Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.
Проекты и сервисы открытого доступа — это в первую очередь возможность делиться открытиями и разработками, распространять доступное знание и доступные технологии. В контексте современного мира это чрезвычайно важная опция как для развивающихся, так и для уже доказавших свою состоятельность компаний и организаций. Для более активного и продуктивного развития технологий стали появляться сервисы, позволяющие делиться собственными разработками на условиях открытых лицензий и на тех же условиях использовать материалы других пользователей сервиса.
Arduino — это коммерческая компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения для построения простых систем автоматики и робототехники, ориентированного на непрофессиональных пользователей, а также одноименная электронная платформа с открытым исходным кодом. В платформу интегрированы программное и аппаратное обеспечение, микроконтроллеры и электроника. Все части платформы находятся под открытыми лицензиями: аппаратное обеспечение и документация доступны под Attribution-Share-Alike (CC BY-SA), программное обеспечение — под GNU (General Public License).
Модель дохода — взимание платы за физические копии (продажа плат, модулей, щитов и комплектов), лицензирование товарного знака (сборы, которые платят те, кто хочет продавать продукты Arduino под своим именем).
Фактически, Arduino имеет неограниченное число создателей: студентов, художников, программистов. На данный момент существует многоязычный дискуссионный форум, где пользователи могут задать вопросы по использованию Arduino и внести предложения по разработке новых продуктов. По состоянию на январь 2017 года 324 928 пользователей опубликовали 2 989 489 сообщений по 379 044 темам.
Это проект по разработке онлайн-курсов и предоставлению консультаций, ориентированных на использование цифровых технологий для обмена знаниями и обеспечения сотрудничества в области культуры. Все, что создается в рамках проекта — онлайн-курсы, статьи, видеозаписи — публикуется под лицензией Attribution-ShareAlike (CC BY-SA).
Основной доход приносят онлайн-курсы, однако проект также создает более десятка консалтинговых проектов каждый год. Некоторые проекты финансируются государством или частными компаниями.
Это анимационная студия, которая создает трехмерные фильмы с использованием программного обеспечения Blender, которое доступно под лицензией Creative Commons. Более того, под открытыми лицензиями распространяется не только фильм, но и весь исходный материал.
Изначально в проекте было задействовано порядка 20 человек, которые «работали полный рабочий день в течение 6-9 месяцев». Для покрытия финансовых расходов была запущена краудфандинговая компания. На данный момент для запуска новых проектов используется краудфандинг (на основе подписки), также создатели получают отчисления за счет продажи физических копий и сопутствующих товаров.
Это коммерческая компания, которая выпускает одноименную игру для вечеринок, где участники заполняют пробелы словами или фразами, считающимися оскорбительными или политически некорректными. Игра была создана группой из 8 выпускников Highland Park.
Создание игры было профинансировано посредством краудфандинговой кампании, которая началась 1 декабря 2010 года. Цель — получить 4000 долларов — была достигнута за две недели. Кампания закончилась 30 января 2011 года, собрав более 15 тысяч долларов, которые были потрачены на дальнейшее совершенствование игры.
Cards Against Humanity разрабатывалась в течение 6 месяцев, официальный выпуск игры состоялся в мае 2011 года. Уже через месяц она стала игрой номер один на Amazon. com. По оценкам Chicago Sun-Times, CAH заработал не менее 12 миллионов долларов.
При этом любой желающий может скачать цифровую версию игры — она доступна под лицензией Attribution-NonCommercial-ShareAlike (CC BY-NC-SA). Это означает, что помимо копирования игры каждый может создавать новые версии, если они делают ее доступной на тех же некоммерческих условиях.
Это портал, на котором размещаются новости, полученные из академических и исследовательских сообществ. Зачастую новости из мира науки, комментарии или интервью ученых, опубликованных в официальных СМИ, сильно искажаются. The conversation объединяет редакторов с экспертами, помогая первым завизировать все части публикации — от заголовка до подписи и цитат. При этом академический текст, сложный для понимания среднестатистических читателей, превращается в хорошую историю. Все материалы опубликованы под лицензиями Creative Commons.
На этапе создания проекта финансирование поступало из CSIRO, Мельбурнского университета, Университета Монаш, Технологического университета Сиднея и Университета Западной Австралии. На данный момент для участия в проекте университеты платят членские взносы. Часть финансирования поступает за счет грантов.
Проект представляет собой онлайн-хранилище, где ученые могут сохранять и делиться результатами своих исследований, включая цифры, наборы данных, изображения и видео. Миссия Figshare — максимальное распространение и повторное использование научных исследований.
Каждый объект исследования опубликован под лицензией Creative Commons. За использование премиум-варианта хранилища (онлайн-пространство, рассчитанное на определенное количество сотрудников-исследователей, которые, к примеру, находятся в разных регионах) необходимо будет заплатить (точные расценки можно узнать по запросу).
Это некоммерческая организация, которая создала одноименную онлайн-платформу, разработанную для распространения разного типа данных. Figure. NZ получает данные от организаций, например, корпораций, государственных предприятий, правительственных департаментов, а также от ученых. Платформа позволяет импортировать эти данные, проверять и стандартизировать их для более комфортного использования. Большая часть данных доступна под лицензиями Creative Commons.
Организация получает доходы за счет платных услуг, добровольных пожертвований и спонсорских программ. На данный момент команда проекта состоит из 17 человек.
Это веб-сайт, который собирает и каталогизирует символы и иконки, которые создаются и загружаются графическими дизайнерами по всему миру. Идея проекта пришла к его создателю Эдварду Боатману, когда он учился в школе архитектурного дизайна. В рамках работы он обнаружил, что найти качественные символы и значки достаточно сложно — и, как оказалось, такие сложности испытывает не он один. В 2010 году он запустил кампанию на Kickstarter, и вместо требуемых 1500 долларов проект получил поддержку размером в 14 тысяч долларов.
На данный момент The Noun Project насчитывает около семи тысяч дизайнеров со всего мира. При этом только лучшие работы становятся частью коллекции. За годы работы проекта изменилась и модель доходов: если изначально они были минимальны и поступали в основном с продажи футболок с изображением значков и символов, то теперь проект зарабатывает на отказе от атрибуции — многие дизайнеры согласны отказаться от указания имени, получив при этом небольшое вознаграждение.
Это некоммерческая организация, предоставляющая онлайн-курсы по теории и практике публикации открытых данных. Также организация проводит консультации и тренинги, нацеленные на использование открытых данных госорганизациями и правительствами. Помимо этого, ODI проводит масштабные исследования, посвященные практике использования открытых данных, в том числе для решения реальных проблем, разработке инструментов и стандартов для публикаторов. На данный момент членами Open Data Institute являются как организации, так и частные лица.
Примерно половину годового бюджета ODI получает за счет грантового обеспечения. Вторая половина собирается благодаря исследовательской и коммерческой работе, консультаций и членских взносов. Например, индивидуальное членство в проекте стоит от 1 до 100 фунтов стерлингов в год (от 85 до 8500 рублей); средние и малые коммерческие компании должны будут заплатить порядка 720 фунтов стерлингов (61200 рублей); стоимость участия правительственных организаций составляет 2200 фунтов стерлингов в год (187 000 рублей).
Это некоммерческая организация, которая предоставляет бесплатные учебники в цифровом формате или печатные учебники по низкой цене. Большинство книг также доступны на Amazon. com и в магазине iBooks. При этом содержание учебников доступно под лицензиями Creative Commons Attribution.
Изначально проект финансировался фондом Билла и Мелинды Гейтс, Уильяма и Флоры Хьюлетт, Michelson 20MM Foundation и Maxfield Foundation. На данный момент помимо грантового финансирования проект покрывает часть расходов за счет продажи физических копий.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Избавиться от хлама — и помочь другим.
Как работает экологичный сервис Yoused. - Почему Википедия превосходит остальные энциклопедии.
История, факты и статьи. - План «А» и операция «Последний шанс».
Пришло время освободить ХХ век, пока мы его не забыли — и освободить себя, пока мы можем. - Карантин не закончится никогда.
Почему коронавирус навсегда изменит наш образ жизни. - Жар земной.
Как производятся климатические данные. - Вы отдаете бесплатно самое дорогое.
Вот какие ваши персональные данные хранятся в интернете. - Не сразу строится.
История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа. - Открытый – значит, нужный.
О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности. - «Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения».
О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов . - «Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности».
Какой должна быть современная библиотека.