Безусловно, группа дрессированных параноиков будет искать в событиях, происходящих в арабском мире, нефтяной фактор и руку Вашингтона. На самом деле Запад в связи с этими событиями попал в исключительно идиотское положение. А уж для России тунисские, египетские, алжирские, иорданские, йеменские катаклизмы вообще исключительно актуальны.
На момент написания статьи вал арабских революций свалил только президента Туниса. Не исключено, что им всё и ограничится. Бен Али оказался слишком слаб психологически. Возможно, если бы перетерпел, то и выжил бы (в политическом смысле).
Мубарак, как и следовало ожидать, оказался крепче духом. По-видимому, он устоял. Хотя проблема передачи власти в Египте, о которой «Частный корреспондент» писал в статье «Кто заменит фараона», теперь значительно обострится.
В других арабских странах события пока не достигли тунисско-египетской остроты. При этом наиболее проблемными сейчас представляются Алжир, Иордания и Йемен. Последний — самое слабое звено. Йемен — самая нищая из арабских стран, здесь очень силён исламский фундаментализм, межплеменная и межконфессиональная (по линии сунниты — шииты) рознь. Собственно, год назад здесь уже, по сути, шла гражданская война, которую удалось остановить с большим трудом.
Самое сильное звено — Иордания. Король Абдалла II, прямой потомок пророка Мухаммеда, пользуется очень большим уважением в стране, свергать его не будут. Кроме того, из пяти проблемных стран Иордания — единственная, где армия не призывная, а наёмная. Повернуть призывную, то есть народную, армию против народа крайне сложно. Тунисская армия ничего не сделала ради защиты своего проворовавшегося президента. И египетская явно в народ стрелять не собиралась, протесты, похоже, заглохли сами. А вот наёмную армию, которая служит режиму, который её нанял, повернуть против народа очень просто.
Что касается Алжира, то здесь слишком сильна память о кошмаре недавней войны против исламистов. Именно это является главным сдерживающим фактором для недовольных властью.
Как известно, «сараевским выстрелом» для волны арабских народных выступлений стало самосожжение несчастного тунисского студента, которому запретили торговать на рынке. Это стало поводом для революции в Тунисе, а она — примером для всех. Но как сараевский выстрел не стал причиной Первой мировой, так и самосожжение студента — не причина столь масштабных протестов.
Все проблемные арабские страны — умеренные клептократии. Их руководство использует своё служебное положение для личного обогащения. Естественно, что оно хочет править вечно, не ссорясь при этом с «цивилизованным миром». Поэтому во всех этих странах успешно создана имитационная демократия, при которой действующий президент всегда набирает не менее 90% голосов, его партия также всегда побеждает, независимо от того, как к ней относится население. А как оно относится, показали и тунисские события, где для протестующих неприемлемо участие теперь уже бывшей правящей партии в новом правительстве хотя бы на правах младшего партнёра, и египетские, где протестующие первым делом сожгли именно здание вечно правящей партии.
Во всех указанных странах оппозиция (как демократическая, так и исламская) либо посажена в тюрьму, либо изгнана за пределы страны, либо полностью маргинализирована, либо приручена, то есть реально никакой оппозицией не является.
Правда, от этого факт постоянного ограбления населения его властью никуда не девается. А благодаря интернету все факты неизбежно становятся достоянием гласности. Ненависть внизу нарастает, тем более что ограбление населения властью ведёт к падению жизненного уровня ограбленных. Поэтому нужна искра, чтобы вспыхнуло. В данном случае искра была в самом прямом смысле.
Вдохновителем и организатором протестов стала отнюдь не маргинализированная и приручённая оппозиция (даже исламисты в лучшем случае «тащились в обозе»), а именно интернет. Поэтому для властей протесты стали таким шоком. Правда, в этом оказалась и слабость революционеров. Через интернет легко собрать толпу, но потом очень сложно сформулировать цели. Отсутствие руководства и программы подкосило египетские протесты. Интеллигентный Эль-Барадеи, пришедший к митингующим лишь на третий день, пока перспективным революционным вождём не кажется (хотя ничего исключать нельзя). Кроме того, всё рушится, если власти просто выключают интернет и мобильную связь.
Параноики в России и за её пределами, естественно, ищут в происходящем нефтяной фактор и руку Вашингтона. Потому что ну разве может народ сам протестовать против власти? Прекрасно известно, что народ — быдло, созданное для обслуживания власти, даже мысль о защите своих прав прийти в голову быдлу не может. Соответственно, спровоцировать революцию может только Вашингтон. Странно, что его след до сих пор не найден в восстаниях «жёлтых повязок» и «краснобровых» в Китае и в бунтах Стеньки Разина и Емельки Пугачёва у нас. А устраивает революции Вашингтон, разумеется, для того, чтобы захватить нефть.
Абсурдность нефтяной подоплёки в действиях США применительно к Ираку очень хорошо показана в статье «Чёрное золото Месопотамии». Что касается Египта и Туниса, вместе взятых, то поставки нефти из этих стран в США в 2004—2009 годах составили 0,05% от общего объёма нефтяного импорта и 0,03% потребления (с учётом добычи нефти в самих США). При этом ни Тунис, ни Каир уж точно не собирались вводить эмбарго на поставки в США этих пять сотых процента. Вообще, вся гипотеза о «войнах США за нефть» исчерпывающе описывается фразой «Верую, ибо абсурдно». Она глупа настолько, что с ней даже трудно спорить.
Главное в том, что и тунисский, и египетский режимы являются идеально прозападными. Свергать их Вашингтон мог только в том случае, если там все коллективно сошли с ума. То же относится к Иордании, да и Алжир с Йеменом уже давно полностью лояльны Западу.
Именно поэтому Запад оказался в совершенно идиотском положении. Он не понимает, что ему говорить и тем более делать. Он запутался в собственных двойных стандартах и откровенной беспринципности. Вот ведь только вчера пожимали умеренным арабским клептократам руки, называли их выдающимися государственными деятелями, а тут вдруг оказывается, что дружили с коррумпированными диктаторами? Как же теперь в глаза людям смотреть?
Честнее всех оказался Израиль, который прямо заявил, что предпочёл бы иметь дело с коррумпированным диктатором Мубараком, а не с каким-нибудь совершенно непредсказуемым президентом Египта, избранным на действительно свободных выборах. Американцы и европейцы так сказать не могут, поэтому мучительно путаются в показаниях. Они очень боятся исламистов, им тоже гораздо лучше предсказуемые авторитарные клептократы, но произнести вслух это неудобно. Хотя, впрочем, иногда срывается. Несколько дней назад Хиллари Клинтон заявила, что для США совершенно неприемлемо, если правительство Ливана возглавит представитель «Хезболлах». Между тем, кроме Ирака, Ливан — единственная арабская страна, где демократия носит не имитационный, а совершенно реальный характер, «Хезболлах» придёт к власти в результате настоящей парламентской процедуры. Тут поневоле напрашивается мысль о том, что для американцев демократия — это когда на выборах побеждают те, кого они считают демократами.
А вот Иран искренне рад происходящему у арабов, особенно в Египте. Недаром там когда-то давали миллион долларов за голову Мубарака.
Что касается российских бойцов агитпропа и примкнувших к ним нефтяных параноиков, то они волнуются не зря. Слишком уж много аналогий. Прямо-таки «найдите 10 отличий». И одного-то не найдёшь.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Пандемия и климатический кризис в США.
Как США переживают стихийные бедствия в эпоху коронавируса . - Незаменимых у нас нет?
Существует ли у России «план Б» в отношении Белоруссии. - Количество заболевших Covid-19 растет, но смертность падает.
В чем дело? - «Драконовские кредиты» и несравнимые условия.
- Об использовании слова «негр».
- Все тайские трансы — проститутки, а шведы жить не могут без тройничка.
Чего стоят национальные секс-стереотипы? - Кому выгоден пролайф? .
Почему запрет абортов в США — это борьба за президентское кресло 2020 года, а не за жизни. - Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы.
Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника. - Как сегодня живут мужчины в Ираке.
Одна жена, официальная любовница и борьба за права женщин. - Карьера Трампа: начало.
Отрывок из книги Боба Вудворда «Страх: Трамп в Белом доме» издательства «Альпина Паблишер».