«Контрафактный президент» — книга о книге. По форме это нечто вроде коллажа, материалом для которого послужили многочисленные отклики в печатных и электронных СМИ, а также некоторые судебные документы. «Случай Гурского» — одно из тех знаковых событий, которые позволяют обществу консолидироваться против заведомой несправедливости». Оказалось, что читателей, заинтересованных и этой книгой, и её судьбой, гораздо больше, чем можно было бы ожидать, ориентируясь на тираж.
Как звали второго президента?
«Частный корреспондент» уже писал о ситуации, сложившейся вокруг книги Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России», но напомним вкратце суть истории.
Роман Арбитман (Лев Гурский — его псевдоним) написал пародийную биографию президента России, который был выбран после Ельцина.
Зовут народного избранника тоже Роман Арбитман. Жанр пародийной биографии позволял пройтись по малосимпатичным медийным и политическим фигурам, перевернуть страницы недавней отечественной истории и предложить травестийные выходы из тупиковых ситуаций.
Собственно, перед нами последовательно развёрнутая медитация на тему, которая время от времени тревожит умы наших граждан, особенно после просмотра новостей или чтения «Новой газеты»: «А вот если бы я был президентом, тогда бы…» Обычно после нескольких немудрёных пожеланий и столь же предсказуемых возражений следует восклицание: «А всё равно ничего не изменишь!» — и звук сворачиваемой пробки. В данном случае получилась книга, и злая, и наивная, немного детская, которая вышла в волгоградском издательстве «ПринТерра». И началось…
Квадраты и прямоугольники ценой в миллион
Обложка книги имитировала сразу несколько популярных серий, как бы обозначая микст жанров, — «Жизнь замечательных людей» и «Библиотеку приключений».
На обложке и была обозначена вымышленная серия, этакий монстр: «Библиотека приключений замечательных людей». Однако издательство «Молодая гвардия» посчитало себя ущемлённым в правах и обратилось в суд с миллионным иском и требованием пустить тираж под нож.
Основанием для иска послужила именно обложка — сочетание используемых в оформлении квадратов и прямоугольников, характерных для серии «ЖЗЛ», могло ввести покупателя в заблуждение и, следовательно, нанести «Молодой гвардии» ущерб. Налицо якобы пиратство с целью получения прибыли.
Скандальный ореол, абсолютно неадекватный мизерному тиражу издания (800 экземпляров), заставил отозваться многие СМИ, судебное разбирательство активно обсуждалось в блогах и на форумах. Речь шла не только о странной позиции «Молодой гвардии», но и о причинах, вызвавших подачу иска.
Наиболее интересными были выводы, абсолютно логично выводимые из всей этой свистопляски, — если «Молодая гвардия» права, то всё написанное в книге — чистая правда.
Итак, итог
После того как всё закончилось («ПринТерре» присудили выплату в 30 тысяч, в изъятии из оборота книги как контрафактной было отказано), пришла пора подводить итоги.
Наилучшим образом с этим справилось издательство «Панорама» (Москва, 2011), выпустившее книгу-перевёртыш. Читаешь с одного конца — переиздание биографии второго президента, с другого — документальное повествование в цитатах «Контрафактный президент», составленное Арсением Даниловым.
По словам составителя, «Контрафактный президент» — книга о книге. По форме это нечто вроде коллажа, материалом для которого послужили многочисленные отклики в печатных и электронных СМИ, а также некоторые судебные документы.
Желая представить все мнения (в том числе и самого Льва Гурского), высказанные в 2008—2010 годы, составитель не слишком строго придерживался хронологического принципа: важнее было выстроить живой полилог десятков людей и при этом удержаться от позднейших комментариев.
Книга «Контрафактный президент» не написана специально: она, собственно, вообще не написана, а лишь сложена, как из кирпичиков, из сотен реальных цитат».
Это была удачная идея — дать срез общественного мнения. Сразу становится понятно, кто есть кто. Вот, например, цитата из интервью «Итогам» директора «Молодой гвардии» А.В. Петрова: «Когда люди на чужом горбу влезают на книжные полки к своим читателям, это вызывает возмущение. Издавай книгу в собственном оформлении и тори тропинку к читательским сердцам». Нужны ли комментарии?
Как заметил ещё Теренций, книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их примет читатель. Благодаря иску «Молодой гвардии» очередная шалость Гурского стала предметом живого обсуждения. Оказалось, что читателей, заинтересованных и этой книгой, и её судьбой, гораздо больше, чем можно было бы ожидать, ориентируясь на тираж.
Более того, «случай Гурского» — один из тех знаковых событий, которые позволяют обществу консолидироваться против заведомой несправедливости, а пиар — уже дело десятое.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Я и Дух президента П».
Один из главных книжных скандалов года, названный критиками «отвязным» и «гомерически смешным». - Признаки жизни.
Фрагменты книги эссе Ольги Шамборант, выпущенной издательством Arsis Books. - Смерть как текст.
Отрывки из нового сборника Андрея Битова, выпущенного издательством Arsis Books. - Любовь с первого укуса.
Философско-теоретический журнал "Синий диван" свой 15-й выпуск посвятил изучению едва ли не самой модной темы массмедиа — вампиров. - У самого синего моря.
Отрывки из «Итальянского дневника». - Необыкновенный фашизм.
Румынский оркестр: Элиаде, Ионеско, Чоран о сакральном и мирском. - Во что верил Кафка?
«Последняя любовь Кафки» Кэти Диамант: жанр беллетризированной биографии как культурный симптом. - Власть non-fiction.
Воспоминания о Венечке, описание булгаковской Москвы и повседневная жизнь Тайной канцелярии.