Правительство Рауля Кастро продолжает реализацию масштабной программы перестройки общества. Из главных тюрем страны освобождаются известные диссиденты, в отдельных кварталах столицы разрешено проведение митингов оппозиции, а официальная Гавана намерена хотя бы частично нормализовать отношения с Соединёнными Штатами. В Вашингтоне говорят о «прорастающих зёрнах кубинской демократии».
Статистика, приведённая Госдепартаментом США и распространённая по каналам мировых средств массовой информации, впечатляет. Только за последние три месяца, прошедшие с момента объявления принципиально новой стратегии Белого дома в отношении Кубы, Остров свободы посетило около 300 тыс. американских граждан. Причём эти поездки, ранее носившие исключительно туристический характер и для осуществления которых требовалось специальное разрешение, сегодня представлены и деловыми визитами, встречами родственников и даже акциями правозащитников. Похоже, когда в конце прошлого года президент Соединённых Штатов Барак Обама заявлял о том, что для Вашингтона наступает время пересмотреть свою политику в отношении Гаваны, он и представить себе не мог, какой резонанс вызовет эта инициатива. Прежде всего тогда ещё находящийся на больничной койке Фидель Кастро настоятельно рекомендовал своему брату Раулю, фактически исполняющему обязанности кубинского лидера, обратить внимание на позицию Обамы. Дескать, если Куба в лице этого человека не найдёт потенциального партнёра, то уж по меньшей мере сможет рассчитывать на потепление в контактах между двумя государствами. Эту надежду Фиделя Обама оправдал, отметив в одном из выступлений, что «США явно выиграют, отказавшись от жесточайших мер изоляции» Острова свободы.
И закрутилось. Так называемые американские кубинцы — иммигранты, проживающие в основном во Флориде, Джорджии и прилегающих штатах, — пользуясь отменой запрета на частные валютные операции, стали активно слать родным и близким на Кубу крупные денежные переводы. По самым скромным подсчётам, в нынешнем году кубинская диаспора Соединённых Штатов перевела на историческую родину свыше 600 млн (!) долларов. Для экономики страны, где среднестатистический гражданин получает зарплату, эквивалентную 20 долларам, это огромные деньги.
Более того, в настоящее время Барак Обама со товарищи рассматривает возможность прямых контактов с той же Гаваной на политическом и экономическом уровнях. «Наша позиция основана на поддержке населения Кубы, что, несомненно, приведёт к полным демократическим преобразованиям в регионе», — говорится в документе Белого дома. Что именно подразумевают нынешние власти США под словами «демократические преобразования в регионе», не уточняется. Аналитики предполагают лишь, что речь в данном случае может идти о некоем торге со стороны Вашингтона. Всё просто: мы (США) идём вам на определённые уступки, а взамен хотим получить гарантии того, что на Кубе начнётся общественная перестройка. Иными словами, процессы, подобные тем, которые наблюдались в СССР в конце 80-х годов прошлого века.
Впрочем, такие процессы на Острове свободы уже начались. Своим распоряжением действующий лидер Кубы Рауль Кастро санкционировал расширение в стране сети валютных магазинов, разрешил рядовым гражданам пользоваться услугами интернета и, что самое любопытное, не исключил возможности принятия положения о приватизации недвижимости и о частной собственности на землю. Кстати, сейчас на Кубе насчитывается около тысячи мелких фермерских хозяйств, продающих свою продукцию не только государству, но и на так называемых сельских рынках. Число же предпринимателей, имеющих собственный бизнес в городах (магазины, ателье и салоны), достигло 150 тыс. человек.
Но главное даже не в этом. Радикальные политические перемены в стране начались после визитов на Кубу представителей Ватикана, чиновников Министерства иностранных дел Испании и, наконец, руководства Европейского союза. Под их давлением Рауль Кастро, которого в определённых кругах уже назвали «реформатором нового времени», согласился выпустить из тюрем 75 «узников совести» — известных кубинских диссидентов. Двадцать пять из них оперативно получили справки о досрочном освобождении; некоторые отбыли в США, другие предпочли политическое убежище в Испании, а третьи выразили желание остаться на родине и продолжить свою идеологическую борьбу с режимом. «Сейчас Раулю необходимо подтвердить свой статус человека, желающего для Кубы преобразований, — говорит испанский журналист Хайме Сааведра. — Но складывается такое впечатление, что эти самые преобразования он будет выдавать «порционно» — по мере того, как мировое сообщество станет на них реагировать. Например, освободив часть диссидентов, Кастро получил от Запада «бонус»: ЕС рассматривает вопрос о предоставлении Гаване гуманитарной помощи. Если же на Кубе будут официально разрешены оппозиционные политические партии, на остров наверняка хлынут иностранные инвестиции».
Сегодня кубинские оппозиционные движения и впрямь, что называется, уже выходят из тени. В Гаване периодически проходят «митинги несогласных», на которых противники правления Кастро открыто выражают своё недовольство существующими в стране порядками. Наиболее заметная демонстрация протеста состоялась у стен столичного университета 16 августа. Группа молодых людей скандировала лозунги «Долой Кастро!» и «Требуем демократии!», размахивала американскими флагами и раздавала прохожим листовки с призывами к гражданскому неповиновению. Любопытно, что поначалу полицейские, которым не поступало никаких указаний относительно митингующих, даже растерялись. Один из стражей порядка попытался утихомирить бунтарей словами: «Товарищи, расходитесь по домам, не сейте панику». Далее события развивались по сценарию, который невозможно было представить ещё лет пять-десять назад. К протестующим подошёл государственный служащий и вполне резонно заметил, что ступеньки входа в университет — не самое лучшее место для антиправительственной агитации и что для подобных «выходок» требуется разрешение соответствующих органов. Невероятно, но диссиденты прислушались к этим доводам, свернули свои плакаты и транспаранты и беспрепятственно удалились.
Другая показательная акция имела место на окраине столицы 27 августа. Родственники и друзья скончавшегося в тюрьме известного диссидента Орландо Сапаты Тамайо прошли маршем протеста по городским улицам. Они требовали немедленного освобождения всех политзаключённых, каковых, согласно вынесенным приговорам по делу о подрыве устоев государственности, насчитывается около 300 человек. Мать Тамайо обращалась к редким прохожим с призывом поддержать борьбу её сына и «сделать из тоталитарной Кубы настоящий остров свободы». Правоохранители не вмешивались в ход событий, поскольку, по некоторым данным, власти разрешили это шествие. «Разрешение было дано явно из меркантильных соображений, — говорит Хайме Сааведра. — Неудивительно, что акцию освещала местная пресса: Раулю Кастро нужно показать всему миру, что на Кубе к инакомыслящим относятся так же толерантно, как и во многих других странах». Между тем этот диссидентский марш закончился грандиозным скандалом. Как только «несогласные» появились на одной из площадей, сидевшие в кафе неподалёку молодые люди набросились на демонстрантов с кулаками и криками «Убирайтесь вон!». «Так называемые диссиденты — это озлобленные люди, желающие разрушить идеалы нашей революции изнутри, — резюмировал комментатор местной проправительственной радиостанции. — Если им так не нравится Фидель и Рауль, если им так плохо здесь живётся, почему же они не уезжают в Соединённые Штаты, благо для них дорога туда открыта?»
А уже через несколько дней по всей Кубе прошли акции в поддержку курса правительства в целом и братьев Кастро в частности. В этой связи аналитики уже выразили своё опасение по поводу возможных уличных столкновений между противоборствующими силами.
Как бы то ни было, а, по меткому выражению одного из американских сенаторов, на Кубе всё-таки «прорастают зёрна демократии». «Если политическая борьба на острове будет развиваться такими темпами, не исключено, что уже в самое ближайшее время Гавана будет вынуждена констатировать наличие в стране многопартийной системы, — утверждает писатель и публицист Фернандо Идальго, кубинский диссидент, живущий в Майами. — Механизм уже запущен, и режим Кастро ничего с этим поделать не может. Теперь новые общественно-политические веяния, словно индикатор демократизации, будут показывать, насколько Гавана готова к сотрудничеству с цивилизованным миром. Наступит время, и на Кубе начнётся очередная революция. Бескровная».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Остров Свободы перед выбором.
Стоит ли Кубе «открываться» внешнему миру. - Эта ужасная, ужасная Куба.
Когда приезжаешь в Гавану отдыхать, привычка местных обсчитывать туристов на каждом шагу не очень раздражает. Но все меняется, когда начинаешь на острове жить. - В добрый путь, команданте.
Ушел из жизни лидер кубинской революции Фидель Кастро. - Кубофутуризм.
Лучше ежегодный профилактический осмотр в грязном кабинетике, чем одна единственная операция в чистой, нанотехнологичной операционной. - Остров Свободы и Солнца.
Энергетическая революция на Кубе. - Кубинский феномен.
Фильм «Родина или смерть». - По следам Хемингуэя.
Хемингуэевские места на Кубе. - Детектив из жизни великих.
Кубинец Леонардо Падура создаёт роман на стыке детектива, беллетризированной биографии Хемингуэя и личной драмы. - «А Ленин что, не является классиком?».
Репортаж с 19-й Международной книжной ярмарки в Гаване.