Подписаться на обновления
26 октябряВоскресенье

usd цб 41.8101

eur цб 52.9065

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  среда, 5 января 2011 года, 08.00

Илья Кабаков: «Моя земля — это остров…»
Художник объясняет, кому адресуется его искусство


Илья Кабаков. Фото: Константин Рубахин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Большая, пятичастная, ретроспектива русского художника Ильи Кабакова в Москве — одно из ведущих культовых событий последнего двадцатилетия. Художник редко общается с журналистами, предпочитая коммуникацию через искусство. Но нам удалось найти программное интервью, которое Голубкина-Врубель взяла у Кабакова в 1991 году. Из всех многочисленных архивных материалов мы выбрали этот текст, где собеседники разговаривают на равных.

— Илья, чей ты художник? Кому ты адресуешь своё искусство?
— Четыре года назад я совершенно определённо мог сказать — и даже с некоторым энтузиазмом, что я живу в Москве, в центре великой страны и что я художник этой страны и выражаю то, что вижу и слышу вокруг себя.

Теперь я не живу нигде, то есть я нахожусь там, где моя работа, я похож на блуждающих циркачей, там, где мне предлагают выставку, там я и живу. Поскольку выставки, слава богу, следуют одна за другой, я часто переезжаю. Вероятно, я художник всё той же страны, но в моей жизни появилась ещё одна — новая — страна. Это остров, о котором много можно говорить.

Это страна международных художников, кураторов, критиков, которая разбросана по всему миру. Жители этой страны принадлежат к содружеству, которое я готов идеализировать, я назвал бы эту страну Касталией.

Этот остров я обнаружил, переехав из России, хотя подозревал о его существовании и раньше. Этот остров омывается рекой, имя которой — история искусства.

Остров тоже принадлежит истории искусства. Извивы реки прихотливы, и неизвестно, где она проходит сейчас. Трудно сказать, где в этот момент её главное русло. Но вместе с тем река течёт по прямой — с глубокой древности по сегодняшний день.

Моя земля — этот остров, моя семья — этот остров, жить здесь — большое счастье.

— Для кого же предназначено искусство, которое создают жители острова?
— Художник отражает мир, который вокруг него. Содержание искусства рождается в среде, в детстве, в мире, где живёт художник, но формы художник изменяет постоянно. Это стало так с начала века или немного раньше и идёт до нынешнего дня.

Вопрос для нас стоял так: либо заимствовать принятые формы, либо создать свои. Старые формы были нам отвратительны, жалки. Новые — проблематичны, комичны даже, но они соответствовали нашим стремлениям. И мы начали выражать наши высокие потуги, устремлённые иногда за край мира, в этих комичных формах.

Мы имели перед собой целую панораму художественных форм, которые за долгое время развились на Западе, за рубежом. Каждая из составляющих этой панорамы использовалась нами и переосмыслялась.

Все — от самых настоящих славянофилов до западников — склонялись к фopмaм западным. Даже те формы, которые объявлялись богоданными, оказывались на поверку модификациями западных течений.

Некоторые из нас считали, что формы должны сопрягаться с сегодняшним днём, некоторые скользили по лестнице времени вплоть до Возрождения и дальше.

Но в любом случае эти формы не были одеждами из гардероба времени, но соответствовали духу времени. Мы понимали, что требуется не только язык Запада, как это было в XVIII веке, когда художник мог поехать в Париж, насмотреться новинок и перенести их домой, в деревню. Мы понимали, что язык постоянно изменяется, очень быстро изменяется.

Нужно ли гнаться за изменением языка? Это важный вопрос. Для меня говорение на нынешнем языке очень важно.

Сейчас все проблемы в художественном мире глубоко региональны. Все попытки выйти на старый интернациональный язык кончаются скверно. Все укоренены в своей истории. Но язык коммуникаций должен быть понятен международному сообществу художников, острову, о котором я говорил.

— Кто управляет островом?
— Никто. Это семья, которая понимает друг друга, это не какая-то строгая иерархия, здесь нет места тоталитаризму.

— Кто определяет законы на острове?
— В известном смысле массовое сознание его обитателей. Это массовое сознание критиков, художников, коллекционеров, кураторов...

— Не может ли произойти ошибки? Не может ли к сообществу присоединиться чужак?
— Нет, этого не может быть. Эта жизнь растёт как куст, ей нельзя навязать постороннюю волю. Попасть внутрь круга очень трудно каждому его члену, но когда это происходит — это воля всего круга, всей элиты.

Как всякая элита в мире, наша двигалась по вертикали художественного развития. Это подобно дереву, которое обновляется. Сменилось четыре поколения неофициальных художников в России, но каждое последующее органично наростало на предыдущем. Другое дело — меняется место обитания: Париж, Нью-Йорк, Берлин...

Сейчас художники «плавают» по всему земному шару. Так же, как критики — это стая... Одним словом, это всё — орден, который всюду имеет свои монастыри. И это всё — регионы, где выращивают своё. Но главные центры этой жизни — Германия, Скандинавия, Нью-Йорк и, я думаю, Япония в ближайшем будущем.

Река истории искусств идёт через Среднюю Европу и Нью-Йорк, а всё остальное стремится войти в реку. Есть африканские художники, азиатские, которые с неизбежностью попадают туда, в это главное течение.

Что касается России, то она в ближайшее время не создаст вертикаль жизни искусства и, вероятно, в России возникнут собственные структуры, которые будут иметь комплекс неполноценности перед Западом. Это не только судьба России, но и Латинской Америки, например...

Пока не создадутся международные структуры, Россия будет в иллюзиях и комплексах. Для создания художественного поля в регионе нужна прежде всего мощная прокачка современных художественных форм через регион.

Итак, я обозначил картину: река — болота — сушняк. Так это обстоит сейчас. И я верю в то, что среднеевропейская цивилизация будет по-прежнему доминировать. Это, впрочем, не значит, что нет других способов существования. Например, любая форма изоляционизма даёт силу, способность действовать и ощущать свою исключительность. Заботиться о собственной исключительности надо, это естественно. Но нужно думать и о схожести с другими.

— Илья, ты суперзвезда. Но не идёт ли весь остальной поток советского искусства единой волной, без различий?
— Здесь для меня много неясностей. Какова история современного транснационального искусства? Было единое движение, то, что именуется Парижская школа, и так далее.

Позднее в искусстве стало доминировать самое последнее направление. Но были и группы, работающие в русле общих идей, «Флюксус» например. Всегда существовал и существует и институт гениев...

Художник всегда может опираться на опыт Ван Гога...

Россия перебирает все эти методы жизни и действия. Но остров для России неприемлем, в России большой дефицит этого взгляда.

Но я не вижу других реальных возможностей. Всякие этнографические выставки — под флагом национального суверенитета — обречены.

Какой должна быть современная выставка? Она состоит из международных монстров, или это выставка примерно из 60 участников по теме куратора.

Выставки подбираются по идеям, которые кажутся кураторам проблематичными, интересными. Куратор сейчас сам выступает как художник, как режиссёр выставки. Идут смотреть не только на работы художников, но и на концепцию куратора.

— Почему на это тратятся такие деньги?
— Да, деньги часто выбрасываются на инсталляции, которые после выставки разбираются и перестают существовать. Речь ведь идёт о новой элите, не о частной коммерции, нет, это элита. Поэтому это будет и дальше финансироваться.

Ещё недавно всё диктовали коллекционеры, позже всё взяли в руки галереи, а потом их роль стали играть кураторы и музеи.

Сейчас очень важна проблема профессионалов. Искусство делается для узкого круга профессионалов. Вот в музей приходит человек с улицы и говорит: я могу сделать так же. Но это не так.

Когда на выставке вешаются две верёвки — профессионала и дилетанта, — кругу знатоков сразу ясно, где настоящая верёвка. Была даже такая история в Москве, когда в «Крокодиле» опубликовали репродукции настоящих западных абстракционистов и какие-то неподлинные вещи. И даже неподготовленные читатели сразу распознали, где настоящее.

Но сегодняшние критерии гораздо сложнее. Поэтому сегодняшний куратор — это и историк искусства, и знаток, и глаз у него отменный. Это очень сложная профессия. Куратор — это единственный потребитель продукции. И другие знатоки из клана.

— Как сменяются поколения в этом мире?
— Это особая возрастная система. Это установившееся мирочувствие в системе: человек набирает язык, которым он пользуется. Он пользуется этим языком, потом оказывается, что язык изношен, художник останавливается. Он ещё может смотреть на происходящее, оценивать следующее поколение, оно может нравиться ему или нет.

Обычно это происходит в течение 7—9 лет. Постепенно меняется весь план генерации, в связи с политическими причинами и многими другими. Где течёт сейчас река искусства, не знает точно никто, каждый надеется, что река здесь, рядом.

Но в своей генерации каждый художник — жертва своей группы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Маргарита Чижмак: «Художник, застёгнутый на все пуговицы…»

Куратор ретроспективы Александра Головина, открывшейся в Третьяковской галерее на Крымском валу, рассказывает о том, как готовилась эта выставка

Всего, в этой, пожалуй, самой обширной за всю историю выставке Головина задействано ок. 300 экспонатов. 60 портретов, натюрмортов и пейзажей; подлинные театральные костюмы и декорации, керамика а так же мультик «про розочки».

01.04.2014 12:30, Дмитрий Бавильский


Моне как зеркало Французской революции

14 ноября 1840 года родился основоположник импрессионизма

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой.

14.11.2013 08:30, Дмитрий Бавильский


Любовь земная и небесная

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка одиннадцати картин Тициана из собраний итальянских музеев

Это уже третья, после Караваджо и Лотто, выставка ренессансной итальянской живописи. Теперь в Москву привезли одиннадцать картин главного венецианского художника, которые рассортировали по трем главным темам его творчества.

01.07.2013 15:30, Дмитрий Бавильский


Пробелый

Современная символика становится сиюминутной, субъективной и импульсивной

Выставка художника и архитектора родом из Иркутска Игоря Ширшкова, открывшаяся 14 мая в галерее ВХУТЕМАС, из-за своего названия «Движение Белого» неожиданно для организаторов, искусствоведов и самого автора вдруг приобрела политически актуальную окраску.

24.05.2012 15:59, Анна Ильичёва


Сергей Соболев: «Скульптура — это область чувств, связанная с формой»

Известный скульптор об интуиции, морфологии, конкретном символе и скульптуре.

24 мая на Винзаводе в галерее «11.12» открывается выставка художника Сергея Соболева под названием «Морфология». Это первая персональная выставка молодого талантливого скульптора, который в своих работах исследует возможности формы.

03.05.2012 12:48


Аркадий Ипполитов: «Символическое содержание? Я его создаю…»

Если под артефактом вы подразумеваете искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание - то я с ним не работаю, я его создаю - ведь произведение не искусственно созданный объект, а естественно появившийся, артефактом же его делает наша интерпретация.

30.01.2012 15:55


Под сенью двух Лилит в цвету: сюрреализм в Париже и Базеле

Базельские выставки. «Сюрреализм в Париже». Израильские комиксы. «Смерть вместо помощи»

Пегги носила две разные серьги, одну – от Ива Танги, а другую – от Александра Кальдера, чтобы провозгласить равенство симпатий к сюрреализму и абстракционизму.

24.01.2012 10:48, Элина Войцеховская


Александр Верёвкин: «Мои кривые картинки можно и не относить к современному искусству…»

Лучший современный российский абстракционист объясняет искусство почеркушечек

Как научить этих людей моей красоте или красоте Черного квадрата? Или же, напротив, мне научиться от них чему-то? Ничего этого делать не стоит, человеку нужно искать другого человека с совпадающим восприятием красоты.

22.12.2011 09:00, Дмитрий Бавильский


Грани интимности

В новом выставочном пространстве photohub_Manometr на ArtPlay открывается выставка фотографий Кирилла Серебренникова

В своих фотографиях Серебренников воздержался от того, чтобы снимать то, что так хорошо описал Равенхилл. Как фотограф он оказался более сентиментальным и нежным, нежели как режиссёр.

14.12.2011 13:51, Александр Шаталов


Поклонение пастухов

Выставка одиннадцати картин Караваджо в ГМИИ – апофеоз не только Года Италии в России, но и чреды выставок классического искусства

Для того, чтобы в следующий раз увидеть ту или иную работу, следует ехать на Сицилию, в Рим (Капитолийские музеи, Национальная галерея в Палаццо Барберини, Галерея Боргезе, Музеи Ватикана или Церковь Санта Мария дель Пополо), в Неаполь (Музей Каподимонте) или во Флоренцию (Галерея Палатина в Палаццо Питти). Или в Милан (Пинакотека Брера).

28.11.2011 10:23, Дмитрий Бавильский






 
 

Новости

Стартовал VI Международный литературный конкурс «Музыка перевода»
Прием работ продлится по традиции до 1 декабря, а объявление и награждение победителей намечено на 11 декабря 2014.
Назван шорт-лист Премии Андрея Белого
Традиционно названы претенденты на победу в трех номинациях - проза, поэзия и гуманитарные исследования.
4 октября в Москве пройдет "Ночь Музыки-2014"
В этом году программа охватит практически все музыкальные жанры и направления.
"Русская премия" для зарубежных русскоязычных литераторов открыла сезон
За девять лет существования "Русской премии" лауреатами конкурса стали 73 писателя и поэта из 19 стран мира.
Андрей Макаревич презентовал новую песню «Моя страна сошла с ума»
Аудиозапись (без видеоряда) появилась на YouTube, песню послушали уже свыше 150 тыс. человек.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Казус Запесоцкого, тяжба с СГА и проблема рейтингов Минобрнауки

Рособрнадзор напрасно медлит с проверкой дипломов вузов на плагиат

Новость о том, что Рособрнадзор лишил аккредитации ещё 7 вузов, «взорвала» соцсети, хотя длинная эпопея закрытия Современной гуманитарной академии (СГА) и масса других похожих решений ведомства уже продемонстрировали, что в преддверии сокращения потока абитуриентов Рособрнадзор готов отказывать в аккредитации сомнительным с точки зрения чиновников университетам.

plushev

Вегетарианец поневоле

От некоторых привычных вещей вполне не страшно отказываться и жизнь от этого совсем не теряет в качестве, не говоря уж про смысл

Вот уже год я «рыбный вегетарианец» врачебным предписанием. У меня после месячного приступа артрита диагностировали подагру и врач, которому я доверяю, предложила не садиться популярные у не желающих себя ограничивать мужчин таблетки, а попробовать существенные ограничения в еде.

Владимир Путин

«Свобода СМИ, право граждан на получение и распространение информации – это базовые принципы любой демократической власти»

Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности, посвящённое вопросам противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Обсуждались меры по повышению уровня защищённости отечественных сетей связи и информационных ресурсов, обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента интернета.

dolboeb

Запрет на кредитование и женитьбу

Как отрегулировать до 100% российских СМИ

На официальном сайте Госдумы сподобились выложить скан законопроекта №604509-6, вводящего в России запрет на журналистскую и издательскую деятельность для иностранных юрлиц и физлиц, а также для россиян, имеющих иное гражданство.

Умберто Эко

Умберто Эко: «Дорогой внук, учи наизусть»

Память подобна мускулам ног, если ее перестаешь упражнять, она становится дряблой

Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

Николай Горькавый

«Моё время ещё придёт!»

Сказка о монахе Менделе, который нашёл великий закон на грядке с горохом

Жужжали пчёлы, деловито облетая цветы в поисках нектара. Цветы не возражали и даже, наоборот, старались привлечь крылатых тружеников сладким запахом и яркими красками. В ту пору летнее кипение белых, синих, красных, жёлтых цветов было настолько привычным зрелищем, что люди редко замечали это разноцветье. Тем более равнодушны к таким пустякам были крестьяне, которые работали с утра до вечера не меньше озабоченных пчёл.

Владимир Познер

О мозгах

История тянет на притчу c глубинным философским смыслом

Так и хочется вспомнить моего любимого и неподражаемого Николая Васильевича: кто что ни говори, но такие случаи бывают. Редко, но бывают. Не ручаюсь за точность цитаты, тем более за пунктуацию, но за смысл ручаюсь, и это любимое мной гоголевское изречение пришло мне в голову в связи со следующей историей.

Лев Симкин

Гудел как улей родной завод

Вентиляторный завод как зеркало русской экономики

Решив быть в тренде и поддержать отечественного производителя (а в старое время отец мой был самым что ни на есть отечественным производителем), в прошлые выходные я привез его к родному заводу. Точнее, к тому месту, где завод был когда-то, сейчас там торговый пассаж и офисное здание. В этот самый момент из жилого дома напротив вышел прогуляться отцовский коллега. Ветераны труда обнялись, прослезились, так что мне не оставалось ничего иного как отвести их в соседний кабак, где они смогли предаться воспоминаниям.

Этери Чаландзия

Москва моя

Не все воспоминания приятны, не все пережитое повторимо, но родной город – это место силы, воспринимать его иначе – обесценивать свою жизнь

Мне всегда хочется признаться в любви родному городу, но, как назло, вечно что-то мешает. Только я проникнусь нежными чувствами к столице, как вдруг дворники принимаются по весне вымазывать ядовитой краской заборы, или без предупреждения снесут старый особняк, или меняется расписание мусоровозов, и грохочущий зловонный ужас въезжает во двор в пять утра. Или опять что-то новое придумают с городскими парковками и ищи-свищи по штрафстоянкам свою голубу, а то и вовсе в канун каких-нибудь праздников глубокой ночью не подъехать к дому. Стоишь в час ночи в безнадежной пробке и дивишься, ну что за город такой?..

Антон Меркуров

Ограничения не спасут духовные скрепы

На любые запреты, сеть отвечает успешными решениями

«Ну что, оградят ли теперь наши власти граждан страны от экстремистов?» - примерно так был сформулирован вопрос телеканала Lifenews заданный мне в контексте обсуждения вступивших в силу поправок позволяющих Роскомнадзору блокировать без суда сайты за «экстремистскую социально опасную инфомацию, предоставляющую угрозу для общества и личности».

 

Календарь

Теперь он ушёл навсегда

Стив Джобс: «Память о том, что я скоро умру, — самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения»

Три года назад, 5 октября 2011 года в США на 57 году жизни скончался основатель компании Apple. За полтора месяца до этого Стив Джобс, зная о том, что времени у него осталось совсем немного, ушёл с поста гендиректора Apple, который занимал последние 14 лет. Свой уход он объяснил коллегам в прощальном письме. «Правила жизни» человека, изменившего мир, будут актуальны и после его смерти.

Максим Медведев

Человек с бульвара Капуцинок

150 лет назад, 5 октября 1864 года, родился Луи Жан Люмьер, один из родоначальников кинематографа

Его жизнь и деятельность до сих пор окутаны легендами и мифами. До сих пор на русскоязычных форумах люди уверенно делятся информацией, почерпнутой из советских источников. На самом же деле многое в жизни Люмьера было совсем не так…

Дмитрий Петров

Эхо октябрьской стрельбы

Кто излечит Россию от ран 1993 года?

«Бэтээры стоят. Вдруг один… разворачивается и несётся по площади. Боковые то ли пулемёты, то ли ещё что палят по окнам первого этажа… Один из лежавших за палатками приближается к спине машины… Он размахивается, в воздухе что-то блестит, БТР тихо и быстро вспыхивает. Остальные три… бьют по площади вдоль — по палаткам.

«1993 год. Почти Милошевич. Почти Югославия»

Блогеры вспоминают события более чем двадцатилетней давности и размышляют над его историческим значением

Двадцать лет в истории человечества — срок совсем небольшой. В жизни всякого отдельного человека — немалый. Тем не менее, когда вспоминаешь о событиях осени 1993 года, завершившихся расстрелом законно избранного российского парламента, кажется, что это было вчера. Возможно, таково свойство нашей памяти: прошло два десятилетия, промелькнули, а тебе, непосредственному участнику описываемых событий, по-прежнему приходят на ум герои и антигерои тех дней, настроения, ожидания, эмоции, несбывшиеся надежды, отчаяние, слёзы, жёсткий, чуть ли не посекундный, хронометраж дней и ночей с 20 сентября по 4 октября 1993 года.

Дмитрий Корель

Мёртвая петля Есенина

119 лет назад родился поэт Сергей Есенин

«Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в обыкновенной (вариант — простой; вариант — традиционной) крестьянской семье…» Так начинается большинство хрестоматийных биографий «вышедшего из народа поэта» Сергея Есенина. Предполагается, будто читатель знает, что такое обыкновенная (вариант — традиционная; вариант — простая) русская крестьянская семья конца XIX — начала XX века.

Виктория Шохина

Русский архетип

3 октября (21 сентября) 1895 года родился Сергей Есенин

В Советском Союзе Есенин был чуть ли не единственным источником, к которому припадала вся наша огромная, нервная, склонная к депрессиям и истерикам и вечно ищущая художественные формы для них народная душа. К его могиле на Ваганьковское кладбище приходили 3 октября алканы — застаканить за Серегу, Сереженьку, Сергея Александровича. «Эх, Серега, — кто-нибудь самый лиричный поднимал слегка запотевший граненый стакан, — поехали!», как будто он погиб только вчера.

Milady-S

Вы не должны терять веры в человечество

145 лет назад, 2 октября 1869 года, родился родоначальник философии ненасилия Махатма Ганди

Махатма Ганди не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. Однако далеко не все знают о том, какими жизненными принципами руководствовался идеолог национально-освободительного движения Индии. «Вы не должны терять веры в человечество. Человечество — это океан; если несколько капель в океане грязны, океан не становится грязным», - писал Ганди.

teh-nomad

Петров, спасший Землю

26 сентября 1983 года человечество могло бы исчезнуть, если бы не этот человек из Фрязино

Cловосочетание «человеческий фактор» чаще употребляется с негативной окраской. Однако, в этой истории интуиция и привычка думать, в ситуациях, в которых большинство предпочитает слепо следовать инструкции, дабы не нарваться на неприятности, помогли спасти мир. Да-да, именно так спасают мир. В кино и в жизни.


 

Интервью

Мы имеем дело с непознанным

Интервью с Иваном Засурским, журналистом, заведующим кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова

О трендах современной медиасреды, способах выживания интернет-проектов и о том, как не стать персонажем «Тошноты» Сартра, мы поговорили с человеком, который мечтает создать мир, где будут править накопленные знания.

«Зрителя нужно воспитывать, а чтобы его воспитывать, должна быть политическая воля»

Андрей Кончаловский о кризисе церкви, президенте-предателе и поиске счастья

Знаменитый режиссер, новый президент киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский в интервью корреспонденту РБК Александре Федотовой рассказал, почему в России, как в Африке, нет общества, а также о свободе, интеллигенции, сочувствии к оппозиции и новых зрителях, выросших на голливудских ситкомах. Главный европеец отечественного кино уверен, что мы закрыли петровское окно и до сих пор живем в Московском княжестве с ордынскими комплексами.

Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

«Из второго эшелона мы переходим в первый»

Генеральный директор крупнейшего российского доменного регистратора REG.RU Алексей Королюк — о создании доменной зоны .рф, функции регистратора и хостера, фильтрации контента и русских людях в Сети.

Людмила Улицкая: «Мы Европе не подходим…»

Лауреат Европейской премии о книге памяти Горбаневской, закате русской культуры, и о том почему Россия – всё-таки, не Европа

Именно великая русская культура, солнце которой закатилось, более всего свидетельствует о том огромном потенциале, который был бесславно потрачен на полях революции и двух мировых войн, каждая из которых -следствие безумия, эгоизма и тщеславия политиков. Впрочем, как и во внутренних битвах с собственным народом, уже в СССР.