Затянувшиеся переговоры по приобретению компании Opel консорциумом Magna — Сбербанк окончены: GM отказался продать свою европейскую «дочку». У российского автопрома своих проблем хватает, прокомментировал главную деловую новость недели вице-премьер правительства России Александр Жуков. Если же говорить об упущенном шансе приобрести западные автомобильные технологии, то разве нельзя их купить отдельно от автомобильных заводов?
С проблемами не расставайтесь...
Взрослые мужчины в душе остаются маленькими мальчиками. Они любят всякие игры и игрушки — например, футбол и автомобили. А если учесть, что в политике и большом бизнесе большинство крупных действующих лиц всё-таки мужчины, то понять их логику, подчас необъяснимую, можно, лишь взглянув на ситуацию как на игру.
В декабре 2008 года «Часкор» рассказывал о банкротстве трёх крупнейших американских автомобильных компаний, в том числе автогиганта General Motors.
Вполне закономерно, что обанкротившаяся компания решила избавиться от своих европейских активов — расположенных во множестве стран автопредприятий Opel. Сам перечень стран, в которых размещены производственные мощности Opel, весьма впечатляет: Германия, Бельгия, Франция, Великобритания, Австрия, Польша, Португалия, Испания, Турция, Венгрия и даже Республика Корея .
Стремление разорившегося General Motors избавиться от многочисленных заводов выглядело совершенно естественно — прокормить в условиях кризиса многотысячную армию автопролетариата, оплатить поставки материалов и комплектующих, а главное, найти сбыт для продукции очень непросто, особенно для обанкротившегося предприятия.
Поэтому сообщения о переговорах по продаже Opel (они шли с сентября) выглядели вполне предсказуемо: было ясно, что «Дженерал Лузерс» избавляется от страшной головной боли.
Известие о том, что собственник передумал и решил не продавать Opel, грянуло грому подобно. Как сообщило Reuters 4 ноября, «американский автоконцерн General Motors неожиданно передумал продавать Opel консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка, поскольку поверил в способность самостоятельно поставить европейское подразделение на ноги». Неожиданную смену стратегии одобрил в среду совет директоров GM. Этот же совет в начале сентября одобрил продажу Opel.
Верните наши бриджи
Оказывается, GM вдруг поверил в свои силы, однако немецкий кредит на спасение своих производственных активов уже взял. Представители Германии выглядели явно шокированными и возмущёнными, комментируя телеканалам свежую новость.
Как утверждает Reuters, решение GM «ставит под удар власти Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель, активно лоббировавшей сделку, сводит на нет договорённости с профсоюзами Opel в нескольких странах Европы и ставит вопросы относительно источников финансирования всей процедуры реструктуризации европейского подразделения — немецкое правительство уже потребовало вернуть 1,5 млрд евро бридж-кредитов госбанков Германии, предоставленных Opel в ожидании завершения сделки с Magna».
Требование Германии вернуть бридж-кредиты вполне законно и понятно. Страна не хочет оставаться один на один с нарастающей проблемой безработицы: в прессе уже появилось сообщение, что в результате реструктуризации с заводов Opel могут уволить каждого пятого.
Вот это от души...
Итак, Россия осталась без Opel. Хорошо это или плохо? Первая реакция российского правительства порадовала своей искренностью: вице-премьер Александр Жуков заявил, что у российского автопрома своих проблем достаточно. Суть этой резонной позиции можно передать ещё и посредством украинской пословицы «Симь лит мак не родив и горя не робив». Ярко отвечал на превратности фортуны известный афорист Виктор Черномырдин: «Испугали бабу туфлями на высоком каблуке».
«У нас столько проблем со своим автопромом, что сейчас наш главный приоритет — это поддержка собственной автомобильной отрасли, в том числе и Горьковского автозавода», — сказал он, комментируя решение американского автогиганта. Жуков также заявил, что российская экономика уже прошла низшую точку кризиса «и есть перспективы подъёма отечественной автомобильной промышленности».
Во вторник совет директоров компании GM принял решение не продавать германский концерн Opel канадско-австрийской фирме Magna, выступающей в партнёрстве с российскими Сбербанком и «Группой ГАЗ».
То есть жили без Opel и ещё проживём. Дай бог с АвтоВАЗом разобраться. Впрочем, реакция российского премьер-министра была не такой однозначной.
«Правительство России удивлено отказом корпорации General Motors от продажи германской компании Opel консорциуму в составе канадско-австрийской фирмы Magna и российских Сбербанка (SBER) и группы ГАЗ (GAZA). Об этом заявил накануне пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков, рассказывая о реакции главы правительства Владимира Путина на решение совета директоров американского автогиганта», — передаёт ИТАР-ТАСС.
Д. Песков напомнил, что «ранее GM передала управление своим европейским дивизионом трасту, который практически сделку одобрил, и дальнейшие шаги находились в компетенции этого траста. В связи с этим вчерашнее решение, озвученное советом директоров, вызывает удивление».
Однако, кроме удивления, высказана и другая реакция. Как отмечает газета «Коммерсантъ», «премьер Владимир Путин называл покупку Opel частью стратегии развития российского автопрома — участие в ней Сбербанка символизировало перенос технологий Opel в Россию».
Неизвестно, кому повезло
Может быть, нашему автопрому технологии Opel и пошли бы на пользу — об этом судить специалистам. Однако в народе, и не только в нашем, мнение о качестве этих автомобилей не самое лучшее. Знакомый водитель-профи со стажем 27 лет в ответ на вопрос об «опеле» сразу выдал пословицу, широко известную в шофёрской среде: «Каждая машина становится когда-нибудь «опелем». А «Википедия» приводит целый раздел прибауток народов других стран.
Действительно, есть и такая точка зрения экспертов: Opel стремительно повышает качество. Например, на сайте компании размещена статья, где сообщается: «Модель Opel Meriva отмечена в отчёте немецкой организации TUV 2007 года как автомобиль с наименьшим числом дефектов... Для модели Opel Meriva показатель наличия дефектов составил рекордные 1,8% при среднем для отрасли значении 5,9%».
Однако по опросу российских автовладельцев «Самые надёжные автомобили 2009 года», подготовленному исследовательским агентством из Великобритании Warranty Direct, в рейтинге надёжности из 36 позиций Оpel занимает умеренное 14-е место. На последнем Jeep, на первом Suzuki.
В рейтинге «25 наиболее продаваемых моделей авто в России за пять месяцев 2009 года» Opel (с моделью Astra) также оказался посерёдке — на 11-м месте, сократив продажи за пять месяцев 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008-го на 44%.
Есть такая версия
Эксперты пытаются понять, что же лежит в глубинной основе не совсем понятной «игры в машинки» — парадоксального решения GM отказаться от намеченной сделки. Некоторые российские политики уже озвучили такую версию — это, мол, рука Америки. Так, вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил: «Я не могу это утверждать, так как достоверной информации на этот счёт нет, но склонен подозревать, что здесь не обошлось без его (американского) прямого или косвенного участия, и мотивация, мне кажется, очень простая — сохранение Opel в зоне политического и экономического влияния американского бизнеса и американской политики».
Как-то в подобные гипотезы не очень верится. А если это и правда, вряд ли «сохранение влияния» в данном случае окажется эффективным. Уже есть похожие примеры подобного подхода на удержание.
Помнится, изнурительно долго шли переговоры о продаже части принадлежащих государству акций итальянской авиакомпании Alitalia. Российскому «Аэрофлоту» в конечном счёте отказали, французско-нидерландский Air France — KLM сам отказался покупать. И чего достигли? Гигантских убытков и проблем с ЕС. «Как сообщил представитель Европейской комиссии, убытки Alitalia составляют около 1 млн евро в день, а на банковском счету компании находится всего 170 млн. Помимо того, он отметил, что, согласно законам Европейского союза, Alitalia не может получать субсидии от государства до 2011 года. Таким образом, предоставление государственного кредита может привести к введению экономических санкций против Италии со стороны ЕС».
Невольно возникает крамольный вопрос: если автомобили Opel привлекают высокой технологичностью, которую желательно перенести на почву отечественного автопрома, то почему бы не приобрести технологии сами по себе, без нагрузки в виде производственных мощностей, подлежащих реструктуризации, на которых трудится 50 тыс. человек? Ведь покупка технологий — нормальная практика во всём мире. Тут, конечно, следует другой вопрос: согласился ли бы американский концерн, пусть даже обанкротившийся, продавать свои технологии в отрыве от прочей головной боли?
Возвращаясь к «игре в машинки», можно предположить: если не до конца ясны мотивы намечавшейся сделки (получить технологии или бренд или перепродать активы дороже, когда настанут лучшие времена и т.д.), никто точно не сможет сказать и о мотивах её отмены, по крайней мере сегодня.
Читать @chaskor |