, искусство понимается как презрение к ним. Самым прекрасным произведением является жизнь поэта, который рано ушел, как Китс или Рэмбо. Современная ситуация во многом определяется этой историей. Прогрессивные художники часто комбинировали личный протест с социальным протестом, но очень быстро разочаровывались, когда выясняли, что коммунисты или социалисты просто хотели буржуазные ценности распространить на все общество: чтобы и рабочие тоже заботились только о материальных благах и думали о своей выгоде. Художественная интеллигенция пыталась комбинироваться с левыми силами, но из этого ничего не вышло. Это и не получится никогда.

Я думаю, что сегодня совершенно очевидно, что эстетический режим созерцания небуржуазных форм жизни находится в глубочайшем кризисе, который берет свое начало в ощущении, что созерцание вообще не очень хорошая вещь. Маркс, вероятно, первым сказал, что нужно перейти к действию, к изменению, к революции. Следующий импульс был дан Ницше, который представил философа и художника, ориентирующихся на созерцание, как слабых, ни на что не годных людей. Дальше появляются Бергсон, Фрейд, возникают одна за другой фигуры философов, призывающих к действию, к социальному, политическому освобождению, личному реформированию. И это постоянное давление на образ жизни и фигуру созерцателя стало влиять как на общество, так и на интеллигенцию. Еще Ги Дебор (писал, что мы живем в обществе спектакля, все сидят перед телевизорами, в кино, зрители прикованы к креслам, ничего не делают. Здесь мы видим чисто ницшеанскую идентификацию созерцательности с пассивностью. Формула «общества спектакля» очень застряла в современном интеллектуальном сознании, но если мы посмотрим на то, как рядовые граждане проводят время сейчас, то заметим разительные изменения. В свободное время люди занимаются активно спортом, фитнесом. Не знаю, как здесь, но в Нью-Йорке, где я живу, люди телевизор не смотрят. Все время чем-то заняты. Искусство не смотрят, книг никто не читает, но зато все активно фотографируют, снимают видео и публикуются в интернете. Например, мои студенты пишут в Фейсбук по 3-4 часа в день. И это очень активное времяпровождение, очень ницшеанское, напряженное. Если даже и есть общество спектакля, то после того, как Дебор покончил жизнь самоубийством, зрителей больше не осталось. Все на сцене, все себя показывают, но никто ни на что не смотрит. Можно считать, что в общественной жизни пассивная позиция полностью преодолена. Современный человек движется где-то между фитнесом и блоггингом.

Все три работы связаны «мушиным» лейтмотивом, возникающим в записях беседы между Ильей Кабаковым и Борисом Гройсом, размещенной на грифельных школьных досках, расставленных по периметру стильного выставочного пространства. Собственно, в этом и заключается «игра в теннис» – обмен репликами между двумя игроками, что обмениваются словесными подачами.

В этой ситуации на искусство оказывается двойное давление: со стороны теории, которая призывает к активности, и с другой стороны – сам ритм общественной жизни построен таким образом, что созерцанию не остается места. В этой ситуации искусство из производства предметов созерцания превращается в акцию, перформанс, событие и т. д. Сдвиг общественной моды и интереса искусства к акциям совершенно очевиден. Все остальное воспринимается как антиквариат. Если еще не так давно эстетика рэди-мейда Дюшана была центральной, сейчас она отошла на второй план, и в центре оказывается переживание момента в его активности. Но если теперь задаться вопросом, что это за активность, то здесь возникает ряд проблем.

Активизм в искусстве начинается в 1909 году с Маринетти и лансирования им программы нового активистского искусства. Маринетти практически сделал все, что искусство делает до сих пор. Он создал перформанс, создал общественный скандал, организовал занятие и модификацию площадей, захват урбанных территорий, антиклерикальную пропаганду, эстетическую, политическую и психологическую атаку на зрителя плюс создание политической партии футуристов, которая существовала в качестве независимой организации, пока не влилась в фашистскую партию Муссолини. Затем практика Маринетти была почти полностью повторена Бретоном в 1920-30-х годах. Он прокручивает слева абсолютно все ходы итальянского футуризма, проходит все эти этапы вплоть до попытки интеграции сюрреалистического движения с компартией. И далее у Ги Дебора - своего рода ностальгическая рефлексия этих двух крупных движений. Итак, на примере Маринетти и Бретона мы видим проигрывание всех основных форм современного искусства. Давайте разберемся, что это было и чем стало.

Каким образом призыв к действию легитимируется и мотивируется? Призыв к действию всегда мотивировался конечностью человеческой жизни и нехваткой времени. Об этом говорит Хайдеггер в «Бытие и времени» - центральной книге европейского активизма: нехватка времени - то, что заставляет нас отказаться от пассивного созерцания. Пока люди думали, что у них много времени – например, по ту сторону, в компании с Богом – то открывалась бесконечная перспектива созерцания, потенциально бесконечное время. Бесконечность разума играет ту же роль: поскольку разум бессмертен и бесконечен, то мышление выводит нас за пределы нашей смертности. Начиная с марксизма и через Ницще мы слышим вновь и вновь, что наша жизнь конечна, что в основе ее лежит ожидание смерти, и что, соответственно, нам нужно спешить.

Вот теперь от капитализма я перехожу к концу света. Конец близок, надо спешить, времени осталось немного - собственно говоря, тема европейской философии культуры. Равно нарастает и общее ощущение нетерпения. В Нью-Йорке я часто вижу рекламу: рассказывают о каком-то средстве для мытья полов спокойным голосом. А потом голос вдруг меняется, и диктор говорит (с низкой зловещей интонацией - ДД): «Call now. Don`t wait». Вот это «звоните сейчас», эта интонация распространилась на многие другие вещи. Динозавры вымерли, теперь мы вымираем. Call now. Don`t wait. Времени нет, время исчезло, его ни у кого нет, нужно действовать сейчас.

Традиционное действие – это действие телеологическое, целенаправленное. Еще таким оно было у Маркса - направленным на трансформацию общества, на какой-то результат. Но каким образом, если у нас нет времени, мы можем ориентироваться на какую-то книгу о телеологии? Конец созерцания является и концом телеологии. Это было понято уже Ницше: никакое целеобразующее действие невозможно в том случае, если нет общей рамки телеологического созерцания. Будь то с точки человеческой точки зрения или с точки зрения божественного разума. Таким образом, действие, которое продиктовано нехваткой времени (а это именно то действие, которое форматируется искусством), слишком поспешно для того, чтобы достичь конкретной цели. В этом смысле Бретон достаточно характерно призывает своих соратников писать стихи так быстро, чтобы выключить не только сознание, но и подсознание. Ассоциации должны идти так быстро, чтобы даже Фрейд не мог бы их проанализировать. Типично художническая реакция на чтение философского текста. Через пару лет, когда он читает Маркса, он пишет, что нужно быстро выхватить револьвер и начинать стрелять в толпу. Там у него есть сноска, что многие считают это недисциплинированным, но зато это подлинно революционно, потому что не приводит к задержке внимания и излишнему планированию. Так же действуют и дадаисты, у Дебор есть понятие дрифта – ненаправленного движения индивида по поверхности, которое происходит вопреки целенаправленному движению парижских городских масс. Иначе говоря, возникает нетелеологичная акция, которая совершается в предвкушении момента не достижения цели, а личной смерти или, если угодно, конца света. Этот антителеологичный акционизм и начинает структурировать европейское искусство. Это безрезультативная художественная акция одновременно оказывается потенциально бесконечной, потому что целенапровленный перформанс всегда заканчивается, когда она достигает результата. А если ты все время действуешь в условиях тотальной нехватки времени, наступления смерти или конца света в следующую минуту, то это движение может продолжаться бесконечно. Это процесс, который может быть прерван к концу света в любой момент.

Очень хорошим примером отличия между результативным и нерезультативным действием и того, каким образом они структурируются в современном культурном сознании, является «Меланхолия» Ларса фон Триера. Там появляется планета Меланхолия, которая приближается к Земле, обещая ее разрушение в достаточно короткий отрезок времени. И там изображены 2 сестры. Одна озабочена результативными действиями. Она все время хочет спасти своего ребенка, чего-то достичь, все время чем-то озабочена. Она воплощает негативный принцип современной буржуазной цивилизации. Кстати, ее буржуазный муж просто кончает жизнь самоубийством на всякий случай. Другая сестра ловит кайф вплоть до сексуального удовлетворения, безрезультативно отдается этой планете, и таким образом вполне счастлива и распространяет это счастье на остальных. Собственно говоря, мы видим модель поведения художника в современном мире. Триер дает вот эти два типа реакции на нехватку времени, на проблему связи между бытием и временем. Это либо возрастание озабоченности, либо аутичное состояние, отказ от озабоченности и принятие нехватки времени как источника внутренней энергии.

Какую роль искусство играет в мире? Оно в любом случае не является предметом созерцания, поскольку не производит никаких ценностей, никаких предметов. Оно представляет собой чистую форму жизни, чистую форму организации времени вне какого бы то ни было процесса продуцирования и достижения целей, как я уже сказал. Это депрофессионализированная форма деятельности, которая не предполагает никаких специфических знаний и техник. Художники занимаются простой жизнью. Эта простая депрофессионализированная жизнь делает в обществе что-то, что оказывается для общества достаточно важным. Дело в том, что сегодняшнее искусство развивалась как негативная реакция на 1980-90-е годы и характерные для этого периода поиски идентичности. Если помните, в 1980-е все свихнулись на идее идентичности. Каждый придумывал себе какую-нибудь идентичность. Кроме того, очень модна была дифференция. Каждый был дифферентным относительно другого. Я не такой как ты, у тебя своя идентичность, у меня своя, и единственным отношением между нами может быть отношение обмена, будь то символический обмен или монетарный. Иначе говоря, идеология дифференции самым очевидным образом является идеологией рынка. Она воспринималась как прогрессивная и оппозиционная в 1980-х, потому что была направлена Деррида, Делезом и другими известными людьми против бюрократических структур европейских государств. Если же мы внимательно присмотримся ко всем этим французским теориям, то окажется, что они соответствуют теории экспандирующего рынка и глобального финансового капитализма, преодолевающего любые национальные границы и любую суверенную идентичность. Мы имеем огромное количество неидентичных между собой особей, соединенных обменом, будь то обмен товарами, обмен информацией. Фигура свободного потока информации, которая сейчас столь популярна, представляет собой форму рынка, ведь понятно, что обмен информации в любой его форме контролируется международными корпорациями наподобие «Гугл». В любом случае теория дифференции и мышления в терминах идентичности де факто была идеологией глобального финансового капитала. Именно осознание этого факта привело к де-идентификации и депрофессионализации современного искусства, иначе говоря, к стиранию дифференции, то есть к таким художественным практикам, которые могут осуществляться каждым, которые не являются специфичными и дифференциальными. По отношению к этим практикам не существует возможности обмена. Их нельзя ни на что обменять, поскольку они ничего не производят, даже потока информации, но к ним можно присоединиться. Иначе говоря, этот тип искусства производит схожесть между людьми. Возникает уровень социальной практики, который выводит нас за пределы рыночных обменных отношений, потому что речь идет о практике, которая не обменивается в силу того, что ее может осуществить каждый.

Понятно, что в современном обществе с доминирующим рынком такая практика создает некую форму альтернативной (не могу сказать - утопичной) социальности; я был даже сказал – создает социальность как таковую. У меня нет ощущения, что в этом мире есть еще какая-либо другая форма социальности. Я бы даже сказал, что любая социальность базируется на схожести. И эта схожесть в нашем глобальном мире постоянно подвергается кризису, потому что мы идем от сообщества к нации, от нации к глобальным отношениям, встречаем постоянное несходство. Суверенное искусство реагирует на это несходство путем производства сходства. В каждой культуре можно делать то же самое, поскольку для этого, в сущности, ничего не нужно. Это производство сходства или производство социальности – и есть собственно, занятие современного художника.

И мой последний пункт заключается вот в чем. Современное искусство, хотя оно и занимается производством социальности, довольно часто обвиняют в элитарности. Я бы хотел это обвинение тематизировать. Откуда оно возникает? Дело в том, что схожесть, которую практикует художник, идет значительно дальше, чем готовность общества, к которому он апеллирует, к такой же степени схожести. На самом деле тем, чем занимались дадаисты, могут заниматься и сумасшедшие, и дети, и вообще кто угодно. Франциск Ассизский говорил с птицами, кто-то стремился стать камнем. Это сходство у художника, если продвигать его дальше и дальше, начинает выходить за пределы любого социума, включая человечество как таковое. Художник, начиная со своей индивидуальной деятельности, проходит все этапы сходства и выходит за его пределы. Неверное обвинение в элитарности вытекает из того, что художник более социален, чем общество, в котором он живет. Он не менее социален (то есть элитарен) – он более социален. И из-за того, что он более социален, возникает разрыв между ним и обществом, в котором он живет. Оруэлл написал в «Звероферме», что некоторые животные более равны, чем другие. Так вот художники действительно более равны, чем другие потому, что они равны большему числу людей. Именно это неравенство вследствие большего равенства представляет собой парадокс, в котором современное искусство движется - движется к концу света, поскольку оно все время ждет своего прерывания, будучи нетелеологичным – оно готово к концу света каждую секунду, как одна из героинь «Меланхолии». Пересечет оно конец света или нет – мы не знаем, но то, что оно уже с ним живет, это очевидно.

Источник: http://iskusstvo.livejournal.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Фильмы Эмира Кустурицы

Подборка для наших длинных выходных

Кинематограф Кустурицы – это восхитительный мир, герои которого мыслят неординарно, обладают собственным мировосприятием и, как правило, невероятной волей к жизни.

27.03.2020 19:00, cameralabs.org


Александра Ильф: сумбур вместо лошади

Интервью с дочерью известного писателя

Умирая, Илья Ильф, автор культовых романов «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев», завещал своей жене их дочь Сашеньку, в то время двухлетнюю. Как будто наперед знал, что когда-нибудь Сашенька станет самым преданным, внимательным, дотошным исследователем его творчества.

23.03.2020 19:00, Диляра Тасбулатова, story.ru


Вдова в 16 лет

Как жена Александра Грибоедова 28 лет держала траур по убитому мужу

История любви русского поэта Александра Грибоедова и грузинской княжны Нины Чавчавадзе не подходит для любовного романа. Уж очень она трагична. Так бывает только в жизни. Овдовев всего в 16 лет, Нина Чавчавадзе долгие годы держала траур по своему убитому мужу.

22.03.2020 19:00, Александр Бражник, moiarussia.ru


Как разукрасить свои выходные

Коронавирус не помеха: яркие визуальные решения в любимом кино

Цветовая палитра фильма во многом определяет его настроение, может усилить эмоции и подчеркнуть тему сюжета. Это не означает, что все выдающиеся фильмы должны быть залиты яркими касками, но иногда визуальное впечатление, которое производит кино, имеет не меньшее значение, чем персонажи, история или диалоги. Чем краше фильм, тем легче ему завладеть вниманием зрителя и надолго остаться в памяти. В этом списке пятнадцать фильмов с необычайно яркими и красивыми цветовыми палитрами, которые могут вызвать визуальный восторг.

21.03.2020 19:00, cameralabs.org


Русский Берлин: литературная столица эмиграции

Как жили писатели за границей

В начале 1920-х годов в Берлине жило около 300 тысяч эмигрантов из России. Среди них были политики и дипломаты, художники и музыканты. Но особенно много в городе было писателей: Берлин того времени даже называли «литературной столицей русской эмиграции». Читайте отрывки из их мемуаров вместе с порталом «Культура.РФ».

17.03.2020 17:00, Татьяна Григорьева, culture.ru


Ингрид Бергман: сто пудов любви

Кому нужны фильмы, если в них нет любви

... Какую бы роль ни исполняла великая Ингрид Бергман, она, так или иначе, рассказывала о любви. Продюсеры по опыту знали, что Бергман отказывается сниматься в фильмах, если в них нет любви. И в конце концов, Ингрид Бергман была совершенно права: кому вообще нужны истории без любви, целых «ста пудов любви».

16.03.2020 17:00, Елена Пегова, story.ru


Сальвадор Дали как личный бренд и гений продвижения

Как великий человек сумел обеспечить себе бессмертие

Выставка Сальвадора Дали в Манеже и ее оглушительный успех в очередной раз подтвердили, что феномен Сальвадора Дали имеет больше общего с шоу-бизнесом, чем с искусством. О том, почему Дали можно считать гением продвижения личного бренда, и об излюбленных «маркетинговых» приемах великого сюрреалиста T&P рассказала Зарина Асфари.

16.03.2020 16:00, Зарина Асфари, theoryandpractice.ru


Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


«Дух огня»: сделали как надо

Рецензия на главные новинки фестиваля

18-й кинофестиваль дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске дал неугомонной общественности, прежде всего на местном уровне, повод для возмущений из-за фильма «Аутло» с его «нетрадиционной» тематикой. Скандала в результате не вышло, «Аутло» собрал львиную долю призов на конкурсе российских дебютов, и фестиваль завершился хорошо. Однако для дебютантов и их произведений это только начало истории.

14.03.2020 16:00, Вячеслав Шадронов


«Ветер перемен»

Из книги Александра Ширвиндта «В промежутках между»

Смысл нашей жизни заключался в том, чтобы не потерять себя в определённом узком кругу знакомых, близких, друзей. Этот узкий круг был достаточно широк. Но он был один. Сейчас время диктует корпоративную дружбу, ведомственную. Тусовки стали синонимом дружбы.

13.03.2020 19:00






 

Новости

Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.
Из галереи в Стокгольме украли более десяти работ Сальвадора Дали
Преступники похитили от 10 до 12 бронзовых скульптур и гравюр испанского художника Сальвадора Дали с выставки, проходившей в галерее Couleur в Стокгольме. Об этом сообщает издание Aftonbladet, ссылаясь на владельца галереи Педера Энстрёма.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.