Подписаться на обновления
22 августаЧетверг

usd цб 66.2630

eur цб 73.4989

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Олег Давыдов   воскресенье, 6 июля 2014 года, 14:00

Инь и Ян Купала
Он любовь очень одобрял


Фрагмент картины Генриха Семирадского "Ночь на Ивана Купалу"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Православный мир отмечает Рождество Иоанна Предтечи, одного из самых великих христианских святых. Он крестил водой Иисуса Христа на берегу Иордана, был пророком, аскетом, обличителем прелюбодейства, но на русской почве превратился в Ивана Купалу, весёлое божество любви, своеобразного Купидона.

Иоанна Предтечу считают последним еврейским пророком. Он был зачат при чудесных обстоятельствах и ещё до рождения был посвящён богу, с юности жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, приготовлял народ к скорому пришествию Мессии, крестил народ водой. На берегу Иордана от него крестился и Иисус Христос. Скорей всего, Иоанн принадлежал к секте ессеев, мистических националистов и строгих аскетов. Он публично обличил Ирода Антипу за любовную связь с женой своего сводного брата Ирода Филиппа Иродиадой и за это попал в узилище. А впоследствии был обезглавлен по наущению возмущённой Иродиады. Это событие церковь отмечает 11 сентября, в народе праздник называется Иваном Головосеком (в этот день рубят капусту). Кроме того, Иоанну Предтече посвящено ещё несколько праздников. Но главный из них — Рождество Иоанна, которое отмечают сегодня, 7 июля.

И каждому из них должен быть посвящён свой особый праздник. Есть два осенних аграрных праздника: Успение Богородицы и её Рождество. К Успению должны быть сжаты яровые. А к Рождеству уже зеленеют озимые, в первую очередь рожь. Вот и структура бабьей осени: Успение — день яровых, а Рождество — день озимых. В этих праздниках отражена неслиянность и нераздельность двух ипостасей хлебного духа.

Игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил оставил яркое описание того, как русский народ на рубеже XIV—XV веков праздновал этот день: «Во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и таптаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье шатание блудное им воззрение, такоже есть и женам мужатым осквернение и девам растлениа». Панфил возмущен всем этим джазом: сколько ни просвещай крутовыйный народ, а он все ликует «яко в поругание и в бесчестие Рожеству Предтечеву».

Это игумен Панфил зря. Великого еврейского пророка Иоанна никто здесь обижать не собирался. Какое, собственно, дело до него псковским бабам и мужикам? Никакого. У них свой праздник, Купала. И они его празднуют. А попы со своими святыми влезли в национальный праздник и исказили его. До крещения Руси праздник Купалы был четко приурочен ко дню летнего солнцестояния (21—22 июня), так же как и множество других праздников по всему свету, которые сущностно связаны с днем летнего солнцеворота. Церковь поставила день Иоанна Крестителя на 24 июня (то есть тоже приурочила его к солнцестоянию), и отсюда пошла досадная путаница совершенно разных праздников. Между тем юлианский календарь, по которому живут православные, неуклонно уходил от даты солнцестояния. А вместе с ним и совместившийся с Рождеством Иоанна языческий праздник Купалы.

Александр Иванов. "Явление Христа народу"

Тут надо напомнить, что юлианский календарь (старый стиль) был введен в 45 году до нашей эры. По этому календарю в году 365 суток (а в каждом четвертом — 366). Средняя продолжительность календарного года (365,25 суток) длиннее года природного (т. н. тропического), то есть длиннее периода оборота Земли вокруг Солнца (365,2422 суток). Из-за этой неточности календарь постепенно отстает от природы — на один день за 128 лет. Чтобы жить в соответствии с природными ритмами (в частности, чтобы равноденствия и солнцестояния всегда приходились на одну и ту же дату), нужно было иметь более точный календарь. Он был разработан по указанию папы римского Григория XIII и получил его имя. На Западе введен в 1572 г. Целью введения григорианского календаря было возвращение даты весеннего равноденствия на 21 марта, как это было во времена Никейского собора (325 г.), когда были установлены правила счёта пасхалии. К моменту введения григорианского календаря разница нового и старого стилей была 10 суток, к ХХ веку — уже 13.

Так вот, православные сохраняют старый стиль, и в результате христианские праздники всё дальше уходят от своих изначальных дат, связанных с ритмами природы. Это, конечно, искажает смысл праздников народной религии, которые привязаны к православию. Например, купальские обряды оказались размазаны во времени. Они могут совершаться и 7 (Иоанн Предтеча), и 12 (Пётр и Павел), и 13 (Двенадцать Апостолов) июля по новому стилю. Это зависит от многих обстоятельств, в частности, от того, каким святым и праздникам посвящены церкви в той или иной местности. Конечно, по житейскому разумению совершенно всё равно, когда эти обряды совершать. Но если хочешь точно попасть в ритмы природы, дата имеет большое значение.

Купалу все-таки лучше справлять поближе ко времени летнего солнцестояния. Мистический смысл этого времени — в совершенно особом соотношении первоначал Инь и Ян (сопряжение тьмы и света, тепла и холода, женского и мужского, воды и огня, прочих полярностей). В это время в наших широтах высота Солнца над горизонтом максимальна, день — самый длинный в году, а дальше идет убывание. Лето поворачивает на жару, а Солнце — на зиму. Летний солнцеворот знаменует собой исчерпанность потенций Ян в высшей точке его подъёма и, соответственно, начало нарастания Инь из состояния крайнего упадка. По народным поверьям, вода в этот день дружит с огнём, и их союз чреват особой мистической силой.

Коптская икона

Из соотношения динамик иньского и янского первоначал вытекают все особенности купальской обрядности. В первую очередь — сексуально-аграрная магия, замешенная на ритуалах воды и огня, главных стихий этого праздника. Женский пол, конечно, воплощает собой иньскую, водную, стихию, а мужской — огненную, янскую. При игре в горелки, которая представляет собой осколок древних купальских радений, парень, которому по жребию достается гореть, произносит: «Горю, горю, пень!» А девка ему: «Чего ты горишь?» Ответ звучит почти как в фильме «Мимино»: «Красной девицы хочу». Дальше, естественно, ловля девицы, которая радостно визжит. Переживания парня при этом сладки и тревожны, примерно как в песне: «Не огонь горит, не смола кипит, а горит-кипит ретиво сердце». Понятно, что зажигательные объятия чрезвычайно распаляли играющих, и дело заканчивалось, натурально, где-нибудь под кустом. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Сколько девиц потеряло невинность под эту детскую песенку. Ничего, в такой день можно, сам Купала велел.

У индоевропейцев в основе купальских обрядов лежит миф о соитии сестры и брата (это примерно то же самое, что и сопряжение Инь и Ян). У славян эмблемой такого инцеста считается трава иван-да-марья. Желтые цветки этого растения символизируют янское начало: слово «купало» (Иван, Ян) происходит от индоевропейского корня со значением «вскипать, страстно желать», отсюда же и латинское cupido, Купидон. А фиолетовые цветки иван-да-марьи символизируют начало иньское, которое славяне, в частности, называют Марой, Мореной (так или иначе это — воплощения смерти), а в христианизированном варианте — Марией. Кстати, сочетание имен Иван и Мария применяется для называния и ещё одного знаменитого растения: марихуаны (Maria + Juan), или, как некоторые знатоки говорят, мариванны. Опять же, испанизированный вариант имени Иоанн отсылает нас к знаменитому янскому воплощению сексуального купальского огня — дону Гуану (Жуану).

Вообще-то Иван Купала — примерно то же самое, что Ярила (это имя, впрочем, не встречается в древних источниках), которого представляли в виде молодого красавца, разъезжающего по полям на белом коне, в белых одеждах. На голове венок из цветов, в правой руке — голова человека, а в левой — пучок колосьев. Понятно, он даёт жизнь живущим, но и смертельно опасен. Он — ярость солнца в зените и яростность одержимого человека, ярь гормонов, играющих по весне, яркость красок и крутояры пространств. Во все хрестоматии вошла сакраментальная фраза какого-то русского мистагога: «Он, Ярила, любовь очень одобрял». Но надо помнить, что любовь и смерть идут рука об руку: «Зачем тогда в венке из роз к теням не отбыл я?». Ярила (Купала) — умирающий и воскресающий бог. На пике своей силы он должен умереть. Поэтому люди делали его чучело со срамным удом огромадных размеров, а потом эту куклу сжигали и закапывали на горе (или пускали по водам). Суррогатная человеческая жертва.

Места, где справляют купальские таинства, должны обладать определёнными свойствами. Во-первых, они должны быть у воды, поскольку это иньская стихия и путь в страну мёртвых. Во-вторых, там должна быть горка или крутой бережок, с которого скатывают подожжённые колеса, символизирующие солнечный диск, и наблюдают за игрой заходящего солнца, которая характерна для этого времени года. В-третьих, внизу под горой у воды должна быть площадка, чтобы водить хороводы, прыгать через костры, играть в горелки и предаваться прочим непотребствам (с точки зрения попов). Ну и наконец, неплохо рядом иметь родничок (хотя это уже роскошь). Я посетил много мест, обладающих этими параметрами. Лучшие из них, на мой взгляд: Ошевенск (это недалеко от Каргополя), Ярилина плешь со знаменитым Синь-камнем на берегу Плещеева озера, источник Двенадцать ключей под Венёвом Тульской области, брошенное вологодское село Предтеча (неподалеку от него рос поэт Николай Рубцов, погибший от любви) и, конечно, Иванова горка, на которую (см. здесь ) пришел Кирилл Белозерский и основал свой монастырь, уничтожив купальский культ.

Надо отдать должное, Церковь хорошо поработала над тем, чтоб народ забыл свою веру (превратился в манкуртов, как сказал бы известный киргизский писатель). Всё, что мы знаем сегодня о прежней религии, лишь реконструкция, фантазии фольклористов. Но ведь боги не умирают, как ни посыпай их дустом. Пока жив народ, живы и боги. Как же происходят купальские радения сейчас? Можно, конечно, побывать на сходке родноверов, посмотреть, как взрослые тётки и дядьки водят хороводы и прыгают через костёр. Но это опять-таки лишь реконструкция, инсценировка трудов по этнографии. Там воспроизводят обрывки обрядов, дошедшие до нас, но нет Купалы как такового. Бог редко является эпигонам. Бог — творческое начало, которое живёт в сердцах людей и меняется вместе с ними. Поэтому лучше искать его не среди ряженых, а среди нормальных обывателей, которые, может быть, и знать ничего не знают ни о каком Купале.

Вот, например, в Вологодской области в райцентре Устье Кубены в первую субботу после Иванова дня ежегодно проводится праздник лодки. В сущности, это нечто вроде обычного дня города, но празднуется интересно. Со всех концов России съезжаются люди на ярмарку лодок. Уже с утра на улицах Устья толпится народ, настроенный как-то стихийно и истово. Море народу. Всё, разумеется, происходит под присмотром милиции. Есть официальная часть с пузатым начальством. Есть придумки массовиков-затейников: пальба из бутафорских пушек, организованная самодеятельность, выборы мисс Усть-Кубены и так далее.

И. И. Голиков. Гаданье на венках. Палех, 1920-е гг.

Но вряд ли всё это всерьёз интересует людей, сплотившихся за столами, которыми уставлен весь центр поселка. Народ сосредоточенно пожирает шашлык и уху, запивает водкой и пивом. Лица так вдохновенны, будто в этой жратве заключается самая суть церемонии. Да, собственно, так оно и есть: совместная трапеза под горячительные напитки не просто сближает, она сбивает отдельные плоти в единую плоть. И вдыхает в эту общую плоть один общий дух. В этом, собственно, смысл всех религиозных застолий: сплотиться путём совместного пожирания жертвенной пищи. Когда-то массовые мероприятия с сакральным подтекстом назывались событиями (в смысле «совместное бытие»). И по сей день в слове «событие» сохраняется смысл чего-то выходящего за рамки обыденного. Событие — это та же соборность, но без елея. Праздник в Устье — большое событие. Что особенно видно по женщинам, которые с каждой рюмкой становятся всё более взвинченными, возбуждёнными духом Купалы. Уже во время обеда становится ясно, что ночь будет бурной.

Но до неё еще надо дожить. Встав из-за стола, народ перемещается на берег Кубены, садится в лодки и начинает искушать судьбу. Река в этом месте весьма полноводна, пьяные люди чувствуют себя на водном просторе как в родимой стихии. Лодки носятся, закладывая сумасшедшие виражи, и, случается, переворачиваются. Я сам это видел не раз, когда бывал в Устье. А несколько лет назад в одной вологодской газете прочёл статью «Праздник утонувшей лодки». В ней говорилось, что во время праздничных игрищ моторная казанка с четырьмя подростками и двумя их подружками на борту перевернулась на середине реки. Ребята стали тонуть. Люди на берегу решили, что началось какое-то праздничное представление, стояли и с интересом наблюдали за утопающими. Их спасли. Но правильно ли это с сакральной точки зрения?

Конечно, мы знаем о Волосе мало, почти ничего. Но мы кое-что знаем о том, каким этот бог должен быть. У каждого в душе есть знание о боге. И не так уж трудно вытащить это знание из глубин бессознательного. Особенно если воочию видишь такие радения, как, например, в Ижеславле (Рязанская область), где каждый год 28 июня деревянную скульптуру Николы облачают в парчовые одеяния и несут вокруг церкви. Богоносцы несут, а народ как бы подныривает под носилки, выстроившись в очередь

Не уверен. В конце концов, все эти праздники солнца и любви у воды для того и устраивают, чтобы были жертвы. Вот, например, знаменитый китайский праздник драконьих лодок. Он приходится на пятый день пятого лунного месяца, то есть на период вокруг летнего солнцестояния (в нынешнем году праздновали 16 июня, а в прошлом — 27-го). В этот день в Китае (впрочем, и в других странах) проводятся гонки лодок-драконов. Их история связана с именем великого поэта Цюй Юаня, который в период Борющихся царств был вельможей в Чусском княжестве, потом попал в опалу, скитался и в конце концов ритуально утопился в реке Мило. В память об этом и устраиваются гонки. Неустойчивые лодки часто переворачиваются, причем в прошлом было принято вести себя так, чтобы помочь им перевернуться. Утопающих не спасали. Они были жертвами — то ли дракону, то ли Цюй Юаню, который после смерти сам мог превратиться в дракона, хозяина реки.

Люди редко ясно отдают себе отчёт в том, что они делают. Но в мифах, которые они рассказывают, отражается самая суть. Например, в Ивановской области около города Луха можно услышать историю о том, что когда-то река Лух протекала мимо деревни Рябинкино, но потом ушла на 6 км в сторону, к городу Луху. Потому что жители Рябинкино отказались приносить реке человеческие жертвы. А жители Луха не отказались. В результате река ежегодно берёт из их числа жертву. Как берёт? Да вот так, действуя изнутри человека, внушая ему лихие идеи. Я уже говорил о том, что ежегодно в период весеннего равноденствия (к которому привязан праздник Благовещения) тысячи безумцев выходят на лёд и делают вид, что ловят никому не нужную рыбу, в ожидании, что их льдину оторвёт и понесёт куда-нибудь в море. Это потенциальные жертвы. И это уже почти ритуал.

И напоследок случай, который произошёл всего две недели назад и который, возможно, многие помнят. В ночь на 24 июня, когда католический мир праздновал Рождество Иоанна Крестителя, в пригороде Барселоны скоростной поезд сбил группу студентов, переходивших железнодорожные пути в неположенном месте. Испанские власти сразу же заявили о 12 погибших (что само по себе символично) и указали на то, что молодые люди сами виноваты. Они приехали в переполненной электричке на проходивший в ту ночь фестиваль, посвящённый дню летнего солнцестояния. Народу было так много, что подземный переход был забит, и часть прибывших отправилась к месту проведения купальских радений прямо через пути. Поезд Аликате—Барселона не смог остановиться.

Генрих Семирадский. «Ночь на Ивана Купалу»




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Волшебство Февронии

Почему все счастливые семьи счастливы одинаково

8 июля — день Петра и Февронии, пары, которую даже смерть не смогла разлучить. Их память отмечают сразу вслед за Иваном Купалой (7 июля), праздником, в ходе которого русский народ чтит божество любви. Логично: сперва любовь, потом брак. С 2008 года к дню влюблённых святых приурочен ещё и официальный День семьи, любви и верности. Жена президента предложила сделать его эмблемой ромашку.

08.07.2019 17:30, Олег Давыдов


Тайное большинство

Сколько в России православных?

Закон о свободе совести описывает особое место православия в России. Однако о том, сколько представителей самой большой конфессии живут в России, не знают даже социологи и священники.

26.05.2019 13:00, Роман Шляхтин, codaru.com


Счастливы верующие?

84% населения планеты относят себя к той или иной религиозной группе, и это влияет на их уровень счастья

Что делает людей счастливыми? Ответить на этот вопрос, пожалуй, трудно. О счастье говорят столетиями. Философы, мыслители и активисты вроде Аристотеля, Жан-Жака Руссо или Бертрана Рассела называли счастье и удовлетворенностью жизнью одной из главных целей, мотивирующей людей.

28.02.2018 13:00, Кайонда губерт Мгамаба (Kayonda Hubert Ngamaba)


Православие в XXI веке

Распространение православия в разных странах мира

Бóльшая часть православных христиан мира сконцентрирована в Европе, причем в контексте общей численности населения их доля сокращается, а вот эфиопская община старательно следует всем предписаниям религии и растет.

29.11.2017 13:00, inosmi.ru


Праздник для несчастных

Люди стоят в очередях к православным святыням в том числе и потому, что веры в государство у них больше нет

Вот уже много дней продолжается паломничество петербуржцев к частице мощей Николая Чудотворца. Подобные мероприятия, которые можно отнести не только к религиозной, но и культурной жизни города, традиционно порождают массу слухов и дискуссий.

27.07.2017 18:05, Людмила Семенова, rosbalt.ru


Такая Россия

30% православных считают, что Бога нет

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

06.04.2017 16:00, Николай Митрохин, takiedela.ru


Дары волхвов

«Первое рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»

Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» — «Ладаном».

07.01.2017 13:00, Ирина Ахундова


Искусство добровольной боли

Как бороться с депрессией и нужно ли это делать

Как человек, долго и упорно борющийся со своими внутренними монстрами, я не один раз получала советы «просто отпусти» и «забей и двигайся дальше». Я никогда не понимала, что это значит. Как можно просто перешагнуть через черную дыру, которая находится в самом центре и, заглядывая в которую, я ни разу не видела дна. Я наблюдала за тем, как дыра постоянно расширялась, понемногу поглощая последние оплоты радости в моей жизни. Как у Бродского: «Сначала в бездну свалился стул, потом – упала кровать. Потом – мой стол, его я столкнул сам, не хочу скрывать».

24.05.2016 16:00, Юлия Ходаковская для The devochki


Гики-буддисты, мобильные церкви и требы онлайн

Как религия относится к новым технологиям

Последователи даже самых консервативных религий снимают круговые панорамы храмов, устанавливают автоматы по продаже церковных услуг и освящают современную военную технику. Большинство религий проникли в интернет и используют новые технологии в маркетинговых целях, а иногда и сами технологии становятся поводом для переосмысления веры или создания религиозных течений.

18.03.2016 16:00, Sergei Zotov


I want to believe

Сможет ли человечество жить без религии?

Число атеистов в мире растет, но значит ли это, что религия становится пережитком прошлого? Может ли развитие науки, образование или социальная стабильность уменьшить нашу потребность верить в сверхъестественное, и вообще, что дает человечеству обращение к высшим силам? Научный журналист Рэйчел Ньюэр исследовала вопрос в статье на сайте BBC Future, а T&P перевели основные тезисы.

03.03.2016 13:00, Дарья Варламова






 

Новости

Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на онлайн-сервис с бесплатными консультациями онкологов
Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на работу сервиса бесплатных онлайн-консультаций врачей-онкологов «Просто спросить».
«ОВД-Инфо»: в центре Москвы задержали почти 180 человек
В центре Москвы 10 августа задержали более сотни человек, передает «ОВД-Инфо». Столичное МВД сообщает о 136 задержанных.
МВД сообщило о 20 тысячах участников митинга на проспекте Сахарова
При этом «Белый счетчик» сообщает, что к 14:40 на проспекте было не менее 28 тысяч протестующих, к 15:00 — 40 тысяч, к 15:30 — более 47 тысяч.
На акции протеста в центре Москвы задержали 828 человек
В Москве на акции «Вернем себе право на выборы» вдоль Бульварного кольца задержали 828 человек, сообщает «ОВД-Инфо». Ранее сообщалось о 685 задержанных.
Экологи предсказали исчезновение российского леса через 10 лет
Масштабные пожары в Сибири и Забайкалье за 10 лет могут привести к полному уничтожению запасов промыслового леса, в том числе ценных пород древесины вроде кедра. Об этом «Известиям» рассказал эксперт лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.