Журналист Андрей Лошак в своём Facebook написал пост, который открывает в новом свете ситуацию вокруг преследования Серебренникова. По его мнению, ключ к этой драме следует искать не в хозяйственной деятельности, а в творчестве режиссёра. На эту мысль его навёл фильм «Ученик».
Вчера впервые посмотрел «Ученика» Серебренникова. Очень интересный опыт: посмотреть этот фильм сейчас, после того, как его автор оказался под арестом.
Дальше – внимание! – спойлер (если не хотите его читать – переходите сразу к третьему абзацу) . Фильм о том, как некий старшеклассник, страдающий юношеским максимализмом, начинает жить по Библии. В буквальном, а не переносном смысле слова. Он превращается в мрачного ветхозаветного пророка, сыплющего цитатами из Писания, с угрозами небесных кар и гиены огненной. Все в школьной программе оскорбляет его религиозные чувства, включая купание в бассейне. Учителя с директрисой напуганы, жирный школьный батюшка (а что, уже есть такие?) юношу побаивается – все чувствуют, что на стороне сбрендившего школьника есть некая грозная беспощадная сила. И это не Бог, а новая государственная идеология. Единственный человек, который сохраняет трезвомыслие в этом дурдоме - учительница биологии. Она пытается рассказывать детям о безопасном сексе и теории Дарвина, но встречает чудовищное сопротивление со стороны юного фанатика, срывающего ей урок за уроком. В конце концов, он задумывает ее убить, клевещет на нее, ее выгоняют из школы, она прибивает ботинки к полу и говорит: не уйду! Фильм на этом заканчивается, но все понятно: в школе ей работать не дадут, а фанатик, почувствовав силу, в конце концов ее прикончит.
Центральный монолог биологички в кабинете директора на фоне портрета Путина звучит с некоторыми сокращениями так: "Я единственная вменяемая – вас всех окутали туманом и вы отупели. Этот парень заразил вас псевдопророческим кликушеством. Что такое уважение к религии? Это есть один пастырь – а мы все овцы. Он сидит наверху, а мы все внизу. Это кто его выбрал? Отец, который за вами присматривает, – это прекрасно, пока мы дети, но не когда мы выросли. Отец, который все видит, который бесконтрольно карает, который иррационален и жесток – вы что, не понимаете, что это все – ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА?!".
После этой сцены у меня окончательно сложился паззл относительно уголовного преследования Кирилла. "Ученик" – это casus belli, триггер, запустивший машину уничтожения (при том, что это по-прежнему не более чем моя личная версия, никакой инсайдерской информации у меня нет). Фильм по своим художественным достоинствам не шедевр – плакатный, чрезмерно для произведения искусства злободневный и обличительный, но при этом безрассудно, безбашенно смелый. Обличение гидры – диктатура+религия – дело в России гиблое и кончается посадками.
Больше всего "Ученик" мне напомнил перфоманс Пусси Райот в ХХС – и пафосом, и безбашенностью, и манерой исполнения и, конечно же, последствиями. Примерно, думаю, было так: православные активисты настучали клерикалам, клерикалы – Шевкунову, Шевкунов показал Путину нарезочку – в особенности вот этот вот монолог актрисы Исаковой на фоне портрета – и все, жернова басманного правосудия закрутились, был бы, как говорится, человек, а статья всегда найдется. Причем Путин, похоже, не на шутку обозлился – иначе дали бы Кириллу уйти, не отбирали бы загранпаспорт (ботинки прибиты). Ну или хотя бы дали доснять фильм – ведь семь смен всего оставалось и они, конечно, прекрасно об этом знали, но нет, решили кошмарить по полной. Влепят теперь двушечку, а то и десяточку, чтоб другим неповадно было.
Самое выдающееся в этом не самом выдающемся фильме – его пророческая сила. Серебренников, возможно, даже не думая об этом, снял фильм про себя – он и есть эта биологичка, последний трезвомыслящий человек в дурдоме под названием Россия, и судьба его предрешена.
Источник: facebook.com
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Dagens Nyheter (Швеция): в поселке на краю земли больше нет льда.
Как изменилась Териберка. - The New York Times (США): как Россия побеждает в климатическом кризисе (Часть II).
- The New York Times (США): как Россия побеждает в климатическом кризисе.
Часть I. - Неправильная жизнь Виктора Гинзбурга.
Уехать, чтобы остаться. - «Иногда мне хочется, чтобы все немного страдали синдромом Аспергера».
Фильм «Я-Грета» выходит в России. - По тонкому льду.
Как глобальное потепление повлияет на Россию. - Yle (Финляндия): на севере России радуются изменению климата, но вызывающие его выбросы черного углерода всех беспокоят.
«У нас не рекомендуют покупать белые вещи, потому что они становятся черными». - Зарубежные критики о творчестве Виктора Пелевина.
Обозреватели The Guardian, The New York Times, The Washington Post о творчестве культового российского писателя. - Есенинская тайнопись: «Россия… Ты понимаешь, Россия…».
«Славно! Конец неначинающегося романа!». - «Вечная мерзлота на самом деле не очень-то вечная, и никогда вечной не была».
Земля в российской Арктике взрывается «как бутылка с шампанским».