Подписаться на обновления
11 декабряСреда

usd цб 63.5788

eur цб 70.3881

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Иван Белецкий, knife.media   суббота, 23 ноября 2019 года, 13:00

IPA для богатых
Как крафтовое пиво попало в ловушку капитализма


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




На заре крафтового пивоварения его невозможно было представить без антикапиталистической идеологии и ярких экспериментов со вкусом — однако сегодня крафт становится всё более однообразным, а за «анархическими» брендами стоят крупные корпорации. Иван Белецкий — о том, почему очередное хорошее начинание зашло в тупик.

Крафтовое пивоварение уже давно сформировало свой канон: и исторический и ценностный. С историей все более-менее понятно, она описана в сотнях источников. Вкратце напомним.

После войны пивной рынок США, а потом и остального мира стали захватывать корпорации. В случае с Америкой на руку сыграл еще и довоенный сухой закон: мелкие производители разорились, а крупные смогли на время антиалкогольной кампании переориентировать производство, а затем возобновить пивоварение. В итоге к началу 1950-х в США было меньше 300 пивоварен, а к началу 1960-х — меньше 200 (в 4–5 раз меньше, чем в начале века). Со схожим явлением столкнулась и Европа. Сухих законов там почти не вводили, но была война, которая уничтожила многие производства (конечно, это коснулось не всех стран: например, в Великобритании производство пива за 1939–1945 годы даже выросло на 10%).

Чем обернулось влияние пивоваренных корпораций на рынок пива? Для потребителя — в первую очередь унификацией вкуса.

Господствующим стилем пива во всем мире буквально за какие-то годы стал легкий светлый лагер с максимально выхолощенным вкусом, одинаковый что в Нью-Йорке, что в Лондоне, что в Сингапуре.

Для мировой пивной культуры власть корпораций обернулась потерей локальных традиций. Стандартная схема: большая пивоварня покупает маленькую и банкротит ее (так как это дешевле, чем модернизировать оборудование по стандартам «большого» пивоварения), локальный рынок заполняется стандартизированным пивом (вдобавок оно обычно более технологичное: лучше хранится и легче выдерживает перевозку, что удобно для продавцов). А в Великобритании большие заводы устроили массовую скупку традиционных пабов (с заменой ассортимента на свою продукцию), которая идет до сих пор.

Тут, согласно каноничной версии, пришли молодые и злые крафтовые пивовары, которые всех спасли. На самом деле все сложнее: новые минипивоварни в США в 1960–1970-е годы исчислялись буквально единицами, и большая их часть закрывалась: к началу 1980-х в стране насчитывалось менее 80 пивоварен. По сути, с тех времен до нас дошло только несколько производителей: Anchor да Sierra Nevada.

Тогда же на рынок потихоньку стали выходить и новые сорта американского хмеля: Cascade, Chinook и другие, повлиявшие на облик американского крафта и приведшие к появлению разнообразных IPA в американском стиле. Изначально эти разработки спонсировались как раз крупными компаниями, но теперь (когда с крафтом вынуждены считаться и пивгиганты) в корпоративной среде распространена теория заговора: «крафтовое пиво создали хмелеводы, чтобы лучше продавать свой хмель».

Долгие годы крафт был увлечением гиков, более близким к домашнему пивоварению, чем к бизнесу. Только в нулевые он стал хоть как-то заметен в общем пивном производстве США, но этого хватило для того, чтобы крафтовое пивоварение стало влиятельным и в общемировом масштабе. Еще года четыре назад менеджер одной крупной компании говорил мне, мол, не смешите, какой крафт, сколько он там процентов рынка занимает в США, десять, да кому это надо вообще. Оказалось, что надо всем, и даже процента рынка хватило, чтобы российские корпорации начали разрабатывать свои сорта, ориентированные на потребителей крафта: у всех больших производителей от «Балтики» и до «Очаково» появились соответствующие линейки.

В последние годы в США открывались тысячи пивоварен в год (с 2010 до 2019 года их количество выросло с 1813 до 7450), а в России — десятки и сотни. Крафт пришел из пары-тройки питерских баров и с нескольких сайтов (где все и зарождалось в 2011-2012 годах) в заведения Воронежа, Саратова, Ярославля, Магадана или города Рубцовск Алтайского края.

Большая часть продаваемого в России пива (более 70%) — продукция больших заводов.

Больше 25% — доля крупных независимых производителей (так называемых «регионалов» типа «Вятича» или «Трехсосенского завода»). Около 1% приходится на крафтовое пиво. Что такое «крафт» — в наших условиях исследователям не всегда понятно, статистика часто включает в него продукцию любых минипивоварен. Но российское крафтовое движение возникло как идеологический противовес, с одной стороны, большим транснациональным заводам с их одинаковыми лагерами, а, с другой, как раз бесчисленным традиционным минипроизводителям с их «живым нефильтрованным» (тоже лагерами, но менее технологичными и часто еще и некачественными). В этом смысле мы очень сильно отличаемся от США: там весь крафтовый движ был запущен как раз подобными «живоварами», которые хотели всего лишь сохранить традиционные сорта. И только потом стали появляться новые яркие вкусы и вообще начала формироваться та идеология крафта, которую мы знаем: яркое экспериментальное пиво для современных людей.

Ну и, конечно, импортное пиво (около 2–3% рынка), большая часть которого ввозится из Германии, меньше — из Чехии, еще меньше из Бельгии и Англии. В основном это довольно массовые традиционные сорта — от всевозможных дешевых лагеров, продающихся из-за мифа «лучшее пиво — в Германии», и до «Гиннесса», «Килкенни» и других узнаваемых «пабовых» марок.

Доля необычного пива от мелких производителей в импорте ничтожна.

В соответствии с устоявшимся образом, крафтовое пивоварение свободно от всяких стереотипов, догм и условностей. Крафтовый пивовар объявляет войну всем правилам. То, что эта война идет на гастрономическом фронте, часто делает риторику крафтовых маркетологов забавной:

«И как нонконформисты мы имеем свое видение на любые традиции. Мы обжарили какао-бобы Суматры, добившись тонкого аромата горького шоколада и напористости во вкусе».

Неспроста многие пивоварни строят свой маркетинг вокруг панковской или анархистской символики. Да и сам крафтовый бум получил звучное имя «пивная революция». На международном уровне с этой идеей выстрелили шотландцы из Brewdog, в России буква «а» в кружочке — логотип пивоварни Craft Brew Riots. Предполагается, что крафт демократичен, готов удовлетворить любой запрос (особенно запрос на что-нибудь неожиданное) независимо от пола, расы, внешности, вкусов и так далее. И в самом деле: в США и в Англии в крафтовое пивоварение действительно пришло много людей в той или иной степени левых взглядов, а крафтовое пиво можно было рассматривать как эдакий аванпост борьбы с крупным капиталом

Но в последние пару лет на крафтовый сектор обрушивается все больше социальной критики. В первую очередь — в США, где «пивная революция» и зародилась. В России крафтовому сообществу менее десяти лет, и какие-то из нижеперечисленных проблем ему уже присущи, на какие-то только придется обратить внимание, ну а какие-то, хочется надеяться, обойдут его стороной.

В общем — что и как пошло не так с крафтом?

Слияния и поглощения

Крафтовая пивоварня может варить эли, может варить лагеры, но должна быть независимой. Или нет? В связи с этим у многих возникает вопрос: крафт — это маркетинговый, гастрономический или чисто экономический термин?

Разобраться с этим тем сложнее, чем быстрее крафтовый сектор из вчерашнего хобби самоучек превращается в большой бизнес, по сути не сильно отличающийся от того, чем занимаются корпорации. И вслед за этим меняется само понятие крафта.

Так, в США существует определение, данное Ассоциацией пивоваров, которая объединяет крафтовых производителей. С 2007 года оно менялось уже трижды. Крафтовая пивоварня должна быть малой (не больше 704 млн л в год) и независимой (меньше 25% должно принадлежать некрафтовой компании). Есть еще третий пункт, и как раз он постоянно переписывается. Если раньше он указывал на традиционность или инновационность производства, а потом на то, что пиво должно составлять не меньше 50% от общего объема производства, то теперь свелся к совершенно невнятному: «нужно иметь лицензию и делать пиво». Сделано это исключительно в интересах крупных производителей. Например, самый большой участник Ассоциации — Boston Beer Company, и основной прирост доходов ей дают сидр, алкогольные чаи, зельцеры и так далее. Если бостонская пивоварня уйдет из Ассоциации (то есть перестанет считаться крафтовой), объем крафтового пива в США сразу сократится на 8%, а Ассоциация недополучит существенные суммы от взносов.

Миф о том, что крафтовое пиво делается маленькими и независимыми, силен, но можно задуматься, как третьим по популярности IPA в США в свое время внезапно стало пиво этой самой Boston Beer Company. А просто потому, что объемы производства и налаженность логистики у компании (которая вообще-то всю дорогу ассоциировалась с лагером) сравнимы с таковыми у корпораций.

Другая история — постоянные скандалы вокруг уже упоминавшихся шотландцев BrewDog. Компания, которая всячески стремится выглядеть «панковской», на деле оказывается прилежным учеником пивгигантов: от скандалов на тему копирайта (они даже пытались закрыть семейный паб из-за совпадения его названия с их маркой) и до транснациональных амбиций (начиная пивоварней в Берлине и заканчивая гостиницей в Мексике).

Не дремлют и «настоящие» корпорации. Оказывается, ведущие крафтовые производители не прочь продать себя какой-нибудь акуле капитализма. Ballast Point куплена компанией Constellation Brands, Lagunitas — компанией Heineken, даже Anchor (те, с кого в 1968 году и началась «пивная революция») уже является собственностью японской Sapporo.

В России вопрос о покупках корпорациями мелких пивоварен пока что вроде бы не стоит — хотя некоторое время назад эксперты называли пару возможных кандидатов. Однако проблема с большими пивоварнями, которые притворяются маленькими, есть и у нас.

Например, ту самую линейку пива Craft Brew Riots с анархией на крышечке выпускает Московская пивоваренная компания, один из самых крупных производителей в стране. У нее же есть линейка «Волковская пивоварня», также стилизованная под крафт.

Подобные сорта на сленге биргиков обычно называют «крафти». И если вы думаете открыть свою крафтовую пивоварню и не просто встать в какой-нибудь локальный бар, но еще и расширяться, то подумайте, почему количество небольших производителей, представленных в сетевых магазинах, исчисляется буквально десятком — и почему у «крафти» с яркими этикетками таких проблем нет. «Настоящий» крафт в России все эти годы находится в экономически крайне уязвимом положении. Его можно уничтожить буквально одним росчерком пера, при этом крупные производители выживут. Практически любой громкий «пивной» законопроект (покупка каждым заводом счетчиков за сотни тысяч рублей, требование варить пиво только из воды, хмеля и солода, предложение запретить бары в жилых домах и т. д.) последних лет в случае принятия может привести к уничтожению крафтовых минипивоварен.

Социальное расслоение

Крафт — это определенно не демократичное пиво. По данным Ассоциации пивоваров США, крафт в 2018 году занимал всего 3,9% пивного рынка США по объему — но при этом аж 13,2% по продажам, то есть крафтовое пиво дороже обычного в несколько раз. Такая же ситуация в других странах: если «просто пиво» в российском магазине стоит 40–70 рублей, то отечественный крафт вдвое-впятеро дороже. А в барах даже ходовые сорта от отечественных крафтовых пивоварен продаются по 250–300 рублей за 0,4 или 0,5 л. Это в какой-то степени логично: себестоимость производства на небольших заводах в разы выше, чем на крупных предприятиях. Тем более что во многих сортах крафтового пива большую часть себестоимости составляет хмель, а его тут может быть в десятки и сотни раз больше, чем в «просто пиве». Но, как и в любом подобном бизнесе, большую роль играет наценка на бренд и эксклюзивность: любители пива приобретают не просто выпивку, а обещанный им уникальный опыт. Бутылка более-менее редкого пива в магазинах США может стоить и 20, и 30, и больше долларов. У нас в специализированных магазинах не редкость импортное пиво за 800, 1000 и более рублей. Да и российские сорта стараются не отставать: «Лоботомию» от питерской пивоварни AFBrew продают за 500–600 рублей. Есть и другой аспект: любое пиво в крафтовом баре становится крафтовым.

Даже обычный минипивоваренный лагер (не предполагающий особых затрат), который в соседней разливайке стоил бы 120 рублей за литр, в крафтовом обличии подорожает раза в три-четыре.

Короче, имущественный ценз для потребителей крафта налицо, и уже поэтому сложно говорить о какой-либо демократичности. И недовольство тем, что все пиво в барах становится крафтовым — а, стало быть, дорогим — уже высказывается. «Ну что, уже закончилось?» — на манер ребенка на заднем сиденье автомобиля спрашивает про «крафтовую революцию» австралийская журналистка Элеонора Робертсон.

Кроме того, крафтовая культура предлагает и иные основания для стратификации. Потребление крафтового пива уже долгие годы считается развлечением для снобов, ставящих себя выше потребителей пива обычного, и такой подход всячески поддерживается самой крафтовой сферой, противопоставляющей себя другим сегментам пивного рынка. Существуют довольно жесткие иерархии, привязанные к рейтингам пивоварен в социальных сетях типа Untappd или Ratebeer. Постепенно крафт входит в топовые рестораны, агрессивно стремясь оторвать кусочек традиционно «винной» ниши: и потребительский снобизм здесь тоже вполне сравним с винным. Правильные бокалы для разных сортов, правильные сочетания с едой, правильный порядок дегустации — все это тоже отдаляет крафт от эгалитарных идеалов. В России то же: и у нас есть «пивные сомелье», которые в общем выполняют работу обычного бармена, но окутывают потребление крафта флером «премиальности».

Можно сказать, что крафтовое движение уже расслоилось внутри себя. Есть узкая прослойка биргиков и пивоваров-трендсеттеров, отслеживающих новинки и тенденции, активно ведущих свои социальные сети и видящих главную ценность в исключительности потребления. Есть те, для кого крафт не является хобби и работой — они просто приходят и заказывают то что подоступнее, просто чтобы выпить вкусного пива без оглядки на какую-то уникальность этого опыта.

Крафт и джентрификация

Можно долго спорить о преимуществах и недостатках джентрификации. Критики традиционно указывают на то, что джентрификация вредит социальному разнообразию того или иного района: более бедные слои населения вытесняются более богатыми. Закрываются традиционные, существовавшие десятилетиями магазины и кафе, а на их месте возникают обезличенно-хипстерские заведения. Разрушаются давно сформировавшиеся местные сообщества. Бедное население мигрирует в более доступные районы, усиливая расслоение и геттоизацию.

Казалось бы, причем здесь крафт? Но по крайней мере в США он находится на переднем крае джентрификации. Как говорит исследование 2018 года, брюпабы и крафтовые заведения делают район привлекательными для представителей среднего класса, и открытия новых пивоварен сопутствуют описанным выше социальным изменениям. У этого есть и положительные стороны: взять хотя бы создание новых рабочих мест, но и укреплению существующих моделей джентрификации крафт способствовать может — и в итоге служит превращению городских районов в богатые и благоустроенные, но однообразно безликие по всему миру места.

В России о таком развитии событий говорить пока невозможно: у нас почти нет внятного опыта джентрификации. Крафт, конечно, привязывается к другим точкам притяжения условных хипстеров, да и наравне с иными явлениями ресторанного бизнеса может сказываться на жизни горожан негативно (как это происходит в Питере на улице Рубинштейна). Но в целом пока что он скорее положительно влияет на социальное разнообразие, чем наоборот: хипстеры могут тянуться в брюпаб на отшибе, разбавляя местную среду, а потом разъезжаться по домам.

Крафтовые заведения открываются и в спальных районах, и на центральных улицах, и во всевозможных кластерах, существенно преображая пространства и делая досуг горожан более разнообразным.

Поэтому, кстати, стоит защищать пивные заведения от законодателей, желающих запретить бары в жилых домах.

Сексизм

Да, свободное и открытое крафтовое пивоварение зачастую не чуждо сексизма и других форм дискриминации. Объективация женщин и использование традиционных гендерных стереотипов — излюбленная тема рекламы пива от крупных компаний. Поначалу маркетологи предпочитали образ кроткой спутницы жизни, подливающей пиво в бокал мужу, как на плакате 1913 года. Во второй половине XX века реклама стала более агрессивной, и в 1970–1980-е годы пивгиганты вывели новый канон «пивной девушки»: красотку в бикини, которая является таким же атрибутом красивой жизни, как качественное пиво, дорогой автомобиль или отпуск на курорте.

Пивная культура — преимущественно мужская, и это вполне применимо к крафту. Сложившийся образ производителя крафтового пива — здоровенный мускулистый татуированный бородач (несмотря на множественные примеры того, что пивовары и в США, и у нас выглядят, как правило, иначе, а в России история крафта идет не в последнюю очередь от пивоварни Knightberg, и главный пивовар там — женщина).

Основные потребители пива — тоже мужчины. Например, в Великобритании женщины составляют лишь 17% от пьющих пиво. Корпорации неоднократно пытались изменить эту ситуацию, выпуская «женские» сорта, но проблема тут аналогичная: их реклама и маркетинг основывались на все тех же гендерных стереотипах («женщины любят сладенькое», «женщины захотят пить пиво из бокала для шампанского»). Кстати, некоторые гендерные различия во вкусах исследователям все же удается найти, но они отнюдь не очевидны.

По данным Nielsen за 2016 год, женщины предпочитают, например, «дикие» эли, сэзоны или тыквенное пиво.

Отдельной темой в последние годы стали оскорбительные названия и этикетки пива. От просто стереотипно-глуповатого стаута More Complicated Than Your Girlfriend («Более сложный, чем твоя девушка», Финляндия) и до виноградного эля Date Grape (США), обыгрывающего словосочетание date rape, изнасилование на свидании. Хотите наших примеров? Они тоже есть, например, аж три крафтовых пивоварни выпускали пиво и сидр с названием «Бабоукладчик».

Вообще нужно учитывать, что в России крафт во многом остается имитационным явлением. Все-таки рождение крафта в США было следствием конкретной американской экономической и социальной ситуации. Там движение минипивоваров складывалось десятилетиями и обрастало своими правилами и традициями. Мы же восприняли эту культуру уже в готовом виде и поэтому переняли в первую очередь внешние стороны. Например, «крафтовая пивоварня должна варить IPA» или «крафтовая пиво — это пиво с необычными этикетками». А между тем, многие производители крафта — это обычные региональные минипивоварни, еще вчера специализировавшиеся на «живом нефильтрованном» и решившие заскочить в развивающуюся нишу. А там сентименты по поводу равенства полов никогда и не были значимы: вспомним, насколько маркетинг пива в чешском или немецком стиле построен вокруг образа пышнотелых дев с «Октоберфеста».

Кстати, помимо сексизма есть и другие примеры дискриминации. К примеру, при записи на собеседование в одну очень известную сеть крафтовых пивных баров Санкт-Петербурга чат-бот автоматом отсекал людей старше 30 с небольшим и не-граждан РФ или Беларуси. А на вакансию бармена — ага, еще и женщин всех возрастов.

Крафт теряет лицо

Конечно, в критике крафта хватает нытья разочарованных отцов-первопроходцев, которые и хотели бы запретить злосчастным хипстерам пользоваться плодами своих трудов, да не могут. Но нет сомнений, что популярность крафтового пива серьезно изменила его сущность.

Если изначально пивовары пытались возрождать забытые стили пива или проводить безумные эксперименты со вкусами, то сейчас уже сформировалась модель успешности: вари мутные IPA, которые так красиво смотрятся в инстаграме, и хотя бы как-то протянешь. Да, технически на рынке существуют сотни стилей пива, но, по признанию самих российских пивоваров, продать хотя бы пару тонн чего-то, если это не IPA и не кислое пиво (а, например, классический браун-эль, или копченый лагер, или блонд в бельгийском стиле) нераскрученному производителю уже может быть проблематично вне зависимости от качества и вкуса его продукта. Уже немного напоминает ситуацию с пивгигантами, в свое время сделавшими доминирующим единственный стиль пива — легкий светлый лагер, да?

Свою роль в утрате крафтовым пивоварением идентичности сыграли и социальные сети. В Untappd уже были случаи целенаправленной травли пивоваров (с соответствующим падением рейтинга) и накруток этого самого рейтинга модными пивоварнями — обычные маркетинговые приемы, крафт продается точно так же, как и пылесосы. Да и вообще Untappd превратилось в большой анекдот, а образ биргика, который не пьет, а чекинит, стал хрестоматийным. Особенно это касается постсоветского пространства.

Доходит до комичных ситуаций, когда мало кому известная пивоварня из Беларуси лихо врывается в мировой топ-50, хотя никто за пределами страны их пива и не видел.

В конце концов, крафтовое пивоварение потихоньку перестает быть пивоварением как таковым. Рост замедляется, а пивовары на родине крафта, в США, массово начинают переходить к другим напиткам (которые еще пять лет назад они бы высмеивали) вроде алкогольных лимонадов. Кто-то делает это напрямую, а кто-то несколько стыдливо прикрывается новыми брендами (тоже вполне в духе больших компаний).

«Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии», — писал Франц Кафка. «Пивная революция» закончилась, изменив рынок. Или, точнее, рынок изменил вчерашних революционеров. Крафт изначально строился на противоречии: ты хочешь жить по законам рынка, чтобы зарабатывать больше и больше, одновременно претендуя на некую непродающуюся аутентичность. Первые крафтовые производители часто были немного аутсайдерами: помятые гики со странным хобби. Сейчас их место заняли маркетологи из соцсетей, которые знают, как продать вам привлекательный образ жизни.

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



От раздельного сбора к городу без отходов

Как действует проект «Разделяй с нами»

Уже три года в России реализуется экологический проект «Разделяй с нами», направленный на продвижение культуры раздельного сбора отходов у населения.

09.12.2019 13:00, Анастасия Троянова, recyclemag.ru


Цифровая трансформация неизбежна!

Как изменится инфраструктура государства и бизнеса в ближайшие 7 лет?

Технологии проникают во все сферы нашей жизни — и признаться, мне это очень нравится. Сегодня поговорим о цифровой эпохе, разберем тенденции развития цифровой экономики, в каких сферах и как в ближайшие годы она повлияет на бизнес, государство и как следствие на качество жизни людей в целом.

06.05.2019 13:00, Максим Леднев, vc.ru


Сценарии будущего от американской разведки

Авторы исследования “Глобальные тенденции 2030. Альтернативные миры” считают, что человечество стоит на пороге серьёзных изменений

Национальный совет по разведке США подготовил обширный доклад с прогнозами и различными сценариями ситуации в мировой экономике, геополитике, по технологиям и целому ряду других вопросов вплоть до 2030 года.

18.12.2012 09:00


Ударим невежеством по абортам

«Борцы с абортами не знают про аборты самых элементарных вещей»

К сожалению, обсуждение вопросов рождаемости и репродуктивных прав в российской публичной сфере никогда особенно не было основано на научных фактах. Совсем не потому, что таких фактов нет. Конечно, мы знаем про российскую демографию куда меньше, чем хотелось бы. Очень не хватает масштабных репрезентативных исследований.

12.09.2011 16:30, Игорь Янович


Лечиться онлайн? Реально!

Скоро у онлайн-докторов пациентов может оказаться в разы больше, чем у настоящих терапевтов да диетологов

Консультации по Skype, диагноз по электронной почте после описания в ней же симптомов или услуга «Доктор вам перезвонит» — как вам такое удалённое лечение? Оптимисты радуются: люди с жёстким рабочим графиком, а также те, кому тяжело перемещаться по мегаполису, могут рассчитывать на доступную для них медицину. Пессимисты гневятся: это псевдолечение, за которое стоит наказывать.

07.09.2010 13:28, Валентин Мальцев


Ну всё, я поехал… слегка потерянный, но не забытый

Что ждёт Петра Налича на «Евровидении-2010»?

Вот и на улице хипстеров и мемов случился праздник. На ритуально проклинаемый в оной среде конкурс подал заявку интернет-феномен Пётр Налич и, к удивлению даже самих хипстеров, выиграл национальный отбор. Теперь хулителям Биланов и Киркоровых срочно приходится изучать историю конкурса и вникать в самые попсовые расклады сил.

09.03.2010 10:16, Гуру Кен


Рэп питерской интеллигенции

«Не читал Бальзака? По е***лу на-ка!»

Рэпер Сева, сделавший успешную пародию на Сяву, подтверждает тезис «В топе YouTube случайных людей не бывает». Чтобы заставить сотни тысяч пользователей смотреть видео, оно должно быть крутым. А Севе в крутости не откажешь.

06.03.2009 11:37, Юлия Эйдель


«Рубль» достанется всем!

Сергей Шнуров изобрел самую твердую валюту наших дней

Пока российская валюта с грохотом валится на мировом рынке, Сергей Шнуров наращивает свой собственный «Рубль» — крепкий, забойный и самый актуальный в стране. «Частный корреспондент» стал свидетелем того, как «Рубль» впервые давали москвичам по сходной цене.

31.01.2009 16:01, Юлия Эйдель


Разговор по душам

Открылась выставка «Диалог» — совместный проект общества художников «Зеленая собака» и детского интерната

В петербургском лофт-проекте «Этажи» открылась выставка «Диалог» — совместный проект общества художников «Зеленая собака» и детского интерната. Профессиональные художники вместе с больными детьми рисовали, результат этих «сеансов» и составил выставку.

27.01.2009 15:54, Иван Ожогов


Детпросвет: ревизия

Пятерка лучших познавательных проектов для детей

Людмила Улицкая, Стивен Хокинг, объемные птерозавры и говорящие обитатели книжных полок — усилий этой команды вполне хватит для того, чтобы привить детям вкус к познавательной литературе.

09.01.2009 10:23, Галина Юзефович






 

Новости

Умер Юрий Лужков
Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года.
Алена Косторная стала победительницей серии Гран-при в Турине
Фигуристка получила за произвольную программу 162,14 балла и установила мировой рекорд по сумме двух оценок (247,59).
Конкурс: отправьте новогоднее пожелание на МКС, и его прочитают космонавты
Хотите достучаться до небес и попросить у Вселенной что-то важное? В этом году у вас есть такая возможность. «Роскосмос» собирает пожелания россиян, чтобы отправить их на Международную космическую станцию.
Суд приговорил к условному сроку фигуранта «московского дела» Владимира Емельянова
Мещанский районный суд приговорил фигуранта «московского дела» Владимира Емельянова к двум годам лишения свободы условно, сообщает «Медиазона». Его признали виновным в применении насилия в отношении представителя власти.
Суд приговорил студента Егора Жукова к условному сроку
Кунцевский суд Москвы назначил студенту Высшей школы экономики Егору Жукову 3 года условно с лишением права заниматься администрированием сайтов на 2 года.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.