Подписаться на обновления
18 ноябряВоскресенье

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 30 сентября 2010 года, 09:44

Илья Китуп: «Современное искусство никуда не годится!»


Илья Китуп
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Художник и поэт Китуп предлагает снять штаны и прыгать. Потому что для искусства сегодня самая отличная погода — ну хотя бы из-за тотального кризиса перепроизводства артефактов.

Основатель первой московской ска-группы «Кабинет», которая недавно возродилась и готовит к выпуску сразу три диска. Известный художник — уже четверть века он упорно изготовляет идиотские картины и дурацкие рисунки. Пионер российского комикса (на английском языке!). Поэт, распевающий галактические песни и участвующий в слэмах. Издатель десятков книг, журналов и альбомов в собственном издательстве «Пропеллер». Недавно снялся в кино. И всё это — один субъект по имени Китуп. Человек-оркестр, человек-ракета, человек-чёрт-знает-кто. Иному одной жизни хватит, а этот стремится прожить пять — одновременно. И всё успеть. И если его спросить — ему наверняка найдётся что сказать. Попробуем задать несколько вопросов.

— Хорошо, что мы снова встретились, у меня накопилось много вопросов. Во-первых, о месте концептуализма в русском искусстве — я знаю, ты имеешь касательство к этой теме. Во-вторых, о состоянии дел в современной литературе. И, в-третьих, разумеется, о тебе самом — всё никак не разберусь, что ты за творец такой. Хотя знаю о тебе немало, а слышал ещё больше.
— Тебе повезло, ты обратился по адресу. Я — именно та персона, которая в состоянии ответить на все эти вопросы. В каком желательно порядке?

— Я устал от порядка, начнём наобум, а там будет видно. Итак, как тебе видится положение дел в современном российском искусстве, включая, разумеется, поэзию?
— Что касается изо, то положение дел скверное — ты ведь это надеялся услышать? Ну а с поэзией, наоборот, в порядке — хорошие поэты есть, и их, к нашей общей радости, немало.


— Давай-ка чуть поподробнее — сначала о поэзии, а потом…
— …А потом о прозе и картинках? Гут. Итак, что касается нашей поэзии, то, какая эпоха ни стоит на дворе, отличных поэтов хоть пруд пруди. Такое удивительное свойство многострадальной русской литературы. И даже, не побоюсь этого слова, извечное чудо.

— А если назвать поимённо? Кто тебе нравится?
— Да уж не все хороши, кто нравятся, и не все нравятся, кто хороши… Но так или иначе достойных поэтов много, и ты их знаешь. Тут ведь деление простое: или поэт, или никто, серединки здесь не бывает.

Чем мы отличаемся от китайцев? Существует ли в современном искусстве иерархия? Что общего у актуального искусства с православием? Как повторить успех «Синих носов»? Зачем надо вливаться в европейский мейнстрим?

Начнём по праву с Дмитрия Александровича Пригова. Это не только персонаж, но и великий (и очень многогранный) поэт. Я заметил, что общественность пренебрегает Приговым.

Всем — немедленно перечитывать Пригова и открывать его для себя! Да, он сложен. Но надо. Мне нравится и Миша Сухотин — перед ним снимаю свою баварскую шляпу с пером.

А также Тимур Кибиров. Недавно взял с полки «Парафразис» — хорошо пишет, собака! Кстати, обоим не идёт сбиваться на мелкие формы, а вот крупными владеют уверенно. Пожелаем им более увесистой массы.

Мирослав Маратович Немиров, красавчик-молодчик, автор целого ряда новых интонаций, — ещё один выдающийся мастер формы и содержания. Вчитайтесь и в его статьи о литературе, там есть ответы на многие важные вопросы. Немиров — не матерщинник, а тончайший поэт и энциклопедист.

— Какой разброс, однако!
— Не боись! Авторы разные, но хорошие. Герман Лукомников — не всё у него всегда ровно, но он способен удивить, а это дорогого стоит.

Назову всех Владимиров Яковлевичей, которые и фамилиями рифмуются. Строчков — очень большой поэт. Сидит себе, тихонько работает, и получается просто замечательно.

В своё время и Тучков мне тоже нравился, надеюсь, сейчас он пишет не только романы. И третий Владимир Яковлевич — Владимир Друк отличный малый, близок он мне, как брат троюродный.

А хочешь сюрприз? Мне и Иртеньев нравится! Да, он такой злободневник из газеты, но зато рифмоплёт хоть куда и замечательно строит композицию. Вот Саша Гальпер замечательный из Нью-Йорка — только почитай. Крикун-рыдало, вселенский автор, как Уитмен, Гинзберг и Маяковский. Можно сказать, один всю Америку держит!


— А ты держишь Европу!
— Если прикажешь, дорогой, подержу. Одной левой. Кстати, подержи пока ты, а я пойду чайник поставлю... (Поставил и вернулся.) Давай теперь назад! Спасибо за добрые слова, но и в Европе я, к счастью, не один!

В Париже промышляет замечательный русско-англо-азербайджанский поэт Баби Бадалов, набирающий на компьютере латиницей пронзительные вещи. Поэт Новой Европы эпохи глобализма.

А между Вильнюсом и Москвой снуёт Фома Грек (он же Томас Чепайтис) — удивительный гибрид битника, Хлебникова, Фомы Аквинского и — самого Фомы Грека! Эти сравнения, конечно, можно смело выкинуть: Фома Грек вообще ни на кого не похож. По-моему, он лучший из поэтов, пишущих сегодня по-русски (и, по всей видимости, по-литовски).

— Столько неожиданностей! Надо их как-то переварить.
— Прочитав названных авторов. Труднодоступные тексты могу предоставить.

— Буду иметь в виду. Да, а что с русской прозой?
— А вот с прозой, к сожалению, очень плохо. Можно читать Сорокина и покойного Аркадия Анатольевича Бартова. Оба, кстати, концептуалисты — один московский, другой питерский.

И Анатолия Гаврилова (живёт во Владимире). Тоже концептуалист, тщетно прячущийся под маску лирика-миниатюриста. Тексты этих авторов вибрируют, от них колбасит.

На верном пути Игорь Клех, борец с жанрами. Остальные пишут гладенько ни о чём или же плохо о чём-то. Но это не литература. Настоящее искусство — это новаторство, драйв, вибрации. Остальное — мусор. По гамбургскому счёту.

— Здесь самое время рассказать о твоём издательстве «Пропеллер». Я знаю, ты печатаешь на ксероксе книги и журналы. И издаёшь не только себя.
— Молодец, что знаешь! Да, я занимаюсь посильной пропагандой творчества истинных талантов. Выпустил четыре сборника неизданной прозы Бартова, книги Саши Гальпера и Баби Бадалова (по-русски и английски).

Готовятся сборники Фомы Грека (по-русски и литовски), а также английского безумца по имени Paradox Paul. На немецком и английском издаю журнал GAF — Der GAlaktische Futurist (ГАФ — «ГАлактический Футурист»), посвящённый новаторству в литературе и искусстве.

А также выпускаю по-русски родственный ему журнал «Бартов», который начал выходить ещё при жизни классика. Вообще-то в следующем году издательству «Пропеллер» исполняется уже 20 лет!

Оно началось в 91-м тремя моими книжками, а с 93-го продолжилось журналом Propeller Comics. В нём я публикую комиксы по-английски и иногда по-русски. Дело живёт: готовятся выпуски 23—25.

Здесь можно посмотреть девять сюжетов, которые выходили и в бумажном виде.

Ещё вышло 10 альбомов рисунков в серии Propeller Pictorial Library.


— Как интересно! А какие тиражи? И где эти издания можно найти?
— Альбомы выпущены тиражом в пять экземпляров, прочие издания — от 20 экземпляров и больше. Бывает и по 80, и по 150. Я их раздариваю и допечатываю по необходимости.

Я за художественную уникальность этих изданий и в то же самое время — за их доступность. Поэтому книжки не нумерую трясущейся рукою, а допечатываю — пусть доходят до людей. Что-то лежит в магазине «Фаланстер», надо будет ещё подбросить.

— Так вот всё раздариваешь? А продавать?
— Разумеется, продаю, если покупают. Я против денег, но они мне нужны для допечаток и выпуска новых книг.

— Что бы ты мог сказать о своём литературном творчестве? И где с ним можно ознакомиться?
— Что мог бы сказать? По-моему, оно хорошее. Я пишу и складываю книги в ящик. Потом достаю из ящика и издаю в «Пропеллере». Уже вышло десять. За последнее время выпустил большие книги: «Песнь о Галактическом Союзе» в 50 песнях, «Этот мир на самом деле» в 30 песнях, а также цикл «Ты — робот» — все с рисунками.

В ящике лежит ещё восемь неизданных книг — в различных жанрах. Вот несколько текстов 90-х. И ещё. Со временем к этим книгам появятся рисунки и они выйдут в свет. Объём ксероксных изделий ограничен — после 80 страниц книжка не желает закрываться и лежит враскоряку.

Настала пора выпустить несколько томов страниц по триста — типографским способом, с текстами, рисунками и комиксами — для самых широких масс. Пусть почитают, поразглядывают, порадуются. Нужен только издатель.

Если таковой найдётся, пусть пишет по адресу ikitup@yahoo.com. Там же можно заказать книжки и журналы.

— Я слышал, ты недавно снялся в кино. Как это произошло?
— Сразу в двух фильмах, кстати. А один даже спродюсировал. Произошло это совершенно случайно. Шёл мимо берлинской студии, где работает крупный норвежский художник Александр Токарев. Он сейчас снимает зашибательские дадаистские фильмы. Зашёл в кабинет директора. После кастинга был немедленно приглашён на роли.


— Вот ты говоришь, что сам человек небогатый. А откуда у тебя деньги на продюсерскую деятельность?
— Были в тот день. Я приобрёл ящик пива. Но уверен, что фильм состоялся бы и без него.

— Повернёмся на секунду лицом к новым медиа. Присутствуешь ли ты в блогах?
— Всё собираюсь. Скоро буду присутствовать. И сайт тоже скоро будет. Когда-то у меня была своя страница — журнал «Процессор» — со стихами, рассказами, статьями и комиксами. Недавно заглянул — понравилось.

Может, и вам понравится. Если лень читать и разглядывать, то можно посмотреть и послушать получасовое видео. Там я рассказываю о себе и читаю куски из «Галактического Союза». Рекомендую. Если надоест, можно включить телевизор.

— Отлично, а теперь вернёмся к нашим изобразительным баранам. Ты у нас не только поэт, но и художник. Каково твоё место в мире запечатлённых образов?
— Место замечательное, поскольку всю жизнь занимаюсь весёлым искусством.

Рисунки, комиксы, картины, объекты — много всего. В начале 90-х работал в Трёхпрудном. У нас там подобрались боевые ребята и была неплохая галерея.

Мы были за революцию в искусстве, и эта революция продолжается. Под этим я понимаю стремление вперёд, к новому. Ломать заборы, рубать чертополох, орать страшные и величественные песни. Не нужно насиживать тёплые гнёзда, надо двигаться вперёд.

Поэтому и называю себя галактическим футуристом. Выступаю за футуризм не только в земном, но и галактическом масштабе. Если это звучит смешно — давай вместе и обхохочемся! В искусстве вообще не надо ничего бояться. Пусть лучше боятся тебя! Take it easy before easy takes you! В ноябре в галерее Paperworks на «Винзаводе» мой журнал GAF будет представлять музейную экспозицию галактического футуризма и не только. Будут там и фильмы Александра Токарева! Имеет смысл зайти!


— Не думаешь ли ты, что отход от логоцентризма московского концептуализма сказался на том, что социально-критического искусства в России не осталось в помине?
— У меня проблемы со сложными словами, но я, кажется, понял, что ты имеешь в виду. Дело не в отходе от концептуализма (он как раз на месте и остаётся замкнутой на себе системой). И я бы не сказал, что не осталось социально-критического искусства — оно эпизодически попадается.

Единственная проблема в том, что в массе своей наше современное искусство никуда не годится! Почему? Потому что за последние лет пятнадцать-двадцать в этой области у нас ничего не изменилось. Не появилось новых толковых художников, критиков, кураторов.

Институции едва нарождаются. Сохраняется та же провинциальная ситуация с отставанием от общемирового процесса лет на двадцать-тридцать. Только некоторые представители школы московского (романтического) концептуализма (сокращённо МРК) и галереи в Трёхпрудном хоть как-то резонируют с общемировым художественным процессом. Но все эти люди на сцене уже два-три и больше десятилетия, а новых нет.

— Что же делать?
— Снять штаны и бегать. Всякому молодому художнику необходимо поездить по белу свету, посмотреть, как оно там, поучиться, помыкаться, набраться опыта. И разобраться, что к чему. Да, ещё талант нужен, а это редкость.

Ещё одно осложнение — наше искусство продолжает оставаться литературоцентричным. Никак не приживается у нас картинка. Только в телевизоре. И эта проблема так просто не решится, если решится вообще.

— Как ты рассматриваешь своё место в этой медиакартине?
— Каламбурите, почтеннейший? Ты же знаешь, у меня дел полно — писать, рисовать, красить, детей воспитывать. В левом кармане — комиксы, в правом — издательство «Пропеллер», я очень занятой человек. И по возможности стараюсь успевать. Телевизора дома нет.

— Как ты видишь развитие искусства в ближайшее время, на основе каких не только социально-институциональных, но и сущностных дефиниций оно могло бы получить импульсы к развитию? Если не серебряными супницами друг друга от души награждать, как это водится сейчас в арт-сообществе, а задуматься о том, куда, зачем, с кем и чем дальше...
— Опять много сложных слов, но я понял. Знаешь, дорогой мой, импульсов взять неоткуда. И им неоткуда взяться.


Большая, пятичастная, ретроспектива русского художника Ильи Кабакова в Москве — одно из ведущих культовых событий последнего двадцатилетия. Художник редко общается с журналистами, предпочитая коммуникацию через искусство. Но нам удалось найти программное интервью, которое Голубкина-Врубель взяла у Кабакова в 1991 году. Из всех многочисленных архивных материалов мы выбрали этот текст, где собеседники разговаривают на равных.

Может быть, большинство так называемых художников перейдёт в дизайн или постановочную фотографию (откуда и явилась немалая часть так называемых современных художников). А оставшиеся две-три дюжины будут попеременно получать премии, которых каждый год выдаётся по несколько штук.

А может, произойдёт чудо и прямо на следующей неделе в Москве появится сразу семь (ну хотя бы три) художников мирового уровня. Но это очень маловероятно. Институции?

Когда с помощью институций появлялось дельное искусство? Скорее вопреки. Да, они способны оказать художнику точечную поддержку, но выдаются гранты, как правило, посредственностям на всякие глупости.

Искусство рождается в других местах, ищите его там. Искусство — дело частное, а не институциональное. Решил стать художником? Будь готов к лишениям, а не к походам в распределитель за праздничными пакетами.

Главное — знать, что делать, а из всех художников полпроцента хотя бы примерно представляет, что именно. Это проблема универсальная. Дельных художников всегда было немного.

Современному искусству необходимо учить, и подобные институции у нас только зарождаются. Это задача на десятилетия, из которых два последних прошли втуне. Поэтому всё выглядит так провинциально, пыльно и запущенно.

А может, оскудела талантами земля русская? Да вроде нет — все такие красивые и талантливые!


— В чём принципиальное отличие западных дел от российских? Можешь затронуть вопросы политики искусства и его способов социальной дистрибуции.
— На Западе картина удручающа, поскольку искусства там так много, что хорошее уже нелегко отличить от плохого. Всё из одной кастрюли валится на шведский стол — с горкой.

Пыхтят тысячи музеев и галерей, идёт торг, раздаются гранты, газеты пишут — работает маховик отлаженной машины, имя которой — Мамона.

Но на Западе всего очень много — и хорошего, и плохого, и качественного, и скучного. А в России так же мало, как и 20 лет назад. Вот вам и вся разница.

— Нарциссизм западного художника (яркий берлинский пример — Йонатан Меезе) носит коллективный характер, а нарциссизм российского — кто во что горазд, но, что парадоксально, с жадно бросаемым на Запад взглядом, исполненным вместе с тем подозрения. Если бы ситуация не была столь социально шизофреничной, то современное искусство российского извода можно было бы заподозрить в провинциальности, ориентированной на уже состоявшийся символическими радостями успех другого. Но это не так. Уж не знаю, к счастью или нет.
— И я не знаю. К счастью или нет — ситуация в отечественном современном искусстве зациклена на себе, а художнички отличаются непомерным самомнением и невероятными амбициями.

Бывшие «р-революционеры» от искусства превратились в буржуинов и желают срубать деньгу за сусальные картинки. При этом пытаются всех надуть, размахивая пыльными левыми прокламациями. Получается всё что угодно, кроме искусства. Вот вам диагноз.


— Вернёмся в прошлое нашего настоящего. Ты чуть раньше сказал, что «московский концептуализм как раз на месте». Я же неоднократно слыхал, что он давно уже мёртв. Меня давно волнует этот вопрос. Не пояснишь ли подробней, что ты имел в виду?
— Эта тема надолго, но можно короче. Начнём с грустного, с мёртвых. За короткое время от нас ушли крупнейшие поэты — Пригов и Всеволод Некрасов. Пятидесятилетним скончался Михаил Фёдоров-Рошаль, художник с невероятно высоким КПД — за свою жизнь он сделал всего десятка два-три работ, и большая часть из них вошла в историю. Все трое — очень важные фигуры МРК. В апреле скончался Аркадий Бартов, формально не принадлежавший к МРК, но при этом самый последовательный из отечественных концептуалистов. Недооценённая фигура, мало известная за пределами Питера, но несомненно писатель мирового класса.

Согласно моему глубокому убеждению, современный художник местного разлива просто обязан выйти из уроков МРК как из гоголевской шинели. Хотя бы потому, что это единственная магистраль, связывающая искусство постсоветского пространства с общемировым художественным процессом. МРК — это наше всё, что надо усвоить, как дважды два, и делать из этого выводы.

— Это не громкие слова?
— Нет, мой друг, это чистая правда. Мне, глупцу, посчастливилось пройти семинары Д.А. Пригова, М. Рошаля и Н. Алексеева, за что я и им, и судьбе крайне благодарен. Правда, я всегда носил своё собственное пальтецо, но не забывал шинельку, в которой учился. И всегда наблюдал за тем, что происходит в школе. Итак, я утверждаю, что «покойник», выпрыгнувший из нашего вопроса, скорее жив, нежели мёртв. Судите сами.

Генеральный директор школы румянолицый Кабаков полон сил и выстреливает выставками, как кролик. Заведующий фотосекцией Борис Михайлов — тоже: каждый год выходит по нескольку его альбомов.

Оба — единственные персонажи постсоветского пространства, заметные на мировой музейной арене. Завкафедрой философии Борис Гройс — влиятельный международный куратор, критик и функционер.

Начальник Восточного бюро и сектора идеологии Андрей Монастырский выпускает книги и даёт интервью. Архиватор движения Вадим Захаров публикует гигантские фолианты. Причастные к школе Кибиров и Сухотин — из лучших на нашем языке стихотворцев.

Питерский отшельник Бартов выпустил незадолго до смерти сразу несколько книг. Сорокин может успокоиться и считать себя классиком. Паша Пепперштейн — популярный писатель в среде ищущей молодёжи.

Некоторые персонажи переживают нечто вроде ренессанса. Так, завграфикой Никита Алексеев (по совместительству замечательный журналист) сделал целый ряд масштабных выставок. Завотделом поэзии Лев Рубинштейн, ведущий эссеист страны, похоже, возвращается к своим основным занятиям — поэзией.

За последние годы серьёзными выставками отметились Виктор Пивоваров, Константин Звездочётов, Андрей Филиппов, Виктор Скерсис, Николай Козлов, Юрий Альберт, Никола Овчинников, Борис Матросов. Вспомните художественные группы «Купидон» и «Капитон». Так что в этой среде я вижу всё, кроме упадка.

Пардон, если я назвал не всех. А факты свидетельствуют в пользу того, что связанные с МРК лица находятся на коне. Выводов два: художники и литераторы, имеющие отношение к МРК, are alive and kicking, то есть живы и бьют копытом, а школа так или иначе продолжает жить. За ней — прошлое и настоящее. Но будущее, безусловно, за молодыми героями, которых мы с тобой ожидаем на следующей неделе.


— А что бы ты сказал о различии между московской и питерской ситуацией, как она тебе видится сейчас и как виделась в начале 90-х, что касается арт- и литературной сцены?
— В начале 90-х в Питере жили художники Тимур с Африкой и писатель Бартов. Теперь Тимура и Бартова уже нет с нами, а Африка подолгу живёт в Москве — такие различия. А вообще мальчики из Москвы всегда любили в Питер за девочками ездить.

Видимо, в городе на Неве как будто мёдом намазано, несмотря на холодные зимы. В Москве — мальчики и денежки, а в Питере — поребрики и девочки. Такая между двумя городами в основном разница.

— Принято думать, что авангард обнулил искусство, освободив художника к созданию новых форм в искусстве. Как ты думаешь, можно ли говорить, что авангард, напротив, подвёл большую жирную черту под искусством и что всё, что случилось после первого русского авангарда, было подведением именно таких итоговых черт?
— Наверное, удивлю тебя, но никаких черт вообще подведено не было. Мастера первого русского авангарда бесконечно раздвинули границы свободы. С тех пор художники всего мира вдохновляются их примером и охотно подпитываются кровушкой русского авангарда. У нас же на дому эти уроки как будто и вовсе не усвоены. Но говорил Кручёных, «учитесь, худоги!». Надо учиться.


— Так что, настоящего искусства нам в ближайшее время не видать?
Я сообщу тебе одну вещь, только ты не удивляйся: сейчас самое замечательное время. Искусство находится в стадии чудовищного перепроизводства — как количественного, так и идейного.

Число так называемых художников выросло на порядки и стало непомерным.

Отходы их жизнедеятельности навалены повсюду и пахнут прескверно. Там, где заправляют кураторы — паразиты на теле искусства и его перепродавцы — галеристы с дилерами, там ничего хорошего ждать не приходится.

Разве вас не тошнит в музеях и галереях современного искусства? А значит, искусство надо искать не там. Очередной кризис искусства? Так ведь это же прекрасно!

Художнику он только на пользу: все карты полностью перемешались. Пришло время распечатывания новых колод и раскладывания новых, небывалых пасьянсов.

Наступила эпоха тотального пост(пост)модерна — с богатейшим наследием и информационной доступностью. И полной свободой выбора жеста, ибо старые конвенции уже не работают. Это время чистого листа, а стол перед вами — та самая tabula rasa.

Вероятность появления чего-то нового в искусстве так же высока, как вчера и позавчера, но сегодня, может быть, несколько выше обычного, и это интересно.

Важно лишь помнить, что искусство — занятие свободного человека. А свобода существовала всегда — и всегда была абсолютной. Господа художнички едва ли дают себе труд задуматься об этом. Но ведь кому-нибудь это должно прийти в голову? Ещё вопросы будут?

Беседовал Денис Соловьёв-Фридман




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



5 украденных шедевров живописи, которые до сих пор не найдены

Ван Гог, Вермеер и Пикассо

Шедевры искусства часто становятся жертвами нападений. В «Мону Лизу» швырялись камнями, Ивана Грозного с сыном исчертили ножом, в Матисса тыкали карандашом, картину Рембрандта «Даная» облили кислотой и порезали для большей убедительности. Люди, совершавшие эти поступки, придерживались своих личных целей, религиозных и политических убеждений или же просто страдали от различных психических расстройств. Но чаще всего людьми движет банальная жажда наживы, ради которой они совершают похищения известных полотен.

28.10.2018 19:00, Евгения Башурина, fraufluger.ru


Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com


8 реальных мест с известных картин, которые вы можете посетить сегодня

Кафе Ван Гога и мост Моне

Вы хотели когда-нибудь почувствовать себя персонажем известной картины? Оказаться «внутри» знаменитого произведения искусства? Оказывается, это возможно! Посмотрите на эту подборку реальных мест, которые были запечатлены на известных картинах и сохранились до сих пор.

24.09.2018 19:00, izbrannoe.com, mymodernmet.com


Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru






 

Новости

Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.