Подписаться на обновления
26 маяВторник

usd цб 49.8613

eur цб 54.7477

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияВостребованное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  среда, 5 января 2011 года, 08.00

Илья Кабаков: «Моя земля — это остров…»
Художник объясняет, кому адресуется его искусство


Илья Кабаков. Фото: Константин Рубахин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Большая, пятичастная, ретроспектива русского художника Ильи Кабакова в Москве — одно из ведущих культовых событий последнего двадцатилетия. Художник редко общается с журналистами, предпочитая коммуникацию через искусство. Но нам удалось найти программное интервью, которое Голубкина-Врубель взяла у Кабакова в 1991 году. Из всех многочисленных архивных материалов мы выбрали этот текст, где собеседники разговаривают на равных.

— Илья, чей ты художник? Кому ты адресуешь своё искусство?
— Четыре года назад я совершенно определённо мог сказать — и даже с некоторым энтузиазмом, что я живу в Москве, в центре великой страны и что я художник этой страны и выражаю то, что вижу и слышу вокруг себя.

Теперь я не живу нигде, то есть я нахожусь там, где моя работа, я похож на блуждающих циркачей, там, где мне предлагают выставку, там я и живу. Поскольку выставки, слава богу, следуют одна за другой, я часто переезжаю. Вероятно, я художник всё той же страны, но в моей жизни появилась ещё одна — новая — страна. Это остров, о котором много можно говорить.

Это страна международных художников, кураторов, критиков, которая разбросана по всему миру. Жители этой страны принадлежат к содружеству, которое я готов идеализировать, я назвал бы эту страну Касталией.

Этот остров я обнаружил, переехав из России, хотя подозревал о его существовании и раньше. Этот остров омывается рекой, имя которой — история искусства.

Остров тоже принадлежит истории искусства. Извивы реки прихотливы, и неизвестно, где она проходит сейчас. Трудно сказать, где в этот момент её главное русло. Но вместе с тем река течёт по прямой — с глубокой древности по сегодняшний день.

Моя земля — этот остров, моя семья — этот остров, жить здесь — большое счастье.

— Для кого же предназначено искусство, которое создают жители острова?
— Художник отражает мир, который вокруг него. Содержание искусства рождается в среде, в детстве, в мире, где живёт художник, но формы художник изменяет постоянно. Это стало так с начала века или немного раньше и идёт до нынешнего дня.

Вопрос для нас стоял так: либо заимствовать принятые формы, либо создать свои. Старые формы были нам отвратительны, жалки. Новые — проблематичны, комичны даже, но они соответствовали нашим стремлениям. И мы начали выражать наши высокие потуги, устремлённые иногда за край мира, в этих комичных формах.

Мы имели перед собой целую панораму художественных форм, которые за долгое время развились на Западе, за рубежом. Каждая из составляющих этой панорамы использовалась нами и переосмыслялась.

Все — от самых настоящих славянофилов до западников — склонялись к фopмaм западным. Даже те формы, которые объявлялись богоданными, оказывались на поверку модификациями западных течений.

Некоторые из нас считали, что формы должны сопрягаться с сегодняшним днём, некоторые скользили по лестнице времени вплоть до Возрождения и дальше.

Но в любом случае эти формы не были одеждами из гардероба времени, но соответствовали духу времени. Мы понимали, что требуется не только язык Запада, как это было в XVIII веке, когда художник мог поехать в Париж, насмотреться новинок и перенести их домой, в деревню. Мы понимали, что язык постоянно изменяется, очень быстро изменяется.

Нужно ли гнаться за изменением языка? Это важный вопрос. Для меня говорение на нынешнем языке очень важно.

Сейчас все проблемы в художественном мире глубоко региональны. Все попытки выйти на старый интернациональный язык кончаются скверно. Все укоренены в своей истории. Но язык коммуникаций должен быть понятен международному сообществу художников, острову, о котором я говорил.

— Кто управляет островом?
— Никто. Это семья, которая понимает друг друга, это не какая-то строгая иерархия, здесь нет места тоталитаризму.

— Кто определяет законы на острове?
— В известном смысле массовое сознание его обитателей. Это массовое сознание критиков, художников, коллекционеров, кураторов...

— Не может ли произойти ошибки? Не может ли к сообществу присоединиться чужак?
— Нет, этого не может быть. Эта жизнь растёт как куст, ей нельзя навязать постороннюю волю. Попасть внутрь круга очень трудно каждому его члену, но когда это происходит — это воля всего круга, всей элиты.

Как всякая элита в мире, наша двигалась по вертикали художественного развития. Это подобно дереву, которое обновляется. Сменилось четыре поколения неофициальных художников в России, но каждое последующее органично наростало на предыдущем. Другое дело — меняется место обитания: Париж, Нью-Йорк, Берлин...

Сейчас художники «плавают» по всему земному шару. Так же, как критики — это стая... Одним словом, это всё — орден, который всюду имеет свои монастыри. И это всё — регионы, где выращивают своё. Но главные центры этой жизни — Германия, Скандинавия, Нью-Йорк и, я думаю, Япония в ближайшем будущем.

Река истории искусств идёт через Среднюю Европу и Нью-Йорк, а всё остальное стремится войти в реку. Есть африканские художники, азиатские, которые с неизбежностью попадают туда, в это главное течение.

Что касается России, то она в ближайшее время не создаст вертикаль жизни искусства и, вероятно, в России возникнут собственные структуры, которые будут иметь комплекс неполноценности перед Западом. Это не только судьба России, но и Латинской Америки, например...

Пока не создадутся международные структуры, Россия будет в иллюзиях и комплексах. Для создания художественного поля в регионе нужна прежде всего мощная прокачка современных художественных форм через регион.

Итак, я обозначил картину: река — болота — сушняк. Так это обстоит сейчас. И я верю в то, что среднеевропейская цивилизация будет по-прежнему доминировать. Это, впрочем, не значит, что нет других способов существования. Например, любая форма изоляционизма даёт силу, способность действовать и ощущать свою исключительность. Заботиться о собственной исключительности надо, это естественно. Но нужно думать и о схожести с другими.

— Илья, ты суперзвезда. Но не идёт ли весь остальной поток советского искусства единой волной, без различий?
— Здесь для меня много неясностей. Какова история современного транснационального искусства? Было единое движение, то, что именуется Парижская школа, и так далее.

Позднее в искусстве стало доминировать самое последнее направление. Но были и группы, работающие в русле общих идей, «Флюксус» например. Всегда существовал и существует и институт гениев...

Художник всегда может опираться на опыт Ван Гога...

Россия перебирает все эти методы жизни и действия. Но остров для России неприемлем, в России большой дефицит этого взгляда.

Но я не вижу других реальных возможностей. Всякие этнографические выставки — под флагом национального суверенитета — обречены.

Какой должна быть современная выставка? Она состоит из международных монстров, или это выставка примерно из 60 участников по теме куратора.

Выставки подбираются по идеям, которые кажутся кураторам проблематичными, интересными. Куратор сейчас сам выступает как художник, как режиссёр выставки. Идут смотреть не только на работы художников, но и на концепцию куратора.

— Почему на это тратятся такие деньги?
— Да, деньги часто выбрасываются на инсталляции, которые после выставки разбираются и перестают существовать. Речь ведь идёт о новой элите, не о частной коммерции, нет, это элита. Поэтому это будет и дальше финансироваться.

Ещё недавно всё диктовали коллекционеры, позже всё взяли в руки галереи, а потом их роль стали играть кураторы и музеи.

Сейчас очень важна проблема профессионалов. Искусство делается для узкого круга профессионалов. Вот в музей приходит человек с улицы и говорит: я могу сделать так же. Но это не так.

Когда на выставке вешаются две верёвки — профессионала и дилетанта, — кругу знатоков сразу ясно, где настоящая верёвка. Была даже такая история в Москве, когда в «Крокодиле» опубликовали репродукции настоящих западных абстракционистов и какие-то неподлинные вещи. И даже неподготовленные читатели сразу распознали, где настоящее.

Но сегодняшние критерии гораздо сложнее. Поэтому сегодняшний куратор — это и историк искусства, и знаток, и глаз у него отменный. Это очень сложная профессия. Куратор — это единственный потребитель продукции. И другие знатоки из клана.

— Как сменяются поколения в этом мире?
— Это особая возрастная система. Это установившееся мирочувствие в системе: человек набирает язык, которым он пользуется. Он пользуется этим языком, потом оказывается, что язык изношен, художник останавливается. Он ещё может смотреть на происходящее, оценивать следующее поколение, оно может нравиться ему или нет.

Обычно это происходит в течение 7—9 лет. Постепенно меняется весь план генерации, в связи с политическими причинами и многими другими. Где течёт сейчас река искусства, не знает точно никто, каждый надеется, что река здесь, рядом.

Но в своей генерации каждый художник — жертва своей группы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Альтернативная история живописи XIX века

Восемь картин, которые никогда не попадут в академические учебники

Выбранные восемь произведений (почти все, за редким исключением) являются своего рода маргиналиями: иногда впрямую курьезами, иногда — тем, что существует и производится на жанровой обочине большого искусства, например анималистика. Но в этом малоизвестном, обычно выпадающем из рассмотрения пласте обнаруживаются все основные вопрошания и пристрастия романтического столетия.

06.03.2015 18:00, Галина Ельшевская


Моне как зеркало Французской революции

14 ноября 1840 года родился основоположник импрессионизма

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой.

14.11.2014 10:30, Дмитрий Бавильский


Маргарита Чижмак: «Художник, застёгнутый на все пуговицы…»

Куратор ретроспективы Александра Головина, открывшейся в Третьяковской галерее на Крымском валу, рассказывает о том, как готовилась эта выставка

Всего, в этой, пожалуй, самой обширной за всю историю выставке Головина задействано ок. 300 экспонатов. 60 портретов, натюрмортов и пейзажей; подлинные театральные костюмы и декорации, керамика а так же мультик «про розочки».

01.04.2014 12:30, Дмитрий Бавильский


Любовь земная и небесная

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка одиннадцати картин Тициана из собраний итальянских музеев

Это уже третья, после Караваджо и Лотто, выставка ренессансной итальянской живописи. Теперь в Москву привезли одиннадцать картин главного венецианского художника, которые рассортировали по трем главным темам его творчества.

01.07.2013 15:30, Дмитрий Бавильский


Пробелый

Современная символика становится сиюминутной, субъективной и импульсивной

Выставка художника и архитектора родом из Иркутска Игоря Ширшкова, открывшаяся 14 мая в галерее ВХУТЕМАС, из-за своего названия «Движение Белого» неожиданно для организаторов, искусствоведов и самого автора вдруг приобрела политически актуальную окраску.

24.05.2012 15:59, Анна Ильичёва


Сергей Соболев: «Скульптура — это область чувств, связанная с формой»

Известный скульптор об интуиции, морфологии, конкретном символе и скульптуре.

24 мая на Винзаводе в галерее «11.12» открывается выставка художника Сергея Соболева под названием «Морфология». Это первая персональная выставка молодого талантливого скульптора, который в своих работах исследует возможности формы.

03.05.2012 12:48


Аркадий Ипполитов: «Символическое содержание? Я его создаю…»

Если под артефактом вы подразумеваете искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание - то я с ним не работаю, я его создаю - ведь произведение не искусственно созданный объект, а естественно появившийся, артефактом же его делает наша интерпретация.

30.01.2012 15:55


Под сенью двух Лилит в цвету: сюрреализм в Париже и Базеле

Базельские выставки. «Сюрреализм в Париже». Израильские комиксы. «Смерть вместо помощи»

Пегги носила две разные серьги, одну – от Ива Танги, а другую – от Александра Кальдера, чтобы провозгласить равенство симпатий к сюрреализму и абстракционизму.

24.01.2012 10:48, Элина Войцеховская


Александр Верёвкин: «Мои кривые картинки можно и не относить к современному искусству…»

Лучший современный российский абстракционист объясняет искусство почеркушечек

Как научить этих людей моей красоте или красоте Черного квадрата? Или же, напротив, мне научиться от них чему-то? Ничего этого делать не стоит, человеку нужно искать другого человека с совпадающим восприятием красоты.

22.12.2011 09:00, Дмитрий Бавильский


Грани интимности

В новом выставочном пространстве photohub_Manometr на ArtPlay открывается выставка фотографий Кирилла Серебренникова

В своих фотографиях Серебренников воздержался от того, чтобы снимать то, что так хорошо описал Равенхилл. Как фотограф он оказался более сентиментальным и нежным, нежели как режиссёр.

14.12.2011 13:51, Александр Шаталов






 
 

Новости

II Международный фестиваль «Опера априори», посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, завершает работу
«Милый друг» – заключительный концерт фестиваля пройдёт в Большом зале Московской государственной консерватории 3 июня 2015 года.
К 75-летию Иосифа Бродского
В Петербурге откроют музей-квартиру поэта, в Москве пройдут чтения его стихов, Первый канал покажет фильм.
Международную Букеровскую премию получил венгр Ласло Краснахоркаи
61-летний писатель получил награду за романы «Меланхолия сопротивления», «Си-ван-му здесь среди нас» и «Сатанинское танго».
Дубль два
В Москве повторят акции "Ночь в музее" и "День парков", так как дожди и холод в выходные помешали многим москвичам посетить их.

 

 

Мнения

Александр Феденко

Всё о Красной Шапочке

Александр Феденко о тайне «Красной Шапочки» и недетской изнанке детской сказки

Написать о «Красной Шапочке» я собирался давно –лишь на первый взгляд сюжет этого произведения прост, а мораль понятна. На самом же деле история жутко темная и совсем не детская.

Михаил Эпштейн

Христос, припавший к Земле: Стэнли Спенсер

Художник не обязан быть богословом. Но коль скоро он обращается к библейскому сюжету, ему поневоле приходится брать на себя роль толкователя Священного Писания, а тогда уже недалеко и до ереси, пусть и с благочестивыми намерениями. Это заключительная часть маленького триптиха "Богословие в красках" , начатого публикациями Ева и Змей. Загадка Джоконды о Леонардо да Винчи и Распятие как Вознесение о Сальвадоре Дали.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Дмитрий Бавильский

Чёрный квадрат «Синей птицы»

Новая постановка Бориса Юхананова идет в «Электротеатре Станиславский» три дня подряд

Это, конечно же, новый, прорывной театр. Пройдёмся по этажам этой многосоставной постановки, позволяющей понять как устроено поисковое современное искусство.

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Феденко

Вспомнил… (inmemories)

Году литературы, ярко начавшемуся с пожара в библиотеке, посвящается

Эпоха бумажных книг действительно уходит. Это естественно, уносятся прочь старые привычки, предметы времени, имена. Стираются из жизни и из памяти.
Вспомнил я тут… даже не историю, а просто – вспомнил.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Михаил Эпштейн

Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали

Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя.11 Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

Наталья Наговицына

Илья Осколков-Ценципер: на смерть хипстера

Создатель Института «Стрелка» и журнала «Афиша» дал направление целому поколению. В прошлом году он основал компанию Tsentsiper и теперь проектирует сервисы «Почты России», развитие ВДНХ и бренд Воронежской области. Собака.ru записала монолог человека, чьи предсказания до сих пор сбывались, в котором он утверждает: вектор тяги ко всему «настоящему» сменится на прямо противоположный.

Светлана Храмова

Новосибирская Тангейзериана

Современное искусство – живой процесс, а сколько раз за последние месяцы прозвучало слово “провокация”? Одно дело – критический разгром в прессе, а тщательно организованная толпа под окнами и приглашения в суд – совсем другая история, какая там Шахеразада и сказки про любовь, тут и с должности вылетишь в два счета, и театра лишишься.

Денис Драгунский

От имени народа

Денис Драгунский о том, что гражданское общество совсем не синоним «хорошего» общества

Гражданское общество — это всего лишь способ самоорганизации людей вне контроля государственных институтов. Но такая самоорганизация совсем не обязательно бывает благородной и благолепной.

 

Календарь

Игорь Фунт

Сопутствующее нам веянье душ…

15 мая 1848 года, в семье православного священника, в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии родился всемирно известный в будущем художник и подвижник русской культуры Виктор Михайлович Васнецов.

Юлия Горячева

Настоящий Илья Муромец

25 мая 1889 года родился учёный-авиаконструктор Игорь Сикорский, создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта

Редко когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ.

Виктория Шохина

Ироничный историк и его парадоксы

25 (12) мая 1911 года, умер Василий Осипович Ключевский

Леонид Пастернак сказал тогда, что эта смерть для русской культуры сопоставима по значимости со смертью Льва Толстого. В юности он слушал лекции Ключевского. А в 1909 году писал картину «Ключевский на лекции в Училище живописи, ваяния и зодчества».

Алексей Соколовский

Точка в скандале вокруг «Тихого Дона»

110 лет назад, 24 мая 1905 года, родился Михаил Шолохов, создатель романа-эпопеи «Тихий дон»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

Алексей Соколовский

Шерлок Холмс как личный Дарт Вейдер

22 мая 1859 года родился Артур Игнатиус Конан Дойль, автор приключений Шерлока Холмса

Широко известно, что Конан Дойль создал замечательного сыщика Шерлока Холмса. Не слишком известно другое: автор недолюбливал этого персонажа, который, несомненно, принёс ему немалую прибыль, но также затмил своей почти дартвейдеровской фигурой другие, менее броские произведения писателя.

Отдел культуры

Последний народный СССР

20 мая 2009 года умер Олег Янковский

Народным артистом СССР Олега Янковского назначили в 1991 году, перед самым развалом страны. Михаил Горбачёв подписал этот указ перед самой своей отставкой, наградив Янковского самым последним из мужчин.

Георгий Осипов

Человек вершин

70 лет назад, 19 мая 1945 года, родился Пит Таунсенд, гитарист и лидер легендарной британской рок-группы The Who?

В Советском Союзе The Who? недопонимали и полуненавидели чуть-чуть меньше, чем Beach Boys (ещё одних, внешне не самых обаятельных, реформаторов поп-музыки), но выражалось это только в одном: в адрес The Who?, как правило, не осмеливались проявлять открытую неприязнь.

Ксения Жеглая

Современный пионер: «Субкультура? В этом что-то есть!»

Как повяжешь галстук, береги его: с парусами алыми он цвета одного

19 мая - день основания Всесоюзной пионерской организации.
В отличие от большинства современных молодежных организаций, нынешние пионеры не участвуют во взрослых играх и не стремятся к имиджу отважных орлят, медвежат и других зверят. Их романтика иная, проверенная временем: сборы, походы, общение.

Алексей Соколовский

Проклятая карьера Денниса Хоппера

17 мая 1936 года родился культовый американский кинорежиссёр и актёр Деннис Хоппер

Первым большим кинематографическим впечатлением Денниса Хоппера стали совместные съёмки с Джеймсом Дином — древнеримской красоты гомосексуалистом, идолом поколения, сыгравшим всего в трёх кинокартинах.

Игорь Фунт

Нескончаемая жизнь искусства

3 (15) мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков

«Чудеса бывают редко», – с горечью сказал Михаил Афанасьевич, имея в виду судьбу своих пьес, романов, инсценировок. Но создал мир, в котором множество необыкновенных чудес. Попробуем чуть-чуть приоткрыть таинственную завесу булгаковского творчества, заглянуть в его литературную мастерскую.

Ирина Иванова

О Булгакове

15 мая 1891 года родился Михаил Булгаков

Михаила Булгакова (1891—1940) стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол.

Заметки о Сальвадоре Дали, датированные 1944 годом

11 мая 1904 года родился великий испанский живописец, самый известный представитель сюрреализма

Дордж Оруэлл известен не только как автор культовой повести "Скотный двор". И современникам, и нынешнему поколению не менее интересны и его эссе культурологического характера. Статья Оруэлла «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали», написанная почти 70 лет назад, прекрасно дополняет образ гениального художника.

Виктория Шохина

Их не нужно жалеть

О советских поэтах, которые не дожили до Дня Победы

Поэты, погибшие на Великой Отечественной войне, были в чести и моде в 1960-е годы. Их имена были высечены на мемориальной доске в ЦДЛ, их стихи читали там 9 мая… И это было не только официальное признание. Собиратель и хранитель андеграунда Константин Кузьминский писал: «Символом нашего времени стало поколение погибших. Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада — три выпуска Литинститута погибло в первые два месяца войны».

Русские деревья

Эхо Великой Отечественной

Последствия Великой Отечественной до сих пор ощущаются в России. Одно из главных – это демографическая катастрофа, огромный дефицит мужчин и отсюда – формирование приниженной роли женщины в обществе. Эхо войны видно и в русском лесу – деревья, проросшие сквозь каски красноармейцев, со вживлёнными в стволы штыками и затворами.


 

Интервью

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

Боже мой, какие книжки!

О вопросах литературы в контексте современной российской действительности

2015-ый год объявлен в России годом литературы. О том, что нужно сделать, чтобы событие было поистине «литературным», с какими проблемами сталкиваются сегодня книжные издательства и почему дети на уроках литературы проявляют себя прекрасными психологами, рассказывает Михаил Нянковский, заслуженный учитель школы РФ.

Леонид Юзефович: «Ум прозаика отчасти состоит в том, чтобы уметь его скрывать»

О судьбах русской – и мировой – литературы, о том, может ли опытный писатель научить чему-нибудь своих начинающих коллег

Леонид Юзефович – писатель, сценарист, историк, лауреат знаковых литературных премий. Впрочем, всё это, и даже больше, можно прочесть в его биографии. Выражу личное отношение: для меня Леонид Юзефович абсолютный мастер своего дела. Его книги «Самодержец пустыни», «Журавли и карлики» – образец стиля. И это интервью – о писательском деле, литературной учёбе, истории, войне и мире, России и Украине – беседа с настоящим мастером.

Хайнрих Гроссбонгардт: «Бюджетные авиакомпании» не означает небезопасные

Эксперт по воздушному транспорту, рассказал в интервью DW о стандартах безопасности в немецкой авиаотрасли и о том, почему падение самолета Germanwings вызывает столько вопросов

Падение самолета Germanwings сейчас представляется очень странным — поскольку была отличная погода, к тому же это произошло в тот момент, когда самолет двигался на большой высоте с крейсерской скоростью - по опыту, это самый безопасный этап полета.

Кеннет Брана: «Золушка не сидит и ждет, пока ее кто-то осчастливит»

Британский режиссер, снявший новую версию всем известной сказки, уверен, что современная принцесса сама распоряжается своей судьбой

Формально новая «Золушка» является наследницей диснеевского мультфильма 1950 года, но тот, кто видел классическую версию, едва ли обнаружит между ними большое сходство. Дело не только в общем размахе, роскошных костюмах и современных спецэффектах, но и в самом подходе к истории: эта принцесса может постоять за себя и без посторонней помощи.